Рабочая программа по дополнительному образованию "Эйдетика"
рабочая программа (средняя группа)

Елисеева Татьяна Анатольевна

Программа ориентирована на детей 4-6 лет. В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. В возрасте от 4 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eydetika_programma.docx104.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Управление образования» администрации МОГО «Ухта»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 общеразвивающего вида»

ПРИНЯТО                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                                                  приказом № 01-10/  

Протокол № 04                                                                                                от.

от              г.                                                                          

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Естественно-научной направленности

 «Эйдетика»

(для детей 4-6 лет, срок реализации 1 год)

Разработала:  Елисеева Татьяна Анатольевна

Воспитатель 1 к.к

        2022

        

Содержание

 1. Пояснительная записка                                                                                                             3 2. Учебный план первый                                                                                                               7  

3. Календарный учебный график                                                                                               10  4. Календарно- тематический план                                                                                            11  

5. Планируемые результаты освоения                                                                                       22                                                                                     6. Комплекс организационно-педагогических условий                                                           23

7. Список литературы                                                                                                                 24

Приложения

1.Пояснительная записка

1.1. Направленность образовательной программы. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность образовательной программы. Цели и задачи.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Обучение с помощью эйдетики, основанное на игре и фантазии дает возможность ребенку быстро и надолго запомнить нужную информацию, позволяет переключиться с одного вида деятельности на другой. Методы эйдетики разнообразные: запоминание слов, стихов, имен, цифр, текстов и т.п. Особенностью этих методов являются: больше яркости, эмоциональности, меньше логичности, визуализация. Благодаря этим методам у детей развивается зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, фотографическая память, произвольное внимание, вербальное и невербальное мышление, воспроизведение, творческое воображение и речь. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Актуальность программы заключается в том, что эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления.

Новизна 

Использование эйдетики заключается в том, что, данная методика обладает комплексными свойствами: помимо непосредственных способностей быстро запоминать информацию, у детей развиваются каналы восприятия информации, приобщают его к деятельности, общение со старшими и сверстниками. Работа по этой методике способствует выполнению главной задачи предшкольного образования – выравниванию стартовых возможностей детей, благодаря формированию у них универсальных начальных умений, предшествующих учебным действиям.

Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. 

Цель дополнительной программы - сформировать основы эйдетических навыков методами мнемотехники (базируются на вербально-логическом мышлении) и эйдотехники (основанные на конкретно-образном мышлении), развить образную память и творческое мышление, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Задачи первый год обучения, 4-6 лет

1.Развивать навыки воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание

2. Развивать скорость мышления и скорость обработки информации;

3. Развивать умение детей следовать устным инструкциям.

4. Развивать наблюдательность, самостоятельность, находчивость, сообразительность 5.Обогащать словарный запас.

6. Развивать концентрацию зрительного и слухового внимания;

7. Развивать все виды памяти: зрительная (фотографическая, аудиальная, слуховая, кинетическая (мышечная).

8. Развивать  образное мышление посредством  развития речи у детей.

9. Воспитывать веру в собственные силы и потенциал для повышения самооценки.

1.2 Отличительные особенности дополнительной образовательной программы. Адресат Программы

Отличительными особенностями программы является то, что метод эйдетики направлен  на развитие образно-ассоциативного мышления и всех видов памяти, в единстве с творческим мышлением и  воображением.

Основным структурирующим элементом данной программы является систематизация игровых упражнений на основе речевой продуктивной деятельности дошкольников, позволяющих добиться более высокого уровня развития образно-ассоциативного мышления, памяти. С помощью игр и упражнений дети осваивают образно-ассоциативный стиль мышления; развивают память. Овладевают навыками речемышления, которые могут использоваться в речевой продуктивной деятельности. Учатся использовать на практике полученные знания путем применения изученных методов в речевой познавательной деятельности

Адресат программы.

Программа ориентирована на детей 4-6 лет. В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. В возрасте от 4 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам

1.3 Объем программы. Режим занятий. Срок освоения Программы. Формы организации образовательного процесса.  

Объём программы – 32 академический час.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю в Изостудии  МДОУ.

Длительность занятий: с детьми средней  и старшей группой 20 мин.

Срок реализации дополнительной программы рассчитан на 32 учебных недели, 8 месяцев с октября по май.

Форма работы с детьми – групповая.  

Виды занятий – тематические, игровые, интегрированные

В конце периода обучения проводится диагностика, направленная на выявление уровня овладения быстрого устного счета, внимательности, памяти, скорости восприятия и обработки информации,  у  детей среднего и старшего дошкольного возраста. В летний период занятия приостанавливаются.

2.Учебный план

2.1 Первый год обучения, 4-5 лет

Наименование           дисциплины

№  занятия

                         Тема

Кол-во часов 1 год обучения

Дополнительная общеобразовательная программа «Эйдетика»

1

«Знакомство с содержанием предмета. Тестовые игры на запоминание объектов»

1

2

1. Приветствие2.«Тестовые игры на запоминание объектов» 3.Знакомство с органом осязания – кожей на примере руки. 4. Игра «Внимательные ручки» 5. Физминутка «Изобрази геометрическую фигуру»

1

3

1.Приветствие 2.Знакомство с Эйдиком 4.Физминутка «Что изменилось», «Путанка» 6. Мнемотаблица «Осень к нам пришла»

1

4

1. Приветствие 2.Игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!» 3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 4.Игра «Угадай-ка»

1

5

1. Приветствие 2.Игра «нарисуй что я скажу» 3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 5.Физминутка игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!»

