Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей 4–5 лет»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время значительно изменились условия жизни человека, соответственно изменились и правила формирования основ безопасного поведения. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо прививать ему культуру безопасного поведения в полном неожиданностей мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад Машенька»
Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей 4–5 лет»
Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время значительно изменились условия жизни человека, соответственно изменились и правила формирования основ безопасного поведения. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо прививать ему культуру безопасного поведения в полном неожиданностей мире.
Цель:
Разработать систему совместной деятельности воспитателя с детьми среднего возраста по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задачи:
- Изучить теоретические и методологические основы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Разработать перспективный план и конспекты занятий в рамках комплексно – тематического планирования в детском саду.
- Продолжать совершенствовать предметно-развивающею среду по формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, в группе.
Новизна опыта состоит включение в образовательную деятельность мультимедийный презентации, которые обеспечивают наглядность, способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Теоретическим фундаментом опыта работы являются:
- К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.
С.Мартынов, Т. Г. Хромцова, делают акцент в предупреждении бытового детского травматизма и выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Перспективное планирование
Формирование основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе
Средняя группа
Задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям
сентябрь
1 «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, и можешь ли объяснить, где живешь» « К кому можно обратиться если ты потерялся на улице»
Отработать с детьми запоминание и твердое знание своего адреса; умение называть ориентиры. Которые помогут найти его место жительства Помочь детям усвоить, что если они потерялись то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
Прослушивание стихов из цикла С. Михалкова « Товарищи дети» (шел малыш по улице) Беседа «Для чего надо знать свой адрес» Игровые ситуации« Как кукла потерялась»
2 «Значение цветов в дорожном движении» «Знакомство с улицей» «Ориентация на местности»
Напомнить значение цветов в дорожном движении, активизировать знания о работе светофора. Уточнять и расширять представления детей об улице. Развивать целенаправленное внимание. Закрепить умение ориентироваться на местности
Беседа «Безопасность на улице» по материалам книги Н. Авдеевой «Безопасность на улицах и дорогах» Беседа: Два светофора Д/ игра «Дорога в Изумрудный город» Игровые ситуации: «Мы идем по улице»
3. « Я здоровым быть хочу» Знакомить детей с тем, как устроено тело человека. Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Расширять знания детей в области гигиены, здоровья и его сохранения.
Беседа «Наши верные друзья» Составление коллажа «Я вырасту здоровым»
4 «Огонь — друг и враг человека» «Пожароопасные предметы»
Познакомить с полезными свойствами огня. Объяснять что огонь может нанести большой вред. Формировать представление детей о пожароопасных предметах,которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Сформировать чувство опасности огня.
Просмотр мультфильма «Кошкин дом» Просмотр фотографий «Что может натворить огонь» Заучивание наизусть телефона пожарной охраны. Рисование на тему «Огонь друг-огонь враг» Разгадывание загадок на противопожарную тему. Закреплять понятия можно, нельзя»,»опасно.
октябрь
1 «Городской общественный транспорт» «Правила поведения в общественном транспорте»
Закреплять понятие транспортное средство, водитель, проезжая часть, общественный транспорт, пассажир. Учить называть и различать виды общественного транспорта; автобус, троллейбус, трамвай, такси. Формировать основы культуры поведения в общественном транспорте. Познакомить с дорожными знаками, означающие остановка и общественного транспорта.
Рассматривание картинок «Общественный транспорт» Д./игра «Красный-зеленый» Чтение стихотворения С.Михалкова « Шел трамвай десятый номер» Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна»:
2 «Внешность человека может быть обманчива» Опасные ситуации: «Контакты с незнакомыми людьми»
Объяснять ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда обозначает его добрые намерения и наоборот, неприятная или уродливая внешность не всегда обозначает дурные намерения. Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома. Как правильно вести себя в таких ситуациях Объяснить, как вызвать полицию.
Чтение стихотворения С. Михалкова « Дядя из кино» Чтение сказок «Волк и семеро козлят» «Кот Лиса и Петух» Беседа «Внешность может быть обманчива» Беседа; «Что делать, если к тебе подошел незнакомый человек» Рассматривание иллюстраций « Как избежать опасностей» Заучивание наизусть телефона полиции.
3 «Будем беречь, и охранять природу» «Съедобные и несъедобные грибы»
Воспитывать бережное отношение к природе, Формировать знания о деятельности по защите природы Учить отличать детей съедобные и несъедобные грибы. Формировать навыки безопасного поведения детей в природе.
Обсуждение сказок «Пожар в лесу» «Золотое сердечко» Рисование правил поведения в лесу. Разгадывание загадок про грибы. Просматривание картинок съедобные несъедобные грибы Д/игра. «Разложи по группам»
4 « Конфликты между детьми» Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты. Учить по возможности избегать их, учитывая при этом состояние и настроение другого человека
Беседа «Какие конфликтные ситуации возникают в группе» Обсуждение стихов Акима. «Жадина» и др. Разыгрывание различных конфликтных ситуаций и обсуждение как можно поступить, чтобы не было конфликта.
