Организация НОД(занятия) по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе детей подготовительной к школе группы, в рамках образовательной области “Социально-коммуникативное развитие” при реализации ООП “Детство"
методическая разработка (подготовительная группа)

Фахертдинова Гульназ Даниловна

 

ВВЕДЕНИЕ

1 Научно-теоретические основы организации НОД(занятия) по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе детей подготовительной к школе группы, в рамках образовательной области “Социально-коммуникативное развитие” при реализации основной образовательной программы “Детство

             1.1 Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы

             1.2 Особенности формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе детей подготовительной к школе группы

             1.3 Непосредственно образовательная деятельность, ее особенности и структура

             1.4 Особенности организации НОД (занятий) с детьми подготовительной к школе группы

2 Методическое обеспечение организации в проведении НОД (занятий) по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе детей подготовительной к школе группы, в рамках образовательной области “Социально-коммуникативное развитие” при реализации основной образовательной программы “Детство”

              2.1 Анализ имеющегося опыта педагогов в организации НОД (занятий) по формированию первичных представлений о себе, других людях в группе 6-7 лет МБДОУ Д/С №34 “Лукоморье” 

              2.2 Особенности организации НОД (занятий) по формированию основ безопасного поведения в

я быту, социуме, природе детей 6-7лет “Ягодка” МБДОУ Д/С №34 “Лукоморье” 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx449.25 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в НОД (занятия), которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе.

НОД (занятие) - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и другое.

В соответствии с ФГОС ДО,  одним из направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное, ориентированное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Актуальность формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе обусловлена необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения в быту, природе и социуме, приобретения ими опыта безопасного поведения, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Безопасность для дошкольника – это не заучивание правил, а формирование безопасного образа жизни – он учится правильно существовать в огромном мире, познавая его. Поэтому очень важно чтобы ребенок с самого детства грамотно обучался безопасности.

Основы безопасности жизнедеятельности - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Необходимо создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Специалисты в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

Целью курсовой работы является организация и проведение НОД (занятий) с детьми подготовительной к школе группы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» при реализации основной образовательной программы «Детство».

Исходя из цели моей курсовой, передо мной стоят задачи:

  1. Изучить теоретические и методические источники информации о возрастных особенностях детей подготовительной к школе группе.
  2. Изучить теоретические и методические источники информации об особенностях формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей подготовительной к школе группы.
  3. Изучить теоретические и методические источники информации об особенностях организации НОД (занятий) и ее структуре.
  4. Проанализировать теоретические и методические источники информации об организации НОД (занятий) в подготовительной группе.
  5. Разработать комплект технологических карт НОД (занятий) с по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей подготовительной к школе группы в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» при реализации основной образовательной программы «Детство».
  6. Апробировать НОД (занятия) в старшей группе МБОУ Д\с №34 «Лукоморье» корпус «Зоренька» г. Чайковский
  7. Сформулировать выводы, оформить результаты.

Курсовая работа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • «Детство» Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Авторы: О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, А.М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе и др. 2019. - 352 с.;
  • Постановление Главного государственного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждения СанПиН 2.4.1. 2049-13 «Санитарно –эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

1 Научно-теоретические основы организации НОД (занятия) у детей подготовительной к школе группы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, в рамках образовательной области “Социально-коммуникативное развитие” при реализации основной образовательной программы «Детство»

1.1. Возрастные особенности детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст играет важную роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Все познавательные процессы функционируют у старших дошкольников значительно эффективнее, чем в более ранние годы, благодаря развитию внимания. К 6-летнему возрасту повышаются все характеристики внимания: увеличивается объем, развивается распределение, улучшается переключаемость и значительно возрастает устойчивость.