1

6

1. Приветствие.

2. Беседа о лиственных деревьях. 3. Просмотр видеоролика «Лиственные деревья» 4. Физминутка «Ветер по лесу гулял»

1

7

1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке»

1

8

1.Приветствие 2.Игра «Веер»3. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке»  4.Воспроизведение ассоциативной цепочки

1

9

1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 4.Игра «Веер» 5.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик»

1

10

1.Приветствие 2. Знакомство с текстом. Выделение ключевых слов. 3. Физминутка «Изобрази стихотворение» 4. Игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!»

1

11

1.Приветствие 2.Знакомство с методом Эмпатии. Игра «Превращалка» 3.Знакомство с планом составления рассказа. 4. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь»»

1

12

1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» 4.Игра «Веер» 5.Физминутка 6.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик» 7. Воспроизведение ассоциативной цепочки

1

13

1.Приветствие 2. Расскажи сказку с помощью мнемотаблици 3. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь».4. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке»

1

14

1. Приветствие 2. Игра «Шумы» 3. Упражнение «Нарисуй круг и треугольник» 4. Подвижная игра «Твистер»

1

15

1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3. Физминутка «Запрещено движение»

1

16

1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3. Физминутка «Запрещено движение» 5. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц

1

17

1.Приветствие 2. Физминутка «Маленькие котята»

3. Составление цепочек ассоциаций. 4.Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц

1

18

1. Приветствие 2.Вступительная беседа о медведе.Составление ассоциативной цепочки. 3. Физминутка «Ассоциация» 4. Знакомство с рассказом, выделение ключевых слов

1

19

1. Приветствие 2.Работа в диалоге. Инсценировка фрагментов сказок. 3.Диалоговые цепочки. Игра в «Говорушки» 4.Физминутка «Говоруша»

1

20

1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3. Физминутка «Запрещено движение» 4. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц

1

21

1. Приветствие 2.Мини-рассказы о буквах и геометрических фигурах.3. Игры «Повторялки», «Внимательные ушки»

1

22

1. Приветствие 2.Повторение ранее разученных стихотворений без опоры на мнемотаблицу. 3. Физминутка «Запрещено движение»

1

23

1. Приветствие2.«Игра «Рассуждалки» по принципу «хорошо-плохо3. Нейроигры с мячами

1

24

1. Приветствие2.Игры «Прикосновения» 3. Нейроигры : Молчу-шепчу-кричу, Речка - берег

1

25

1. Приветствие2. Рисуем знак бесконечности 3. Нейроигры «Ухо-нос» или «Веселые обезьянки» 4.Нейроигры с мячами

1

26

1.Приветствие2. Упражнение «Вспомни слово по картинке» 3.Нейроигры с дидактическим материалом

4.Упражнение на зрительное запоминание предметов

1

27

1.Игра на внимание «Дорисуй картинки»

1

28

1. Приветствие 2. Упражнение «Вспомни слово по картинке» 3. Нейроигры с мячом

1

29

1. Заучивание стихотворения «Сшили Тане сарафанчик» с помощью мнемотаблиц

1

30

1.Заучивание стихотворения «Сшили Тане сарафанчик» с помощью мнемотаблиц

1

31

1. Повторение ранее разученных стихотворений без опоры на мнемотаблицу

1

32

«Итоговое. Тестовая игра»

1

Всего

          32

2.2 Второй год обучения

Наименование           дисциплины

№  занятия

                         Тема

Кол-во часов 1 год обучения

Дополнительная общеобразовательная программа «Ментальная арифметика»

1

Упражнение «Приветствие» 2. Упражнение «Мое имя»

3. Беседа «Кем я хочу быть?»

1

2

1.Упражнение-приветствие «Улыбнись» 2.Беседа «Ассоциации» 3. Игра «Внимательные ручки» 4.Физминутка «Изобрази геометрическую фигуру»

1

3

1.Приветствие 2.Знакомство с Эйдиком 3.Физминутка «Что изменилось», «Путанка» 4. Мнемотаблица «Осень к нам пришла»

1

4

1. Приветствие  2.Игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!»

3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 4.Игра «Угадай-ка»

1

5

1. Приветствие 2.Игра «нарисуй что я скажу» 3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 5.Физминутка игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!»

1

6

1. Приветствие. 2. Беседа о лиственных деревьях. 3. Просмотр видеоролика «Лиственные деревья» 4. Физминутка «Ветер по лесу гулял»

1

7

1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций.

3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке»

1

8

1.Приветствие 2.Игра «Веер» 3. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке»  4.Воспроизведение ассоциативной цепочки

1

9

1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций.

3.Игра «Веер» 4.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик»

1

10

1. Упражнение «Запомни слова». 2. Упражнение «Попробуй найти». 3. Рефлексия занятия. Итог.

