Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ритмическая мозаика"
рабочая программа (младшая группа)
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ритмическая мозаика" рассчитана на возраст детей 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ritmicheskaya_mozaika.docx | 50.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 7 Московского района Санкт-Петербурга
ул Ленсовета, д. 79, Лит А., Санкт-Петербург, 196158, Тел.(факс) 8 (812) 727-45-29
detskiysad7@bk.ru, ОКПО 27396693 ОГРН 1037821023789 ИНН/КПП 7810277740/781001001
ПРИНЯТО Педагогическим Советом образовательного учреждения Протокол от | УТВЕРЖДЕНО Приказом от Заведующий ГБДОУ №7 _________ И.А. Юр |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ритмическая мозаика»
Возраст учащихся: от 3 до 4 лет
Сроки реализации: 2022–2023 учебный год
Автор-составитель:
Ивановой Елена Александровна
Музыкальный руководитель,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка | 3 |
1.1. Направленность программы | 4 |
1.2. Актуальность программы | 4 |
1.3. Отличительные особенности программы | 5 |
1.4. Адресат программы | 5 |
1.5. Объем и срок реализации программы | 5 |
1.6. Цели и задачи программы | 5 |
1.7. Условия реализации программы | 6 |
1.8. Планируемые результаты освоения программы | 7 |
2. Учебный план программы | 8 |
3. Календарный учебный график | 8 |
4. Содержание рабочей программы | 9 |
5. Планируемые результаты и оценочные материалы | 14 |
5.1. Оценочные материалы | 14 |
5.2. Методические материалы | 16 |
6. Информационные источники | 17 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ритмика — вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Она доступна детям, начиная с раннего возраста, и даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, даёт детям творческий импульс, возможность высвободить их энергию. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка, для укрепления здоровья, умения контролировать свое тело, положительно влияет не только на физическую подготовку ребенка, но и развивает у него восприятие музыки и основные психологические функции детей (память, внимание, мышление, речь и воображение). Поэтому в дальнейшем ребенок сможет успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: хореография, гимнастика, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.
Занятия ритмикой включают в себя элементы танца, художественной гимнастики, лечебной физкультуры и общей физической подготовки. Регулярные занятия — это хорошая профилактика таких проблем, как вялая осанка, сколиоз и плоскостопие. У ребенка формируется правильная походка, развивается координация и пластика тела. Так же, занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.
Ритмика предоставляет возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка. Индивидуальный подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы научить общаться, выражать себя. Благодаря занятиям танцами дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя. Движение под музыку – любимое занятие для дошкольников. Музыкально-ритмические упражнения, танцы необходимы детям не только для развлечения, но и для физического, умственного и эстетического развития. Они обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их кругозор, развивают музыкальный слух и чувство ритма, пластику и ориентацию в пространстве. Важным дополнением является атрибутика (ленты, цветы, шары, платочки, обручи и др.), которая, с одной стороны, делает пляску более эффективной, а с другой – развивает у детей мелкую моторику. Музыкальный материал расширяет и обогащает кругозор детей, воспитывает хороший вкус.
- Направленность программы
Программа имеет художественную направленность, используемый на занятиях высокохудожественный музыкальный материал способствует развитию у детей музыкального вкуса. Занятия ритмикой погружают ребенка в мир искусства, учат ценить и понимать его, испытывать эстетическое наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства, формируют художественные ориентиры и представления.
- Актуальность
В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-игровая ритмика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях, танцах и играх. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает занятию привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
1.3 Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что она основывается на игровом методе проведения занятий, благодаря чему занятия имеют привлекательную форму, облегчается процесс запоминания и освоения упражнений, повышается эмоциональный фон занятий, что способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
- Адресат программы
Программа предназначена для дошкольников 3–4 лет.
- Объем и срок реализации программы
Объем программы - 28 учебных недель (28 учебных часов). Срок реализации 1 учебный год (октябрь-май).
1.6 Цели и задачи программы
Цель – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения основам ритмопластики.
Задачи:
обучающие:
- привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков;
- формирование элементарных хореографических знаний, умений и навыков;
- развивать умение слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их жестами или движениями.
