Мастер класс "Социально-эмоциональное развитие дошкольников"
материал (подготовительная группа)
Цель: Знакомство участников с опытом использования игровых технологий, направленных на развитие эмоций у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii_detey.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Социально-эмоциональное развитие дошкольников»
Цель: Знакомство участников с опытом использования игровых технологий, направленных на развитие эмоций у дошкольников.
Задачи:
1. Актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития эмоциональной сферы.
2. Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие дошкольников.
Теоретическая часть.
Жизнь не часто бывает сказкой,
Всё бывает, увы, не так.
На лицо надеваем маску,
Закрываясь от глаз зевак.
И никто никогда не знает,
Что у каждого за душой:
Дружба ненависть закрывает,
Злость улыбкою убивает.
А в реальности что бывает,
Остается только с тобой.
Все люди без исключения, попадая в какие-либо жизненные ситуации, испытывают разнообразные эмоции: веселье, печаль, злость, удивления, брезгливость, сочувствия, восторг и т.д. Но всегда ли искренни, правдивы и настоящие эти эмоции? Взрослые люди хорошо владеют своими эмоциями, пряча свои чувства под маской. А дети? Они естественны и непосредственны в своём поведении. Они не могут скрывать свои чувства и эмоции так, как это делает взрослый человек. Ребёнок искренне переживает успехи и неудачи, которые происходят в его жизни. Так что же нужно сделать нам, взрослым, для того, чтобы в наших детях вызвать подлинность и открытость чувств, их эмоциональных проявлений.
Учитывая то, что сама по себе эмоциональная сфера не складывается — ее необходимо развивать. Современные дети стали меньше контактировать со взрослыми и сверстниками, а всё большее предпочтение отдают телевизорам и компьютерам. А ведь далеко не секрет, что именно общение по большей части обогащает эмоциональную составляющую. Дети разучились понимать эмоции и чувства других людей, в их поведении присутствует детская жестокость, враждебность, агрессия. Развитие положительных эмоций необходимо рассматриваться как одно из важнейших задач воспитания детей.
Работа с детьми по формированию психологического здоровья:
1. Овладение детьми языком эмоций: мимика, пантомимика, закрепление положительных эмоций.
2. Коррекция агрессивности: коррекция драчливости, снятие конфликтности в общении детей, снятие вербальной агрессии, преодоление импульсивности.
3. Формирование у дошкольников уверенности в себе, адекватной положительной самооценки, снятие тревожности, коррекция страхов.
4. Формирование социальных навыков у ребенка: развитие умения понимать и принимать позицию другого человека, овладение коммуникативными навыками, развитие эмпатии и дружеских взаимоотношений.
5. Формирование у дошкольников нравственного сознания и поведения, ценностного отношения к моральной стороне поступков, конструктивно общаться со сверстниками. Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.
Практическая часть.
Мой опыт работы показал, что поведение ребёнка, процесс развития его эмоционального мира является серьёзным признаком в осознании мира маленького человечка и говорит о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому педагогам, воспитателям, родителям необходимо всегда налаживать близкие эмоциональные отношения с детьми.
- Давайте представим, уважаемые педагоги, что мы ненадолго станем детьми и находимся в своём любимом детском саду. И начнем с приветствия
Приветствие
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.
В течении трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Сейчас я буду говорить вам, чем вы будете очень быстро касаться своего партнёра:
- нога к ноге!
- нос к носу!
- щека к щеке!
Теперь очень быстро подберите себе нового партнёра. Поприветствуйте друг друга такими частями тела:
- левое колено к левому колену!
- правая ладонь к правой ладони!
- левое плечо к правому плечу!
Анализ:
-Скажите, как вам показалась наша игра?
-Какие чувства вы испытали во время игры? (ответы).
-Веселье, азарт, восторг, другими словами как назвать эти состояния?
(Эмоции).
- Сразу же рождается вопрос: Что же это такое — эмоции? (ответы).
Эмоции - это необыкновенный набор чувств, ощущений, переживаний, благодаря которым ребенок взаимодействует с окружающей действительностью, параллельно понимая и осознавая её. Эмоции являются важнейшей частью психической жизни человека, и прежде всего ребенка.