ноябрь
1 «Транспортный мир» «Правила поведения пешеходов».
Познакомить детей с понятием транспортный мир, с великим многообразием этого мира. Расширить знания связанные с объектами транспортного мира. Расширять у детей знания о правилах поведения пешеходов. Воспитывать ответственность.
Беседа «Правила и безопасность дорожного движения» Чтение стихов: А.Северный «Светофор», С.Михалков «Скверная история» И.Шумов «Посмотрите, я на мостовой»»
2 «Контакты с животными» Формировать навыки безопасного поведения при общении с животными. Объяснять, что иногда контакты с животными могут быть опасными
Беседа «Чем отличаются домашние животные от диких» Просмотр мультфильма «Кошка, которая гуляла сама по себе» Беседа: «Не все домашние животные безопасны» Составление правила вежливости с кошками и собаками
3 «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит».
Формировать и расширять представления о здоровье и способах сохранения здоровья. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Расширять знания детей в области гигиены, здоровья и его сохранения.
Беседа «Для чего нужно закаляться» Опыт « Как нужно полоскать горло»
4 «Пожар» «Причины его возникновения»
Разобрать ситуации возникновения пожара, углубить и систематизировать знания о причинах пожара. Познакомить детей с номером «01» по которому необходимо звонить в случае пожара. Научить вызывать пожарных по телефону, вести диалог, правильно описывать ситуацию, называть домашний адрес. Познакомить с профессией пожарный, учить, как предотвратить возникновение пожара в жилище.
Обсуждение стихотворений «Как сгорел один дом» «Пожар» Беседа «Что приводит к возникновению пожара». игровой тренинг « Эвакуация во время пожара» игровое моделирование «Вызови пожарных»
декабрь
1 «Правила поведения на железной дороге».
Расширить знания о видах транспорта. Познакомить со знаками, сопутствующими железной дороге; Объяснить правила поведения на железной дороге.
Чтение книги Кривицкой «Мчит по рельсам электричка»; Рассматривание карточек–знаков «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» «Железнодорожный переезд без шлагбаума
2 «Дружная семья» «Родственники»
Формировать дифференцированные представления об особенностях поведения и взаимоотношений людей разного пола и возраста в семье. Способствовать появлению интереса к сфере взаимоотношений людей разного пола и возраста, семейным делам, совместному обсуждению семейных проблем. Формировать навыки бесконфликтного поведения в семье
Рассматривание картинок «Быт семьи» «Семья за общим столом» Беседа « Я и мои родственники» Чтение отрывков из произведений А.Толстого «Детство Никиты», М.Горького. «Детство» Рисование «Моя семья»
3 «Мы встречаем новый год» Занятие №1
Формировать навыки безопасного поведения в местах больших скоплениях людей. Повторение и закрепление знаний о действиях в ситуациях, когда потерялись.
Д/и «Верно неверно» Игровое моделирование (драматизация) «Игрушки на празднике потерялись»
4. «Мы встречаем новый год» Занятие №2
Закрепление знаний детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Познакомить с возможными источниками опасности: хлопушками, салютами, бенгальскими огнями.
Беседа «Почему нельзя самостоятельно, без взрослых пользоваться бенгальскими огнями, хлопушками» Просмотр и обсуждение видеороликов «Причины пожара на Новый год» Составление памятки для взрослых «как безопасно запускать салют»
январь
1. «Зимние забавы» Продолжать формировать и расширять представления о здоровье и способах сохранения здоровья. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Закреплять правила безопасного поведения во время прогулок и игр в зимнее время.
Беседа; «Зимние игры и забавы» Игры на улице. Экскурсия в зимний парк.
2. «Этикет, его история» Уточнять представления об исторической сущности норм и правил поведения. Формировать осознанное отношение к выполнению норм и правил поведения.
Рассматривание и обсуждение картинок изображающих различные проявления этикета. Обыгрывание ситуаций этикета.
3. «Знаки, предупреждающие водителя и пешехода об опасности на дороге»
Познакомить детей с некоторыми предупреждающими знаками.
Рассматривание дорожных знаков. Просмотр обучающих видеороликов
4. «Здоровье и болезнь» «Отношение к больному человеку»
Формировать навыки бережного отношения к своему здоровью, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Формировать навыки поведения, если дома кто-то заболел. Воспитывать чувство сострадания, участия к инвалидам, больным,немощным, пожилым людям.