Восприятие в старшем дошкольном возрасте становится познавательной деятельностью, управляемым интеллектуальным процессом. Прогресс в зрительном восприятии заключается в том, что ребенок 6-7 лет успешно управляет движением взора при рассматривании любого объекта. Сформировавшиеся сенсорные эталоны помогают замечать и выделять существенные признаки предметов и явлений, что малодоступно младшим детям. В восприятии пространства старшие дошкольники умеют децентрироваться и указывать пространственные ориентиры относительно другого, в то время как дети помладше могут указать «справа», «слева», «напротив» и пр. только относительно себя. Все еще сложно поддается осознанию дошкольника временная линия. Формируется восприятие прошедшего времени, так как этому помогают воспоминания о событиях из жизни ребенка. Сложнее осознается будущее, особенно отдаленное.

Память превращается в особую мнемическую деятельность. Это значит, что дошкольник не надеется на непроизвольное запоминание, а использует специальные приемы, чтобы отложить информацию в памяти. Дети проговаривают новые слова, представляют образы, замечают аналогии, и таким образом запоминают новое.

Значительно усложняется содержание и основные формы мышления. Старшие дети активно используют наглядно образное и словесно-логическое мышление. Дошкольники оперируют образами, не прибегая к действиям с предметами. Их мышление уже способно выходить за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Развитию мышления способствует экспериментирование, чем дошкольники с успехом занимаются. Шестилетний ребенок может самостоятельно провести анализ, как собрана конструкция и, глядя на образец, создать подобную. Причем, ребенок уже планирует последовательность действий. А ведь это непростая работа. Нужно мысленно выделить части, определить назначение каждой, сравнить форму и размер. Такая детская деятельность свидетельствует о высоком уровне развития мыслительных операций. Кроме анализа, синтеза, сравнения и обобщения, у старших детей развивается понимание причинно-следственных связей. Это свойство способствует совершенствованию мыслительной деятельности, связанной с познанием, а также развитию социального интеллекта.

У старших дошкольников особенно активно развивается воображение. Так задумано природой, что этот познавательный процесс запускается позднее, нежели восприятие, память и мышление. В старшем дошкольном возрасте воображение переходит с воспроизводящего на творческий этап. Дети могут до неузнаваемости преобразовать известные образы, приписывая им оригинальные функции и качества. Старшие дошкольники идут в воображении от замысла к его реализации, а это свидетельствует о наличии внутренней позиции и соответствует высокому уровню развития процесса.

В старшем дошкольном возрасте нормой является произношение всех звуков, так как завершается процесс фонематического развития. Словарный запас детей накануне школьного обучения должен достигать 4000 слов. Причем наполняется словарь не только количественно, а и качественно.

В речи старших дошкольников появляются новые понятия, значительно расширяется использование всех частей речи. Предложения строятся с учетом грамматических основ. В произвольных рассказах из своей жизни, в сюжетных играх, в пересказах любимых произведений дети используют связную речь. Если нужно ввести в курс дела сверстника или взрослого, то ребенок прибегает к самой сложной форме высказывания — объяснительной речи. Успешность пояснений обеспечивается уже достаточно сформированным словесно-логическим мышлением.

Старшие дошкольники, в отличие от младших, используют речь как особый вид деятельности. Рассказывать истории, пофантазировать о чем-то необычном, посочинять рифмы, поиграть в слова – все это распространенные занятия в старшем дошкольном возрасте.

Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».

У детей 6-7 лет формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.

При отсутствие необходимых коммуникативных навыков у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения. Возможно проявление негативного отношения к общению. Дошкольник может не приниматься сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение.

Поэтому, именно развитая коммуникация является основным направлением социально-личностного развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Такое положение соотносится с взглядами на основные задачи развития дошкольника основоположников отечественной детской психологи - Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной. В процессе игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.

1.2 Особенности формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей 6-7 лет

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Стандарт дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Таким образом, организация образовательного процесса по формированию основ безопасного поведения у детей подготовительной  к школе группы в быту, социуме, природе, осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям, воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности я осуществляю в разных видах детской деятельности, через интеграцию образовательных областей «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие» с использованием разнообразных форм организации образовательного процесса, а также совместную работу родителей, воспитанников и педагогов с целью заинтересованности и повышения родительской компетентности воспитанников по данной проблеме.

Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Опыт безопасного поведения у детей 6-7 лет формируется успешно, если:

  • содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей и осваивается в заданной последовательности;
  • обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;
  • в воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;
  • педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.