развивающие:
- развивать ассоциативное мышление и воображение;
- развивать чувство ритма музыкальный слух;
- развивать у детей хореографические способности;
- развивать коммуникативные качества у дошкольников.
воспитательные:
- формировать у детей чувство коллективизма и ответственности;
- воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели;
- воспитывать любовь и уважение к искусству, понимать его эстетические ценности.
- Условия реализации программы
Программа "Ритмическая мозаика" подразумевает работу детей в группе до 15 человек. Продолжительность занятия – 15 минут.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
- фронтальная;
- в парах;
- групповая;
- индивидуально-групповая;
Методы и приемы
- наглядно - зрительные (двигательный показ под музыку элементов танцев; сюжетно-образных движений);
- словесные (образный рассказ о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений);
- практические (многократное выполнение движения, упражнения для развития музыкально-ритмических навыков детей (изменение движений в соответствии с изменением характера музыки, темповых изменений);
- игровые (образно-ролевые, музыкально-дидактические, творческие); Выбор метода и приема зависит иногда от воспитательных задач, общих или ближайших, от подготовленности и возраста детей.
Заключительное занятие раз в полугодие – открытое занятие (концерт) для родителей или детей других групп ДОУ.
- Планируемые результаты освоения программы
- Ребенок помнит, называет знакомые игры, танцы, может исполнять танцы самостоятельно;
- Способен в общих чертах уловить контрастный характер музыки и движений, понять игровое содержание;
- Самостоятельно начинает и заканчивает движение в соответствии с началом и концом музыки;
- Умеет элементарно ориентироваться в пространстве: самостоятельно находит место в зале, перестраивается в круг, становится в пары и в колонну друг за другом.
- Может выразительно передавать в движении характер музыки, различные оттенки настроения, используя имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;
- Старается ритмично выполнять движения под музыку;
- Импровизирует, передавая наиболее яркие особенности игрового образа;
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела, тема. | Кол- час (всего) | Теория | Практика |
1 | Введение. Азбука танцевальных движений. | 4 | 2 | 2 |
2 | Танцевально-образные движения. | 4 | 1 | 3 |
3 | Танцевально-ритмическая гимнастика. | 4 | 1 | 3 |
4 | Музыкально-подвижные игры. | 4 | 1 | 3 |
5 | Игроритмика. | 4 | 1 | 3 |
6 | Креативная гимнастика. | 4 | 1 | 3 |
7 | Подготовка и проведение открытых занятий. Концертная деятельность. | 4 | 1 | 3 |
Итого | 28 | 8 | 20 |
3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
2022-2023 | 03.10.2022 | 15.10.2022 | 28 | 28 | 28 | 1 раз в неделю по 15 минут |
4.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Месяц | Содержание занятия | Часы | Тема |
Октябрь | Вводное занятие. Азбука танцевальных движений. Ознакомительное занятие. | 1 | Мир игрушек |
Игроритмика (ходьба, хлопки в такт музыки); Знакомство с новыми музыкальными композициями по теме "Мир игрушек"- музыкально-ритмические композиции «Плюшевый медвежонок», "Неваляшки". Тренировать умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки. | 1 | ||
Игроритмика (хлопки в такт музыки, ходьба по кругу друг за другом); Общеразвивающие упражнения без предмета (полуприсед, кружение) Танцевальная импровизация с осенними листочками; Упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки. | 1 |
| |
Строевые упражнения (построения в шеренгу и колонну по команде); Разучивание музыкально-ритмической композиции «Веселые путешественники» Танцевальные шаги (с носка, на носках); Музыкально-подвижная игра «Найди свое место». | 1 | ||
Ноябрь | Игроритмика (ходьба, хлопки в такт музыки); Общеразвивающие упражнения с предметом (погремушки); Повторение музыкально-ритмической композиции « Веселые путешественники»; Танцевальные шаги (пружинные полуприседы, каблучок); Игровой самомассаж. | 1 | В мире сказок |
Строевые упражнения (построения в шеренгу и колонну по команде); Коммуникативные игры «Паровоз», «Каблучок»; Разучивание музыкально-ритмической композиции «Птички»; Креативная гимнастика "Раз, два, три, замри!" | 1 | ||
Формирование умения передавать в движении образы разных животных. Танцевально-ритмическая гимнастика "Аэробика для зверят" Разучивание музыкально-ритмической композиции «Котик», «Лошадки». Креативная гимнастика "Раз, два, три, замри!" | 1 | Животные | |
Танцевально-ритмическая гимнастика "Аэробика для зверят" Разучивание музыкально-ритмической композиции «Котик», «Лошадки». Креативная гимнастика "Раз, два, три, замри!" | 1 | ||
Декабрь | Закреплять знания об окружающем мире; Образные игровые упражнения «Лошадки" Тренировка плавности движений в танце со снежинками; Креативная гимнастика "Снежная королева" | 1 | Первые снежинки |
Образные игровые упражнения «Лошадки" Тренировка плавности движений в танце со снежинками; Креативная гимнастика "Снежная королева" | 1 | ||
Строевые упражнения (построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом); | 1 | Зимний лес | |
Игроритмика (ходьба, бег на носках, хлопки в такт музыки); Строевые упражнения (перестроение в круг); Общеразвивающие упражнения с предметом (султанчики); Ритмический танец со снежинками. Сказкатерапия. «Зимний лес». | 1 | ||
Январь | Элементы хореографии - Поклон. Приветствие; Игроритмика (ходьба, бег на носках, хлопки в такт музыки); Повторение знакомых танцевальных композиций; Образно-танцевальная композиция "В каждом маленьком ребенке". | 1 | «Зимние забавы» |
Игроритмика (ритмичная ходьба по кругу, перестроение на точки в в рассыпную); Образно-танцевальная композиция "В каждом маленьком ребенке"; Ритмический танец «Если весело живется»; Имитационно-образные упражнения на осанку. | 1 | ||
Строевые упражнения (построение в круг); Музыкально-подвижная игра по ритмике («Эхо»); Танцевальные шаги (комбинации из танцевальных шагов); Ритмический танец «Если весело живется»; Креативная гимнастика («Море волнуется»). | 1 | ||
Февраль | Строевые упражнения (построение в круг и передвижение по кругу); Танцевально-ритмическая гимнастика (упражнение «От улыбки»); Креативная гимнастика (импровизационные движения с цветами). | .1 | Весенняя история |
Строевые упражнения (построение в круг и передвижение по кругу ); Танцевально-ритмическая гимнастика (упражнение «От улыбки»); Подвижные игра "Воробушки и автомобиль". | 1 | ||
Игроритмика (ходьба, бег на носках, хлопки в такт музыки); Танцевально-ритмическая гимнастика «Волшебный платок»; Подвижные игра "Воробушки и автомобиль" | 1 | ||
Строевые упражнения (построение врассыпную); Ритмический танец «Качели»; Игровой самомассаж; Игропластика (специальные упражнения на развитие гибкости - «Морские фигуры»). | 1 | ||
Март | Игроритмика (Выполнение основных движений: пружинка, выставление пятки вперед на сильную долю такта); Разучивание танцевальных композиций с цветами; Ритмический танец «Мы пойдем налево»; Игропластика (специальные упражнения на развитие гибкости - «Морские фигуры»). | 1 | Весенние звуки |
Строевые упражнения (построение врассыпную); Игроритмика (Выполнение основных движений: пружинка, выставление пятки вперед насильную долю такта); Разучивание музыкально-ритмической композиции "Есть на свете цветок"; Ритмический танец «Мы пойдем налево»; Имитационно-образные упражнения на расслабление рук. | 1 | ||
Разучивание музыкально-ритмической композиции "Есть на свете цветок"; Выполнение танцевальных импровизаций с цветами; Танцевально-ритмическая гимнастика «Найди свою пару». | 1 | ||
Игроритмика (выполнение общеразвивающих упражнений под музыку по показу педагога); Музыкально-ритмическая композиция "Есть на свете цветок"; Ритмический танец «Мы пойдем налево». | 1 | ||
Апрель | Валеологическая разминка приветствие; Музыкально-подвижная игра «Мы – веселые ребята»; Танцевально-ритмическая гимнастика «Я танцую»; Упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения. | 1 | Мы веселые ребята |
Валеологическая разминка приветствие; Игроритмика (выполнение общеразвивающих упражнений под музыку по показу педагога); Музыкально-подвижная игра «Мы – веселые ребята»; Танцевально-ритмическая гимнастика «Я танцую»; Креативная гимнастика («Море волнуется»). | 1 | ||
