Методическая разработка Проект по технологии коллекционирования «Пуговичка – невеличка»
методическая разработка (подготовительная группа)
Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, т.к. обучение дошкольников имеет свои особенности.
В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем?, как?, почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объёма информации об окружающем, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока ещё невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pugovitsy.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка Проект по технологии коллекционирования «Пуговичка – невеличка»
Пояснительная записка.
Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, т.к. обучение дошкольников имеет свои особенности.
В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем?, как?, почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объёма информации об окружающем, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока ещё невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Собирание и классификация различных предметов расширяет кругозор детей. В процессе коллекционирования у них накапливаются знания, далее происходит процесс накопления знаний, затем информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Коллекционирование развивает все психические процессы: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование интегрируется со всеми направлениями образовательного процесса, может препятствовать образованию стрессов и вызывать положительные эмоции у дошкольников.
Данная технология вызвала у меня интерес. Основная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста, но я решила попробовать реализовать её с детьми среднего дошкольного возраста. Первой коллекцией была коллекция пуговиц. В работе по организации коллекционирования опиралась на технологию проектной деятельности и технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Использовала такие формы работы как непосредственно образовательную деятельность, игру, беседу, чтение и заучивание загадок, пословиц, поговорок, чтение детской художественной литературы, опыты.
Данные формы работы помогли обогатить и активизировать словарь детей, расширили кругозор, развили познавательный интерес, любознательность, научили детей классифицировать, группировать, обобщать. Ребята учатся наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы.
Цель методической разработки: представление проекта по технологии коллекционирования.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с разнообразными формами работы с детьми по технологии коллекционирования.
2.Представить опыт применения технологии коллекционирования с детьми среднего дошкольного возраста.
3.Представить итоги реализации проекта.
Название проекта: «Пуговичка – невеличка»
Актуальность проекта:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества. Развитие познавательного интереса способствует становлению личной позиции в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди средств развития познавательного интереса дошкольников можно выделить коллекционирование.
Коллекционирование – это одна из форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе обследования предметов, дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.
Цель проекта: Развивать познавательную активность детей среднего дошкольного возраста через создание коллекции пуговиц.
Задачи проекта:
1.Познакомить детей с понятием коллекция и историей возникновения пуговиц.
2.Обогащать и активизировать словарь детей через пословицы и поговорки.
3.Формировать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, обобщать.
4.Развивать любознательность, познавательный интерес.
5.Активизировать участие родителей в образовательном процессе.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители (законные представители).
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Длительность: 2 месяца.
Интеграция образовательных областей:
1.Познавательное развитие
2.Художественно – эстетическое развитие
3.Речевое развитие
4.Социально – коммуникативное развитие
Предполагаемый результат:
В группе будет создана коллекция пуговиц. Дети познакомятся с понятием «коллекция» и историей возникновения пуговиц. Ребята научатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, обобщать. Будет развиваться наблюдательность, познавательный интерес.
Этапы реализации проекта.
мероприятия | сроки | ответственные |
1.Подготовительный 1.1.Изучение методической литературы, интернет ресурсов. 1.2.Постановка целей и задач, разработка проекта. | 1 неделя | воспитатель |
2.Основной Работа с детьми: 1.Просмотр презентации «О чём говорит пуговица». 2.Чтение художественной литературы: Е.Калининская «Парад пуговиц» И.Ревю «Волшебная пуговица» В.Осеева «Пуговица» 3.Беседа «Для чего нужны пуговицы?» 4.Опыты с пуговицами 5.Игры: «Какой пуговички не стало?» «Четвёртый лишний»
«Найди пару» «Сосчитай – ка» «Которая пуговица по счёту»
«Подбери по цвету»
«Узнай по описанию»
«Обезьянки» «Сортировка»
«Выложи узор»
«Расскажи о любимой пуговице»
6.НОД: 1.Аппликация «Рыбки в аквариуме»
2.Рисование «Расцвели цветочки» 3.Познавательное «Коллекционирование пуговиц»
7.Чтение и заучивание загадок, пословиц и поговорок. Работа с родителями: 1.Помощь в создании коллекции пуговиц 2.Анкетирование «Изучение отношения родителей к коллекционированию» 3.Папка – передвижка «Психология детского коллекционирования» 4.Придумывание сказок о пуговицах совместно с детьми. 3.Заключительный 1.Оформление коллажа совместно с детьми. 2.Презентация проекта на родительском собрании. |
2 неделя
3 неделя
4 -5 недели
6 неделя
1 неделя
1 неделя
3 неделя
1-2 недели
7 неделя | Воспитатель
Воспитатель, родители
воспитатель |
Литература:
1.Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Интернет ресурсы:
1.Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. Статья на тему «Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников»
2.maam.ru Консультация для педагогов «Коллекционирование в ДОУ»
Приложение №1
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Ребята нашей группы занимаются коллекционированием. Просим Вас рассказать о домашних коллекциях и об отношении к коллекционированию.
