Мастер - класс «Эмоциональное развитие дошкольников посредством игры»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_kayser_n.m_2023g.docx | 589.9 КБ |
Предварительный просмотр:
мастер – класс
Тема; «Эмоциональное развитие дошкольников посредством игры»
Подготовила : Кайсер Н.М
Вхожу в шапке-колпаке скомороха. В руках – цветы.
- Добрый день уважаемые коллеги
- Я приветствую всех Вас! (через одного дарю цветы).
- А, впрочем, это не для Вас (забираю цветы и ставлю в вазу).
- А это сегодня не для меня (снимаю колпак).
- Удивлены? Уважаемые коллеги, кто испытал чувство удивления – поднимите руку. Спасибо за искренность.
- Уважаемые коллеги, кто испытал чувство радости – поднимите руку.
- Кого захлестнула обида или разочарование, хоть на долю секунды?
- А кто справился со своими эмоциями и у него возник интерес – встаньте, пожалуйста. Уважаемые коллеги, перед вами профессионалы с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Поаплодируйте им.
1 Слайд: сегодня я представляю вам мастер – класс Тема; «Эмоциональное развитие дошкольников посредством игры»
2 Слайд Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ при организации работы по развитию эмоционального опыта детей, через проведение имитационных игр и упражнений.
3 Слайд Задачи:
• Побудить к широкому использованию игр и упражнений.
• Продемонстрировать коллегам приемы развития эмоционального опыта через организацию игры.
• Развивать творческую и эмоциональную активность педагогов.
4 слайд Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагога. Эмоции являются «Центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребенка» Л. Выготский
5 слайд
Актуальность. Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. Эмоции позволяют людям эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. И очень важно чтобы и ребёнок знал и понимал, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них – ключ к познанию окружающего мира.
Для ребёнка развитая эмоциональная сфера - основа успешного, а главное, счастливого будущего.
6 слайд
Эмоциональное развитие – одно из важнейших направлений дошкольной педагогики.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает как прямую, так и косвенную работу педагогических работников ДОУ по развитию и формированию эмоциональной сферы ребёнка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Поэтому я считаю необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу младшего дошкольника,
Для того чтобы оказать детям помощь в развитии их эмоциональной сферы, целесообразно познакомиться с особенностями развитий эмоций у детей дошкольного возраста.
7 слайд
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- ребенок начинает понимать эмоцию и соотносить ее со словом и поведением;
- формируется эмоциональное предвосхищение; формируются нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства;
- чувства становятся разумными, осознанными.
8 слайд
Среди различных способов развития эмоциональной сферы, очень важное значение имеет игра, т.к. занимает центральное место в жизни дошкольника. Игра эмоционально ярко насыщенна, привлекательна и интересна детям. В ходе игры развиваются такие процессы, как чувство любви к родным, дружественная привязанность, изменяясь, обогащаются и становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
Для эмоционального развития необходимо использовать разные виды игр и детской деятельности.
- в сюжетной игре ролевые действия помогают ребенку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания
- дидактические игры помогают ребёнку называть и различать свои эмоции и других людей
- подвижные игры ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них, как правило, осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры.
- театрализованная игра — это праздник, всплеск эмоций, ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. Это:
⎫ Игры - имитации образов животных и птиц, людей.
⎫ Инсценировки сказок, потешек, песен, стихов
⎫ Игры - импровизации с разыгрыванием сюжета
(или нескольких сюжетов без предварительной подготовки).
9- слайд
В каком бы возрасте взрослые не начали заниматься развитием эмоциональной сферы у ребенка, алгоритм его формирования будет един – важно, чтобы знакомство с миром эмоций проходило постепенно, от простого к сложному:
Начинать эмоциональное развитие можно уже с полутора лет. ПЕРВЫЕ ИГРЫ для эмоционального развития ребёнка ЭТО Народные игры и потешки (Ладушки, ладушки, идёт коза рогатая, где же наши ручки) Сенсорные игры (угадай на вкус, игры с песком, фасолью, крупой и т.д
10 слайд
С 2х лет начинаем знакомить простыми эмоциями понятными для этого возраста (радостный- грустный…злой- добрый) через дидактические игры и упражнения
А после четырёх лет идёт уже осознанное развитие эмоционального интеллекта, когда ребёнок способен рассуждать, делать выводы и контролировать свои чувства. С 5-7 лет ребенок уже должен знать и называть 12 эмоций.