1

11

1.Приветствие 2.Знакомство с методом Эмпатии. Игра «Превоащалка» 3.Знакомство с планом составления рассказа. 4. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь»»

1

12

1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» 4.Игра «Веер» 5.Физминутка 6.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик» 7. Воспроизведение ассоциативной цепочки

1

13

1.Приветствие 2. Расскажи сказку с помощью мнемотаблици 3. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь».4. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке»

1

14

1. Приветствие 2. Игра «Шумы» 3. Упражнение «Нарисуй круг и треугольник» 4. Подвижная игра «Твистер»

1

15

1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3.Физминутка «Запрещено движение»

1

16

1. Приветствие 2. Игра «Моя комната» 3. Физминутка «Запрещено движение» 4. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц

1

17

1.Приветствие 2. Физминутка «Маленькие котята» 3. Составление цепочек ассоциаций 4. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц

1

18

1. Упражнение-игра «Рисуем слова» 2. Игра «Магазин игрушек» 3. Подвижная игра «Наступи на хвост»

1

19

1.Упражнение «Невербальные ассоциации» 2. Игра с картинками  

1

20

1. Игра «На что похожи цифры?»2. Игра «Наоборот». 3. Игра «Телевизор»  

1

21

1. Приветствие 2.Мини-рассказы о буквах и геометрических фигурах.3. Игры «Повторялки», «Внимательные ушки»

1

22

1. Приветствие 2.Повторение ранее разученных стихотворений без опоры на мнемотаблицу. 3. Физминутка «Запрещено движение»

1

23

1. Приветствие 2.«Игра «Рассуждалки» по принципу «хорошо-плохо 3. Нейроигры с мячами

1

24

1. Игра «Наоборот» 2. Зарядка-пантомима «Где были мы, не расскажем, чем занимались - покажем»3. Зрительный диктант

1

25

1. Приветствие2. Рисуем знак бесконечности 3. Нейроигры «Ухо-нос» или «Веселые обезьянки» 4.Нейроигры с мячами

1

26

 1. Игра «Наоборот» 5 мин. 2. Упражнение «Ловим цифры на крючок» 3. Упражнение «Формы»

1

27

1.Игра на внимание «Дорисуй картинки» 2.Упражнение «Вспомни слово по картинке» 3. Работа в тетради. Зрительный диктант.

1

28

1. Приветствие 2. Упражнение «Вспомни слово по картинке»

3. Нейроигры с мячом

1

29

1.«Цепочки ассоциаций.2. Игры и упражнения по закреплению навыков работы с цепочками ассоциаций»

1

30

1.Самостоятельное воспроизведение ассоциативной цепочки с опорой на образы. 2.Самостоятельное воспроизведение ассоциативной цепочки без опоры на образы

1

31

1.Игра «Слова ходят парами». 2.Составление ассоциативной цепочки 3.Физминутка «Повтори движение» 4.Запоминание рассказа по ключевым совам

1

32

«Итоговое. Тестовая игра»

1

Всего

         32

  1. Календарный учебный график

Содержание

Возрастная группа

4-6  лет        

Начало учебного года График каникул

октября 2022г.

График каникул

Окончание учебного года

Продолжительность учебного года, всего, в том числе:

8 месяцев

1 полугодие

13 недель

2 полугодие

21 неделя

Сроки проведения диагностики детей

24.05.22 - 28.05.22

Праздничные дни

04 ноября,01-09 января, 23 февраля, 08 марта,02 мая, 09 мая

Работа МДОУ в летний период

  1. -31.08.2022

4. Календарно - тематический план 

                                                                                  4.1 Календарно - тематический план

 (первый год обучения, 4-5 лет)

Тема  занятия

Программное содержание

Материал и оборудование

Дата проведения

Дата проведения (по факту)

Кол-во

час

 1

«Знакомство с содержанием предмета. Тестовые игры на запоминание объектов»

Сосредоточить внимание детей на роли/значимости основных органов чувств как наших главных помощников (конкретно – зрения) в восприятии окружающего мира. Проверить работу зрительного и слухового каналов восприятия информации.  Развивать наблюдательность, речь, навыки общения Воспитывать любознательность и интерес к новому.

Ноутбук, флешка, проектор.

1

2

1. Приветствие

2.«Тестовые игры на запоминание объектов» 3.Знакомство с органом осязания – кожей на примере руки.

4. Игра «Внимательные ручки»

5. Физминутка «Изобрази геометрическую фигуру»

Сосредоточить внимание детей на роли/значимости основных органов чувств как наших главных помощников (зрения и осязания) в восприятии окружающего мира.  Проверить работу зрительного и слухового каналов восприятия информации.  Проверить работу тактильного канала восприятия информации. Расширять кругозор детей, знания о геометрических фигурах, развивать наблюдательность, речь, навыки общения. Воспитывать любознательность и интерес к новому.

Ноутбук, флешка, проектор.

1

3

1.Приветствие

2.Знакомство с Эйдиком

4.Физминутка «Что изменилось», «Путанка»

6. Мнемотаблица «Осень к нам пришла»

Сосредоточить внимание детей на роли/значимости основных органов чувств как наших главных помощников (конкретно- зрения) в восприятии окружающего мира. Проверить работу зрительного и слухового каналов восприятия информации. Развивать наблюдательность, речь, навыки общения. Воспитывать любознательность и интерес к новому

Ноутбук, флешка, проектор, несколько мягких игрушек 

1

            4

1. Приветствие

2.Игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!»

3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 4.Игра «Угадай-ка»

Формировать умение детей запоминать последовательность объектов с опорой на рассказ. Развивать ассоциативное и образное мышление, умение воспроизводить фигуры из одинаковых элементов. Развивать умение обозначать образы объектов с помощью знаков. Совершенствовать мелкую моторику и навыки конструирования, развивать внимание, зрительное восприятие.

Ноутбук, флешка, проектор

1

5

1. Приветствие

2.Игра «нарисуй что я скажу» 3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 5.Физминутка игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!»