Для работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников основное содержание деятельности воспитателя дополняется системой планирования: составляется перспективный план НОД и мероприятий по формированию основ безопасности с учётом возрастных особенностей детей подготовительной группы. В него входят основные направления работы:

  1. «Ребенок и другие люди». Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения

«Опасно - неопасно». Принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок узнаёт в программе ОБЖ.

«Внешность человека может быть обманчива».

«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице».

  1. «Ребенок и природа». В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями, а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды.

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе».

«Будем беречь и охранять природу».

  1. «Ребенок дома». О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы ОБЖ.

«Предметы, требующие осторожного обращения».

«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома».

1.3 Непосредственно образовательная деятельность, ее особенности и структура

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность.

НОД (занятие) – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей, осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно.

С введением федеральных государственных требований к содержанию дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Систематическое обучение во время НОД (занятие) – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Структура НОД (занятия) включает в себя 3 этапа:

1. Начало  (организационный момент)

Приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной:

«Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»)

Рассказ, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и. т. д. сами персонажи этого сделать не могут, но слышали о том (или успели лично убедится, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

2. Ход (процесс) (основная часть)

Взрослый, как равноправный участник: предлагает всевозможные способы реализации задачи: исподволь «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

Обращение к детям с вопросом, согласны ли они оказать необходимое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.

3. Окончание (заключительная часть)

Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу.

Во время работы каждый ребенок должен (может) иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции. По окончанию работы, детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя, при желании, полученный продукт.

Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.

При подведении итогов образовательной деятельности важно отметить успешных детей, подчеркнув, за счет чего удалось добиться положительного результата, поддержать стеснительных, застенчивых, охватить вниманием тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами. При этом особый акцент нужно делать на проявлении личностных качеств, умений взаимодействовать. Поинтересуйтесь, что запомнилось, понравилось на занятии, что было трудным или очень легким и обязательно спросите: «Почему?».

1.4 Особенности организации НОД (занятий) с детьми подготовительной к школе группы

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Систематическое обучение вовремя НОД (занятие) – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

На проведение занятий отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

НОД (занятия) с детьми подготовительной группы может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине НОД (занятий) статического характера проводятся физкультурные минутки.

У детей 6-7 лет значительно возрастает произвольность познавательных процессов (памяти, внимания), складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.). Все это позволяет значительно совершенствовать процесс обучения, расширить его задачи.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах: (сюжеты, сюжетосложения) главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.

В конце НОД (занятия) формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия. В подготовительной к школе группе к оценке и самооценке результатов своей деятельности привлекаются дети.


2 Методическое обеспечение организации в проведении НОД (занятий) с детьми подготовительной к школе группы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе в рамках образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» при реализации основной образовательной программы «Детство»

2.1 Анализ имеющегося опыта педагогов в организации НОД (занятий) по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе в группе 6-7 лет МБДОУ Д/С №34 “Лукоморье” корпус “Зоренька” г. Чайковский

Анализируя имеющийся опыт педагога в подготовительной группе «Ягодки» в МБДОУ Д/с №34 «Лукоморье» корпус «Зоренька» г. Чайковский, численный состав которой составляет - 21 человек, можно сказать о том, что педагог, организуя образовательную деятельность, руководствуется основными нормативными документами:

  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и другие;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой.

Изучая тематический план работы педагога по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе можно сказать, что тематический план соответствует Комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство», а также реализуя комплексно –тематическое планирование педагог организует с детьми старшего дошкольного возраста воспитательно – образовательную работу.

Изучая сетку НОД (занятия) можно сделать вывод что, образовательная деятельность, организованная совместно педагога с детьми, планируется 1 раз в неделю – пятница  (Приложение А).

Исходя из анализа беседы с педагогом, можно сказать, что при организации режимных моментов чаще всего воспитатель организует беседы и задаёт наводящие вопросы детям, для того чтобы закрепить у детей полученные знания по теме «Безопасное поведение в быту, социуме и природе».

