Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе в старшей группе
материал по обж (старшая группа)
Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
в старшей группе
Воспитатель:
Задачи:
Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Месяц
| Современные образовательные технологии в работе с детьми
| |||||
ИК технологии | Кейс-технологии, проекты | Дидактические игры | Сюжетно-ролевые игры
| Продуктивная деятельность
| ЧХЛ
| |
| Сентябрь | |||||
Безопасность в природе «Съедобные и ядовитые грибы и ягоды» | Просмотр презентация «Съедобные и ядовитые грибы и ягоды нашего края» | Кейс-вариант моделирование ситуации: Что делать, если съел ядовитый гриб, ягоду? Цель: отработать алгоритм опасной ситуации. | - Д/и «Выбери съедобные грибы и ягоды», «Съедобное-несъедобное» Цель: учить детей отличать съедобные грибы и ягоды от несъедобных, дать знания о том, что в пищу можно употреблять грибы только после обработки; -Д\и «Грибная полянка» Цель: формировать знания детей о съедобных и несъедобных грибах, формировать умение находить съедобные грибы по дидактической карте.
| - С/р игра «Семья» сюжет «По грибы, по ягоды» Цель: выявление и закрепления знаний детей о видах лесных грибов и ягод, о правилах осторожности при их сборе. - С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Отравление»
| - Лепка «Грибы»; - аппликация «Собери ягоды в лукошко»
| - Заучивание стихотворения Н. Светлячок «Сентябрь принес нам грибов урожай»; - Чтение И. Анреенко «Грибной поселок», сказки «Война грибов» |
Безопасность в быту «Знает каждый гражданин этот номер «01» | Виртуальная экскурсия в пожарную часть | Кейс-вариант развития события «Дым из окна» | - Д\и «Пожароопасные предметы» Цель: формировать представления о пожароопасных предметах, мерах предосторожности; -Д\и «Что нужно пожарному?», «Что пригодиться при пожаре» Цель: закрепить знания о профессии пожарного, необходимых предметах и оборудовании пожарного.
| - С\р игра «Мы-пожарные» Цель: формировать представления детей о работе пожарного. | -Конструирование из лего конструктора «Машина 01», - Аппликация «Пожарная машина» | - Чтение Е. Новочихин «01», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», О. Иоселиани «Пожарная команда», А.Толстой «Пожарные собаки», И. Тверабукина «Андрейкино дежурство». |
Безопасность в социуме «Не каждый встречный-друг сердечный» | Просмотр мультфильма «Незнакомцы» из серии «Уроки осторожности. У тётушки Совы» | - Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…», «Тебя угостил незнакомец»; -Тренинг «Чужая машина» Цель: дать детям знания о том, что нельзя садиться в чужую машину и вступать в разговор с водителем, даже если, это женщина-ласковая и приветливая; - Ситуативный разговор «Как бы ты поступил в данной ситуации…»
| - Д\и «Наблюдайка» Цель: формировать умение описывать человека, как он выглядит, быть внимательным; -Д\и «Фоторобот» Цель: развитие внимательности, осторожности при общении с посторонними людьми, обучение тому, что приятная внешность не всегда говорит о добрых намерениях человека. | - С\р игра «Полиция» Цель: учить детей правильно вести себя на улице, когда остаются одни; сформировать представления о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми.
| -Конструирование из бумаги и ниток «Смоделируй лицо» (добрый, злой, грустный, веселый человек) | - Чтение Ш.Перо «Красная шапочка», А.Толстой «Буратино», С. Михалков «Что случилось?», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки» |
| Октябрь | |||||
Безопасность в природе «Сигналы опасности природы: цвет, шипы, колючки, звуки, рога»
| Просмотр презентации «Сигналы опасности в природе» Цель: познакомить с сигналами опасности у животных и растений, убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности. | Задание: Вспомни, что сделал телёнок Гаврюша с почтальоном Печкиным в Простоквашино. | Д\и «1,2,3-что может быть опасно найди», «Можно-нельзя» Цель: закрепить представления детей об источниках опасности в природе» | -С\р игра «Скорая помощь»сюжет «Рана»; -С\р игра «Садовник» Цель: формировать представления у детей об опасностях, которые могут подстерегать детей при общении с растениями; -С\р игра «Отдых на природе» Цель: формировать представление об опасностях, которые таит в себе природа и по возможности их избегать.
