Рабочая программа по дополнительному образованию "Эйдетика"
рабочая программа (средняя группа)
Программа ориентирована на детей 4-6 лет. В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. В возрасте от 4 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eydetika_programma.docx | 104.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
«Управление образования» администрации МОГО «Ухта»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 общеразвивающего вида»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом приказом № 01-10/
Протокол № 04 от.
от г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Естественно-научной направленности
«Эйдетика»
(для детей 4-6 лет, срок реализации 1 год)
Разработала: Елисеева Татьяна Анатольевна
Воспитатель 1 к.к
2022
Содержание
1. Пояснительная записка 3 2. Учебный план первый 7
3. Календарный учебный график 10 4. Календарно- тематический план 11
5. Планируемые результаты освоения 22 6. Комплекс организационно-педагогических условий 23
7. Список литературы 24
Приложения
1.Пояснительная записка
1.1. Направленность образовательной программы. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность образовательной программы. Цели и задачи.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Обучение с помощью эйдетики, основанное на игре и фантазии дает возможность ребенку быстро и надолго запомнить нужную информацию, позволяет переключиться с одного вида деятельности на другой. Методы эйдетики разнообразные: запоминание слов, стихов, имен, цифр, текстов и т.п. Особенностью этих методов являются: больше яркости, эмоциональности, меньше логичности, визуализация. Благодаря этим методам у детей развивается зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, фотографическая память, произвольное внимание, вербальное и невербальное мышление, воспроизведение, творческое воображение и речь. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Актуальность программы заключается в том, что эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления.
Новизна
Использование эйдетики заключается в том, что, данная методика обладает комплексными свойствами: помимо непосредственных способностей быстро запоминать информацию, у детей развиваются каналы восприятия информации, приобщают его к деятельности, общение со старшими и сверстниками. Работа по этой методике способствует выполнению главной задачи предшкольного образования – выравниванию стартовых возможностей детей, благодаря формированию у них универсальных начальных умений, предшествующих учебным действиям.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации.
Цель дополнительной программы - сформировать основы эйдетических навыков методами мнемотехники (базируются на вербально-логическом мышлении) и эйдотехники (основанные на конкретно-образном мышлении), развить образную память и творческое мышление, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Задачи первый год обучения, 4-6 лет
1.Развивать навыки воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание
2. Развивать скорость мышления и скорость обработки информации;
3. Развивать умение детей следовать устным инструкциям.
4. Развивать наблюдательность, самостоятельность, находчивость, сообразительность 5.Обогащать словарный запас.
6. Развивать концентрацию зрительного и слухового внимания;
7. Развивать все виды памяти: зрительная (фотографическая, аудиальная, слуховая, кинетическая (мышечная).
8. Развивать образное мышление посредством развития речи у детей.
9. Воспитывать веру в собственные силы и потенциал для повышения самооценки.
1.2 Отличительные особенности дополнительной образовательной программы. Адресат Программы
Отличительными особенностями программы является то, что метод эйдетики направлен на развитие образно-ассоциативного мышления и всех видов памяти, в единстве с творческим мышлением и воображением.
Основным структурирующим элементом данной программы является систематизация игровых упражнений на основе речевой продуктивной деятельности дошкольников, позволяющих добиться более высокого уровня развития образно-ассоциативного мышления, памяти. С помощью игр и упражнений дети осваивают образно-ассоциативный стиль мышления; развивают память. Овладевают навыками речемышления, которые могут использоваться в речевой продуктивной деятельности. Учатся использовать на практике полученные знания путем применения изученных методов в речевой познавательной деятельности
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей 4-6 лет. В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. В возрасте от 4 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам
1.3 Объем программы. Режим занятий. Срок освоения Программы. Формы организации образовательного процесса.
Объём программы – 32 академический час.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю в Изостудии МДОУ.
Длительность занятий: с детьми средней и старшей группой 20 мин.
Срок реализации дополнительной программы рассчитан на 32 учебных недели, 8 месяцев с октября по май.
Форма работы с детьми – групповая.
Виды занятий – тематические, игровые, интегрированные
В конце периода обучения проводится диагностика, направленная на выявление уровня овладения быстрого устного счета, внимательности, памяти, скорости восприятия и обработки информации, у детей среднего и старшего дошкольного возраста. В летний период занятия приостанавливаются.