Формировать умение детей запоминать последовательность объектов с опорой на рассказ. Развивать ассоциативное и образное мышление, умение воспроизводить фигуры из одинаковых элементов. Развивать умение обозначать образы объектов с помощью знаков. Совершенствовать мелкую моторику и навыки конструирования, развивать внимание, зрительное восприятие.

Ноутбук, флешка, проектор, цветные карандаши , лист а4 на каждого ребенка

            6

1. Приветствие.

2. Беседа о лиственных деревьях. 3. Просмотр видеоролика «Лиственные деревья»

4. Физминутка «Ветер по лесу гулял»

Развивать образное мышление, умение видеть образы в природных объектов (шишек, желудей, листочков, хвойных иголок и т.п.). Прививать любовь к природе, развивать умение любоваться красотой природы. Развивать внимание, речь, мелкую моторику, ассоциативное мышление на базе воображения-памяти.

Ноутбук, флешка, проектор

1

 7

1.Приветствие

2.Упражнение на составление пар ассоциаций.

3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке»

Развивать  знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения

Ноутбук, флешка, проектор

1

8

1.Приветствие

2.Игра «Веер»

 3. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке»  

4.Воспроизведение ассоциативной цепочки

Закреплять знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения.

Ноутбук, флешка, проектор

1

9

1.Приветствие

2.Упражнение на составление пар ассоциаций.

4.Игра «Веер»

5.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик»

Закреплять знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения.

Ноутбук, флешка, проектор

1

10

1.Приветствие 2. Знакомство с текстом. Выделение ключевых слов. 3. Физминутка «Изобрази стихотворение» 4. Игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!»

Закреплять знания детей о «ключевых словах» и умения выделять ключевые слова в словосочетаниях и предложениях. Развивать навыки запоминания стихов с опорой на изображение ключевых слов. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание, речь, умение высказывать и обосновывать своё мнение, навыки общения.

Ноутбук, флешка, проектор

1

11

1.Приветствие 2.Знакомство с методом Эмпатии. Игра «Превоащалка» 3.Знакомство с планом составления рассказа. 4. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь»»

Закреплять знания детей о «ключевых словах» и умения выделять ключевые слова в словосочетаниях и предложениях. Познакомить с планом составления рассказов об объектах окружающего мира. Развивать наблюдательность, речь, внимание; умение представлять себя конкретным объектом.

Ноутбук, флешка, проектор

1

12

1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» 4.Игра «Веер» 5.Физминутка 6.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик» 7. Воспроизведение ассоциативной цепочки

Закреплять знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения.

Ноутбук, флешка, проектор

1

13

1.Приветствие 2. Расскажи сказку с помощью мнемотаблици 3. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь».

4. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке»

Повышение эффективности запоминания различных видов информации; усвоения мнемотехнических приемов, позволяющих расширить объем оперативной памяти. Развивать коммуникативные навыки общения.

Ноутбук, флешка, проектор

1

14

1. Приветствие

2. Игра «Шумы»

3. Упражнение «Нарисуй круг и треугольник»

4. Подвижная игра «Твистер»

Познакомить детей с методом звуковых ассоциаций, развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

(чайные ложки, 2 стакана (пустой, с водой), ножницы, лист бумаги, расческа, монеты, спичечный коробок, колокольчик, ключи, бутылка с крупой)

1

15

1. Приветствие

2. Игра «Моя комната»

3. Физминутка «Запрещено движение»

Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность.

ноутбук, проектор

1

16

1. Приветствие

2. Игра «Моя комната»

3. Физминутка «Запрещено движение»

5. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц

Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

ноутбук, проектор

1

17

1.Приветствие

3. Физминутка «Маленькие котята»

 4. Составление цепочек ассоциаций

5. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц

Закреплять знания детей о понятии «значок» и «ассоциация», подбирать ассоциации, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их по памяти. Закреплять навыки работы с игрой «Образные ассоциации». Развивать наблюдательность, речь, внимание; умение высказывать и обосновывать свою мысль.

Ноутбук, проектор, иллюстрации

1

18

1. Приветствие

2.Вступительная беседа о медведе. Составление ассоциативной цепочки.

 3. Физминутка «Ассоциация» 4. Знакомство с рассказом, выделение ключевых слов

Закреплять знания детей о понятии «значок» и «ассоциация». Закреплять умения выделять ключевые слова из словосочетаний и предложений, составлять цепочки ассоциаций их ключевых слов и воспроизводить их по памяти. Развивать ассоциативное мышление, внимание, речь, умение и восстанавливать текст по ключевым словам

Ноутбук, проектор, иллюстрации

1

19

1.Приветствие 2.Работа в диалоге. Инсценировка фрагментов сказок. 3.Диалоговые цепочки. Игра в «Говорушки»

4.Физминутка «Говоруша»

Познакомить детей с понятием «диалог». Развивать умение правильно задавать вопросы, общаться в диалоге. Учить воспроизводить диалог с опорой на вопросы. Закреплять навык работы с игрой «Образные ассоциации». Развивать внимание, речемышление, умение восстанавливать диалог по опорным картинкам.

Ноутбук, проектор

1

20

1. Приветствие

2. Игра «Моя комната»

3.Физминутка «Запрещено движение»

4.Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц

Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

Ноутбук, проектор

1

21

1. Приветствие

2.Мини-рассказы о буквах и геометрических фигурах.