Игроритмика (выполнение общеразвивающих упражнений под музыку по показу педагога); Валеологическая разминка приветствие; Музыкально-подвижная игра «Мы – веселые ребята»; Танцевально-ритмическая гимнастика «Я танцую»; | 1 | ||
Май | Подготовка к открытому занятию; Репетиция музыкально-ритмических композиций; Отработка перестроений по плану открытого занятия. | 1 | Подготовка и проведение открытого занятия |
Заключительное открытое занятие. | 1 |
5. ПАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛЫ
- Помнит, называет знакомые игры, танцы;
- Способен в общих чертах уловить контрастный характер музыки и движений, понять игровое содержание;
- Умеет элементарно ориентироваться в пространстве;
- Может выразительно передавать в движении характер музыки;
- Старается ритмично выполнять движения под музыку;
- Может исполнять танцы самостоятельно;
- Импровизирует, передавая наиболее яркие особенности игрового образа;
- Умеет выполнять танцевальные движения.
5.1. Оценочные материалы
В ходе реализации данной программы проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы ребенком, по которой в дальнейшем может выстраивается индивидуальный образовательный маршрут.
Основной метод педагогической диагностики – систематическое наблюдение проявлений детей в музыкально-ритмической деятельности, оценка выполнения ими различных игровых заданий.
В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей. сравнивая их между собой, и условно ориентируясь на лучшие показатели, выявленные для данного возраста.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребенка
Для оценки используется 3-х бальная шкала, где:
1 – высокий уровень,
2 – средний,
3 – низкий уровень освоения программы.
5.2. Методические материалы
Для более интересного и продуктивного проведения занятий по программе необходимы различные атрибуты для танцев и ритмических композиций (в основном на каждого ребенка по 2 шт.), а именно:
- Ленты разных цветов;
- Платочки разных цветов (размер 20–25 см);
- Погремушки по числу детей в группе;
- Цветы небольшие нежных оттенков;
- Куклы и мягкие игрушки;
- шарфики газовые разных цветов;
- султанчики разных цветов;
- цветы искусственные (разные);
- листья осенние разные;
- веточки с зелеными листьями;
- звездочки на палочках — разных цветов;
- куклы для танцев — по количеству девочек;
- самолетики (бумажные) — по количеству мальчиков;
- костюмы танцевальные (юбочки, сарафанчики, шаровары, русские рубашки, картузы, кокошники, бескозырки и др.);
- корзиночки (с цветами, грибочками) — 4–8 шт.;
6. Информационные источники
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Изд. 3-е. перераб. и доп. – Спб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
- Барышникова Т. К. Азбука хореографии. СПб.: «Респект» 1996.
- Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.
- Зимина А. Н. Народные игры с пением. М., «Гном и Д», 2000 г.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2003.
- Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И. «Ку-Ко-Ша» (видеокурс). Сборник танцевально-игровых композиций для музыкальных руководителей. Выпуски 1–5, 7, 9.
- Кэтрек Н, Идом Х «Хочу танцевать» М., «Махаон» 1998г.
- Михайлова М. А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль, 2000.
- Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Ритмическая мозаика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Танцевальная мозаика"
Программа «Танцевальная мозаика» для детей 6-7 лет направлена на созданиеусловий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствамимузыкально-ритмических и танцевальных дви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральная мозаика»
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная мозаика» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ ...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Карамельки"
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Карамельки" рассчитана на возраст детей 4-5 лет, срок обучения по программе 1 год. Программа имеет художественную напр...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка"
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка". Программа рассчтана на 1 год обучения детей возраста 5-7 лет....
Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...