Образовательная деятельность по направлению «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе» проходит в течение всей недели, то есть каждая неделя посвящена определенной тематике и в течении недели НОД (занятия) организуются в соответствии тематики недели. НОД (занятия) организуются со всей группой, занятие длиться по 25 минут. Образовательная деятельность проходит в первой половине дня (Приложение Б).

Анализируя проведенную воспитателем диагностику с детьми на начало года в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и раздела «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе», получили такие результаты – 63 % детей имеют средний уровень знаний по данному направлению; 17 % детей имеют низкий уровень знаний; 20 % детей обладают высоким уровнем знаний (Приложение В) (Приложение Г).

Рассматривая групповую комнату детского сада можно выделить РППС по направлению «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»: материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры); макет проезжей части, макет светофора, дорожных знаков, иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т. д.), опасные ситуации; наглядно-дидактические пособия: «Водный транспорт», Автомобильные транспорт», «Авиация», «Космос» (Приложение Д).

Исходя из наблюдения за организацией и проведением НОД (занятия) можно выделить характерные черты организации НОД(занятия) такие как: в занятии участвовало 21 ребенок, занятие длилось 25 минут. Анализируя структуру проведенного НОД (занятия) воспитателем можно сказать о том, что структура НОД соблюдалась, в занятии была мотивационная часть, основная и заключительная.

В мотивации использовались такие методы и приемы как: игровой – загадывание загадок, словесный - рассказ педагога.

В основной части: словесный - вопросы к детям, словесный - беседа и использование художественной литературы, игровой – загадывание загадок, наглядный – использование наглядного материала.

В заключительной части: словесный – беседа, словесный – использование художественного слова.

В мотивационной части детям задается вопрос: «Отгадайте из какой сказки наши гости?». Педагог загадывает детям загадку о «Трех поросят», дети угадывают. И педагог предлагает детям рассказать поросятам о том, как избежать опасные ситуации.  

В основной части педагог читает стихотворение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и дети описывают, что произошло в доме и почему. Затем дети играют в игру «Доскажи словечко», педагог читает четверостишье, а дети его продолжают. После чего педагог показывает детям картинки, и они рассказывают, что произошло на них и как этого избежать. После картинок дети вспоминают пословицы, связанные с пожаром. Затем дети угадывают загадки педагога об опасных предметах, после чего педагог проводит физкультминутку.

В заключительной части педагог предлагает детям нарисовать рисунок по теме занятия, дети рисуют. После чего педагог хвалит их рисунки и проводит беседу о ходе занятия.

При организации НОД (занятия) педагог использует в основном фронтальную форму организации. Индивидуальная работа проводилась с детьми, которые пропустили занятие, или возникали затруднения по ходу НОД (занятия).

2.2 Особенности организации НОД(занятий) по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе детей 6-7 лет “Ягодка” МБДОУ Д/С №34 “Лукоморье” корпус “Зоренька” г. Чайковский

НОД (занятия) организованы и проведены на базе МБДОУ Д/с №34 «Лукоморье» г. Чайковский в подготовительной группе «Ягодки» в соответствии следующих нормативных документах:

  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и другие;
  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой.

При соблюдении Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

На производственной практике разработаны 6 технологических карт в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе:

  • «Безопасность детей на природе»;
  • «Безопасность детей в быту»;
  • «Путешествие в страну правил дорожного движения»;
  • «Путешествие на островок безопасности»;
  • «Опасные и необходимые предметы в быту»;
  • «Безопасное поведение в природе».

Из 6 технологических карт были апробированы 3 НОД (занятия), в апробации НОД (занятий) принимали участие 21 ребенок.

Первое НОД (занятие) было проведено на тему «Безопасность детей на природе» (Приложение Е).

В мотивационной части занятия дети вставали в круг   и приветствовали друг друга с помощью игры «Здравствуй, солнце золотое». Дети отвечали на вопросы: «Что такое лес?» и «Зачем люди ходят в лес?».

 Далее дети узнали, что сегодня они узнают какие опасные могут подстерегать в лесу, на природе.