| - Рисование «Цветы» | Чтение Е. Алексеева «Почему крапива жгучая», Н. Абрамцева «Про колючки», О.Новоселов «Про рога», Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино» |
Безопасность в быту «Ножницы, катушки-это не игрушки»
| - Просмотр мультфильма «Опасные предметы» из серии «Уроки осторожности. У тётушки Совы», «А возьму ка я пилу, ножницы и нож» из серии «Три кота» | - Кейс-иллюстрациями «Ножницы, катушки-это не игрушки»; - Ситуация общения «Мамины помощники» Цель: уточнить представления детей об источниках опасности в доме и правил правильного обращения с опасными предметами. | - Игра «Соедини по точкам» Цель: закрепить представления об источниках опасности в быту; Д\и «Опасно-безопасно», Д\и «1,2,3-что может быть опасно найди» Цель: закрепить представление об опасных предметах в быту.
| - С\р игра «Приготовление праздничного обеда» Цель: закрепление знаний о том, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах; -С\р игра «Парикмахерская» Цель: продолжать знакомить детей с работой парикмахера, закрепление знаний о правилах поведения с режущими предметами, побуждение к самостоятельности.
| Рисование «Опасные предметы» | - Чтение Т.А. Шорыгина «Хороший совет», Е. Казаков «Чик-чик ножницами», Ю. Пермяк «Торопливый ножик», С. Михалков «Как друзья познаются», загадок об опасных предметах, «Сказки о принцессе Иголочке», Н. Носов «Заплатка» |
Безопасность в социуме «Огонь наш друг или враг» | - Просмотр презентации «Огонь друг или враг»; - Просмотр мультфильма «Игры с огнём» из серии «СмешарикиАзбука ОБЖ»
| - Кейс-драматизация «Кошкин дом»; - Кейс-варианты развития событий «Если в доме что-то загорелось» | - Д\и «Почему возник пожар?» Цель: формировать представления детей о причинах пожаров; - Д\и «Как избежать неприятностей», «Собери картинку» Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации; -Д\и «Огнеопасные предметы»
| - С\р игра «Пожарные» Цель: учить детей реализовывать и развивать сюжет, использовать в игре полученные ранее знания. | Рисование «Огонь-друг, огонь-враг» | - Чтение Е. Пермяк «Огонь-опасная игра», С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Сказка про спички», Е. Хоринская «Спичка-невеличка» В.Подольный «Как человек огонь приручил», Л. Толстой «Пожар», Б. Житков «Пожар в море» |
| Ноябрь | |||||
Безопасность в природе «Собака, кошка -друг человека?»
| Просмотр мультфильма «Бродячие животные» из серии «Уроки осторожности. У тётушки Совы» | Кейс – иллюстрации моделирование ситуации встречи с животными «Укусила собака», «Кошка поцарапала твоего друга» | - Д\и «На прогулке» Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное с правильными и неправильными действиями при встрече с животными.
| -С\р игра «Доктор Айболит» Цель: формировать представления о правилах общения с животными и умении оказывать первую помощь. | Рисование «Моё любимое животное» | - Чтение Г. Новицкая «Дворняжка», И. Токмакова «Бездомная кошка», Н. Гарин –Михайловский «Тёма и Жучка», Е Пермяк «Самая страшная», Е. Благина «Котенок» |
Безопасность в быту «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» | Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино», Аркадий Паровозов «Не залезать на подоконник» | - Кейс-вариант развития события «Я на балконе», «Не сиди на подоконнике», «Не высовывайся из окна» | - Д\и «Высоко-низко» Цель: формировать у детей пространственные представления(высоко-низко) | - С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Перелом руки» Цель: знакомить детей с номером телефона скорой помощи и формировать представление о том, что нужно сделать, если человек получил перелом.
|
| Чтение А. Толмачев «Правила поведения в опасных ситуациях» |
Безопасность в социуме «Служба «02» |
| - Кейс-вариант развития события «У меня зазвонил телефон», «Кто стучится в дверь ко мне?»; - кейс-драматизация «Волк и семеро козлят»; - задание: вспомни, как похищали животных из разных сказок. | - Д\и «Мы-спасатели», «Кому откроешь дверь», «Так или не так» Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных. - Игра-спектакль «Самый большой друг» Цель: развивать умение оценивать положительные качества друзей и новых знакомых. | - С\р игра «Полиция» Цель: формировать представления детей о «Службе «02», учить вызывать по телефону. | Раскраска «Полицейская машина» | Чтение А. Усачев «Не пускайте дядю в дом» |
| Декабрь | |||||
Безопасность в природе «Небезопасные зимние забавы»
| - Просмотр презентации «Правила безопасности на льду»; - Просмотр видеоролика «Поведение зимой»; -просмотр мультфильма «Опасность зимнего водоёма» из серии «Волшебная книга» | - Кейс – иллюстрации моделирование ситуации катание с горки, на санках, на лыжах, коньках «Ну и покатался» | -Д\и «Источники опасности» Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации. -Д\и «Виды спорта» Цель: расширить знания детей о зимних видах спорта, соблюдения правил безопасности при обращении со спортивным оборудованием и инвентарем.