11 слайд Практическая часть,
- Сегодня нас с вами ждут увлекательные игры, которые я надеюсь помогут вам в работе с детьми по эмоциональному развитию.
Желающих прошу подойти ко мне.
На этой радостной ноте я хочу закончить свой мастер-класс. В заключение нашей встречи, хотелось бы услышать Ваше мнение. Было ли Вам интересно? Что полезного вы для себя узнали? Изменится ли что-то в вашей работе после сегодняшнего мастер-класса?
12 слайд ----13
- Спасибо Вам за участие и за внимание! Здоровья и профессионального успеха Вам, уважаемые коллеги.
Коллеги посмотрите, что у меня в руках? (Солнышко).
1. Игра «Солнышко»
- Солнышко хочет с вами познакомиться, согреть вас своим теплом. У кого из вас в руках будет солнышко, тот назовёт своё имя ласково (Маша - Машенька ...). Сейчас я произнесу волшебные слова, и мы начнем играть.
Ходит солнышко по кругу
Дарит нам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружбы – солнечный привет.
— Вот мы и познакомились с солнышком. Оно нам помогло узнать, что у вас у всех очень красивые и ласковые имена, поэтому давайте стараться называть друг друга ласково, как можно чаще.
Игры для снятия эмоционального напряжения необходимы особенно в кризис трех лет
2.Игра «Да – да – да»
Ход:
Ручками мы хлопнем — да-да-да-да!
3. Игра «Побежали, побежали деточки скорей»
Цель: развивать умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы, снятие психологического барьера с помощью тактильных ощущений(прикосновений).
Ход игры. Воспитатель произносит слова, сопровождая их движениями. «Побежали, побежали деточки скорей, друг другу погрозили, сориться не смей, хлопнули в ладоши и крепко обнялись. Друг другу улыбнулись и за руки взялись»
4.игра музыкальная «Соседи»
5. Игра. «Назови эмоцию»
для детей с 3 лет)
Цель: развитие эмоциональной сферы
В центре комнаты ставятся три стульчика с прикрепленными картинками
животных в разных настроениях: веселое, страшное, грустное. Тот, кто сядет на стульчик, превращается в страшного зверя, грустного или веселого животного. Дети поочередно садятся на стульчики и показывают заданное настроение зверей.
6. Игра «Домовой»
Давайте возьмем зеркала и посмотрим в них, какие мы с вами хорошенькие. Погладим себя по голове, поправим прическу.
1- Посмотрите, какого домового я показываю? (Злого: брови насупит, кулачки сожмет).
- Предлагаю посмотреть в свои зеркала и показать, как мы можем злиться. Посмотрите друг на друга. Вот какие вы бываете, когда вы злитесь! (работа с зеркалами) Нравитесь сами себе?
2- А это какой домовой? (Грустный, печальный: сочувствует, а иногда может даже, и всплакнуть).
- А теперь мы попробуем с вами погрустить. Отчего нам бывает грустно?
(работа с зеркалами: Дети изображают печальный вид. Уголки рта опущены)
3- Веселый
- А у этого домового, какое настроение? Интересно, у вас часто бывает хорошее настроение? Любите смеяться от души и радоваться, правда? (работа с зеркалами: изображают веселое настроение)
4- Как вы думаете, а этот домовой какие истории любит слушать? (Страшные, он любит бояться: только ушки мелко дрожат, да шерстка дыбом становится) А вы ребята, чего больше всего боитесь? (Высказывания. Давайте представим, что мы увидели, что – то страшное! (работа с зеркалами: страх. Рот немного приоткрыт, глаза широко открыты, брови
7.Эмоциональный Светофор (музыка)
Красный – грустный, желтый спокойно шагаем, зеленый- радуемся
8.Игры с карточками
Для игры потребуются карточки с изображёнными на них эмоциями, которые нужно перевернуть рисунком вниз. Участники по очереди тянут карточки и, не показывая изображения остальным, должны изобразить эмоцию. Тот, кто первым угадает, забирает рисунок себе. Победителем игры станет тот, у кого окажется наибольшее число карточек, а значит, и угаданных чувств.