Все эмоции подразделяются на два вида: положительные и отрицательные.
Все люди – существа эмоциональные. Но дети, по мере их небогатого жизненного опыта, могут намного ярче отображать свои эмоциональные проявления. Вследствие этого мы можем наблюдать отношение ребёнка к окружающей действительности, событиям, людям. Дети не способны прятать своих чувства и эмоций. У детей происходят серьёзные преобразования в эмоциональной сфере, меняются взгляды на мир и взаимоотношения с окружающими людьми. Ребёнок ярко и естественно отзывается на все, что происходит вокруг него.
Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.
Как же мы можем подействовать на развитие эмоций у детей? Самый действенный приём – это игры. Поэтому я предлагаю вам обратить внимание на игровые технологии. Но сначала хотелось бы вспомнить, какие эмоции мы знаем.
Все мы хорошо знаем игру «Угадай-ка!» и я хочу сейчас немного поиграть с вами.
1. Мои глаза слегка прищурены.
Уголки рта слегка приподняты.
Я смеюсь.
Я …
(Радость)
2. Глаза слегка сужены.
Уголки рта опущены.
Я плачу.
Я …
(Грусть)
3. Мои брови нахмурены и сдвинуты.
Зубы стиснуты.
Губы плотно сжаты.
Ноздри расширены и дрожат.
Я сжимаю кулаки.
Я хочу ударить.
Я …
(Злость)
4. Мои брови приподняты.
Рот слегка приоткрыт, округлён.
Глаза широко раскрыты.
Я восклицаю: «О-о-о!» или «Ах!»
Я …
(Удивление)
5. Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице.
Глаза очень широко открыты.
Я хочу защититься, спрятаться, убежать.
Я…
(Страх)
6. Когда мне интересно, я сосредотачиваюсь.
Я смотрю внимательно на предмет.
Мои брови слегка сведены.
Я…
(Интерес)
7. Я опускаю и отворачиваю голову в сторону.
Я прячу глаза.
У меня краснеет лицо, уши.
Я испытываю …
(Стыд)
Положительные эмоции надёжно защищают детей от умственных перегрузок и приносят только пользу, как для физического, так и для психического развития.
2. Игра «Ролевая гимнастика»
Цель: создать позитивный микроклимат в группе, с помощью этой игры дети раскрепощаются, развивается актёрское мастерство, коммуникативная компетентность.
Содержание игры: подбираются небольшие и хорошо знакомые стихи.
Предлагается прочитать стих:
1. В быстром темпе, «как пулемёт».
2. Тихо.
3. В медленном темпе, еле-еле.
- Пройти по кругу как: злой волк, малыш, медведь, лиса…
- Попрыгать, как: зайчик, воробушек, стрекоза, …
- Изобразить испуганного ребёнка, удивлённого ребёнка,
Игра «Создание рисунка по кругу»
Цель: создание в группе благоприятного микроклимата.
Психолог: У каждого участника лист бумаги, карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.
Уважаемые коллеги, но нам так же необходимо уметь предотвращать появление и формирование и негативных эмоций у детей. Я хочу пригласить вас на экскурсию по Фотогалерее, там мы постараемся вместе с вами найти различные приёмы, которые помогут маленькому человеку преодолеть свои отрицательные эмоции.
1 серия фотопортретов. (слайд 11)
- Какое эмоциональное состояние испытывают дети на этих портретах?
(страх, ужас)
Назовите самые распространенные детские страхи (страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных персонажей, чудовищ, привидений, смерти, боязнь хулиганов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей и т. д.)
- Страхам и фобиям в основном склонны впечатлительные, восприимчивые, ранимые, обладающие большим самолюбием дети. В первую очередь нам нужно определить фактор, из-за которого у ребёнка появился данный страх. Как вы думаете, из-за чего, по какой причине может проявиться детский страх? (гиперопека; обособленность родителей; конфликты в семье; отсутствие одного из родителей; суровые наказания и запреты; жесткое обращение и физическое насилие; компьютерные игры; бесконтрольный просмотр телевизионных программ и фильмов; сильный испуг (особенно в ситуации внезапности); пребывание в экстремальной ситуации (пожары, наводнения, землетрясения, теракты и т. д.).
- Я хочу предложить вашему вниманию несколько вариантов работы, чтобы помочь ребенку в преодолении проявившиеся у них страхов. Все эти упражнения базируются на приёмах художественной деятельности с применением разнообразных материалов, с помощью которых ребёнок способен преодолеть свой страх и различные эмоциональные расстройства.
Упражнение «Воспитай свой страх».
Цель: ребенок убеждается в том, что страх относителен, с ним можно справиться, изменив его или свое отношение к этому страху.
- Можно предложить ребенку нарисовать свой страх, предварительно с ним побеседовав. После того, как рисунок готов, предлагаю перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Вместе мы придумываем, как это сделать: пририсовываем шары, конфеты в руках у страшилки; исправляем злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеваем страшилку в нарядный, веселый костюм – и другие веселые атрибуты.
Задание: нарисуйте свой страх (детям предлагается только после выяснения того, чего он боится. После того, как рисунок будет готов, предлагаю перевоспитать ваш страх(для этого нужно сделать его добрым. Вместе мы придумываем, как это сделать: пририсовываем шары, конфеты в руках у страшилки; исправляем злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеваем страшилку в нарядный, веселый костюм – и другие веселые атрибуты.)
Можно предложить детям упражнение «Чужие рисунки», для этого необходимо на доске разместить нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы этих рисунков и как им можно помочь.
Выполняя это упражнение ребенок убеждается в том, что страх относителен, с ним можно справиться, изменив его или свое отношение к этому страху.
— Какое чувство объединяет детей на этих фотографиях? (гнев, ярость, злость, агрессия).
- Гнев, злость, негодование, ярость – одни из главных эмоций человека, вместе с тем и малоприятные.
- Слово «гнев» на Руси начали использовать с 11 века. Оно произошло от слова «гной». Так говорили о состоянии больного человека, у которого тело было покрыто гнойными раками. Позже у этого слова появился синоним – «ярость».
Маленькие дети не всегда способны выразить своё эмоциональное состояние. Для того, чтобы помочь ребёнку избавиться от гнева, хорошо использовать игровые приёмы.
Как вы думаете, для чего люди используют мусорное ведро и зачем нужно всё время очищать его от мусора? Правильно, если мы не будем избавляться от мусора, то он постепенно займёт все пространство, будет трудно дышать, тяжело будет двигаться, можно и заболеть. То же происходит и с чувствами – у всех нас накапливаются разные негативные чувства и мысли, которые зачастую бывают ненужными и бесполезными, что может быть опасно для здоровья.
Зачастую дети проявляя гнев, вымещают его на другом ребенке, обзываются дразняться
-Как вы думаете обзываться это хорошо или плохо?
Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Добрые обзывалки» и обзываться мы будем овощами
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: » А ты, …. солнышко!»
-Какое задание было легче, обзываться овощами или говорить ласковые слова?
Игра: «Мусорное ведро»
Цель: избавление от негативных эмоций.
В это ведро дети выбрасывают все лишние, бесполезные, негативные проявления, которые мешают им в общении.
Держа в руках бумажный лист, закройте на минуту глаза и представьте, что это ваши старые обиды, грусть, печаль, может злость или страхи… Можете смять их в комки или порвать на маленькие кусочки. Теперь выбросите в ведро все неприятные чувства, переживания, которые в вас накопились, и вы хотели бы от них освободиться.
- Что вы чувствовали, когда выбрасывали негативные проявления?
- Что вы чувствуете сейчас?
- Вам стало сейчас легче, радостнее, спокойнее?
Печаль и грусть – это особые эмоции, которые основываются на различных трудных ситуациях, с которыми встречаются люди изо дня в день. – Из-за чего ребёнок может печалиться?
- В дошкольном возрасте у детей часто изменчиво настроение. Хотя негативные переживания непродолжительны, они захватывают ребенка полностью, с чем бывает трудно справиться в одиночку. Выйти из этого состояния может помочь педагог. Иногда достаточно просто беседы, а иногда нет.
Игра Комплименты
Цель: снять напряжение, избавиться от отрицательных эмоций, укрепить дружеские взаимоотношения.
