Статья "Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС" (с презентацией)
статья на тему
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального дошкольного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. В статье рассматривается проблема создания единого образовательного процесса, связывающего дошкольное и школьное детство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyapokrovoyav.docx | 23.36 КБ |
preemstvennost_mezhdu_doo_i_nachalnoy_shkoloy_v_usloviyah_vvedeniya_fgos_1.pptx | 371.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС
Покрова Анна Викторовна, воспитатель МБДОУ «ДС №356 г.Челябинска»
«Быть готовым к школе – не значит
уметь писать, читать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться».
Леонид Абрамович Венгер
Д.Б. Эльконин определяет понятие «детство», включающее в себя дошкольный и младший школьный возраст, как одну эпоху человеческого развития. Наряду с этим, мы понимаем, что, несмотря на всю прекрасность и беззаботность этого периода развития личности, переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость сохранения целостности образовательной среды относится в настоящее время к ряду важнейших приоритетов развития образования в России.
Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
Преемственность - это согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности является формирование умения учиться, что включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя приемы контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Детский сад на этапе дошкольного возраста должен осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формировать предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
• Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
• Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
• Ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.
• У ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
• Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.
• Ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Формы осуществления преемственности:
Работа с педагогами:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер-классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
Работа с детьми:
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
- совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Работа с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- анкетирование, тестирование родителей;
- образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей;
- визуальные средства общения;
- заседания родительских клубов.
Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывают наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и начального образования.
Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т.к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.
Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
Список используемой литературы.
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова – М: Просвещение, 2014г.
2. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер – М: Знание, 1994 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //
4. Преемственность в работе ДОУ и школы в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе. sch177.pskovedu.ru
6.Л.Н. Кравцова "Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения". http://kravtsoval.ucoz.ru/publ/2-1-0-17
7.Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. Кудрявцева Н.Г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Леонид Абрамович Венгер
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
Цели: - Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу. - Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников. - Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. - Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Задачи: - Способствование укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе. -Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. -Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Основная задача ФГОС - учить детей самостоятельно учиться
Федеральный ГосударственныйОбразовательный стандарт - это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования Одна из важнейших задач ФГОС - обеспечение преемственности основных образовательных программ
Создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольное и школьное детство Дошкольное образование Начальное образование 1. Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности. Предметные результаты (знания, умения, навыки). 2. Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др. Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др. 3. Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу). Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу). Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества.
Целевые ориентиры дошкольного образования инициативность и самостоятельность положительное отношение к себе и другим уверенность в своих силах развитость воображения, фантазии, творчества умение подчиняться социальным нормам развитость крупной и мелкой моторик способность к волевым усилиям в разных видах деятельности проявление любознательности способность к принятию собственных решений
Формы осуществления преемственности Организация работы по преемственности методическая работа с педагогами работа с детьми работа с родителями
Работа с педагогами совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.
Работа с детьми экскурсии в школу; посещение школьного музея; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Работа с родителями совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; анкетирование, тестирование родителей; образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей визуальные средства общения; заседания родительских клубов.
Ожидаемые результаты: Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей. Мотивационная готовность детей к обучению в школе. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования.
Детский сад - фундамент образования. Школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
Список используемой литературы: 1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова – М: Просвещение, 2014г. 2. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер – М: Знание, 1994 г. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // 4. Преемственность в работе ДОУ и школы в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе. sch177.pskovedu.ru 5.Л.Н. Кравцова "Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения". http://kravtsoval.ucoz.ru/publ/2-1-0-17 6.Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. Кудрявцева Н.Г.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе ...
Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...
Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Точнее сказать, детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала,...
Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Точнее сказать, детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала,...
Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...
Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...
Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС.
В презентации рассмотрены основные аспекты взаимодействия детского сада и школы в условиях ФГОС....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень содержательный материал
Очень содержательный материал для педагогов дошкольного образования. Спасибо, Анна Викторовна!