Мастер-класс "Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой"
методическая разработка
Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ в процессе работы со сказкой.
Задачи:
- создать творческую атмосферу;
- познакомить и обучить внедрению игр, на основе ТРИЗ, для развития речи в процессе работы со сказкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_triz_novoe.docx | 33.71 КБ |
na_festival_buklet.doc | 374 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ
«Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой». (сл.1)
Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ в процессе работы со сказкой.
Задачи:
- создать творческую атмосферу;
- познакомить и обучить внедрению игр, на основе ТРИЗ, для развития речи в процессе работы со сказкой.
Оборудование: мультимедиа установка, презентация,
Ход мероприятия:
Я: - Добрый день, уважаемые коллеги!
- Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, что изображено на экране? (Ответы)(сл.2)
- Верно, это сказки!
«И нельзя без сказки нам прожить друзья
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
Сказка - эффективный способ воспитательно - образовательной работы с детьми по приобщению к русской народной культуре. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого), формирует представления об общечеловеческих ценностях, о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека. Научившись рассказывать и пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершает огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. (сл.3)
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
Сочинение сказок привлекает детей возможностью проявить свое творчество, создать нечто новое, неповторимое, а также способствует развитию детей во многих направлениях: умственном, психическом, эстетическом, эмоциональном. Желательно, чтобы взрослые дали возможность ребятам быть не только слушателями, но и собеседниками взрослого. Учили детей не только отвечать на вопросы, но и задавать их, рассуждать, озвучивать проблемную ситуацию, предлагать свое решение, выступать соавтором или современным автором новой сказки (по мотивам предложенной). Помогли бы детям взглянуть на уклад жизни героев глазами современного читателя, слушателя, посоветовали придумать, чтобы могло произойти со сказочными героями сегодня, вместе пофантазировать, внести дополнения и изменения в сказку.
Татьяна Владимировна: (сл.4) Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.
Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.
Моделирование сказок
Моделирование - предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Такие модели рисуются воспитателем «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении. Использование моделей для пересказа сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий. Развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками, обогащает словарь, активизирует речь, воздействует на все органы чувств.
Можно использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры, то есть прятать героев в фигурки, которые можно легко угадать по форме, величине.
Проблемные ситуации
Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Они учат мыслить и творчески усваивать знания. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса.
Эксперименты в сказках
Часто сказка учит отвечать злом на зло, или быть равнодушным. Нужно смелее проводить эксперименты в сказках. Проповедуя гуманизм и добро, меняя их содержание. При рассказывании сказки возникает потребность в новых знаниях и способах действий. Решить проблемы помогает детское экспериментирование. (С помощью трубочки из под сока можно «съесть» жидкую манную кашу, как из кувшина, так и из тарелки.)
Сказки «от живых капель и клякс»
Дети делают кляксы. Обводят их и дорисовывают. Сюжеты, полученные в результате кляксографии и образы «от живых капель и клякс» помогают сочинять сказки.
Я: «Сказка продолжается»
Мы привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Изменяя конец сказки, можно направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло. (Например, лиса с журавлем пришли в лесное кафе и помирились).
Нарисуй сказку
«Когда я слушаю - узнаю, когда я делаю - запоминаю». Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные приемы: монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому, коллаж, рисование «тычком» жесткой полусухой кистью. Результаты совместного творчества детей и родителей можно представить на выставке «Наш вернисаж».
«Салат из сказок». (сл.5)
Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.
Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т. д.
Татьяна Владимировна: Знакомые герои в новых обстоятельствах
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
Спасательные ситуации в сказках
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств.
«Что было потом».
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?»
Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.
«Сочинение сказок с предметами – заместителями».
Детям предлагается придумать с помощью разных предметов – заместителей (палочки, кружочки, фигурки, человечки) разные сказки, предварительно разложив эти заместители по порядку на фланелеграфе. Фигурки можно менять местами и получится другая сказка.
Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!»
Практическая часть. (сл.5)
Я: - Поэтому, уважаемые коллеги, мы предлагаем вам отправиться в путешествие по сказке и ближе познакомиться с ТРИЗовскими играми. А догадаться по какой сказке мы будем путешествовать, помогут вам подсказки.