3. Игры «Повторялки», «Внимательные ушки»

Совершенствовать умения детей составлять рассказ по опорному плану. Развивать умения детей слышать ритмический рисунок и повторять его. Развивать наблюдательность, речь, навыки общения. Закрепить и совершенствовать умения и навыки детей.

Ноутбук, проектор

1

22

1. Приветствие

2.Повторение ранее разученных стихотворений без опоры на мнемотаблицу.

3.Физминутка «Запрещено движение»

Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

Ноутбук, проектор

1

23

1. Приветствие

2.«Игра «Рассуждалки» по принципу «хорошо-плохо

3. Нейроигры с мячами

Закреплять умение правильно задавать вопросы; общаться в диалоге, рассуждать и делать выводы с опорой на игру «хорошо – плохо».  Расширять словарный запас, развивать внимание, речемышление, умение высказывать и обосновывать своё мнение. Развивать  межполушарные связи.

цветные карандаши, стихи о корове и петушке, картинки с изображением коровы и петушка, компьютер, видеоролик с песенкой «Кто пасётся на лугу».

1

24

1. Приветствие

2.Игры «Прикосновения»

3.Нейроигры : Молчу-шепчу-кричу, Речка - берег

Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме..

Ноутбук, проектор

1

25

1. Приветствие

2. Рисуем знак бесконечности

3.Нейроигры «Ухо-нос» или «Веселые обезьянки»

3.Нейроигры с мячами

Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

Ноутбук, проектор

1

26

1.Приветствие

2. Упражнение «Вспомни слово по картинке»

3.Нейроигры с дидактическим материалом

5.Упражнение на зрительное запоминание предметов

Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме..

Ноутбук, проектор

1

               27

1.Игра на внимание «Дорисуй картинки»

Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме..

Ноутбук, проектор

21.04.22

1

28

1. Приветствие

2. Упражнение «Вспомни слово по картинке»

3. Нейроигры с мячом

Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме..

Ноутбук, проектор

28.04.22

1

29

5. Заучивание стихотворения «Сшили Тане сарафанчик» с поощью мнемотаблиц

 Закреплять умение правильно задавать вопросы; общаться в диалоге, рассуждать и делать выводы с опорой на игру «хорошо – плохо».  Расширять словарный запас, развивать внимание, речемышление, умение высказывать и обосновывать своё мнение. Развивать  межполушарные связи.

Ноутбук, проектор

05.05.22

1

30

Заучивание стихотворения «Сшили Тане сарафанчик» с поощью мнемотаблиц

Закрепить и совершенствовать полученные вычислительные навыки. Развивать аналитическое мышление, внимание, воображение

Ноутбук, проектор

12.05.22

1

31

4.Повторение ранее разученных стихотворений без опоры на мнемотаблицу

Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме...

Ноутбук, проектор

19.05.22

1

32

«Итоговое. Тестовая игра»

Проверить умение детей устанавливать ассоциативные связи между объектами, запоминать ассоциативные цепочки.  Проверить умение выделять ключевые слова; воспроизводить текст по ключевым словам. Проверить умение запоминать зрительные и двигательные образы.  Расширять словарный запас, развивать внимание, речемышление, умение высказывать и обосновывать своё мнение.

цветные карандаши, картинки из игры «Слова ходят парами», предметные картинки для составления ассоциативной цепочки, компьютер, видеоролик с рассказом «Про грибы»

26.05.22

1

                                                                                  4.2 Календарно - тематический план

 (первый год обучения, 5-6 лет)

Тема  занятия

Программное содержание

Материал и оборудование

Дата проведения

Дата проведения (по факту)

Кол-во

часов

 1

1.Упражнение «Приветствие» 2. Упражнение «Мое имя»

3. Беседа «Кем я хочу быть?» 5 мин

Создать комфортную атмосферу на занятии, формировать мотивацию к обучению, способствовать повышению детской самооценки.

Ноутбук, флешка, проектор. (Игрушка)

1

2

1.Упражнение-приветствие «Улыбнись»

2. Беседа «Ассоциации»

4. Игра «Внимательные ручки»

5.Физминутка «Изобрази геометрическую фигуру»

Познакомить с понятием «ассоциация», развивать ассоциативное мышление, воображение, фантазию, воспитывать доброжелательное отношение к другим и уверенность в себе.

Ноутбук, флешка, проектор.

1

3

1.Приветствие

2.Знакомство с Эйдиком

4.Физминутка «Что изменилось», «Путанка»

6. Мнемотаблица «Осень к нам пришла»

Сосредоточить внимание детей на роли/значимости основных органов чувств как наших главных помощников (конкретно- зрения) в восприятии окружающего мира. Проверить работу зрительного и слухового каналов восприятия информации. Развивать наблюдательность, речь, навыки общения. Воспитывать любознательность и интерес к новому

Ноутбук, флешка, проектор, несколько мягких игрушек 

1

            4

1. Приветствие

2.Игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!»

3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 4.Игра «Угадай-ка»

Формировать умение детей запоминать последовательность объектов с опорой на рассказ. Развивать ассоциативное и образное мышление, умение воспроизводить фигуры из одинаковых элементов. Развивать умение обозначать образы объектов с помощью знаков. Совершенствовать мелкую моторику и навыки конструирования, развивать внимание, зрительное восприятие.

Ноутбук, флешка, проектор

1

5

1. Приветствие

2.Игра «нарисуй что я скажу» 3.Упражнение на зрительное восприятие и запоминание. 5.Физминутка игра «Раз, два, три, попробуй – повтори!»