| - С\р игра «Окажи помощь пострадавшему» Цель: закрепить навыки оказания первой помощи. - С\р игра «Спасатели» сюжет «Провалился под лёд» Цель:формировать представление детей о службе спасения, знакомить с номером телефона. | - Рисование «Зимние забавы»; - лепка «Лыжник». | Чтение Н. Носов «На горке», «Наш каток», В. Осеева «На катке» |
Безопасность в быту «Ток бежит по проводам»
| - Просмотр мультфильмов «Тушение электроприборов» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», «Бытовые приборы» изсерии«Уроки осторожности. У тётушки Совы»,«В проводах гуляет ток», из серии «Три кота», «Короткое замыкание» из серии «Фиксики»
| Игровая ситуация «Наведи порядок» Цель: учить соотносить предметы с тем местом, где они должны лежать. | - Д\и «Безопасный электроприбор», «Что для чего нужно» Цель: формировать представление для чего нужен этот прибор; - д\и «Так-не так», «Сто бед», «Можно-нельзя» Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание. | - С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Ожог» Цель: формировать умение оказывать первую помощь при ожогах; - С\р игра «Пожарные» Цель: учить детей реализовывать и развивать сюжет, использовать в игре полученные ранее знания. | Рисование «Услышь загадку- нарисуй отгадку»; раскраска «Электрические приборы и техника безопасности». | - Чтение загадок, сказок об электроприборах, «Сказки о том, как электроприборы в магазине поссорились», сказки «История о солнце в электрической лампе», «Утюг и платье», «Сгоревшее печенье», А. Масленникова «Пылесос», Н. Носов «Телефон»
|
Безопасность в социуме «Новогодние игрушки: фейерверки и хлопушки» | Просмотр мультфильмов «Невеселые петарды» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», «Волшебная книга: Опасность пиротехники» | - Кейс-вариант развития события «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»,«Украшаем ёлку», «Это не игрушки, это опасно» Цель: формировать представления о правилах поведения вокруг ёлки и действиях с опасными предметами | Д\и «Источники опасности», «Горит-не горит» Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации.
| - С\р игра «семья» сюжет «Наряжаем ёлку» Цель: формировать представления о том, как безопасно нарядить ёлку; С\р игра «Больница» сюжет «Травмпункт» Цель: формировать представления детей о работе врача травматолога; - С\р игра «Скорая помощь» Цель: формировать представления детей о том, как вызывать скорую помощь.
| - Рисование «Новогодняя ёлка» | - Чтение А.Гайдар «Чук и Гек» (отрывок), Е. Ракитина «Приключение новогодних игрушек» |
| Январь | |||||
Безопасность в природе «Осторожно, лёд!»
| - Просмотр презентации «Гололёд»; - просмотр мультфильма «На тонком льду» из серии «Смешарики Азбука ОБЖ» | - Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Обходи скользкие места», «На тонком льду», «Что бывает, когда трескается лёд» Цель: рассказать о том, как надо себя вести у водоёмов, на скользких местах, познакомить со способами и средствами спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду. - Решение проблемной ситуации «Почему Емеля из сказки «По щучьему велению» не боялся ходить к проруби»
| - Д\ у «Да-нет» Цель: формировать представление детей о том, почему лёд - это хорошо и почему плохо. | - С\р игра «Спасатели» Цель: формировать представления о службе спасения, умении вызывать службу, формирование навыка правильного действия в опасных ситуациях. | Опытная деятельность: на примере тонкой корочки льда, льдинок-показать опасность при выходе на водоем. | - Чтение сказки «По щучьему велению», Т.А. Шорыгина «Волшебные вороны», Э.Н.Успенский «Гололёд», И. Мильничук «Гололёд», В. Драгунский «Денискины рассказы» рассказ «Пожар во флигеле или подвиг во льдах», Б. Житков «Рассказы»
|
Безопасность в быту «Запомните детки таблетки- не конфетки!»
| Экскурсия в медицинский кабинет (как хранятся лекарства) | - Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Ребёнок и домашняя аптечка» | -Д\и «Что лишнее?» Цель: формировать представления детей о лекарствах и мерах безопасности. | - С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Отравление» Цель: учиться вызывать скорую помощь -03; - С\р игра «Аптека» Цель: формировать представления детей о различных медикаментах, мерах осторожного обращения с ними.