В основной части детям задавался вопрос «Что такое безопасность?» и предложение отправится в лес, но для этого нужно взять с собой необходимые принадлежности и положить их в рюкзак. Дети играли в дидактическую игру «Что возьмем с собой в поход?». После этого дети узнали, что в лесу живет Старичок Лесовичок и чтобы он вышел нужно показать ему что мы не чужие лесу люди. Дети угадывали загадки, говорили о съедобных и несъедобных грибах. Затем проводилась физкультминутка «Дети по лесу гуляли», потом дети называли опасные ситуации на природе. Дети играли в игру «Назови опасных насекомых» и проводилась беседа о грозе. С помощью паровоза дети отправились в детский сад.

В заключительной части дети рисовали на тему «Берегите лес!» и проводилась оценка их деятельности.

Второе НОД (занятие) было проведено на тему «Безопасность детей в быту» (Приложение Ж).

В мотивационной части с детьми был просмотрел мультфильм "Аркадий Паровозов", после просмотра с детьми провелась беседа, в которой они отвечали на вопросы: " С какой опасностью встретились дети, оставшись дома одни?", "Что же делать, если в доме что-то загорелось?", после беседы детям задавались загадки про бытовые приборы и параллельно объяснялось и рассказывалось в чем опасность этих приборов.

В основной части с детьми проводилась физкультминутка, после нее детям предлагалось посмотреть картинки и понять, какие опасные ситуации на них изображены: Картинки: «Опасность открытых балконов и окон»,  «Будь с посудой аккуратен, со стола не дёргай скатерть». Далее проводилась игра: «Опасно - безопасно» - дети делились на две команды. Первая команда собирала в корзину безопасные предметы. Вторая команда собирала в корзину опасные предметы. Побеждала та команда, которая правильно и быстро наполнит свою корзину. После того, как корзины были наполнены подводился итог. Дети объясняли, чем могут быть опасны следующие предметы: ножницы, моющее средство для посуды, таблетки, гвоздь, спички, вязальная спица, бусины, витамины. После игры продолжалось рассматривание картинок: Картинки «Лекарства никогда сам не ешь»,  «Не говори по телефону с незнакомцами»

В контрольно-оценочной части подводился итог занятия, о чем было сегодняшнее занятие, что дети поняли после него, что нового узнали, так же напоминалось, что при любой опасной ситуации помощи нужно просить у близких людей, родственников или спасателей.

Третье НОД (занятие) проводилось на тему «Путешествие в страну правил дорожного движения» (Приложение З).

В мотивационной части дети стояли в кругу и приветствовали друг друга, после чего  детям  было предложено отправиться в экскурсию по родному городу, а для этого им нужно было вспомнить о правилах дорожного движения и в этом нам помог наш друг-Светофор.

В основной части главный герой читал детям стихотворения, их задача состояла в том,  что  нужно понять, о каком правиле идет речь. Первым заданием было "Ответь на вопрос" в котором Светофор задавал детям вопросы, такие как: "Как называется часть улицы, по которой едут машины?", "Какие сигналы светофоры вы знаете" и так далее. Вторым заданием было  "Доскажи словечко", задача детей состояла в том, что нужно было  подобрать нужную рифму к тому, что говорил главный герой.

 После этого дети играли  в игру " Светофор", в котором проверялось  их знание значения цветов и внимательность. Закончив задание с детьми, проводилась физкультминутка "Мы шоферы". Далее загадывались загадки, напоминались дорожные знаки (запрещающие, предупреждающие, информационные).

В контрольно-оценочной части подводился итоги занятие, похвала детей и вручение медалей "Грамотный пешеход", так же детям было предложено выбрать смайлик, который отражал их настроение после занятия (веселый, грустный).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К 7 годам ребенок уже способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает и вызывает яркий эмоциональный отклик, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К игровым интересам добавляется познавательный интерес, что проявляется в виде «почемучки», а взрослый становится непререкаемым источником знаний.