1.Назовите интересы вашего ребёнка.
2.Интересуетесь ли Вы или ваш ребёнок коллекционированием?
3.Есть ли у Вас свои или семейные коллекции?
4.Как Вы пополняете экспонаты для своей коллекции?
5.Хотели бы Вы чтобы ваш ребёнок увлёкся коллекционированием?
6.Какую помощь Вы сможете оказать для создания коллекции в группе?
Приложение №2
Дидактические игры.
1. «Какой пуговички не стало?»
Цель: Учить детей запоминать предметы, их расположение. Закрепить умение отвечать на вопрос полным предложением. Развивать внимание, память.
Ход игры:
На столе разложены в ряд пуговицы. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть их, затем закрывает пуговицы салфеткой и считает до 10. В это время педагог незаметно для детей прячет одну пуговичку, затем снимает салфетку и спрашивает: «Угадайте, ребята, какой пуговицы не стало?» Дети отгадывают, какой пуговицы не стало, говоря ответ полным предложением.
2. «Найди пару»
Цель: Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в пуговицах сходство и различие. Активизировать словарь детей словами: похожие, разные, одинаковые.
Ход игры:
Дети сидят за столом, на котором разложены пуговицы. Воспитатель просит кого-либо из ребят найти и назвать одинаковые пуговички и показать их всем играющим. Парные пуговицы откладывают в сторону.
3. «Четвёртый лишний»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по одному признаку. Развивать внимание, мышление, речь.
Ход игры:
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей. Детям предлагается карточка, на которой приклеены пуговицы. Они должны посмотреть на неё и выделить среди четырёх пуговиц три, которые классифицируются по одному признаку и одну, которая не подходит под единую классификацию. Дети должны объяснить свой выбор.
4. «Сосчитай – ка»
Цель: Учить детей считать в пределах 10, называть числительные по порядку, соотносить количество предметов с цифрой.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе пуговицы и карточки с цифрами. Предлагает детям по очереди подходить к столу, сосчитать пуговицы и выбрать ту карточку с цифрой, которая соответствует данному количеству. Если ребёнок справился с заданием, то количество пуговиц меняется.
5. «Которая пуговица по счёту?»
Цель: Упражнять детей в порядковом счёте, развивать внимание, память.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе пуговицы. Ребятам предлагается сосчитать их и сказать, на каком месте находится пуговица определённого цвета. Дети считают вслух по порядку: первая, вторая, третья и т.д. Воспитатель задаёт вопрос: «На каком месте стоит жёлтая пуговица?» Дети отвечают. Затем пуговицы меняют местами и игра продолжается.
6. «Подбери по цвету»
Цель: Учить детей группировать пуговицы по определённому признаку. Закрепить название основных и дополнительных цветов. Развивать мелкую моторику рук.
Ход игры:
В эту игру можно играть одновременно с несколькими детьми. Воспитатель раскладывает пуговицы и предлагает разложить их по цвету за определённый промежуток времени. Затем спрашивает: «Какого цвета пуговицы ты собрал?»
7. «Выложи узор»
Цель: Учить детей выкладывать узор из пуговиц. Развивать творческие способности, образное мышление.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выложить из пуговиц цветочек, домик, дорожку или придумать свой узор.
8. «Обезьянки».
Цель: Учить детей запоминать узор, выложенный воспитателем и выкладывать его на своей карточке. Закрепить название цвета и формы пуговиц. Развивать внимание.
Оборудование: два одинаковых комплекта пуговиц, 2 карточки из 9 клеточек.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть пуговицы, назвать их цвет, форму. Одну карточку берёт воспитатель, другую ребёнок. Распределяются пуговицы. На своём поле педагог выкладывает комбинацию из 4-5 пуговиц. Количество выложенных пуговиц можно менять. Выложенные пуговицы предлагаем ребёнку запомнить. Затем карточку накрываем салфеткой. Задача ребёнка – по памяти выложить на своём игровом поле аналогичную комбинацию. Открываем, проверяем.
9. «Сортировка»
Цель: Учить детей группировать пуговицы по определённым признакам. Закрепить умение различать форму, цвет, величину пуговиц.
Оборудование: набор пуговиц, 8 стаканчиков с условными обозначениями.
Ход игры:
Воспитатель расставляет на столе стаканчики и предлагает детям поиграть. В каждый стаканчик нужно разложить пуговицы по определённым признакам. Педагог предлагает детям рассмотреть условные обозначения на стаканчиках. Задаёт вопросы: «Что изображено на стаканчике?», «Какого цвета?», «Какой величины?». Делает вывод: в этот стаканчик нужно положить пуговицы большие, красного цвета. Аналогично рассматриваются все стаканчики. Затем дети по очереди подходят к столу, выбирают пуговицы и раскладывают их.
10. «Узнай по описанию».
Цель: Учить детей описывать пуговицы, опираясь на мнемотаблицу. Развивать связную речь.