| Лепка «Таблетки» | - Чтение А.Усачёв «Химикаты-яд», К. Ушинский «Лекарство», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» |
Безопасность в социуме «Скорая помощь «03» | Экскурсия в медицинский кабинет (как работает врач и медсестра) |
| -Д\и «Кому что нужно» Цель: знакомить детей с представителями разных профессий, расширить представления детей о работниках медицинской службы, оборудовании, одежде.
| -С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Заболел ребенок» Цель: формировать представления детей о работниках скорой помощи: диспетчер, водитель, медсестра, врач, их профессиональных действиях, воспитывать чуткое отношение к больному, учить вызывать скорую помощь.
| Лепка «Подарок для больной Ясочки» | - Чтение Я.Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?»
|
| Февраль | |||||
Безопасность в природе «Солнце зимой и летом»
| Просмотр презентации «Солнце воздух и вода»
| Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Дети гуляют», «Дети на пляже» | -Д\и «Опасно-не опасно» Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью; - д\и «Живая –не живая природа» Цель: формировать представление об объектах живой и неживой природы, безопасного отношения к ним. | - С\р игра «Больница» сюжет «Ожог», с\р игра «Скорая помощь» сюжет «Оказание первой помощи при тепловом ударе», с\р игра «В гостях у Айболита» Цель: формировать умение оказывать первую помощь при тепловом ударе и ожогах, научиться разговаривать по телефону, знакомить с номером телефона «Скорой помощи» - «03» | Оригами «Головной убор»
| -Чтение сказок «Сказка о солнце», «У солнышка в гостях», К. Ушинский «Ветер и солнце»
|
Безопасность в быту«Осторожно, газовая плита»
| Просмотр мультфильмов «Три котёнка» серия «Невидимка-газ», «Чем опасен газ?» Аркадий Паровозов «Газ», «Спички»
| - Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Запах газа-что делать?», «Запах газа в квартире. Ты с бабушкой дома, и ей «плохо» твои действия», «Ты решил пообедать, как будешь разогревать пищу?» | - Д\и «Можно-нельзя», д\и «Опасно-не опасно» Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью от неопасных, формировать представление о том, что можно делать и что нельзя.
| - С\р игра «Семья» сюжет «Запах газа» Цель: формировать представлениях детей о мерах предосторожности при общении с газовой плитой; - С\р игра «Служба «04» Цель: познакомить детей с номером газовой службы. | Раскраска «Техника безопасности»
| - Чтение А. Кривицкая «У кого на кухне газ?» |
Безопасность в социуме «Если ребёнок потерялся на улице»
|
| - Кейс- иллюстрации моделирование ситуации «Хрюша потерялся», «К кому обращаться за помощью, если потерялся на улице, «В торговом центре»; - ситуативный разговор «Как бы ты поступил в данной ситуации»; - творческое рассказывание «Что делать, если ты потерялся?» | - Упражнение «Назови свой адрес», «Личные данные»; - д\и «Почтальон» Цель: закрепить знание детей о домашнем адресе, Ф.И.О. родителей
| - С\р игра «Полиция» Цель: учить себя правильно вести себя на улице, когда остаются одни; - С\р игра «Бюро находок» Цель: уточнить знания детей о большом городе, о том, к кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся, знания о домашнем адресе и номере телефона.
| Лепка «Это я и мои друзья»
| - Чтение Г. Х. Андерсен сказка «Дюймовочка», Э. Сагалакова «Про самовольные отлучки из дома»; С. Михалков «Что случилось?»
|
| Март | |||||
Безопасность в природе «Явления неживой природы: гроза, гром, молния, сильный ветер»
| Просмотр презентации «Явления неживой природы» | - Ситуативный разговор «Если на улице гроза и сильный ветер» Цель: рассказать о правилах поведения во время грозы и шквального ветра; - кейс-иллюстрация рассматривание картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», К.И. Айвазовского «Гроза».