Формировать умение детей запоминать последовательность объектов с опорой на рассказ. Развивать ассоциативное и образное мышление, умение воспроизводить фигуры из одинаковых элементов. Развивать умение обозначать образы объектов с помощью знаков. Совершенствовать мелкую моторику и навыки конструирования, развивать внимание, зрительное восприятие.

Ноутбук, флешка, проектор, цветные карандаши , лист а4 на каждого ребенка

            6

1. Приветствие.

2. Беседа о лиственных деревьях. 3.Просмотр видеоролика «Лиственные деревья»

4. Физминутка «Ветер по лесу гулял»

Развивать образное мышление, умение видеть образы в природных объектов (шишек, желудей, листочков, хвойных иголок и т.п.). Прививать любовь к природе, развивать умение любоваться красотой природы. Развивать внимание, речь, мелкую моторику, ассоциативное мышление на базе воображения-памяти.

Ноутбук, флешка, проектор

1

 7

1.Приветствие

2.Упражнение на составление пар ассоциаций.

3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке»

Развивать  знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения

Ноутбук, флешка, проектор

1

8

1.Приветствие

2.Игра «Веер»

 3. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке»  

4.Воспроизведение ассоциативной цепочки

Закреплять знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения.

Ноутбук, флешка, проектор

1

9

1.Приветствие

2.Упражнение на составление пар ассоциаций.

4.Игра «Веер»

5.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик»

Закреплять знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения.

Ноутбук, флешка, проектор

1

10

1. Упражнение «Запомни слова».

2. Упражнение «Попробуй найти». 3. Рефлексия занятия. Итог. 3 мин.

Продолжать развивать умение детей запоминать слова, используя метод ассоциаций, развивать образную долговременную память, внимание, воображение, формировать умение работать в паре.

Набор иллюстраций (10 картинок) Коробки с рисом, мелкие предметы: ложки, скрепки, пуговицы, монеты, карандаши, магнитные буквы (цифры)

1

11

1.Приветствие 2.Знакомство с методом Эмпатии. Игра «Превоащалка» 3.Знакомство с планом составления рассказа. 4. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь»»

Закреплять знания детей о «ключевых словах» и умения выделять ключевые слова в словосочетаниях и предложениях. Познакомить с планом составления рассказов об объектах окружающего мира. Развивать наблюдательность, речь, внимание; умение представлять себя конкретным объектом.

Ноутбук, флешка, проектор

1

12

1.Приветствие 2.Упражнение на составление пар ассоциаций. 3.Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке» 4.Игра «Веер» 5.Физминутка 6.Составление цепочки ассоциаций. Игра «Потяни за хвостик» 7. Воспроизведение ассоциативной цепочки

Закреплять знания детей о понятии «ассоциация». Развивать умение детей подбирать пары произвольных ассоциаций, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их. Развивать образно-ассоциативное мышление, внимание умение обосновывать свою мысль и умение слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки общения.

Ноутбук, флешка, проектор

1

13

1.Приветствие 2. Расскажи сказку с помощью мнемотаблици 3. Физминутка «Я на месте поверчусь и во (что-то) «превращусь».

4. Мнемотаблица «Ходит повар в калпаке»

Повышение эффективности запоминания различных видов информации; усвоения мнемотехнических приемов, позволяющих расширить объем оперативной памяти. Развивать коммуникативные навыки общения.

Ноутбук, флешка, проектор

1

14

1. Приветствие

2. Игра «Шумы»

3. Упражнение «Нарисуй круг и треугольник»

4. Подвижная игра «Твистер»

Познакомить детей с методом звуковых ассоциаций, развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

чайные ложки, 2 стакана (пустой, с водой), ножницы, лист бумаги, расческа, монеты, спичечный коробок, колокольчик, ключи, бутылка с крупой) (Игровое поле, рулетка)

1

15

1. Приветствие

2. Игра «Моя комната»

3.Физминутка «Запрещено движение»

Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность.

1

16

1. Приветствие

2. Игра «Моя комната»

3. Физминутка «Запрещено движение»

5. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц

Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

1

17

1.Приветствие

3. Физминутка «Маленькие котята»

 4. Составление цепочек ассоциаций

5. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблиц

Закреплять знания детей о понятии «значок» и «ассоциация». Учить подбирать ассоциации, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их по памяти. Закреплять навыки работы с игрой «Образные ассоциации». Развивать наблюдательность, речь, внимание; умение высказывать и обосновывать свою мысль.

Рабочие тетради, карандаши, абакус ученический, абакус демонстрационный, флеш карты.

1

18

Упражнение-игра «Рисуем слова»

3. Игра «Магазин игрушек»

4. Подвижная игра «Наступи на хвост» 5 мин

Познакомить с методом связных ассоциаций, тренировать образную память, внимание, координацию, уверенность в себе. Закреплять умения выделять ключевые слова из словосочетаний и предложений. Учить составлять цепочки ассоциаций их ключевых слов и воспроизводить их по памяти. Развивать ассоциативное мышление, внимание, речь, умение и восстанавливать текст по ключевым словам

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, клей. Набор из 10 игрушек, платок. Веревки

1

19

1Упражнение «Невербальные ассоциации» 2. Игра с картинками

 

Продолжать развивать у детей умения использовать метод невербальных ассоциаций для запоминания словесной информации, развивать долговременную память, стимулировать активность, интерес к занятиям.