Итак:
Тише, тише не шумите
Чудо-сказку не будите.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем сказку начинать.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла фея!
Ведущий: Посмотрите на экран. (сл.6) Вы видите буквы (на экране появляются разноцветные буквы: З – красного, О – оранжевого, Л – жёлтого, У – зелёного, Ш – голубого, К – синего, А – фиолетового цвета). Если эти буквы расставить в том же порядке, в котором расположены цвета в радуге, то вы узнаете, с какой сказкой мы будем сегодня работать.
Ведущий: (сл.7) Кто же написал сказку «Золушка»? (озвучивают свои варианты – Шарль Перро, братья Гримм, Евгений Шварц. «Золушка» – старинная сказка, которая родилась много, много веков назад, и с тех пор все живет да живет, и каждый народ рассказывает ее по-своему. В Англии главную героиню этой сказки называют Синдерелла, во Франции – Сондриен, в Египте – Родопис, да и у каждого народа найдется свое имя для одной из самых милых и обаятельных героинь сказочного мира.
В нашей стране Золушка известна по сказке "Хрустальный башмачок" – там её зовут Замарашка. Сегодня вы услышите сказку, написанную в 1697 году – более 300 лет назад – Шарлем Перро
Один человек, овдовев, женился снова. У него была дочка – молодая девушка. Вместе с мачехой в доме поселились и две ее дочки – злые и вздорные, как и их мать. Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой. Сами они жили в неге и довольстве.
(сл.8) Игра «Скажи наоборот».
Ведущий: Мачеха злая, жадная, а Золушка – …
-Добрая, щедрая.
Ведущий: Мачеха грубая, а Золушка – …
-Вежливая, ласковая.
Ведущий: Сестры неряшливые, а Золушка – …
-Аккуратная.
Ведущий: Сёстры ленивые, а Золушка – …
- Трудолюбивая.
Ведущий: Мачеха рассеянная, а Золушка – …
-Внимательная.
Татьяна Владимировна: Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и Золушкины сестры.
(сл.9) Игра «Бесконечное предложение».
Ведущий: Что делает Золушка?
-Золушка шьет.
Ведущий: Сколько слов в этом предложении?
-Два.
Ведущий: Какая Золушка?
-Добрая, трудолюбивая, аккуратная.
Ведущий: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет что?
-Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет платье.
Ведущий: Какое платье шьет Золушка
- Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье.
Ведущий: Для кого она это делает? Зачем нужно это платье?
-Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье для мачехи и сестер.
Ведущий: Зачем Золушка шьёт это платье?
- Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье для мачехи и сестер, чтобы они могли поехать на бал.
Когда платья были готовы, сёстры бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.
В конце концов, приготовления закончились, и сестры с матерью отправились на бал. Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье. А ещё мачеха велела ей к обеду испечь пироги.
Я: (сл.10) Игра «Помоги Золушке»
Ведущий: Золушка замесила тесто. Но, когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. Чем же Золушке раскатать тесто?
- Надо пойти к соседям, попросить у них…
-Сходить в магазин, купить новую…
-Можно раскатать тесто пустой бутылкой…
-Найти круглое полено, помыть его и раскатать им тесто…
-Можно разрезать тесто на маленькие кусочки, а потом их чем-нибудь тяжёлым прижимать…
Ведущий: Наступил вечер, и в сумерках в комнату вошла старая Фея. Она спросила плачущую Золушку:
- Ты очень хочешь попасть на королевский бал? Не плачь, помоги мне. Есть у вас большая тыква?
Тыква нашлась в кладовке. Фея прикоснулась к ней своей волшебной палочкой, и тыква превратилась в золоченую карету. Потом фея заглянула в мышеловку. Взмах волшебной палочкой – и сидевшие там мыши превратились в шестерку породистых лошадей. Пригодилась и крысоловка, и толстая усатая крыса превратилась в важного кучера на передке кареты.
- А теперь, – сказала Золушке фея, – ступай в сад. Там за лейкой сидят шесть ящериц. Принеси их мне.
Золушка принесла ящериц, и фея тут же превратила их в шестерых слуг, одетых в расшитые золотом ливреи. – Ну вот, – сказала фея, – теперь ты можешь отправиться на бал.
Татьяна Владимировна: (сл.11) Игра «Решение противоречий в сказке»
Ведущий: А если бы Фея не помогла Золушке, смогла бы она сама попасть на бал и каким образом?
Участники предлагают свои варианты развития событий.
Ведущий: Не помня себя от радости, Золушка села в карету, кучер щелкнул кнутом, лошади заржали.
- Запомни, – произнесла фея, – волшебство продлится только до полуночи. После того, как часы пробьют двенадцать, карета снова станет тыквой, лошади оборотятся мышами, а кучер – толстой крысой. Наряд же твой снова превратится в старое платье. Прощай!
Карета тронулась. Бал был в самом разгаре, когда принцу доложили, что приехала прекрасная неизвестная принцесса. Он сам выбежал встречать ее и повел в зал. Музыка стихла, все замерли, изумленные ее красотой. Молодой принц тут же пригласил гостью на танец. Музыка заиграла опять. Золушка танцевала так легко, что все снова залюбовалась ею. Принц не отходил от нее, говорил такие приятные вещи, что она забыла обо всем.
Я: (сл.13) Игра «Найди пару»
Ведущий: На экране вам представлены картинки. Вам надо будет найти пару к каждой картинке и объяснить, почему вы сделали такой выбор?
(участники выполняют задание, пары могут быть следующие: тыква – карета, лошади – мыши, нарядное платье – грязное платье, туфелька – лестница, часы – ночь и т. п.)
Ведущий: И вдруг часы стали бить полночь. Золушка вспомнила предупреждение феи. Опрометью бросилась она из зала. На лестнице, ведущей в сад, она оступилась и потеряла свою хрустальную туфельку.
Вернувшиеся с бала мачеха с дочками на все лады обсуждали появление на балу неизвестной Красавицы, а также ее поспешное бегство. Они не узнали в ней свою Золушку. Принц же не мог позабыть незнакомку и приказал разыскать ее.
(сл.14) Игра «Объявление с ограничением»
Ведущий: Иногда для того, чтобы кого-то отыскать, люди пишут объявления. А давайте и мы с вами поможем принцу побыстрее отыскать Золушку и составим объявление, но так, чтобы все слова в нём начинались на одну букву, например, букву «П».
Пример: Пропала прекрасная принцесса. Принц просит примерить потерянный принцессой предмет. Пожалуйста, помогите принцу!
Татьяна Владимировна: По всему королевству разъезжали придворные принца и примеряли хрустальную туфельку подряд всем девушкам.
Игра «Изменение ситуации в знакомых сказках»
Ведущий: Давайте представим, что Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. И по этому, чему-то другому, принц также нашел ее. Что же могла потерять Золушка, и как бы тогда ее нашел принц?
Участники высказывают свои предположения: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая-нибудь деталь от наряда Золушки – например, бант и пр.
Ведущий: Наконец придворные приехали и в дом Золушки. Как ни старались ее сестры втиснуть свои ножищи в хрустальную туфельку – все напрасно. Придворные собрались было уже уходить, да спросили:
- Нет ли у вас еще какой-либо девицы в доме?
- Есть, – отвечали сестры, – да она у нас такая замарашка.
Все же позвали и Золушку. Примерили туфельку и – о, чудо! туфелька пришлась впору. Тогда Золушка достала из кармана вторую и надела ее, не говоря ни слова.
В это время дверь тихонько приоткрылась. В комнату вошла старая Фея, дотронулась своей волшебной палочкой до бедного платья Золушки, и оно сразу же превратилось в пышный наряд, еще более прекрасный, чем накануне. Все ахнули!
Тут сестры и мачеха поняли, кто была та неизвестная красавица на балу. Они бросились к ней просить прощения. Золушка была не только хороша собой, но и добра: она простила их от всего сердца. Придворные подхватили Золушку и повезли во дворец. В тот же день сыграли свадьбу – принц женился на Золушке.
Я: Игра «Что было потом»
Ведущий: А как вы думаете, что было потом?
Варианты ответов: Золушка вышла замуж за принца и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.
Ведущий: А туфельки Золушки? Что с ними стало после замужества Золушки?
Варианты ответов: Золушка отдала ее маленькому волшебнику и тот стал выручать девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к Золушке.