| - Д\и «Опасно-не опасно» Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью; - д\и «Живая – не живая природа» Цель: формировать представление об объектах живой и неживой природы, безопасного отношения к ним. | - С\р игра «Скорая помощь», «Спасатели» Цель: формировать представление детей о том, как вызвать скорую помощь и спасателей при опасных природных явлениях. | Рисование «Услышь загадку-нарисуй отгадку» | Чтение загадок о явлениях природы, стихотворения Н.М. Рубцова «Во время грозы», рассказа А. Платонова «Июльская гроза», В. Бианки «Приключение муравьишки», А. Барто «Гроза»
|
Безопасность в быту «Поплотнее кран закрой-осторожен будь с водой»
| Экскурсия в прачечную детского сада | Обсуждение произведения Т.А. Шорыгиной «Наводнение в кукольном домике» | - Д\и «Отгадай и сравни загадки о воде» Цель: обобщить представление о том, где в природе есть вода, в каком она виде и состоянии; - Д\и «Когда нам нужна вода», «Что, какой водой мы делаем?» Цель: формировать представления о том, для чего нужна вода и воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
| - С\р игра «Семья» сюжет «Стирка», «Уборка квартиры»; - С\р игра «Прачечная» Цель: формировать представления детей о работе прачечной.
| Рисование «Услышь загадку-нарисуй отгадку» | - Чтение Т. А. Шорыгина «Наводнение в кукольном домике», Б. Заходер «Что случилось с рекой», загадок о воде, пословиц и примет о воде.
|
Безопасность в социуме«Эвакуация при пожаре» | - Просмотр мультфильма Доктор Плюшева «Пожарная машина»; - экскурсия по детскому саду «Знакомство с пожарной сигнализацией» | Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Действия при пожаре»
| Д\и «Эвакуация» Цель: познакомить детей со схемой эвакуации во время пожара из детского сада.
| С\р игра «Пожарная тревога» Цель: формировать представления детей о пожарной тревоги и действиях, которые должны выполнить при этом сигнале.
| -Рисование «Пожарная машина», «Пожарный щит» | - Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа», И. С. Холин «Как непослушная Хрюша едва не сгорела», Т. Фетисова «Куда спешат красные машины», Г.М. Цыферов «Жил на свете слоненок» |
| Апрель | |||||
Безопасность в природе «Безопасность на воде»
| Просмотр мультфильма «Водоёмы» из серии«Уроки осторожности. У тётушки Совы», «правила поведения на водоёмах» из серии «Волшебная книга», «Место для купания» из серии «Смешарики» | - Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Ледоход», «Как избежать неприятностей на воде летом»; - задание: какое правило поведения на воде нарушили герои стихотворения С. Я. Маршака «Три мудреца в одном тазу» | - Игровое упражнение «Плаваем-загораем»; - Д\и «Опасно-не опасно» Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью; - д\и «Живая – не живая природа» Цель: формировать представление об объектах живой и неживой природы, безопасного отношения к ним.
| - С\р игра «Семья» сюжет «Поездка к морю» Цель: закрепить представление о том, как вести себя на воде, учить оказывать элементарную помощь. | - Рисование знаков -правил «Как нельзя вести себя на воде», - Аппликация из природного материала «Лодочки и море» | - Чтение Т.А. Шорыгина «Золотая рыбка», стихотворения С. Я. Маршака «Три мудреца в одном тазу», И. Агеев «Рассказ водолаза», М. Пришвин «Остров спасения», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Б. Житков «Рассказы.Наводнение» |
Безопасность в быту «Поведение в подъезде и лифте дома» | Просмотр видео «Как правильно вести себя в лифте» | - Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Застрял в лифте дома», «Пожар в лифте» | - Д\и «Запрещается-разрешается» формировать представления детей о том, что можно, и что нельзя делать в помещениях жилого дома. | -С\р игра «Скорая помощь» Цель: формировать представление детей о работе бригады скорой помощи, учить вызывать скорую помощь по телефону.
|
| Чтение С. Михалков «Лукошко сказок» «Лифт и Карандаш» |
Безопасность в социуме «МЧС всегда на страже» | Просмотр мультфильмов «Машинки. Служба спасения», «Правила вызова спасателей» из серии «Волшебная книга» | - Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Взрыв», «Случай в метро», «На льдине» | - Д\и «Кому, что нужно для работы» Цель: формировать представления детей о работниках службы спасения, оборудовании, одежде. | - С\р игра «МЧС спешит на помощь!» сюжет «Чрезвычайная ситуация» Цель формировать представления детей о службе спасения, профессии спасателя, воспитывать чуткое, внимательное отношение к пострадавшему, доброту, отзывчивость, культуру общения, познакомить с номером телефона МЧС.
| - Раскраски «Специальные машины»; - Аппликация «МЧС» | - Чтение М. Пришвин «Остров спасения», Б. Житков «Рассказы» |
| Май | |||||
Безопасность в природе «Укусы змей, насекомых, животных»
| - Просмотр презентаций «Страна насекомия»; - просмотр мультфильма «Опасные насекомые» из серии «Волшебная книга»
| - Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Тебя укусила оса, змея, клещ» | Д\и «Прыгает, летает, ползает» Цель: формировать представления о насекомых и пресмыкающихся, правилах безопасного общения с ними; - д\и «Можно-нельзя», д\и «Опасно-не опасно» Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью от неопасных, формировать представление о том, что можно делать и что нельзя.