2.Учебный план
2.1 Первый год обучения, 4-5 лет
Наименование дисциплины | № занятия | Тема | Кол-во часов 1 год обучения |
Дополнительная общеобразовательная программа «Эйдетика» | 1 | «Знакомство с содержанием предмета. Тестовые игры на запоминание объектов» | 1 |
2 | 1. Приветствие2.«Тестовые игры на запоминание объектов» 3.Знакомство с органом осязания – кожей на примере руки. 4. Игра «Внимательные ручки» 5. Физминутка «Изобрази геометрическую фигуру» | 1 | |
3 | 1.Приветствие 2.Знакомство с Эйдиком 4.Физминутка «Что изменилось», «Путанка» 6. Мнемотаблица «Осень к нам пришла» | 1 | |
4 | 1. Приветствие 2.Игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!» 3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 4.Игра «Угадай-ка» | 1 | |
5 | 1. Приветствие 2.Игра «нарисуй что я скажу» 3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 5.Физминутка игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!» | 1 | |
6 | 1. Приветствие. 2. Беседа о лиственных деревьях. 3. Просмотр видеоролика «Лиственные деревья» 4. Физминутка «Ветер по лесу гулял» | 1 | |
7 | 1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» | 1 | |
8 | 1.Приветствие 2.Игра «Веер»3. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» 4.Воспроизведение ассоциативной цепочки | 1 | |
9 | 1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 4.Игра «Веер» 5.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик» | 1 | |
10 | 1.Приветствие 2. Знакомство с текстом. Выделение ключевых слов. 3. Физминутка «Изобрази стихотворение» 4. Игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!» | 1 | |
11 | 1.Приветствие 2.Знакомство с методом Эмпатии. Игра «Превращалка» 3.Знакомство с планом составления рассказа. 4. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь»» | 1 | |
12 | 1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» 4.Игра «Веер» 5.Физминутка 6.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик» 7. Воспроизведение ассоциативной цепочки | 1 | |
13 | 1.Приветствие 2. Расскажи сказку с помощью мнемотаблици 3. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь».4. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» | 1 | |
14 | 1. Приветствие 2. Игра «Шумы» 3. Упражнение «Нарисуй круг и треугольник» 4. Подвижная игра «Твистер» | 1 | |
15 | 1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3. Физминутка «Запрещено движение» | 1 | |
16 | 1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3. Физминутка «Запрещено движение» 5. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц | 1 | |
17 | 1.Приветствие 2. Физминутка «Маленькие котята» 3. Составление цепочек ассоциаций. 4.Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц | 1 | |
18 | 1. Приветствие 2.Вступительная беседа о медведе.Составление ассоциативной цепочки. 3. Физминутка «Ассоциация» 4. Знакомство с рассказом, выделение ключевых слов | 1 | |
19 | 1. Приветствие 2.Работа в диалоге. Инсценировка фрагментов сказок. 3.Диалоговые цепочки. Игра в «Говорушки» 4.Физминутка «Говоруша» | 1 | |
20 | 1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3. Физминутка «Запрещено движение» 4. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц | 1 | |
21 | 1. Приветствие 2.Мини-рассказы о буквах и геометрических фигурах.3. Игры «Повторялки», «Внимательные ушки» | 1 | |
22 | 1. Приветствие 2.Повторение ранее разученных стихотворений без опоры на мнемотаблицу. 3. Физминутка «Запрещено движение» | 1 | |
23 | 1. Приветствие2.«Игра «Рассуждалки» по принципу «хорошо-плохо3. Нейроигры с мячами | 1 | |
24 | 1. Приветствие2.Игры «Прикосновения» 3. Нейроигры : Молчу-шепчу-кричу, Речка - берег | 1 | |
25 | 1. Приветствие2. Рисуем знак бесконечности 3. Нейроигры «Ухо-нос» или «Веселые обезьянки» 4.Нейроигры с мячами | 1 | |
26 | 1.Приветствие2. Упражнение «Вспомни слово по картинке» 3.Нейроигры с дидактическим материалом 4.Упражнение на зрительное запоминание предметов | 1 | |
27 | 1.Игра на внимание «Дорисуй картинки» | 1 | |
28 | 1. Приветствие 2. Упражнение «Вспомни слово по картинке» 3. Нейроигры с мячом | 1 | |
29 | 1. Заучивание стихотворения «Сшили Тане сарафанчик» с помощью мнемотаблиц | 1 | |
30 | 1.Заучивание стихотворения «Сшили Тане сарафанчик» с помощью мнемотаблиц | 1 | |
31 | 1. Повторение ранее разученных стихотворений без опоры на мнемотаблицу | 1 | |
32 | «Итоговое. Тестовая игра» | 1 | |
Всего | 32 |
2.2 Второй год обучения
Наименование дисциплины | № занятия | Тема | Кол-во часов 1 год обучения |
Дополнительная общеобразовательная программа «Ментальная арифметика» | 1 | Упражнение «Приветствие» 2. Упражнение «Мое имя» 3. Беседа «Кем я хочу быть?» | 1 |
2 | 1.Упражнение-приветствие «Улыбнись» 2.Беседа «Ассоциации» 3. Игра «Внимательные ручки» 4.Физминутка «Изобрази геометрическую фигуру» | 1 | |
3 | 1.Приветствие 2.Знакомство с Эйдиком 3.Физминутка «Что изменилось», «Путанка» 4. Мнемотаблица «Осень к нам пришла» | 1 | |
4 | 1. Приветствие 2.Игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!» 3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 4.Игра «Угадай-ка» | 1 | |
5 | 1. Приветствие 2.Игра «нарисуй что я скажу» 3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 5.Физминутка игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!» | 1 | |
6 | 1. Приветствие. 2. Беседа о лиственных деревьях. 3. Просмотр видеоролика «Лиственные деревья» 4. Физминутка «Ветер по лесу гулял» | 1 | |
7 | 1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» | 1 | |