Говоря о НОД (занятиях), можно сказать, что - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением образовательного учреждения, текущей темой и другое ведший вид деятельности с детьми. Благодаря организации НОД (занятий) дети изучать что-то новое, закрепляют полученные знания и развиваются в разных направлениях. Структура НОД (занятия) включает в себя:

  • мотивационный этап - предполагает организацию детей;
  • содержательный этап - направлен на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач;
  • рефлексивный этап - посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности.

НОД (занятие) имеет 3 вида: комбинированная НОД (занятие); комплексная НОД (занятие); интегрированная НОД (занятие). При разработке и организации НОД (занятия) важно правильно поставить цель, цель - это образ желаемого результата, который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. При реализации цели подбираются методы – способы достижения цели, приемы – элемент метода.

Для того чтобы формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе педагоги организует различные формы работы с детьми, основными формы – беседа, вопросы к детям и рассматривание наглядного материала. Для успешного освоения детьми знаний по данному направлению создается РППС. В ходе режимных моментов воспитатель может проводить работу с целью закрепления полученных знаний. Структура НОД (занятия) соблюдается – мотивационная часть, основная и заключительная часть; в НОД (занятии) участвует вся группа и продолжительность занятия - 25 минут.

На производственной практике были разработаны 6 технологических карт по теме «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»:

  • «Безопасность детей на природе»;
  • «Безопасность детей в быту»;
  • «Путешествие в страну правил дорожного движения»;
  • «Путешествие на островок безопасности»;
  • «Опасные и необходимые предметы в быту»;
  • «Безопасное поведение в природе».

Технологические карты были разработаны в соответствии следующих нормативных документах:

  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и другие;
  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой.

При соблюдении Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Три технологические карты были апробированы: «Безопасность детей на природе», «Безопасность детей в быту», «Путешествие в страну правил дородного движения».

Проведенная воспитателем диагностика с детьми в начале года в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и раздела «Формирование первичных представлений о себе, других людях», дала следующие результаты – 67 % детей имеют средний уровень знаний по данному направлению; 9 % детей имеют низкий уровень знаний; 24 % детей обладают высоким уровнем знаний (Приложение А) (приложение Б). При организации систематической работы с детьми и организации различных видов деятельности результаты повысятся. Проводя диагностику в конце года, получились такие результаты - 82 % детей обладают высоким уровнем знаний; 8 % детей имеют средний уровень знаний по данному направлению; 10 % детей имеют низкий уровень знаний (Приложение И) (Приложение К). Сравнивая показатели начала и конца учебного года, можно сказать, что результаты стали горазда лучше (Приложение Л).


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
    дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
  2. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.
  3. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26 "Санитарно-эпидемиологические требования устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4. Конспект занятия по теме «Моя безопасность» в подготовительной группе. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-teme-moja-bezopasnost-v-podgotovitelnoi-grupe.html (дата обращения: 20.03.2021).
  5. Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-s-detmi-podgotovitelnoi-k-shkole-grupy.html (дата обращения: 20.03.2021).
  6. Организация НОД в соответствии с ФГОС. – URL: https://infourok.ru/organizaciya-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-nod-v-sootvetstvii-s-fgos-do-1872634.html#:~:text=Описание%20слайда%3A%20НОД%20-%20это,ОУ%2C%20текущей%20темой%20и%20др (дата обращения: 25.03.2021).
  7. Порядок организации режима занятий. – URL: https://ciur.ru/vot/vot_dsnov1/commondocs/Порядок%20организации%20режима%20занятий.pdf (дата обращения: 05.04.2021).
  8. НОД в подготовительной группе. – URL: https://infourok.ru/nod-v-podgotovitelnoy-gruppe-2356248.html (дата обращения: 06.04.2021).
  9. Конспекты занятий для детей подготовительной к школе группы. – URL: https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/podgotovitelnaja-grupa-dou/page-4 (дата обращения: 07.04.2021).
  10. Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы. – URL: https://infourok.ru/vozrastnie-osobennosti-detey-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppa-let-2121448.html (дата обращения: 07.04.2021).
  11. Возрастные индивидуальные особенности развития детей подготовительной к школе группы. – URL: https://multiurok.ru/index.php/blog/vozrastnye-i-individualnye-osobennosti-razvitiia-detei-podgotovitelnoi-k-shkole-gruppy.html (дата обращения: 08.04.2021).
  12. Возрастные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста. – URL: https://sad14sov39.ucoz.ru/index/vozrastnye_osobennosti_detej_srednego_doshkolnogo_vozrasta_5_6_let/0-180 (дата обращения: 08.04.2021).
  13. Организация НОД в соответствии с ФГОС.ДО. – URL:   https://ped-kopilka.ru/blogs/erofeva-elena/-organizacija-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-nod-v-sotvetstvi-s-fgos-do.html (дата обращения: 08.04.2021).