| -С\р игра «Туристический поход» Цель: формировать представления об источниках опасности в лесу, поле; - С\р игра «Скорая помощь» Цель: формировать умение вызывать скорую помощь при опасных ситуациях. | Коллективная аппликация «Страна насекомия» | - Чтение загадок о насекомых, Т.А. Шорыгина «Муха Грязнуха», В.Н. Волчкова «Экология в старшей группе», Ю.Аракчеев «Рассказ о зелёной стране» |
Безопасность в быту «Самые важные и простые правила безопасности»
| Просмотр мультфильма «Правила безопасности дома» из серии «Волшебная книга» | Моделирование ситуации вызова городских служб безопасности по телефону (пожарная охрана, полиция, скорая помощь, служба газа, МЧС) | - Д\упражнение «Определи на рисунке опасные ситуации»; д\и «Опасно-не опасно» Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью от неопасных, формировать представление о том, что можно делать и что нельзя. | - С\р игра «Скорая помощь» Цель: формировать умение вызывать скорую помощь при опасных ситуациях; - С\р игра «Пожарные» Цель: учить детей реализовывать и развивать сюжет, использовать в игре полученные ранее знания.
| Рисование «Специальные машины» | Чтение Б. Шалаева «Большая книга правил поведения воспитания детей», Т.А. Шорыгина «Безопасность для малышей» |
Безопасность в социуме «Игры во дворе» | Просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дороге» из серии «Уроки осторожности. У тётушки Совы», «Опасные места для игр» из серии «Волшебная книга» | - Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Игры во дворе», «Спортивная площадка»; - тренинг «Катание на велосипеде, самокате, роликах». Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликах. | - Д\и «Соедини по точкам и узнаешь, что угрожает детям во дворе»; - д\упражнение «Определи на рисунке опасные ситуации»; д\и «Кто нарушил правила» Цель: формировать представления детей о правилах езды на велосипеде, самокате, роликах. | С\р игра «Семья» сюжет «Игры во дворе», «Спортивная площадка» Цель: формировать представления детей о безопасной езде на велосипеде, самокате, роликах, правилах поведения на спортивной площадке. | Лепка «Велосипед» | -Чтение Т.А. Шорыгина «Безопасность для малышей», М. Юсупов «Сказка про храброго, маленького велосипеда», «Алёшкины истории. Велосипед» |
Перспективный план работы с родителями по формированию основ безопасного поведения
в старшей группе «Гномики»
Месяц
| Современные образовательные технологии в работе с родителями
| ||||
Анкетирование, тестирование, опросы | Рекомендации для наблюдений, по чтению художественной литературе | Папка - передвижка | Совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, выставки и т.п.) | Буклет, памятка, листовка | |
Сентябрь |
| ||||
| Анкетирование «Безопасность ребенка в семье» | Рекомендации по наблюдению за пожарной машиной; Рекомендации по чтению художественной литературы: И. Анреенко «Грибной поселок», Е. Новочихин «01»,С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,О. Иоселиани «Пожарная команда», А. Толстой «Пожарные собаки», С. Михалков «Что случилось?», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки» | Папка-передвижка «Пожарная безопасность» | Проектная деятельность «Здоровый ребенок» | Памятка «Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице», «Общение с незнакомцами» |
Октябрь |
| ||||
|
| Рекомендации по чтению художественной литературы: Е. Алексеева «Почему крапива жгучая», Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино», Т. А. Шорыгина «Хороший совет», Ю. Пермяк «Торопливый ножик», С. Михалков «Как друзья познаются», Н. Носов «Заплатка» Е. Пермяк «Огонь-опасная игра», С. Маршак «Пожар», Е. Хоринская«Спичка-невеличка» В. Подольный «Как человек огонь приручил» | Папка-передвижка «Учим ребенка правилам безопасности» | Мастер-класс «Помогают нам всегда - наши зоркие глаза» | Памятка «Опасные предметы», «Опасность игры с огнем» |
Ноябрь |
| ||||
|
| Рекомендации для наблюдений за кошкой и собакой; Рекомендации по чтению художественной литературы: Г. Новицкая «Дворняжка», И. Токмакова «Бездомная кошка», Н. Гарин –Михайловский «Тёма и Жучка», А. Толмачев «Правила поведения в опасных ситуациях» А. Усачев «Не пускайте дядю в дом» | Папка-передвижка «Безопасность ребенка» | Выставка детской литературы «Безопасность и здоровье наших детей» | Памятка «Осторожно! Бездомные животные»; Листовка «Советы родителям, которые вынуждены оставлять ребенка дома одного» |