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Улыбнемся мы вот так,
Застесняемся вот так,
Рассмеёмся, разозлимся,
Топнем ножной, удивимся,
Хмурим брови, расправляем.
Хорошо все чувства знаем!
Дидактическая игра «Коробочка счастья»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать социально- эмоционального интеллекта (социальная чуткость, восприимчивость),
Для того чтобы унести сегодня положительные эмоции я предлагаю собрать коробочку счастья и положить в нее воображаемые предметы, объекты, которые связанные у вас с понятием счастья.
Я например хочу положить в эту коробочку счастливую улыбку ребенка,
- А теперь включим слуховой анализатор, шум морской воды,
-Обоняние запах апельсина,
-Осязание ладошки ребенка.
Удалось нам наполнить нашу коробочку счастья?
я хочу рассказать вам притчу.
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках».
Пожалуй, сегодня, каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.
Душевная копилка ребенка работает день и ночь, ее ценность зависит от того, что мы бросаем туда.
Всё начинается с улыбки.
Поэтому девиз моей педагогической деятельности «Поделись улыбкою своей!».
Игра «Волшебные шары».
Психолог: В заключение нашего мастер-класса, я хочу подарить всем вам воздушные шары, на которых каждый из вас фломастером нарисует ту эмоцию, которую вы получили от нашего занятия.
Улыбка на лице как много это значит,
Когда смеются все, когда никто не плачет.
Будьте всегда добры и внимательны друг к другу!
Спасибо за работу!
А дети очень любят улыбаться и моя задача состоит в том, чтобы они как можно чаще радовались жизни.
В моей работе значительное место отводится играм. Кратко расскажу о некоторых из них.
Каждый день мы начинаем с упражнений создающих эмоциональный настрой. В игру «Я сегодня вот такой» дети играют с удовольствием. Утром, приходя в группу, они выставляют в вагончики свое настроение, которое в течение дня может меняться.
Каждую непосредственную образовательную деятельность я начинаю с приветствия, пожелания здоровья, хорошего настроения. Обязательно проводится игра на сближение, на установление эмоционального контакта. Мне и детям очень нравится игра «Хорошие новости». Она воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, учит находить в жизни позитив. В эту игру мы играем по нескольку раз в день.
Очень нравятся игры – массажи. С чем мы только не играем: каштанами и желудями, шишками и карандашами, пробками и массажными мячами.
Но больше всего дети любят игры – перевоплощения и игры – имитации. Они постоянно в кого-то превращаются. Андрей за один день успевает превратиться в рыбку, зайчика, птичку и в маленького жучка. А вот печь блины дети готовы бесконечно, да еще с разными начинками.
В конце образовательной деятельности я обязательно подвожу к тому, что все у них получилось. Дети хвалят и благодарят друг друга за работу, показывают как получилось.
Это способствует сплочению группы, уверенности в своих силах, общительности, доброжелательности.
А это является главной целью моей работы.
Я предлагаю выйти ко мне несколько человек, чтобы познакомиться и проиграть игры, развивающие эмоциональную сферу.
Практическая часть.
1.Данные игры направлены на знакомство, сближение детей друг с другом. Эти игры мы проводим с детьми.
Давайте мы с вами познакомимся. Пусть каждый из вас назовет свое имя и выполнит какое-нибудь движение или действие, которое смогут повторить остальные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Интеллектуальное развитие дошкольников»
Мастер-класс «Интеллектуальное развитие дошкольников»...
Мастер - класс Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность
Цель мастер – класса: передовой опыт работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельност...
Мастер - класс "Эмоциональное развитие дошкольников"
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников на основе синтеза искусств...
Мастер -класс "Эмоциональное развитие дошкольника важнейший фактор психического здоровья"
Целью мастер - класса является повышение психолого - педагогической грамотности педагогов....
Мастер-класс "Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой"
Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ в процессе работы со сказкой.Задачи:создать творческую атмосферу;познакомить и о...
Конспект мастер - класса "Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой"
Сказки являются средствами не только познавательного, но и речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную инф...
Мастер - класс «Эмоциональное развитие дошкольников посредством игры»
В 2023 году для педагогов дошкольных учреждений провела мастер - класс. Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ при организации работы по развитию эмоционального опыта детей, через проведе...