Рисунки, клей, муляж телевизора. Альбом с иллюстрациям

1

20

1. Игра «На что похожи цифры?»

2. Игра «Наоборот».

4. Игра «Телевизор»

 

Продолжать развивать зрительную память, умение  запоминать цифры на основе образного мышления, внимание, глазомер, воспитывать уверенность в себе. 

Тетради, карандаши, таблица с цифрам, набор цифр

1

21

1. Приветствие

2.Мини-рассказы о буквах и геометрических фигурах.

3. Игры «Повторялки», «Внимательные ушки»

Совершенствовать умения детей составлять рассказ по опорному плану. Развивать умения детей слышать ритмический рисунок и повторять его. Развивать наблюдательность, речь, навыки общения. Закрепить и совершенствовать умения и навыки детей.

Ноутбук, проетор

1

22

1. Приветствие

2.Повторение ранее разученных стихотворений без опоры на мнемотаблицу.

3. Физминутка «Запрещено движение»

Развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме..

1

23

1. Приветствие

2.«Игра «Рассуждалки» по принципу «хорошо-плохо

3. Нейроигры с мячами

Закреплять умение правильно задавать вопросы; общаться в диалоге, рассуждать и делать выводы с опорой на игру «хорошо – плохо».  Расширять словарный запас, развивать внимание, речемышление, умение высказывать и обосновывать своё мнение. Развивать  межполушарные связи.

цветные карандаши, стихи о корове и петушке, картинки с изображением коровы и петушка, компьютер, видеоролик с песенкой «Кто пасётся на лугу».

1

24

1. Игра «Наоборот»

2. Зарядка-пантомима «Где были мы, не расскажем, чем занимались - покажем»            

3. Зрительный диктант

Продолжать развивать образное мышление, устойчивость внимания, умение фантазировать, представлять конечный результат, воспитывать настойчивость.

Таблица с фигурами ноутбук, проектор

1

25

1. Приветствие

2. Рисуем знак бесконечности

3. Нейроигры «Ухо-нос» или «Веселые обезьянки»

3.Нейроигры с мячами

Продолжать развивать образное мышление, устойчивость внимания, умение фантазировать, представлять конечный результат, воспитывать настойчивость.

Рабочие тетради, карандаши, абакус ученический, абакус демонстрационный, флеш карты.

1

26

 1. Игра «Наоборот» 5 мин.

2. Упражнение «Ловим цифры на крючок»

3. Упражнение «Формы»

Продолжать развивать умение детей запоминать цифровую информацию через образы цифр, развивать интеллектуальные и творческие способности детей, стимулировать активность, воспитывать интерес к занятиям.

Карандаш, тонкая веревка, маленький магнит, магнитные цифры. Набор геометрических фигур

1

               27

1.Игра на внимание «Дорисуй картинки»

2.Упражнение «Вспомни слово по картинке»

3. Работа в тетради. Зрительный диктант.

Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность.

Набор рисунков)Рабочие тетради, карандаши,

1

28

1. Приветствие

2. Упражнение «Вспомни слово по картинке»

3. Нейроигры с мячом

Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность.

Рабочие тетради, карандаши, набор иллюстраций

1

29

«Цепочки ассоциаций. Игры и упражнения по закреплению навыков работы с цепочками ассоциаций»

 Закреплять знания детей о понятии «значок» и «ассоциация». Учить подбирать ассоциации, составлять цепочки ассоциаций и воспроизводить их по памяти. Познакомить детей с новой игрой и правилами игры. Развивать наблюдательность, речь, внимание; умение высказывать и обосновывать свою мысль.

Рабочие тетради, карандаши, набор иллюстраций

1

30

Самостоятельное воспроизведение ассоциативной цепочки с опорой на образы. Самостоятельное воспроизведение ассоциативной цепочки без опоры на образы

Закреплять навыки работы с игрой «Образные ассоциации». Развивать наблюдательность, речь, внимание; умение высказывать и обосновывать свою мысль.

Ноутбук, проектор

1

31

1.Игра «Слова ходят парами». 2.Составление ассоциативной цепочки

3.Физминутка «Повтори движение»

4.Запоминание рассказа по ключевым совам

Закреплять умение правильно задавать вопросы; общаться в диалоге. Учить рассуждать и делать выводы с опорой на игру «хорошо-плохо» Закреплять умения выделять ключевые слова; воспроизводить текст по ключевым словам. Расширять словарный запас

Ноутбук, проектор

1

32

«Итоговое. Тестовая игра»

1. Проверить умение детей устанавливать ассоциативные связи между объектами, запоминать ассоциативные цепочки. 2. Проверить умение выделять ключевые слова; воспроизводить текст по ключевым словам. 3. Проверить умение запоминать зрительные и двигательные образы. 4. Расширять словарный запас, развивать внимание, речемышление, умение высказывать и обосновывать своё мнение.

цветные карандаши, картинки из игры «Слова ходят парами», предметные картинки для составления ассоциативной цепочки, компьютер, видеоролик с рассказом «Про грибы»

1

Планируемые результаты освоения Программы

Первого года обучения детей- 4-5  лет

К концу реализации программы дети 4-5 лет (первый год обучения) будут знать:

1. Органы чувств

2. Понятие "общение", способы и правила общения

3. Понятие "ключевое слово". О связи назначения объекта с его свойствами.

4. Понятие "информация", о роли информации в жизни человека

5. Понятие " ассоциации", виды ассоциаций, связь между ними

К концу реализации программы дети 4-5 лет (первый год обучения) будут уметь:

  1. Описывать объекты с опорой на органы чувств.
  2. Выстраивать цепочки ассоциаций
  3. Организовывать игры на развитие памяти и внимания
  4. Составлять рассказ на заданную тему.

Планируемые результаты освоения Программы

Первого года обучения детей- 5-6  лет

К концу реализации программы дети 5-6 лет (первый год обучения) будут знать:

  1. Понятие "общение", способы и правила общения.
  2. Понятие "ключевое слово". О связи назначения объекта с его свойствами.
  3. Алгоритм составления рассказа о событии, объекте (в т.ч. произведении искусства).
  4. Правила игр на развитие памяти и внимания, не менее: 1  
  5. Понятие " ассоциации", виды ассоциаций, связь между ними

К концу реализации программы дети 5-6 лет (первый год обучения) будут уметь:

1. Объяснять логику своих ассоциаций.

2.Выстраивать и объяснять цепочки ассоциаций

3.Составлять рассказ на заданную и собственную темы.

  1. Подбирать рифмы, составлять простейшие стихотворные формы.
  2.  Запоминать "с ходу" последовательность слов, не менее 10.
  3. Запоминать и пересказывать текст по ключевым словам

6. Комплекс организационно-педагогических условий

6.1. Условия реализации Программы

Помещение

 Оборудование

Информационные и методические ресурсы

Изостудия

стол и стулья для детей, магнитная доска, ноутбук, проектор,

Тетради, карандаши, , карточки с заданиями, игры для развития психических процессов и др., флеш-карты, Карандаши простые, ручки, цветные, водные маркеры, линейки, гуашь, тушь, альбомы

2. https://matugin-eidos.com/ 

3. https://matugin-eidos.com/articles/ 4. http://www.клубтм.рф/

5. http://ratriz.ru/lichnye-stranichki/leningradskaya-shkola-triz/pchelkina-e-l

6.2. Формы контроля для определения результативности усвоения программы

Мероприятия

Сроки проведения

11

Презентация  для родителей групп

Май

22

Итоговый контроль по диагностическим заданиям  (Приложение № 1)

Май

Список литературы:

1. Аристова Т.А. Учиться успешно/Развивающие возможности обучения…- Учебнометодическое пособие. – СПб.: Бостон, 2010.

2. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Любить по-разному, учить поразному. Нейропедагогика. – М.: Федоров, 2008

3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб.: Тускарора, 2000.

4. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение, 1978.

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов высших учебных Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности для детей 5-6 лет с ОВЗ с ТНР «Эйдетика» (секреты «шпионов») 20 заведений. – 7 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с.

 6. Лурия А.Р. Эйдетизм // БСЭ. Т. 63. М., 1933. С. 135139.

7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Издво МГУ, 1968.

 8. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребёнка. – М.: РИПОЛ классик, 2010.

 9. Матюгин И.Ю. Развитие памяти и внимания. – М.: РИПОЛ классик, 2009.

10. Матюгин И., Жемаева Е., Чакаберия Е., Рыбникова И. Как развить хорошую память. – М.: РИПОЛ классик, 2004.

11. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б. Как научиться забывать ненужное. - М.: Эйдос, 1996.

 12. Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М.: Эйдос, 1996.

Показатели освоения программы

4-5 лет

Критерии

Задания

Показатели

Предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания.

Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию. «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Педагог в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной.

1 балл

задание не выполнено,

2 балла

задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;

3 балла

задание выполнено правильно и самостоятельно.

Предназначено для определения уровня развития произвольной сферы ребенка

Ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.
Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек.

1 балл

задание не выполнено,

2 балла

задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;

3 балла

задание выполнено правильно и самостоятельно.

Предназначено для сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств.

 Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

1 балл

задание не выполнено,

2 балла

задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;

3 балла

задание выполнено правильно и самостоятельно.

На развитие восприятия, памяти, внимания

Выложить перед ребенком картинки с изображением разных предметов. Пусть посмотрит на них и запомнит. Затем предложить  ему отвернуться, убрать одну карточку, ребенок повернется и должен сказать, какую карточку убрали.

1 балл

задание не выполнено,

2 балла

задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;

3 балла

задание выполнено правильно и самостоятельно.

Показатели освоения программы

5-6 лет

Критерии

Задания

Показатели

Позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

«Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй пожалуйста, точно такую же картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется листок – «Домик»). Не торопись, будь внимательным, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать не надо, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда начинай рисовать». По окончании работы ребенку предлагается проверить, все ли у него верно.

1 балл

задание не выполнено,

2 балла

задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;

3 балла

задание выполнено правильно и самостоятельно.

Предназначено для того чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой.

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. 

1 балл

задание не выполнено,

2 балла

задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;

3 балла

задание выполнено правильно и самостоятельно.

Изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

 Перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20—30 сек. Инструкция: "Все эти картинки про одного мальчика. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом". Если ребенок не начинает работу, уточняют: "Что сначала делал мальчик? Положи эту картинку сюда, первой"; "А что потом?". После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.

1 балл

задание не выполнено,

2 балла

задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;

3 балла

задание выполнено правильно и самостоятельно.

На развитие восприятия, памяти, внимания

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

1 балл

задание не выполнено,

2 балла

задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;

3 балла

задание выполнено правильно и самостоятельно.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...