Декабрь |
| ||||
|
| Рекомендации по наблюдению за снегоуборочной машиной; Рекомендации по чтению художественной литературы: Н. Носов «На горке», «Наш каток», «Сказки о том, как электроприборы в магазине поссорились», А. Масленникова «Пылесос», А. Гайдар «Чук и Гек», Е. Ракитина «Приключение новогодних игрушек» | Папка-передвижка «Когда на улице снег: игры для детей зимой»
| Игра –викторина «Путешествие в Спортландию» | Памятка «Осторожно, зима», «Правила безопасности дома» |
Январь |
| ||||
|
| Рекомендации по наблюдению за гололёдом; Рекомендации по чтению художественной литературы: Т.А. Шорыгина «Волшебные вороны»,И. Мильничук «Гололёд», В. Драгунский «Денискины рассказы» рассказ «Пожар во флигеле или подвиг во льдах», Б. Житков «Рассказы», К. Ушинский «Лекарство», Э. Успенский «Играли в больницу» | Папка-передвижка «Осторожно, гололёд! Профилактика травматизма»
| Зимняя мастерская «Безопасные снежные постройки для юных спортсменов» | Буклет «Какие опасности для ребенка таит в себе наш дом»; Памятка «Безопасность падения» |
Февраль |
| ||||
| Опрос «Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей» | Рекомендации по чтению художественной литературы: К. Ушинский «Ветер и солнце», А. Кривицкая «У кого на кухне газ?», Э. Сагалакова «Про самовольные отлучки из дома», С. Михалков «Что случилось?» | Папка-передвижка «Пожарная безопасность»
| Стендовая презентация «Один на улице» | Буклет «Правила поведения при пожаре» |
Март |
| ||||
|
| Рекомендации по чтению художественной литературы: Н.М. Рубцова «Во время грозы», В. Бианки «Приключение муравьишки», А. Барто «Гроза», А. Шорыгина «Наводнение в кукольном домике», Б. Заходер «Что случилось с рекой», И. С. Холин «Как непослушная Хрюша едва не сгорела».
| Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» | Выставка детских рисунков «Безопасность глазами детей» | Листовка «Берегите воду»; Памятка «Действия при чрезвычайных ситуациях» |
Апрель |
| ||||
|
| Рекомендации для наблюдений за ледоходом; Рекомендации по чтению художественной литературы: Т.А. Шорыгина «Золотая рыбка», И. Агеев «Рассказ водолаза», М. Пришвин «Остров спасения», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Б. Житков «Рассказы» | Папка-передвижка «Если ты провалился под лед» | Акция к дню защиты от экологической опасности «Чистый мир» | Буклет «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности» |
Май |
| ||||
| Анкетирование «Ваш ребенок и его безопасность в современном обществе» | Рекомендации для наблюдений за насекомыми; Рекомендации по чтению художественной литературы: Т.А. Шорыгина «Муха Грязнуха», Ю. Аракчеев «Рассказ о зелёной стране», Б. Шалаева «Большая книга правил поведения воспитания детей», Т.А. Шорыгина «Безопасность для малышей»,М. Юсупов «Сказка про храброго, маленького велосипеда» | Папка-передвижка «Опасные предметы и явления» | Фоторепортаж «Отдых на природе» | Памятка «Опасные насекомые», «Опасности, связанные с катанием на велосипеде и роликах», «Правила поведения на детской площадке» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
в старшей группе
Воспитатель:
Задачи:
Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Месяц | Современные образовательные технологии в работе с детьми | |||||
ИК технологии | Кейс-технологии, проекты | Дидактические игры | Сюжетно-ролевые игры | Продуктивная деятельность | ЧХЛ | |
Сентябрь | ||||||
Безопасность в природе «Съедобные и ядовитые грибы и ягоды» | Просмотр презентация «Съедобные и ядовитые грибы и ягоды нашего края» | Кейс-вариант моделирование ситуации: Что делать, если съел ядовитый гриб, ягоду? Цель: отработать алгоритм опасной ситуации. | - Д/и «Выбери съедобные грибы и ягоды», «Съедобное-несъедобное» Цель: учить детей отличать съедобные грибы и ягоды от несъедобных, дать знания о том, что в пищу можно употреблять грибы только после обработки; -Д\и «Грибная полянка» Цель: формировать знания детей о съедобных и несъедобных грибах, формировать умение находить съедобные грибы по дидактической карте. | - С/р игра «Семья» сюжет «По грибы, по ягоды» Цель: выявление и закрепления знаний детей о видах лесных грибов и ягод, о правилах осторожности при их сборе. - С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Отравление» | - Лепка «Грибы»; - аппликация «Собери ягоды в лукошко» | - Заучивание стихотворения Н. Светлячок «Сентябрь принес нам грибов урожай»; - Чтение И. Анреенко «Грибной поселок», сказки «Война грибов» |
