Формы взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам преемственности ДОУ и начальной школы в условиях реализации ФГОС
статья

Власова Екатерина Владимировна

 

В статье раскрываются вопросы преемственности между ДОУ и НОО в условиях ФГОС. Рассматривается возможность применения инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Ключевые слова: воспитание, образование, преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, инновационные формы взаимодействия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemstvennost_dou_i_noo_v_usloviyah_fgos.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам преемственности ДОУ и начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье раскрываются вопросы преемственности между ДОУ и НОО в условиях ФГОС. Рассматривается возможность применения инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Ключевые слова: воспитание, образование, преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, инновационные формы взаимодействия.

Обеспечение успеха перехода ребенка от дошкольной ступени образования к обучению в начальной школе возможно при условии объединения усилий всех участников образовательного процесса, работников дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин указывал на наличие внутренней общности между дошкольным и младшим школьным возрастом, считая, что дети 5 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно - образовательном пространстве. Несмотря на то, что проблема преемственности ступеней образования известна давно, с введением ФГОС, повышением вариативности форм как дошкольного, так и начального обучения она приобрела особую актуальность.

Анализ практики ряда дошкольных образовательных учреждений показывает, что основное внимание уделяется интеллектуальной готовности ребенка, а подготовка к обучению в начальной школе зачастую подразумевает облегченный вариант изучения предметов, с которыми ребёнок будет иметь дело в начальной школе. Между тем, деятельностный подход, положенный в основу ФГОС предполагает не только наличие у будущего первоклассника определенного уровня учебных знаний и навыков, но и развития качеств, которые позволят ребенку адаптироваться к новой ведущей деятельности.

Основными предпосылками успешной адаптации к условиям школьного обучения выступают личностные качества выпускника ДОУ, развитие у него навыков конструктивного общения. Формирование указанных качеств возможно только при условии тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса – дошкольного образовательного учреждения, начальной школы и семьи.

В нашем дошкольном образовательном учреждении детский сад № 39 Адмиралтейского района вопросам преемственности между дошкольной ступенью образования и начальной школой придается большое значение. Вопросы преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школы нашли отражение в основной общеобразовательной программе нашего ДОУ. Ответственными за организацию работы являются Заместитель заведующего, старший воспитатель, методист и педагог-организатор.

Во исполнение положений указанной Программы заключен договор с МБОУ СОШ № 238, 259, 235 о согласовании средств обеспечения преемственности образования, составляется проект реализации совместной деятельности всех участников образовательного процесса. В практике детского сада № 39 Адмиралтейского района используются такие формы организации преемственности, как проведение экскурсий детей дошкольного возраста из подготовительной группы в школу, с посещением отдельных уроков. В свою очередь, педагоги школ-партнёров посещают детские проекты. Однако, всех проблем организации преемственности образования данные формы не исчерпывают.

Существующие технологии предшкольной подготовки, направленные на формирование у детей, обучающихся в подготовительных группах ДОУ, предполагают передачу социального опыта от взрослых (воспитатели ДОУ, родители) детям.

Между тем не менее важным представляется опыт межличностной коммуникации между детьми старшего дошкольного возраста и младшими школьниками. Формы организации преемственности между ДОУ и начальной школой широко распространённые в настоящее время не всегда создают возможность для организации взаимодействия между самими первоклассниками и детьми дошкольного возраста с тем, чтобы передача имеющегося социального опыта осуществлялась непосредственно между ними, при посредничестве взрослых. Проводимые экскурсии создают у старших дошкольников только поверхностное представление об организации школьной жизни, а дети, посещающие среднюю и старшую группы вообще не вовлечены в рассматриваемый процесс.

Следовательно, в условиях реализации ФГОС ДО, существует необходимость применения инновационных форм организации взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам преемственности ДОУ и начальной школы, повышающие эффективность этого взаимодействия и его значения для детей дошкольного возраста. С этой целью может быть предложен проект «Найди друзей!» реализация которого будет способствовать не только повышению эффективности адаптации при переходе к школьному образованию, но и создавать мотивацию к занятиям в рамках ДОУ, поможет дошкольникам найти друзей среди обучающихся начальной, которые встретят их осенью в школе.

Участниками проекта являются все стороны образовательного процесса: педагоги дошкольного образовательного учреждения и начальных классов СОШ, воспитанники ДОУ, учащиеся начальной школы, родители (их представители).

Целью реализации прогнозируемых мероприятий является формирование у детей дошкольного возраста компетенций в сфере построения взаимоотношений и приобретение социального опыта сотрудничества дошкольников с детьми, обучающимися в начальной школе. Прогнозируемый результат: реализация проекта «Найди друзей» будет способствовать активизации самостоятельности, креативности, познавательного интереса, формированию устойчивой мотивации к школьному обучению, а также создавать условия для успешной преемственности при переходе от одной ступени образования к другой. Предполагаем, что целенаправленная деятельность участников образовательного процесса позволит выработать у детей дошкольного возраста навыки коммуникативной компетентности, умения установить контакт с обучающимися в школе, а помощь новых друзей облегчит переход дошкольников к условиям новой деятельности, адаптации к школе.

В первые недели начала школьного обучения будущим первоклассникам будет легче, если он смогут получить поддержку друзей, обучающихся в более старших классах, к которым можно обратиться за помощью в случае возникновения каких-либо затруднений в понимании особенностей школьной жизни.

Проект рассчитан не только на тех детей дошкольного возраста, которые посещают подготовительную группу, в нем могут принять участие воспитанники старшей группы. Проектом предусмотрено знакомство дошкольников с расположением классов, педагогами начальной школы. Они смогут принять непосредственное участие в некоторых внеучебных мероприятиях и даже уроках.

Это даст им определенный опыт будущей школьной жизни, снизит напряжение и страхи, которые могут быть обусловлены недостаточной информированностью. В проекте будут принимать участие и родители дошкольников, которые также будут иметь возможность ближе познакомиться со школой.

Также в подготовительной группе детского сада может быть открыт «уголка первоклассника», в котором будут представлены такие элементы предметно-развивающей среды, как портфели, стол-парта, школьная доска. В «Уголке первоклассника» дети смогут играть в школьные уроки, выступая как в роли первоклассников, так и в роли учителей.

Одной из необходимых составляющих является и организация взаимодействия между педагогами ДОУ и начальной школы. Проведение круглых столов, встреч позволит педагогам дошкольного образовательного учреждения лучше понять требования к выпускникам и соответствующим образом скорректировать образовательный процесс в ДОУ. В свою очередь педагоги начальной школы получат возможность лучше узнать своих будущих учеников.

Таким образом, обеспечение преемственности и непрерывности образовательного процесса между дошкольным и начальным школьным образованием требует более тесного сотрудничества между сторонами образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Проблема преемственности между ДОУ и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...

Обеспечение психологической преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который пришел на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необх...

«Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО»

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной и...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ....

Статья. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

В статье раскрывается проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования, как одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики....

Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО

1 слайд. Доброе утро, уважаемые коллеги!Своё выступление мне хочется начать со слов выдающегося французского писателя, поэта и философа Антуана де Сент – Экзюпери.2 слайд. «Душа каждо...

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...