8 | 1.Приветствие 2.Игра «Веер» 3. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» 4.Воспроизведение ассоциативной цепочки | 1 | |
9 | 1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 3.Игра «Веер» 4.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик» | 1 | |
10 | 1. Упражнение «Запомни слова». 2. Упражнение «Попробуй найти». 3. Рефлексия занятия. Итог. | 1 | |
11 | 1.Приветствие 2.Знакомство с методом Эмпатии. Игра «Превоащалка» 3.Знакомство с планом составления рассказа. 4. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь»» | 1 | |
12 | 1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» 4.Игра «Веер» 5.Физминутка 6.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик» 7. Воспроизведение ассоциативной цепочки | 1 | |
13 | 1.Приветствие 2. Расскажи сказку с помощью мнемотаблици 3. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь».4. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» | 1 | |
14 | 1. Приветствие 2. Игра «Шумы» 3. Упражнение «Нарисуй круг и треугольник» 4. Подвижная игра «Твистер» | 1 | |
15 | 1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3.Физминутка «Запрещено движение» | 1 | |
16 | 1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3. Физминутка «Запрещено движение» 4. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц | 1 | |
17 | 1.Приветствие 2. Физминутка «Маленькие котята» 3. Составление цепочек ассоциаций 4. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц | 1 | |
18 | 1. Упражнение-игра «Рисуем слова» 2. Игра «Магазин игрушек» 3. Подвижная игра «Наступи на хвост» | 1 | |
19 | 1.Упражнение «Невербальные ассоциации» 2. Игра с картинками | 1 | |
20 | 1. Игра «На что похожи цифры?»2. Игра «Наоборот». 3. Игра «Телевизор» | 1 | |
21 | 1. Приветствие 2.Мини-рассказы о буквах и геометрических фигурах.3. Игры «Повторялки», «Внимательные ушки» | 1 | |
22 | 1. Приветствие 2.Повторение ранее разученных стихотворений без опоры на мнемотаблицу. 3. Физминутка «Запрещено движение» | 1 | |
23 | 1. Приветствие 2.«Игра «Рассуждалки» по принципу «хорошо-плохо 3. Нейроигры с мячами | 1 | |
24 | 1. Игра «Наоборот» 2. Зарядка-пантомима «Где были мы, не расскажем, чем занимались - покажем»3. Зрительный диктант | 1 | |
25 | 1. Приветствие2. Рисуем знак бесконечности 3. Нейроигры «Ухо-нос» или «Веселые обезьянки» 4.Нейроигры с мячами | 1 | |
26 | 1. Игра «Наоборот» 5 мин. 2. Упражнение «Ловим цифры на крючок» 3. Упражнение «Формы» | 1 | |
27 | 1.Игра на внимание «Дорисуй картинки» 2.Упражнение «Вспомни слово по картинке» 3. Работа в тетради. Зрительный диктант. | 1 | |
28 | 1. Приветствие 2. Упражнение «Вспомни слово по картинке» 3. Нейроигры с мячом | 1 | |
29 | 1.«Цепочки ассоциаций.2. Игры и упражнения по закреплению навыков работы с цепочками ассоциаций» | 1 | |
30 | 1.Самостоятельное воспроизведение ассоциативной цепочки с опорой на образы. 2.Самостоятельное воспроизведение ассоциативной цепочки без опоры на образы | 1 | |
31 | 1.Игра «Слова ходят парами». 2.Составление ассоциативной цепочки 3.Физминутка «Повтори движение» 4.Запоминание рассказа по ключевым совам | 1 | |
32 | «Итоговое. Тестовая игра» | 1 | |
Всего | 32 |
- Календарный учебный график
Содержание | Возрастная группа |
4-6 лет | |
Начало учебного года График каникул | октября 2022г. |
График каникул | |
Окончание учебного года | |
Продолжительность учебного года, всего, в том числе: | 8 месяцев |
1 полугодие | 13 недель |
2 полугодие | 21 неделя |
Сроки проведения диагностики детей | 24.05.22 - 28.05.22 |
Праздничные дни | 04 ноября,01-09 января, 23 февраля, 08 марта,02 мая, 09 мая |
Работа МДОУ в летний период |
|
4. Календарно - тематический план
4.1 Календарно - тематический план
(первый год обучения, 4-5 лет)
№ | Тема занятия | Программное содержание | Материал и оборудование | Дата проведения | Дата проведения (по факту) | Кол-во час |
1 | «Знакомство с содержанием предмета. Тестовые игры на запоминание объектов» | Сосредоточить внимание детей на роли/значимости основных органов чувств как наших главных помощников (конкретно – зрения) в восприятии окружающего мира. Проверить работу зрительного и слухового каналов восприятия информации. Развивать наблюдательность, речь, навыки общения Воспитывать любознательность и интерес к новому. | Ноутбук, флешка, проектор. | 1 | ||
2 | 1. Приветствие 2.«Тестовые игры на запоминание объектов» 3.Знакомство с органом осязания – кожей на примере руки. 4. Игра «Внимательные ручки» 5. Физминутка «Изобрази геометрическую фигуру» | Сосредоточить внимание детей на роли/значимости основных органов чувств как наших главных помощников (зрения и осязания) в восприятии окружающего мира. Проверить работу зрительного и слухового каналов восприятия информации. Проверить работу тактильного канала восприятия информации. Расширять кругозор детей, знания о геометрических фигурах, развивать наблюдательность, речь, навыки общения. Воспитывать любознательность и интерес к новому. | Ноутбук, флешка, проектор. | 1 | ||
3 | 1.Приветствие 2.Знакомство с Эйдиком 4.Физминутка «Что изменилось», «Путанка» 6. Мнемотаблица «Осень к нам пришла» | Сосредоточить внимание детей на роли/значимости основных органов чувств как наших главных помощников (конкретно- зрения) в восприятии окружающего мира. Проверить работу зрительного и слухового каналов восприятия информации. Развивать наблюдательность, речь, навыки общения. Воспитывать любознательность и интерес к новому | Ноутбук, флешка, проектор, несколько мягких игрушек | 1 | ||