Приложение А

Сетка НОД (занятий) в подготовительной группе

Понедельник

1.

8.50-9.20

Познавательное развитие (мир природы / развитие сенсорной культуры)

2.

9.30-10.00

Художественно-эстетическое развитие (лепка/аппликация)

3.

10.30-11.00

Физическое развитие (физическая культура) улица

Вторник

1.

8.50-9.20

Речевое развитие (подготовка к обучению грамоте)

2.

9.30-10.00

Музыкальное развитие (музыка)

Среда

1.

8.50-9.20

Познавательное развитие (ФЭМП)

2.

9.30-10.00

Социально-коммуникативное развитие (1,2,3)

Познавательное развитие (краеведение)

3.

10.00-10-40

Музыкальное развитие (музыка)

Четверг

1.

8.50-9.20

Речевое развитие/чтение художественной литературы

2.

9.30-10.00

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

3.

10.00-10.40

Физическое развитие (физическая культура)

Пятница

1.

8.50-9.20

Социально-коммуникативное развитие (труд/безопасность)

2.

9.30-10.00

Художественно-эстетическое развитие (конструирование)

3.

10.00-10.40

Физическое развитие (физическая культура)


Приложение Б

Образовательная деятельность в первой половине дня

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

сентябрь

Безопасность

(ПДД)

2.09 – 6.09

Безопасность

(пожарная безопасность)

9.09 – 13.09

Безопасность

(ребенок и окружающие люди)

16.09 – 20.09

Осень

Лес:

Грибы, ягоды

23.09 – 27.09

октябрь

Музыкальная осень

(международный день музыки)

30.09 – 4.10

Урожай: сад, фрукты, овощи, огород

7.10 – 11.10

Животные, которые живут рядом с нами

14.10 – 18.10

О хороших привычках и нормах поведения

21.10 -25.10

V неделя

Волшебный мир книги

28.10 – 1.11

ноябрь

С чего начинается Родина?

5.11 – 8.11

Одежда, обувь (рукотворный мир)

11.11 – 15.11

Мебель,   посуда

18.11 – 22.11

Животные наших лесов

(птицы и звери)

25.11 – 29.11

декабрь

Зима

2.12 – 6.12

Транспорт

9.12 – 13.12

Игрушки

16.12 – 20.12

Здравствуй, Новый год!

23.12 – 30.12

январь

Новогодние каникулы

Народные праздники на Руси

9.01 – 17.01

Профессии

20.01 – 24.01

Дом (жилище)

27.01 – 31.01

февраль

Продукты питания

3.02 – 7.02

Я – Человек

10.02 – 14.02

Защитники Отечества

17.02 – 21.02

Неделя игры и игрушки

25.02 – 28.02

март

О любимых мамах

2.03 – 3.04

Ранняя весна

10.03 – 13.03

Животные холодных и жарких стран

16.03 – 20.03

Театральная весна

23.03 – 27.03

апрель

Спорт и здоровье

30.03 – 3.04

Космос

6.04 – 10.04

Перелетные птицы

13.04 – 17.04

Цветущая весна

20.04 – 24.04      

V неделя

Подводный мир

27.04 – 30.04

май

День Победы!

