План по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего возраста»
материал (младшая группа)

Лучинина Анастасия Вячеславовна

Актуальность темы:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Так как я работаю на группе раннего возраста, решила начать работать над темой по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста». Так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания и только потом начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.

Познавательная активность ребенка с 1до 2 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Цель работы:

1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

2. Формирование представлений о сенсорных эталонах 

3. Обучение способам обследования предметов

4. Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

3. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

«Сенсорное развитие детей младшего возраста»

Автор: Лучинина А.В

Тема: Сенсорное развитие детей младшего возраста.

Актуальность темы:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Так как я работаю на группе раннего возраста, решила начать работать над темой по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста». Так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания и только потом начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.

Познавательная активность ребенка с 1до 2 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Цель работы:

1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

2. Формирование представлений о сенсорных эталонах 

3. Обучение способам обследования предметов

4. Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

3. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

5. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников

6. Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталонов.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми

- индивидуальная работа с детьми

- подгрупповая работа с детьми

Методы работы:

- показ

- объяснения

- вопросы

- дидактическая игра

- наблюдение

- конструирование

- изобразительная деятельность

 

Этапы работы:

 

1 этап. Подготовительный.

 

Изучение научной и учебно-методической литературы

1. Программа «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

2. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста Методическое пособие Под ред. И.В. Петровой Москва 2012

3. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Москва Мозаика – Синтез 2011

4. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».

5. Алямовская В. Г. «Ясли – это серьезно». – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 – 144 с.

6. Играем с малышами Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба Москва Просвещение 2007

7. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Э.Г. Пилюгина. Москва Просвещение 1983 г.

 

Создание дидактических игр

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, форме, цвете и величине я создала следующие игры:

Дидактическая игра «Большой и маленький листочек» Цель: Формировать представления о цвете и величине.

Дидактическая игра «Цветные ежики»

Цель: Формировать умения чередовать объекты по цвету.

Дидактическая игра «Подбери форму»

Цель: Формировать умение детей подбирать фигуры к геометрическим образцам

Дидактическая игра с бельевыми прищепками

Цель: Развивать мелкую моторику, закреплять знания основных цветов.

И другие интересные игры

2этап. Основной (Практический).

- Разработка перспективного плана 2022-2023 учебный год

- Изучение опыта педагогов ДОУ

- Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в

индивидуальной работе с детьми

- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете

- Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей»

- Презентация «Дидактические игры»

 

3 этап. Заключительный.

Презентация «Сенсорное развитие детей в первой младшей группе»

 

 

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

 

Срок

Методическая работа

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Сентябрь

изучения литературы

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года.

 

Консультация для

родителей на тему

«С чего начинать обучения цветам ребенка»

Октябрь

Оформить в группе уголок «Сенсорики»

«Подбери по форме»

 

Оформление папки передвижки на тему: «Дидактические игры по сенсорике»

Ноябрь

 

Д.И.«Назови геометрическую фигуру»

Цель: Формировать умение детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

НОД по теме «В гости к нам пришла кукла Маша»

 

Декабрь

 

«Прыг – скок по дорожке»

Цель: Формировать умение детей узнавать и правильно называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

 

Анкетирование родителей на тему «Для чего нужна сенсорика»

Январь

 

«Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке»

Цель: Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

 

Консультация для родителей на тему «Какие игрушки необходимы детям»

Февраль

 

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

Провести мастер-класс для педагогов на тему «Изготовление пособий по сенсорике»

 

Март

 

1. «Воздушные шары»

 Цель:Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

2. «Поможем мишке разложить игрушки»

Цель: Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат.

 

Консультация для родителей на тему «Хотите ли вы умного ребенка?»

Апрель

 

1. «Ткани»

 Цель: Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

 2. «Что лежит в мешочке?»

Цель: Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

 

 

Май

Самоанализ деятельности

1. «Сделаем куклам бусы»

 Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

 2. Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на конец года.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...

Годовой план по самообразованию: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Ранний  возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Потому я выбрала данное направление по...

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»

Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием ф...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" за 2020- 2021уч.г.

Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через дидактические игры...