Оборудование: Мнемотаблица по составлению описательного рассказа о пуговицах.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе несколько пуговиц и предлагает детям описать одну из них, опираясь на мнемотаблицу. Остальные ребята должны отгадать, какую пуговицу описал ребёнок.
11. «Расскажи о любимой пуговице».
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ о пуговице. Развивать связную речь.
Оборудование: мнемотаблица по составлению описательного рассказа о пуговицах.
Ход игры:
Воспитатель предлагает выбрать любимую пуговицу и составить о ней описательный рассказ, опираясь на мнемотаблицу.
Приложение №3
Конспект непосредственно образовательной деятельности по технологии коллекционирования пуговиц в средней группе.
Задачи:
1.Учить детей классифицировать пуговицы по различным признакам: величины, цвета, наличием отверстий, материалу, детские.
2.Закрепить умение наблюдать, выделять сходство и различие пуговиц.
3.Развивать связную речь.
Материал: коллекция пуговиц, стаканчики с условными обозначениями, кукла Незнайка, мнемотаблица по составлению описательных рассказов о пуговицах, карточка с четырьмя пришитыми пуговицами.
Ход занятия:
Из-за ширмы появляется кукла Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Кто это пришёл к нам в гости? (Ответы детей).
Незнайка: Хотел я вам , ребята, принести в подарок лунный камень. Пошёл его искать. Вдруг вижу, что-то блестит на тропинке, обрадовался, побежал быстрее. Подбежал, наклонился, посмотрел, а это какой-то предмет неизвестный, маленький, круглый, блестящий, с какими-то отверстиями. Хотел выбросить от досады, но потом решил взять с собой, вдруг пригодится? Сейчас я вам его покажу. Незнайка показывает детям пуговицу.
Воспитатель: Ребята, что это? (ответы детей).
Незнайка: Что такое пуговица? Для чего она нужна? (ответы детей).
Воспитатель: Незнайка, мы с ребятами собрали коллекцию пуговиц. Смотри, сколько их много и какие они разные. Сейчас мы тебе о них расскажем.
Ребята, скажите пожалуйста, чем пуговиц отличаются друг от друга? (показ карточки с четырьмя пришитыми пуговицами) (ответы детей).
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Классификация». У меня на столе стоят стаканчики с условными обозначениями. Я вам раздам пуговицы, а вы должны их положить в нужный стаканчик. Показываю детям стаканчики и напоминаю детям, что означают условные обозначения. Приглашаю по очереди детей, которые группируют пуговицы по признакам.
Незнайка: Как интересно! Я не знал, что пуговиц так много, и что они такие разные.
Воспитатель: А теперь, давайте отдохнём.
Физ. минутка:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Подтянитесь на носочках
Столько раз, сколько
Пальцев на руке у вас!
Воспитатель: Ребята, а у вас есть любимые пуговицы? (ответы детей). Давайте расскажем Незнайке о своей любимой пуговице. Поможет вам составить рассказ мнемотаблица. Предлагаю детям выбрать пуговицу и составить рассказ.
Незнайка: Молодцы, ребята! У вас получились интересные рассказы. Мне тоже захотелось собрать такую коллекцию.
Итог занятия:
Незнайка: Ребята, поднимите руку кому занятие понравилось? Чем оно вам понравилось?
Хлопните в ладоши те, кому было сложно. Что вам показалось трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:проект -презентация. Технология реализации проекта "ВСЁ ЧТО ПРЫГАЕТ и СКАЧЕТ"
Технология реализации проекта к Дню здоровья - "ВСЁ ЧТО ПРЫГАЕТ и СКАЧЕТ" Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будуще...
Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»
Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...
Методическая разработка. Инновационные педагогические технологии – образовательный проект для детей младшего дошкольного возраста "Моя семья".
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утрат...
проект. Использование технологии коллекционирования для формирования представлений об олимпийских играх у детей дошкольников.
Развитие познавательного интереса способствует становлению личной позиции в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Коллекционирование – это одн...
Методическая разработка проекта На тему: «Подвижные игры на прогулке, как условие повышения двигательной активности ребёнка с применением здоровье-сберегающих технологий»
В методическую разработку включены игры-упражнения для гиперактивных и малоподвижных детей, а также картотека упражнений по разным здоровье-сберегающим технологиям для дошк...
Методическая разработка "Проект с использованием здоровьесберегающих технологий для детей 4-5 лет на тему:" Я - Мойдодыр".
Целью этого проекта является сформировать правила гигиены как основы здорового образа хизни. В ходе проекта научить детей укреплять и сохранять здоровье, создавая условия для систематического за...
Методическая разработка. Проект Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста с 2-3 лет "Наше здоровье"
Данный проект будет интересен воспитателям дошколного учреждения работающим в группе раннего возраста.Направлен на укрепление здоровья детей. В этом возрасте у детей наблюдается отсутствие элеме...