Обсуждение рассказа «Гриша заболел» Игровое моделирование« Папа болеет» Рассматривание и обсуждение слайдов « Люди с ограниченными возможностями», «Пожилые»
февраль
1 «Легковые, грузовые и специальные транспортные средства» «Труд водителя»
Расширить знания детей о городском транспорте. Уточнять представление детям об одностороннем, двустороннем движении, о видах транспорта; воздушном, водном, наземном. Углублять знания о труде водителя. Уточнять знания о дорожных знаках и их назначении. Развивать умение дифференцировать сигналы светофора (транспортного, пешеходного)
Работа с иллюстрациями; « Воздушный, водный, наземный транспорт» Д/игра «Дорожные знаки» Игра занятие « Час пик»
2 «Как развивается человек» Уточнять представления о последовательности этапов жизни человека. Закреплять информацию о деятельности человека в каждом этапе его жизни.
Работа по картинкам изображающие разные этапы жизни человека. Беседа «Всему свое время»
3 «Использование и хранение опасных предметов»
Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах.
Обсуждение стихотворения «Бабушкин порядок» Отгадывание загадок по теме опасные предметы. Д/и «Разложи по местам»
4 «Настоящий мужчина» Формировать первоначальные представления о проявлении достойного поведения мужчины; Способствовать стремление мальчиков быть похожими на настоящих мужчин
Чтение и Обсуждение стихотворения С. Михалкова «Рассказ о неизвестном герое» Беседа « Настоящий мужчина, - какой он» Рассказ о выдающихся людях А. Суворове, Александре Невском, Дмитрии Донском Рассматривание портретов Суворова, Александра Невского, Дмитрия Донского
март
1 «Регулировщик и его работа» «О чем разговаривает улица»
Познакомить с работой инспектора дорожного движения (регулировщика); Научить показывать сигналы «Остановись», «Внимание», « Путь свободен» и действовать в соответствии с ними. Уточнять представление о специальных световых сигналах; мигающие огни, фары. Углублять знания детей о дорожных знаках; предупреждающие, запрещающие, указательные, знаки сервиса
Беседа» Работа регулировщика» Д/и «час пик» Игра: «Цветные автомобили»
2 « Настоящая женщина» Формировать первоначальные представления о проявлении достойного поведения женщины; Способствовать стремление девочек быть похожими на настоящих женщин.
Чтение сказки «Снежная королева» Беседа: «Вот какая мама, золотая прямо» Рассматривание женских портретов. Рисование «Моя мама»
3 «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»
Расширятьпредставление детей об источниках опасности в доме, особенно таких, как открытое окно и балкон. Обратить внимание детей на то, что они не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну; устраивать игры и шутки на балконе или у открытого окна.
Д/И « Правильно не правильно» Рассматривание картинок «Как избежать неприятностей» Составление правил поведения у открытого окна, на балконе.
4. «Одежда и здоровье» Закрепить знания о назначении одежды, видах одежды
Беседы: «Одежда ее назначение» « Как одеваться весной»
апрель
1 «Дорожная разметка» «Улица большого города»
Уточнять представление детей об улице и ее особенностях. Дать понять, как дают названия улицам. Познакомить с видами дорожной разметки и многополосным движением
Лото«Найди пару знаку» Беседа «Как перейти улицу» Просмотр образовательных программ Чтение Д.Денисова «Как перейти дорогу»
2. «Ребенок и его старшие приятели» Научить детей говорить «нет», если старший приятель пытается вовлечь его в опасную ситуацию.
Беседа по содержанию стихотворения « Старший друг» Д/и «Скажем нет»
3 «Безопасное поведение на улице». Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.
Беседа «Где можно играть» Рассматривание картинок «Как избежать неприятностей». Д/игра: «Правильно, не правильно.
4 «Велосипед на улицах города» Способствовать формированию культуры поведения на дорогах. Учить различать дорожные знаки. Учить определять места для игр и катания на велосипеде. Познакомить с дорожными знаками, регламентирующими передвижение велосипедистов.
Рассматривание картинок: «Дорожные происшествия» Д//и « Узнай знак» Практическое занятие на площадке детского сада :« Я катаюсь на самокате»
май
1 «Микробы и вирусы» Рассказать детям об инфекционных болезнях, и их возбудителях.
Беседа: «Какой вред приносят человеку микробы и вирусы» Просмотр мультфильма «Пин-код» (микробы)
2 Занятие развлечение «Поиски клада»
Активизировать и проверить знания о правилах безопасного
3 «На воде и на солнце» Дать детям представление, что купаться, плавать, загорать полезно только в том случае, если соблюдать определенные правила.
Беседа: «Лето красное придет, что нам лето принесет»
4 Игра развлечение « Страна ПДДейка»
Активизировать и проверить знания о видах транспорта и назначении некоторых дорожных знаков, развивать стремление к изучению ПДД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников...
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Актуальнось темы....
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,...
Картотека дидактических игр на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр разделена на разделы: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благопол...
«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания» в старшей группе для детей с ТНР (5-6 лет)
Познакомить детей с основами безопасного поведения в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания» ...
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...
Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 5-6 лет»
Данную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошко...