Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Карамельки"
рабочая программа (средняя группа)
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Карамельки" рассчитана на возраст детей 4-5 лет, срок обучения по программе 1 год. Программа имеет художественную направленность, используемый на занятиях высокохудожественный музыкальный материал способствует развитию у детей музыкального вкуса. Занятия хореографией погружают ребенка в мир искусства, учат ценить и понимать его, испытывать эстетическое наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства, формируют художественные ориентиры и представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_karamelki.docx | 54.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 7 Московского района Санкт-Петербурга
ул Ленсовета, д. 79, Лит А., Санкт-Петербург, 196158, Тел.(факс) 8 (812) 727-45-29
detskiysad7@bk.ru, ОКПО 27396693 ОГРН 1037821023789 ИНН/КПП 7810277740/781001001
ПРИНЯТО Педагогическим Советом образовательного учреждения Протокол от | УТВЕРЖДЕНО Приказом от Заведующий ГБДОУ №7 _________ И.А. Юр |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Карамельки»
Возраст учащихся: от 4 до 5 лет
Сроки реализации: 2022–2023 учебный год
Автор-составитель:
Ивановой Елена Александровна
Музыкальный руководитель,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка | 3 |
1.1. Направленность программы | 3 |
1.2. Актуальность программы | 3 |
1.3. Отличительные особенности программы | 4 |
1.4. Адресат программы | 4 |
1.5. Объем и срок реализации программы | 4 |
1.6. Цели и задачи программы | 4 |
1.7. Условия реализации программы | 5 |
1.8. Планируемые результаты освоения программы | 6 |
2. Учебный план программы | 8 |
3. Календарный учебный график | 8 |
4. Содержание рабочей программы | 9 |
5. Планируемые результаты и оценочные материалы | 14 |
5.1. Оценочные материалы | 15 |
5.2. Методические материалы | 17 |
6. Информационные источники | 18 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей.
Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми.
Занятия хореографией развивают слуховую, зрительную, мышечную память, коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формируют эмоциональную культуру общения.
Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я», развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
- Направленность программы
Программа имеет художественную направленность, используемый на занятиях высокохудожественный музыкальный материал способствует развитию у детей музыкального вкуса. Занятия хореографией погружают ребенка в мир искусства, учат ценить и понимать его, испытывать эстетическое наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства, формируют художественные ориентиры и представления.
- Актуальность
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 4-5 лет.
1.3 Отличительные особенности программы
Отличительная особенность настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, адаптированные для дошкольников. Активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса облегчает процесс запоминания и освоения детьми танцевальных движений. Благодаря использованию сюжетных игр, образных сравнений у детей лучшается эмоциональный фон занятий, что способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
1.4Адресат программы
Программа предназначена для дошкольников 4-5 лет.
- Объем и срок реализации программы
Объем программы - 28 учебных недель (28 учебных часов). Срок реализации 1 учебный год (октябрь-май).
1.6 Цели и задачи программы
Цель – способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников средствами хореографического искусства.
Задачи:
обучающие:
- привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков;
- научить различать жанр произведения — танец (вальс, полька, современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш. Различать по характеру и выражать это в соответствующих движениях;
- обучить танцевальному этикету и сформировать умение переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни.
- формировать элементарные хореографические знания, умения и навыки;
- развивать умение слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их жестами или движениями.
развивающие:
- развивать умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, реагировать на изменение основных средств музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику, метроритм;
- развивать чувство ритма музыкальный слух;
- развивать у детей хореографические способности (координацию движений, плавность, гибкость, умение ориентироваться в пространстве);
- развивать ассоциативное мышление, воображение, фантазию, умение находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки;
воспитательные:
- воспитывать умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
- воспитывать дисциплинированность, чувство долга, коллективизма, организованности;
- воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели;
- воспитывать любовь и уважение к искусству, понимать его эстетические ценности.
- Условия реализации программы
Программа "Ритмическая мозаика" подразумевает работу детей в группе до 15 человек. Продолжительность занятия – 20 минут.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
- фронтальная;
- в парах;
- групповая;
- индивидуально-групповая;
Методы и приемы
- наглядно-зрительные (двигательный показ под музыку элементов танцев; сюжетно-образных движений);
- словесные (образный рассказ о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений);
- практические (многократное выполнение движения, упражнения для развития музыкально-ритмических навыков детей (изменение движений в соответствии с изменением характера музыки, темповых изменений);
- игровые (образно-ролевые, музыкально-дидактические, творческие); Выбор метода и приема зависит иногда от воспитательных задач, общих или ближайших, от подготовленности и возраста детей.
Заключительное занятие раз в полугодие – открытое занятие (концерт) для родителей или детей других групп ДОУ.
- Планируемые результаты освоения программы
Успехи и достижения детей в хореографии, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большей мере этому способствуют правильная организация и систематичность занятий.
В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается необходимый объём танцевальных движений различных направлений. У них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма, что играет важную роль в обучении.
У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремленность, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.
- двигаются в соответствии с характером музыки;
- начинают и заканчивают движение одновременно с музыкой;
- самостоятельно меняют движение в соответствии с двухчастной формой;
- бегают легко, подпрыгивают с небольшим продвижением вперед, двигаются прямым галопом;
- выполняют движения с различными атрибутами (флажками, листочками, снежинками, платочками, и т. п.);
- двигаются парами по кругу в плясках и хороводах, кружатся по одному и в парах;
- выполняют плясовые движения: ставят ногу на пятку, притопывают одной ногой, хлопают в ладоши по бедрам, вращают кистями рук,
- исполняют несложные пляски, самостоятельно используя элементы знакомых движений; стараются выразительно передавать характерные черты музыкально-игровых образов.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела. Тема. | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1 | Радостные знакомства | 2 | 1 | 1 |
2 | Осень -чудная пора | 2 | 2 | |
3 | Месяц плюшевых игрушек и животных | 4 | 1 | 3 |
4 | Праздник первой снежинки Здравствуй, Зима! | 4 | 4 | |
5 | Я пойду гулять по заснеженным дорожкам | 3 | 1 | 2 |
6 | Праздник льдинок и сосулек | 2 | 2 | |
7 | За мирное небо. Готовимся к празднику День защитника Отечества. | 2 | 2 | |
8 | Ожидание весны. Музыкальные подарки для бабушки и мамы | 2 | 2 | |
9 | Встречаем птиц. Неделя капели и ручейков, весеннего ветерка. | 2 | 2 | |
10 | Наши любимые игрушки. Любимые песенки из мультфильмов. | 3 | 3 | |
11 | Подготовка и проведение открытого занятия | 2 | 2 | |
ВСЕГО: | 28 | 3 | 25 |
3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
2022-2023 | 03.10.2022 | 15.10.2022 | 28 | 28 | 28 | 1 раз в неделю по 20 минут |
4.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Месяц | Содержание занятия | Часы | Тема |
Октябрь | Вводное занятие. Коммуникативный танец-игра: «Найди себе пару»; Игроритмика (ходьба, хлопки в такт музыки, выполнение общеразвивающих упражнений под музыку по показу педагога); Музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники»; Упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки. | 1 | Неделя радостных встреч |
Валеологическая игра-приветствие; Игроритмика (ходьба, хлопки в такт музыки, выполнение общеразвивающих упражнений под музыку по показу педагога); Коммуникативный танец-игра: «Найди себе пару»; Музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники»; Упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки. | 1 | ||
Строевые упражнения (проходка по залу друг за другом по кругу, перестроения в рассыпную на точки); Хоровод с осенними листочками (по показу взрослого); | 1 | Осень -чудная пора | |
Валеологическая игра-приветствие; Пляски с листиками, осенними веточками под двухчастную музыку с контрастными частями; Танцевальные шаги (с носка, на носках); Музыкально-пластические этюды на развитие танцевального творчества. | 1 | ||
Ноябрь | Игроритмика (ходьба, хлопки в такт музыки); Танцевально-ритмическая гимнастика «Аэробика для зверят» Музыкально-подвижная игра «Найди свое место»; Игровой самомассаж. | 1 | Месяц плюшевых игрушек и животных |
Игроритмика (Упражнение на спокойную ходьбу по залу в разных направлениях); Танцевально-ритмическая гимнастика «Аэробика для зверят» Креативная гимнастика «Раз, два, три, замри!» | 1 | ||
Строевые упражнения (проходка по залу друг за другом по кругу, перестроения в рассыпную на точки); Танцевально-ритмическая гимнастика «Аэробика для зверят» Образно-игровые композиции: «Чебурашка», «Жираф»; Игры на формирование умения передавать в движении образы разных животных. | 1 | ||
Строевые упражнения (проходка по залу друг за другом по кругу, перестроения в рассыпную на точки); Танцевально-ритмическая гимнастика «Аэробика для зверят» Образно-игровые композиции: «Чебурашка», «Жираф»; Игры на формирование умения передавать в движении образы разных животных. | 1 | ||
Декабрь | Закреплять знания об окружающем мире; Разучивание танцев по зимней тематике (танец «Снеговики», «Снежинки»); Тренировка плавности движений в танце со снежинками; Исполнение массовых круговых плясок, озвученных бубенчиками. | 1 | Праздник первой снежинки Здравствуй, Зима! |
Валеологическая игра-приветствие; Повторение танцев по зимней тематике (танец «Снеговики»,«Снежинки»); Тренировка плавности движений в танце со снежинками; Исполнение массовых круговых плясок, озвученных бубенчиками; Креативная гимнастика "Снежная королева" | 1 | ||
Повторение танцев по зимней тематике (танец «Снеговики», «Снежинки»); Тренировка плавности движений в танце со снежинками; Исполнение массовых круговых плясок, озвученных бубенчиками; Креативная гимнастика "Снежная королева" | 1 | ||
Открытое занятие перед родителями. Занятие-концерт. | 1 | ||
Январь | Элементы хореографии - Поклон. Приветствие; Строевые упражнения (построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом); Повторение знакомых танцевальных композиций; Образно-танцевальная композиция «В каждом маленьком ребенке». | 1 | Я пойду гулять по заснеженным дорожкам |
Игроритмика (ритмичная ходьба по кругу, перестроение на точки в рассыпную); Образно-танцевальная композиция «В каждом маленьком ребенке»; Ритмический танец «Если весело живется»; Имитационно-образные упражнения на осанку. | 1 | ||
Строевые упражнения (передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом); Музыкально-подвижная игра по ритмике («Эхо»); Танцевальные шаги (комбинации из танцевальных шагов); Ритмический танец «Если весело живется»; Креативная гимнастика («Море волнуется»). | 1 | ||
Февраль | Строевые упражнения (построение в круг и передвижение по кругу); Танцевально-ритмическая гимнастика (упражнение «От улыбки»); Креативная гимнастика (импровизационные движения с цветами). | 1 | Праздник льдинок и сосулек |
Строевые упражнения (построение в круг и передвижение по кругу ); Танцевально-ритмическая гимнастика (упражнение «От улыбки»); Подвижные игра "Воробушки и автомобиль". | 1 | ||
Игроритмика (ходьба, маршевый шаг); Разучивание танцевальной композиции к празднику | 1 | За мирное небо. Готовимся к празднику День защитника Отечества | |
Строевые упражнения (построение в колонну по одному, по двое, врассыпную); Повторение танцевальной композиции к празднику, запись видеоткрытки родителям; Игропластика (упражнения на развитие гибкости - «Морские фигуры»). | 1 | ||
Март | Игроритмика (повторение основных танцевальных движений по показу педагога); Разучивание танцевальных композиций с цветами «Вальс цветов»; Музыкальные коммуникативные игры с предметами на основе народных плясовых мелодий; | 1 | Ожидание весны. Музыкальные подарки для бабушек и мам. |
Игроритмика (Выполнение основных движений: пружинка, выставление пятки вперед на сильную долю такт); Запись видеооткрытки родителям к празднику «Вальс цветов»; Музыкальные коммуникативные игры с предметами на основе народных плясовых мелодий; Ритмический танец «Мы пойдем налево»; | 1 | ||
Валеологическая разминка-приветствие; Разучивание весенних хороводов. Танец «Солнечные лучики»; Выполнение танцевальных импровизаций «Воробушки», «Птички и Вороны»; Разучивание упражнений в легком беге («Ручейки»). | 1 | Встречаем птиц. Неделя капели и ручейков, весеннего ветерка. | |