Татьяна Владимировна:
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы закончили читать!
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь закрыла Фея…
Дорогие воспитатели, если вы хотите идти на работу, как на праздник. Если вам нравятся, когда глаза детей блестят на занятии, а активность превышает 100%; если вы хотите, чтобы каждое занятие было как мини-КВН или театрализованное представление, если вы хотите целый день смеяться, удивляться, петь и общаться с умными, думающими детьми – займитесь ТРИЗом. (сл.15)
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса
Я: И в заключение нашего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:
– Я съел бы еще этого…
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
– Я переел…
– Пожалуйста, добавьте…
Кто готов к общению с директором ресторана?
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Мы думаем, что теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале мастер-класса. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ мы приготовили для вас буклеты. Мы рады, что вы посетили данное мероприятие. Спасибо за внимание.
6. Анализ проведенного мероприятия .
Уважаемые коллеги!. Мы думаем, что нам удалось заинтересовать вас в применении технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение творческих заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации творческих способностей. Спасибо.
7. Вопросы-ответы.
Предварительный просмотр:
Игры, в которых дети учатся решать сказочные задачи и придумываем новые сказки: Моделирование сказок Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно–схематической модели. Например, показать какой–то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого–то еще, а черный он, потому что тот, кто живет в нем – злой...) На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель. | Игры, которые обучают детей находить выход из любой сложной ситуации Игра «Маша-Растеряша» Ход игры: педагог берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным: ТРИЗ предполагает творческие задания, где принципиально НЕТ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, где есть только разные возможности, которые каждый автор — и взрослый, и ребенок — использует так, КАК ХОЧЕТ. С первых же своих творческих шагов дети должны почувствовать, что в СВОЕЙ СКАЗКЕ они могут делать все, что захотят, что они — АВТОРЫ созданных новых работ, новой реальности и АВТОРАМ в ТВОРЧЕСТВЕ МОЖНО ВСЁ! Надеемся, что ТРИЗ откроет для вас новые грани совместного творчества с детьми! Удачи Вам! | ТРИЗ для дошкольников
МБДОУ «Детский сад «Аленка»
Буклет составили: воспитатель Наумова Т.Н., ст.воспитатель Белова Т.В. | |
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г. С. Альтшуллер). Уважаемые педагоги! ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приёмами. Основная цель ТРИЗ-педагогики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить. | Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно, от простого к сложному, через разные виды деятельности. Цель первого этапа: научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развивать системное мышление, т.е умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов. Например: чем похожи цветок и дерево? На втором этапе научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и др. На третьем этапе решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки. На четвертом этапе - применение полученный знаний, дети учатся находить выход из любой сложной ситуации.
| Игры на выявление противоречий, признаков, свойств путем сравнения: Игра «Хорошо-плохо» (с 4 летнего возраста) В этой игре дети учатся выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Выбирается любой предмет или объект. 1 вариант. Например: съесть конфету – хорошо. Почему? Съесть конфету – плохо. Почему? 2 вариант по цепочке. Съесть конфету – хорошо. Почему? Потому, что она сладкая. Сладкая конфета – это плохо. Почему? Потому что могут заболеть зубы и т.д. Игры, в которых дети учатся изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: Сказки о «живых» каплях и кляксах Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что напоминает?». Далее можно перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы «живых» капель, клякс помогают сочинить сказку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой
Создание условий для развития творческих способностей, самовыражения каждого ребенка в процессе работы над сказкой...
Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой
Создание условий для развития творческих способностей, самовыражения каждого ребенка в процессе работы над сказкой....
Опыт работы по обогащению словаря младших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии
В помощь воспитателям, какие использовать игры ТРИЗ-технологии для пополнения и обогащения словаря младших дошкольников....
Проект: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе работы над сказками»
Представлен опыт работы по развитию творческого воображения у старших дошкольников в процессе работы над сказками...
Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой
В помощь педагогам...
Презентация проекта " Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе работы над сказками"
В презентации представлен опыт педагога по развитию творческого воображения у дошкольниколв в процессе работы над сказками....
Конспект мастер - класса "Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой"
Сказки являются средствами не только познавательного, но и речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную инф...