9. Игра «История одного шарика»
Задачи:
· научиться расслабляться;
· подстегнуть работу воображения;
· научиться анализировать собственные переживания.
Задание. Ко мне вы подойдите, и по шарику возьмите.
Необходимо надуть яркий воздушный шарик. В это время все свои хорошие мысли, позитивные эмоции, тёплые воспоминания, добрые дела направить с воздухом в шарик. Как только шарик будет надут и завязан, подарить его тому, кому хочешь пожелать всего доброго и светлого, с кем хочешь поделиться своими положительными эмоциями.
Игра «Ох, уж эти эмоции!»
Вспомните, пожалуйста, что вы чувствовали, когда вас обидели или расстроили….
Давайте надуем шарик своей злостью, грустью или обидой. И отпускаем наши отрицательные эмоции.
10.«Передай настроение». Ход: играющие, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый, ведущий, «будит своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, и т.д.). Дети, передав настроение по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Действия детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить их настроение.
В работе я использую игры-стихи, где дети учатся обыгрывать литературный текст, искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
: я буду читать стихотворение, а вы имитируйте движения по тексту.
11. игра называется «Дружный круг».
Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Прогуляемся, пройдемся,
Как лисички… (мышки, солдаты, зайцы, старушки)
Хорошо потренировались молодцы. Сейчас я вам предлагаю принять участие в сказке.
Суть в том, что детям нужно рассказывать разные истории -сказки про зверей — a дети должно изобразить их эмоции. Сначала вы помогаете, a потом y них начнут получаться самостоятельно
12.в имитационная игра " Зайка потерялся".
Жили в лесу добрая, спокойная мама Зайчиха. (имитация ушек, добрая улыбка)
И её маленький, весёлый сын Зайка (прыжка, веселье, имитация лапок)
Однажды маленький Зайка увлёкся красивой бабочкой
Которая летала возле него (имитация бабочки)
Удивлённо наблюдая за бабочкой (удивление)
Зайка не заметил, как потерялся в лесу (испуг, страх)
Вдруг он увидел хитрую, рыжую лисичку (имитация лисы, хитрая улыбка)
Испуганный Зайка спрятался под кустик (присесть, имитация плача)
Мама Зайчиха решила позвать сына обедать (имитация лапок, зовёт, рука у лба)
Но его нигде не было (удивление, плечи поднимаем- опускаем)
Она расстроилась и заплакала (ладонями закрыть лицо)
Зайку в лесу встретили медвежата (имитация медвежат, удивление)
Отвели его к Зайчихе (имитация медведей)
Встретившись, они обрадовались, и давай обниматься (прыгаем как зайки, радость, обнимать).
13.Игра «Хорошо все чувства знаем»
Улыбнемся мы вот так, (руки вверх
Застесняемся вот так, (крутим ногой)
Рассмеемся, разозлимся, (руки на живот, трясем кулаками)
Топнем ножкой, удивимся,
Хмурим брови, расправляем.
Хорошо все чувства знаем! (Рукой класс)
.
)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством игры со звуком Перспективный план работы
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством игры со звуком рекомендую использовать в разновозрастных группах ...
Мастер – класс «Психокоррекция старших дошкольников посредством движения и игры»
Цель мастер-класса: Познакомить участников мастер-класса с упражнениями оптимизирующими функциональный статус глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития младших школьни...
Мастер - класс "Эмоциональное развитие дошкольников"
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников на основе синтеза искусств...
Мастер -класс "Эмоциональное развитие дошкольника важнейший фактор психического здоровья"
Целью мастер - класса является повышение психолого - педагогической грамотности педагогов....
Мастер-класс "Эмоциональное развитие детей раннего возраста посредствам игры "Чувства и эмоции"
Мастер-класс...
кружок "Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством игры со звуком"2018-2019уч.г.
кружковая работа музыкального руководителя...
Мастер-класс «Умственное развитие ребёнка посредством игры»
Цель: рассказать и наглядно показать педагогам значение игры в развитии умственных способностей детей...