Валеологическая разминка-приветствие; Повторение весенних хороводов; Танец «Солнечные лучики»; Упражнение для рук «Ветерок и ветер»; Повторение упражнений в легком беге («Ручейки»). | 1 | ||
Апрель | Игроритмика (выполнение общеразвивающих упражнений под музыку по показу педагога); Пляска «Неваляшки», «Плюшевый медвежонок»; Повторение знакомых подвижных игр; | 1 | Наши любимые игрушки. Любимые песенки из мультфильмов. |
Игроритмика (выполнение общеразвивающих упражнений под музыку по показу педагога); Разучивание новых танцев «Раз, ладошка», «Две капельки»; Упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения. | 1 | ||
Игроритмика (выполнение общеразвивающих упражнений под музыку по показу педагога); Повторение танцев «Раз, ладошка», «Две капельки»; Танцевально-ритмическая гимнастика «Я танцую»; | 1 | ||
Май | Подготовка к открытому занятию; Репетиция музыкально-ритмических композиций; Отработка перестроений по плану открытого занятия-концерта. | 1 | Подготовка и проведение открытого занятия |
Заключительное открытое занятие. | 1 |
5. ПАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛЫ
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы хореографической студии после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.
Дошкольник будет знать:
• музыкальные размеры, темп и характер музыки;
• хореографические названия изученных элементов, позиции ног;
• требования к внешнему виду на занятиях.
Воспитанник будет уметь:
• воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
• владеть корпусом во время исполнения движений;
• ориентироваться в пространстве;
• координировать свои движения в соответствии с характером музыки;
• исполнять хореографический этюд в группе.
Итоговое занятие проводится в форме концерта или открытого занятия для родителей. Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников
5.1. Оценочные материалы
В ходе реализации данной программы проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы ребенком, по которой в дальнейшем может выстраиваться индивидуальный образовательный маршрут.
Основной метод педагогической диагностики – систематическое наблюдение проявлений детей в музыкально-ритмической деятельности, оценка выполнения ими различных игровых заданий.
процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей. сравнивая их между собой, и условно ориентируясь на лучшие показатели, выявленные для данного возраста.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребенка
Для оценки используется 3-х бальная шкала, где
1 – высокий уровень,
2 – средний,
3 – низкий уровень освоения программы.
5.2. Методические материалы
Для более интересного и продуктивного проведения занятий по программе необходимы различные атрибуты для танцев и ритмических композиций (в основном на каждого ребенка по 2 шт.), а именно:
- Ленты разных цветов;
- Платочки разных цветов (размер 20–25 см);
- Погремушки по числу детей в группе;
- Цветы небольшие нежных оттенков;
- Куклы и мягкие игрушки;
- шарфики газовые разных цветов;
- султанчики разных цветов;
- цветы искусственные (разные);
- листья осенние разные;
- веточки с зелеными листьями;
- звездочки на палочках — разных цветов;
- куклы для танцев — по количеству девочек;
- самолетики (бумажные) — по количеству мальчиков;
- костюмы танцевальные (юбочки, сарафанчики, шаровары, русские рубашки, картузы, кокошники, бескозырки и др.);
- корзиночки (с цветами, грибочками) — 4–8 шт.;
6. Информационные источники
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика, по ФГОС ,Санкт-Петербург, 2015.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2003.
- Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И. «Ку-Ко-Ша». Сборник танцевально-игровых композиций для музыкальных руководителей. Выпуски 1–5, 7, 9.
- Михайлова М. А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль, 2000.
- Кэтрек Н, Идом Х «Хочу танцевать» М., « Махаон» 1998г.
- Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ, оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике, СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ритмическая мозаика"
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ритмическая мозаика" рассчитана на возраст детей 3-4 лет....
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка"
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка". Программа рассчтана на 1 год обучения детей возраста 5-7 лет....
Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...