6.05 – 8.05

Насекомые

12.05 – 15.05

Семья

18.05 – 22.05

Я – исследователь

25.05 – 29.05

Приложение В

Диагностика по безопасности начало года

Имя ребенка

Представления ребенка о безопасном поведении достаточно осмысленны, может привести примеры правильного поведения в опасных ситуациях

Ребенок умеет соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, спортивном виде

Ребенок умеет пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами и приборами

Ребенок умеет быть осторожными при общении с незнакомыми животными

Ребенок соблюдает правила перехода дороги

Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице, вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей

Итог

1

С

2

1

2

2

2

1

10

2

Д

2

2

2

2

1

2

11

3

К

2

2

1

2

2

2

11

4

Д

1

2

2

3

2

1

11

5

З

1

1

2

1

2

1

8

6

А

2

2

3

2

1

2

12

7

Я

2

2

2

2

2

1

11

8

Л

2

2

2

2

2

2

12

9

М

1

2

3

1

2

2

11

10

А

2

1

2

2

1

2

10

11

Е

3

3

2

2

2

2

14

12

В

2

2

2

2

2

2

12

13

В

2

2

1

2

2

2

11

14

Н

3

3

2

2

1

2

13

15

О

1

2

2

2

2

2

11

16

А

2

2

2

2

2

1

11

17

А

2

1

2

2

2

2

11

18

Н

2

2

2

2

2

2

12

19

Н

2

2

2

1

2

2

11

20

И

1

3

1

1

1

1

8

21

В

2

2

3

1

2

2

12

В:

24 %

19%

19%

14%

24%

19%

28%

С:

67 %

52%

67%

72%

71%

67%

48%

Н:

9 %

29%

14%

14%

5%

14%

24%

Приложение Г

Диаграмма, отражающая результаты на начало года


Приложение Дhttps://sun9-14.userapi.com/impg/l-BmGch5fZgnHCM8AS9aC5O_bT30IgNyJbXDHw/m2-tHoqr5Z4.jpg?size=1080x831&quality=96&sign=35d1b00831670c1bf23a89b6c7cc653b&type=album

Развивающая предметно-пространственная средаhttps://sun9-61.userapi.com/impg/EO9dnNOvLU1JjDtUbUSZ6TR9xk1ANs9OVX5CpA/4JDZLXqJTg8.jpg?size=1080x849&quality=96&sign=2d117a96d2f1c57f6f60a1822be6f806&type=album

Приложение И

Диагностика по безопасности конец года

Имя ребенка

Представления ребенка о безопасном поведении достаточно осмысленны, может привести примеры правильного поведения в опасных ситуациях

Ребенок умеет соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, спортивном виде

Ребенок умеет пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами и приборами

Ребенок умеет быть осторожными при общении с незнакомыми животными

Ребенок соблюдает правила перехода дороги

Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице, вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей

Итог

1

С

1

1

1

2

1

1

7

2

Д

2

1

2

2

1

1

9

3

К

2

2

2

1

1

1

9

4

Д

1

1

1

2

1

1

7

5

З

1

2

1

1

1

1

7

6

А

2

2

2

1

1

1

9

7

Я

1

2

2

1

1

1

8

8

Л

2

1

2

2

1

1

9

9

М

1

2

2

2

1

1

9

10

А

1

2

2

1

1

1

8

11

Е

2

2

2

1

1

1

9

12

В

2

2

1

1

1

1

8

13

В

2

2

1

2

1

1

9

14

Н

2

1

1

2

1

1

8

15

О

1

2

1

2

1

1

8

16

А

1

1

2

2

1

1

8

17

А

2

2

1

2

1

1

9

18

Н

2

2

2

2

1

1

10

19

Н

2

2

1

2

1

1

9

20

И

2

1

2

2

1

1

9

21

В

1

2

1

1

1

1

7

В:

43%

33%

48%

38%

100%

100%

60%

С:

57%

67%

52%

62%

0%

0%

40%

Н:

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Приложение К

Диаграмма, отражающая результаты на конец года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,...

Картотека дидактических игр на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр разделена на разделы: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благопол...

«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания» в старшей группе для детей с ТНР (5-6 лет)

Познакомить детей с  основами безопасного поведения в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания»                    ...

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Подготовка детей к безопасной жизни в окружающем мире, формирование у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитание готовности к правильным действиям, чт...

Консультация для родителей «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе детей дошкольного возраста»...