4 | 1. Приветствие 2.Игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!» 3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 4.Игра «Угадай-ка» | Формировать умение детей запоминать последовательность объектов с опорой на рассказ. Развивать ассоциативное и образное мышление, умение воспроизводить фигуры из одинаковых элементов. Развивать умение обозначать образы объектов с помощью знаков. Совершенствовать мелкую моторику и навыки конструирования, развивать внимание, зрительное восприятие. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
5 | 1. Приветствие 2.Игра «нарисуй что я скажу» 3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 5.Физминутка игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!» | Формировать умение детей запоминать последовательность объектов с опорой на рассказ. Развивать ассоциативное и образное мышление, умение воспроизводить фигуры из одинаковых элементов. Развивать умение обозначать образы объектов с помощью знаков. Совершенствовать мелкую моторику и навыки конструирования, развивать внимание, зрительное восприятие. | Ноутбук, флешка, проектор, цветные карандаши , лист а4 на каждого ребенка | |||
6 | 1. Приветствие. 2. Беседа о лиственных деревьях. 3. Просмотр видеоролика «Лиственные деревья» 4. Физминутка «Ветер по лесу гулял» | Развивать образное мышление, умение видеть образы в природных объектов (шишек, желудей, листочков, хвойных иголок и т.п.). Прививать любовь к природе, развивать умение любоваться красотой природы. Развивать внимание, речь, мелкую моторику, ассоциативное мышление на базе воображения-памяти. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
7 | 1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» | Развивать знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
8 | 1.Приветствие 2.Игра «Веер» 3. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» 4.Воспроизведение ассоциативной цепочки | Закреплять знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
9 | 1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 4.Игра «Веер» 5.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик» | Закреплять знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
10 | 1.Приветствие 2. Знакомство с текстом. Выделение ключевых слов. 3. Физминутка «Изобрази стихотворение» 4. Игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!» | Закреплять знания детей о «ключевых словах» и умения выделять ключевые слова в словосочетаниях и предложениях. Развивать навыки запоминания стихов с опорой на изображение ключевых слов. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание, речь, умение высказывать и обосновывать своё мнение, навыки общения. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
11 | 1.Приветствие 2.Знакомство с методом Эмпатии. Игра «Превоащалка» 3.Знакомство с планом составления рассказа. 4. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь»» | Закреплять знания детей о «ключевых словах» и умения выделять ключевые слова в словосочетаниях и предложениях. Познакомить с планом составления рассказов об объектах окружающего мира. Развивать наблюдательность, речь, внимание; умение представлять себя конкретным объектом. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
12 | 1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» 4.Игра «Веер» 5.Физминутка 6.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик» 7. Воспроизведение ассоциативной цепочки | Закреплять знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
13 | 1.Приветствие 2. Расскажи сказку с помощью мнемотаблици 3. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь». 4. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» | Повышение эффективности запоминания различных видов информации; усвоения мнемотехнических приемов, позволяющих расширить объем оперативной памяти. Развивать коммуникативные навыки общения. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
14 | 1. Приветствие 2. Игра «Шумы» 3. Упражнение «Нарисуй круг и треугольник» 4. Подвижная игра «Твистер» | Познакомить детей с методом звуковых ассоциаций, развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме. | (чайные ложки, 2 стакана (пустой, с водой), ножницы, лист бумаги, расческа, монеты, спичечный коробок, колокольчик, ключи, бутылка с крупой) | 1 | ||
15 | 1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3. Физминутка «Запрещено движение» | Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность. | ноутбук, проектор | 1 | ||
16 | 1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3. Физминутка «Запрещено движение» 5. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц | Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме. | ноутбук, проектор | 1 | ||
17 | 1.Приветствие 3. Физминутка «Маленькие котята» 4. Составление цепочек ассоциаций 5. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц | Закреплять знания детей о понятии «значок» и «ассоциация», подбирать ассоциации, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их по памяти. Закреплять навыки работы с игрой «Образные ассоциации». Развивать наблюдательность, речь, внимание; умение высказывать и обосновывать свою мысль. | Ноутбук, проектор, иллюстрации | 1 | ||
18 | 1. Приветствие 2.Вступительная беседа о медведе. Составление ассоциативной цепочки. 3. Физминутка «Ассоциация» 4. Знакомство с рассказом, выделение ключевых слов | Закреплять знания детей о понятии «значок» и «ассоциация». Закреплять умения выделять ключевые слова из словосочетаний и предложений, составлять цепочки ассоциаций их ключевых слов и воспроизводить их по памяти. Развивать ассоциативное мышление, внимание, речь, умение и восстанавливать текст по ключевым словам | Ноутбук, проектор, иллюстрации | 1 | ||
19 | 1.Приветствие 2.Работа в диалоге. Инсценировка фрагментов сказок. 3.Диалоговые цепочки. Игра в «Говорушки» 4.Физминутка «Говоруша» | Познакомить детей с понятием «диалог». Развивать умение правильно задавать вопросы, общаться в диалоге. Учить воспроизводить диалог с опорой на вопросы. Закреплять навык работы с игрой «Образные ассоциации». Развивать внимание, речемышление, умение восстанавливать диалог по опорным картинкам. | Ноутбук, проектор | 1 | ||
20 | 1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3.Физминутка «Запрещено движение» 4.Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц | Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме. | Ноутбук, проектор | 1 | ||
21 | 1. Приветствие 2.Мини-рассказы о буквах и геометрических фигурах. 3. Игры «Повторялки», «Внимательные ушки» | Совершенствовать умения детей составлять рассказ по опорному плану. Развивать умения детей слышать ритмический рисунок и повторять его. Развивать наблюдательность, речь, навыки общения. Закрепить и совершенствовать умения и навыки детей. | Ноутбук, проектор | 1 | ||
22 | 1. Приветствие 2.Повторение ранее разученных стихотворений без опоры на мнемотаблицу. 3.Физминутка «Запрещено движение» | Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме. | Ноутбук, проектор | 1 | ||
23 | 1. Приветствие 2.«Игра «Рассуждалки» по принципу «хорошо-плохо 3. Нейроигры с мячами | Закреплять умение правильно задавать вопросы; общаться в диалоге, рассуждать и делать выводы с опорой на игру «хорошо – плохо». Расширять словарный запас, развивать внимание, речемышление, умение высказывать и обосновывать своё мнение. Развивать межполушарные связи. | цветные карандаши, стихи о корове и петушке, картинки с изображением коровы и петушка, компьютер, видеоролик с песенкой «Кто пасётся на лугу». | 1 | ||
24 | 1. Приветствие 2.Игры «Прикосновения» 3.Нейроигры : Молчу-шепчу-кричу, Речка - берег | Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.. | Ноутбук, проектор | 1 | ||
25 | 1. Приветствие 2. Рисуем знак бесконечности 3.Нейроигры «Ухо-нос» или «Веселые обезьянки» 3.Нейроигры с мячами | Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме. | Ноутбук, проектор | 1 | ||
26 | 1.Приветствие 2. Упражнение «Вспомни слово по картинке» 3.Нейроигры с дидактическим материалом 5.Упражнение на зрительное запоминание предметов | Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.. | Ноутбук, проектор | 1 | ||
27 | 1.Игра на внимание «Дорисуй картинки» | Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.. | Ноутбук, проектор | 21.04.22 | 1 | |
28 | 1. Приветствие 2. Упражнение «Вспомни слово по картинке» 3. Нейроигры с мячом | Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.. | Ноутбук, проектор | 28.04.22 | 1 | |
29 | 5. Заучивание стихотворения «Сшили Тане сарафанчик» с поощью мнемотаблиц | Закреплять умение правильно задавать вопросы; общаться в диалоге, рассуждать и делать выводы с опорой на игру «хорошо – плохо». Расширять словарный запас, развивать внимание, речемышление, умение высказывать и обосновывать своё мнение. Развивать межполушарные связи. | Ноутбук, проектор | 05.05.22 | 1 | |
30 | Заучивание стихотворения «Сшили Тане сарафанчик» с поощью мнемотаблиц | Закрепить и совершенствовать полученные вычислительные навыки. Развивать аналитическое мышление, внимание, воображение | Ноутбук, проектор | 12.05.22 | 1 | |
31 | 4.Повторение ранее разученных стихотворений без опоры на мнемотаблицу | Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме... | Ноутбук, проектор | 19.05.22 | 1 | |
32 | «Итоговое. Тестовая игра» | Проверить умение детей устанавливать ассоциативные связи между объектами, запоминать ассоциативные цепочки. Проверить умение выделять ключевые слова; воспроизводить текст по ключевым словам. Проверить умение запоминать зрительные и двигательные образы. Расширять словарный запас, развивать внимание, речемышление, умение высказывать и обосновывать своё мнение. | цветные карандаши, картинки из игры «Слова ходят парами», предметные картинки для составления ассоциативной цепочки, компьютер, видеоролик с рассказом «Про грибы» | 26.05.22 | 1 |
4.2 Календарно - тематический план
(первый год обучения, 5-6 лет)
№ | Тема занятия | Программное содержание | Материал и оборудование | Дата проведения | Дата проведения (по факту) | Кол-во часов |
1 | 1.Упражнение «Приветствие» 2. Упражнение «Мое имя» 3. Беседа «Кем я хочу быть?» 5 мин | Создать комфортную атмосферу на занятии, формировать мотивацию к обучению, способствовать повышению детской самооценки. | Ноутбук, флешка, проектор. (Игрушка) | 1 | ||
2 | 1.Упражнение-приветствие «Улыбнись» 2. Беседа «Ассоциации» 4. Игра «Внимательные ручки» 5.Физминутка «Изобрази геометрическую фигуру» | Познакомить с понятием «ассоциация», развивать ассоциативное мышление, воображение, фантазию, воспитывать доброжелательное отношение к другим и уверенность в себе. | Ноутбук, флешка, проектор. | 1 | ||
3 | 1.Приветствие 2.Знакомство с Эйдиком 4.Физминутка «Что изменилось», «Путанка» 6. Мнемотаблица «Осень к нам пришла» | Сосредоточить внимание детей на роли/значимости основных органов чувств как наших главных помощников (конкретно- зрения) в восприятии окружающего мира. Проверить работу зрительного и слухового каналов восприятия информации. Развивать наблюдательность, речь, навыки общения. Воспитывать любознательность и интерес к новому | Ноутбук, флешка, проектор, несколько мягких игрушек | 1 | ||
4 | 1. Приветствие 2.Игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!» 3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 4.Игра «Угадай-ка» | Формировать умение детей запоминать последовательность объектов с опорой на рассказ. Развивать ассоциативное и образное мышление, умение воспроизводить фигуры из одинаковых элементов. Развивать умение обозначать образы объектов с помощью знаков. Совершенствовать мелкую моторику и навыки конструирования, развивать внимание, зрительное восприятие. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
5 | 1. Приветствие 2.Игра «нарисуй что я скажу» 3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 5.Физминутка игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!» | Формировать умение детей запоминать последовательность объектов с опорой на рассказ. Развивать ассоциативное и образное мышление, умение воспроизводить фигуры из одинаковых элементов. Развивать умение обозначать образы объектов с помощью знаков. Совершенствовать мелкую моторику и навыки конструирования, развивать внимание, зрительное восприятие. | Ноутбук, флешка, проектор, цветные карандаши , лист а4 на каждого ребенка | |||
6 | 1. Приветствие. 2. Беседа о лиственных деревьях. 3.Просмотр видеоролика «Лиственные деревья» 4. Физминутка «Ветер по лесу гулял» | Развивать образное мышление, умение видеть образы в природных объектов (шишек, желудей, листочков, хвойных иголок и т.п.). Прививать любовь к природе, развивать умение любоваться красотой природы. Развивать внимание, речь, мелкую моторику, ассоциативное мышление на базе воображения-памяти. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
7 | 1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» | Развивать знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
8 | 1.Приветствие 2.Игра «Веер» 3. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» 4.Воспроизведение ассоциативной цепочки | Закреплять знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
9 | 1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 4.Игра «Веер» 5.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик» | Закреплять знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
10 | 1. Упражнение «Запомни слова». 2. Упражнение «Попробуй найти». 3. Рефлексия занятия. Итог. 3 мин. | Продолжать развивать умение детей запоминать слова, используя метод ассоциаций, развивать образную долговременную память, внимание, воображение, формировать умение работать в паре. | Набор иллюстраций (10 картинок) Коробки с рисом, мелкие предметы: ложки, скрепки, пуговицы, монеты, карандаши, магнитные буквы (цифры) | 1 | ||
11 | 1.Приветствие 2.Знакомство с методом Эмпатии. Игра «Превоащалка» 3.Знакомство с планом составления рассказа. 4. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь»» | Закреплять знания детей о «ключевых словах» и умения выделять ключевые слова в словосочетаниях и предложениях. Познакомить с планом составления рассказов об объектах окружающего мира. Развивать наблюдательность, речь, внимание; умение представлять себя конкретным объектом. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
12 | 1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» 4.Игра «Веер» 5.Физминутка 6.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик» 7. Воспроизведение ассоциативной цепочки | Закреплять знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
13 | 1.Приветствие 2. Расскажи сказку с помощью мнемотаблици 3. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь». 4. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» | Повышение эффективности запоминания различных видов информации; усвоения мнемотехнических приемов, позволяющих расширить объем оперативной памяти. Развивать коммуникативные навыки общения. | Ноутбук, флешка, проектор | 1 | ||
14 | 1. Приветствие 2. Игра «Шумы» 3. Упражнение «Нарисуй круг и треугольник» 4. Подвижная игра «Твистер» | Познакомить детей с методом звуковых ассоциаций, развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме. | чайные ложки, 2 стакана (пустой, с водой), ножницы, лист бумаги, расческа, монеты, спичечный коробок, колокольчик, ключи, бутылка с крупой) (Игровое поле, рулетка) | 1 | ||
15 | 1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3.Физминутка «Запрещено движение» | Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность. | 1 | |||
16 | 1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3. Физминутка «Запрещено движение» 5. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц | Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме. | 1 | |||
17 | 1.Приветствие 3. Физминутка «Маленькие котята» 4. Составление цепочек ассоциаций 5. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц | Закреплять знания детей о понятии «значок» и «ассоциация». Учить подбирать ассоциации, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их по памяти. Закреплять навыки работы с игрой «Образные ассоциации». Развивать наблюдательность, речь, внимание; умение высказывать и обосновывать свою мысль. | Рабочие тетради, карандаши, абакус ученический, абакус демонстрационный, флеш карты. | 1 | ||
18 | Упражнение-игра «Рисуем слова» 3. Игра «Магазин игрушек» 4. Подвижная игра «Наступи на хвост» 5 мин | Познакомить с методом связных ассоциаций, тренировать образную память, внимание, координацию, уверенность в себе. Закреплять умения выделять ключевые слова из словосочетаний и предложений. Учить составлять цепочки ассоциаций их ключевых слов и воспроизводить их по памяти. Развивать ассоциативное мышление, внимание, речь, умение и восстанавливать текст по ключевым словам | Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, клей. Набор из 10 игрушек, платок. Веревки | 1 | ||
19 | 1Упражнение «Невербальные ассоциации» 2. Игра с картинками
| Продолжать развивать у детей умения использовать метод невербальных ассоциаций для запоминания словесной информации, развивать долговременную память, стимулировать активность, интерес к занятиям. | Рисунки, клей, муляж телевизора. Альбом с иллюстрациям | 1 | ||
20 | 1. Игра «На что похожи цифры?» 2. Игра «Наоборот». 4. Игра «Телевизор»
| Продолжать развивать зрительную память, умение запоминать цифры на основе образного мышления, внимание, глазомер, воспитывать уверенность в себе. | Тетради, карандаши, таблица с цифрам, набор цифр | 1 | ||
21 | 1. Приветствие 2.Мини-рассказы о буквах и геометрических фигурах. 3. Игры «Повторялки», «Внимательные ушки» | Совершенствовать умения детей составлять рассказ по опорному плану. Развивать умения детей слышать ритмический рисунок и повторять его. Развивать наблюдательность, речь, навыки общения. Закрепить и совершенствовать умения и навыки детей. | Ноутбук, проетор | 1 | ||
22 | 1. Приветствие 2.Повторение ранее разученных стихотворений без опоры на мнемотаблицу. 3. Физминутка «Запрещено движение» | Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.. | 1 | |||
23 | 1. Приветствие 2.«Игра «Рассуждалки» по принципу «хорошо-плохо 3. Нейроигры с мячами | Закреплять умение правильно задавать вопросы; общаться в диалоге, рассуждать и делать выводы с опорой на игру «хорошо – плохо». Расширять словарный запас, развивать внимание, речемышление, умение высказывать и обосновывать своё мнение. Развивать межполушарные связи. | цветные карандаши, стихи о корове и петушке, картинки с изображением коровы и петушка, компьютер, видеоролик с песенкой «Кто пасётся на лугу». | 1 | ||
24 | 1. Игра «Наоборот» 2. Зарядка-пантомима «Где были мы, не расскажем, чем занимались - покажем» 3. Зрительный диктант | Продолжать развивать образное мышление, устойчивость внимания, умение фантазировать, представлять конечный результат, воспитывать настойчивость. | Таблица с фигурами ноутбук, проектор | 1 | ||
25 | 1. Приветствие 2. Рисуем знак бесконечности 3. Нейроигры «Ухо-нос» или «Веселые обезьянки» 3.Нейроигры с мячами | Продолжать развивать образное мышление, устойчивость внимания, умение фантазировать, представлять конечный результат, воспитывать настойчивость. | Рабочие тетради, карандаши, абакус ученический, абакус демонстрационный, флеш карты. | 1 | ||
26 | 1. Игра «Наоборот» 5 мин. 2. Упражнение «Ловим цифры на крючок» 3. Упражнение «Формы» | Продолжать развивать умение детей запоминать цифровую информацию через образы цифр, развивать интеллектуальные и творческие способности детей, стимулировать активность, воспитывать интерес к занятиям. | Карандаш, тонкая веревка, маленький магнит, магнитные цифры. Набор геометрических фигур | 1 | ||
27 | 1.Игра на внимание «Дорисуй картинки» 2.Упражнение «Вспомни слово по картинке» 3. Работа в тетради. Зрительный диктант. | Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность. | Набор рисунков)Рабочие тетради, карандаши, | 1 | ||
28 | 1. Приветствие 2. Упражнение «Вспомни слово по картинке» 3. Нейроигры с мячом | Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность. | Рабочие тетради, карандаши, набор иллюстраций | 1 | ||
29 | «Цепочки ассоциаций. Игры и упражнения по закреплению навыков работы с цепочками ассоциаций» | Закреплять знания детей о понятии «значок» и «ассоциация». Учить подбирать ассоциации, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их по памяти. Познакомить детей с новой игрой и правилами игры. Развивать наблюдательность, речь, внимание; умение высказывать и обосновывать свою мысль. | Рабочие тетради, карандаши, набор иллюстраций | 1 | ||
30 | Самостоятельное воспроизведение ассоциативной цепочки с опорой на образы. Самостоятельное воспроизведение ассоциативной цепочки без опоры на образы | Закреплять навыки работы с игрой «Образные ассоциации». Развивать наблюдательность, речь, внимание; умение высказывать и обосновывать свою мысль. | Ноутбук, проектор | 1 | ||
31 | 1.Игра «Слова ходят парами». 2.Составление ассоциативной цепочки 3.Физминутка «Повтори движение» 4.Запоминание рассказа по ключевым совам | Закреплять умение правильно задавать вопросы; общаться в диалоге. Учить рассуждать и делать выводы с опорой на игру «хорошо-плохо» Закреплять умения выделять ключевые слова; воспроизводить текст по ключевым словам. Расширять словарный запас | Ноутбук, проектор | 1 | ||
32 | «Итоговое. Тестовая игра» | 1. Проверить умение детей устанавливать ассоциативные связи между объектами, запоминать ассоциативные цепочки. 2. Проверить умение выделять ключевые слова; воспроизводить текст по ключевым словам. 3. Проверить умение запоминать зрительные и двигательные образы. 4. Расширять словарный запас, развивать внимание, речемышление, умение высказывать и обосновывать своё мнение. | цветные карандаши, картинки из игры «Слова ходят парами», предметные картинки для составления ассоциативной цепочки, компьютер, видеоролик с рассказом «Про грибы» | 1 |
Планируемые результаты освоения Программы
Первого года обучения детей- 4-5 лет
К концу реализации программы дети 4-5 лет (первый год обучения) будут знать:
1. Органы чувств
2. Понятие "общение", способы и правила общения
3. Понятие "ключевое слово". О связи назначения объекта с его свойствами.
4. Понятие "информация", о роли информации в жизни человека
5. Понятие " ассоциации", виды ассоциаций, связь между ними
К концу реализации программы дети 4-5 лет (первый год обучения) будут уметь:
- Описывать объекты с опорой на органы чувств.
- Выстраивать цепочки ассоциаций
- Организовывать игры на развитие памяти и внимания
- Составлять рассказ на заданную тему.
Планируемые результаты освоения Программы
Первого года обучения детей- 5-6 лет
К концу реализации программы дети 5-6 лет (первый год обучения) будут знать:
- Понятие "общение", способы и правила общения.
- Понятие "ключевое слово". О связи назначения объекта с его свойствами.
- Алгоритм составления рассказа о событии, объекте (в т.ч. произведении искусства).
- Правила игр на развитие памяти и внимания, не менее: 1
- Понятие " ассоциации", виды ассоциаций, связь между ними
К концу реализации программы дети 5-6 лет (первый год обучения) будут уметь:
1. Объяснять логику своих ассоциаций.
2.Выстраивать и объяснять цепочки ассоциаций
3.Составлять рассказ на заданную и собственную темы.
- Подбирать рифмы, составлять простейшие стихотворные формы.
- Запоминать "с ходу" последовательность слов, не менее 10.
- Запоминать и пересказывать текст по ключевым словам
6. Комплекс организационно-педагогических условий
6.1. Условия реализации Программы
Помещение | Оборудование | Информационные и методические ресурсы |
Изостудия | стол и стулья для детей, магнитная доска, ноутбук, проектор, | Тетради, карандаши, , карточки с заданиями, игры для развития психических процессов и др., флеш-карты, Карандаши простые, ручки, цветные, водные маркеры, линейки, гуашь, тушь, альбомы 3. https://matugin-eidos.com/articles/ 4. http://www.клубтм.рф/ 5. http://ratriz.ru/lichnye-stranichki/leningradskaya-shkola-triz/pchelkina-e-l |
6.2. Формы контроля для определения результативности усвоения программы
Мероприятия | Сроки проведения | |
11 | Презентация для родителей групп | Май |
22 | Итоговый контроль по диагностическим заданиям (Приложение № 1) | Май |
Список литературы:
1. Аристова Т.А. Учиться успешно/Развивающие возможности обучения…- Учебнометодическое пособие. – СПб.: Бостон, 2010.
2. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Любить по-разному, учить поразному. Нейропедагогика. – М.: Федоров, 2008
3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб.: Тускарора, 2000.
4. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение, 1978.
5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов высших учебных Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности для детей 5-6 лет с ОВЗ с ТНР «Эйдетика» (секреты «шпионов») 20 заведений. – 7 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с.
6. Лурия А.Р. Эйдетизм // БСЭ. Т. 63. М., 1933. С. 135139.
7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Издво МГУ, 1968.
8. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребёнка. – М.: РИПОЛ классик, 2010.
9. Матюгин И.Ю. Развитие памяти и внимания. – М.: РИПОЛ классик, 2009.
10. Матюгин И., Жемаева Е., Чакаберия Е., Рыбникова И. Как развить хорошую память. – М.: РИПОЛ классик, 2004.
11. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б. Как научиться забывать ненужное. - М.: Эйдос, 1996.
12. Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М.: Эйдос, 1996.
Показатели освоения программы
4-5 лет
Критерии | Задания | Показатели | |
Предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. | Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию. «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится». | 1 балл | задание не выполнено, |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью; | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно. | ||
Предназначено для определения уровня развития произвольной сферы ребенка | Ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок. | 1 балл | задание не выполнено, |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью; | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно. | ||
Предназначено для сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств. | Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. | 1 балл | задание не выполнено, |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью; | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно. | ||
На развитие восприятия, памяти, внимания | Выложить перед ребенком картинки с изображением разных предметов. Пусть посмотрит на них и запомнит. Затем предложить ему отвернуться, убрать одну карточку, ребенок повернется и должен сказать, какую карточку убрали. | 1 балл | задание не выполнено, |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью; | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно. |
Показатели освоения программы
5-6 лет
Критерии | Задания | Показатели | |
Позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. | «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй пожалуйста, точно такую же картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется листок – «Домик»). Не торопись, будь внимательным, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать не надо, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда начинай рисовать». По окончании работы ребенку предлагается проверить, все ли у него верно. | 1 балл | задание не выполнено, |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью; | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно. | ||
Предназначено для того чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. | Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. | 1 балл | задание не выполнено, |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью; | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно. | ||
Изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок. | Перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20—30 сек. Инструкция: "Все эти картинки про одного мальчика. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом". Если ребенок не начинает работу, уточняют: "Что сначала делал мальчик? Положи эту картинку сюда, первой"; "А что потом?". После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ. | 1 балл | задание не выполнено, |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью; | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно. | ||
На развитие восприятия, памяти, внимания | Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. | 1 балл | задание не выполнено, |
2 балла | задание выполнено с помощью взрослого или не полностью; | ||
3 балла | задание выполнено правильно и самостоятельно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...