Безопасность в быту «Знает каждый гражданин этот номер «01» | Виртуальная экскурсия в пожарную часть | Кейс-вариант развития события «Дым из окна» | - Д\и «Пожароопасные предметы» Цель: формировать представления о пожароопасных предметах, мерах предосторожности; -Д\и «Что нужно пожарному?», «Что пригодиться при пожаре» Цель: закрепить знания о профессии пожарного, необходимых предметах и оборудовании пожарного. | - С\р игра «Мы-пожарные» Цель: формировать представления детей о работе пожарного. | -Конструирование из лего конструктора «Машина 01», - Аппликация «Пожарная машина» | - Чтение Е. Новочихин «01», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», О. Иоселиани «Пожарная команда», А.Толстой «Пожарные собаки», И. Тверабукина «Андрейкино дежурство». |
Безопасность в социуме «Не каждый встречный-друг сердечный» | Просмотр мультфильма «Незнакомцы» из серии «Уроки осторожности. У тётушки Совы» | - Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…», «Тебя угостил незнакомец»; -Тренинг «Чужая машина» Цель: дать детям знания о том, что нельзя садиться в чужую машину и вступать в разговор с водителем, даже если, это женщина-ласковая и приветливая; - Ситуативный разговор «Как бы ты поступил в данной ситуации…» | - Д\и «Наблюдайка» Цель: формировать умение описывать человека, как он выглядит, быть внимательным; -Д\и «Фоторобот» Цель: развитие внимательности, осторожности при общении с посторонними людьми, обучение тому, что приятная внешность не всегда говорит о добрых намерениях человека. | - С\р игра «Полиция» Цель: учить детей правильно вести себя на улице, когда остаются одни; сформировать представления о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. | -Конструирование из бумаги и ниток «Смоделируй лицо» (добрый, злой, грустный, веселый человек) | - Чтение Ш.Перо «Красная шапочка», А.Толстой «Буратино», С. Михалков «Что случилось?», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки» |
Октябрь | ||||||
Безопасность в природе «Сигналы опасности природы: цвет, шипы, колючки, звуки, рога» | Просмотр презентации «Сигналы опасности в природе» Цель: познакомить с сигналами опасности у животных и растений, убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности. | Задание: Вспомни, что сделал телёнок Гаврюша с почтальоном Печкиным в Простоквашино. | Д\и «1,2,3-что может быть опасно найди», «Можно-нельзя» Цель: закрепить представления детей об источниках опасности в природе» | -С\р игра «Скорая помощь»сюжет «Рана»; -С\р игра «Садовник» Цель: формировать представления у детей об опасностях, которые могут подстерегать детей при общении с растениями; -С\р игра «Отдых на природе» Цель: формировать представление об опасностях, которые таит в себе природа и по возможности их избегать. | - Рисование «Цветы» | Чтение Е. Алексеева «Почему крапива жгучая», Н. Абрамцева «Про колючки», О.Новоселов «Про рога», Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино» |
Безопасность в быту «Ножницы, катушки-это не игрушки» | - Просмотр мультфильма «Опасные предметы» из серии «Уроки осторожности. У тётушки Совы», «А возьму ка я пилу, ножницы и нож» из серии «Три кота» | - Кейс-иллюстрациями «Ножницы, катушки-это не игрушки»; - Ситуация общения «Мамины помощники» Цель: уточнить представления детей об источниках опасности в доме и правил правильного обращения с опасными предметами. | - Игра «Соедини по точкам» Цель: закрепить представления об источниках опасности в быту; Д\и «Опасно-безопасно», Д\и «1,2,3-что может быть опасно найди» Цель: закрепить представление об опасных предметах в быту. | - С\р игра «Приготовление праздничного обеда» Цель: закрепление знаний о том, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах; -С\р игра «Парикмахерская» Цель: продолжать знакомить детей с работой парикмахера, закрепление знаний о правилах поведения с режущими предметами, побуждение к самостоятельности. | Рисование «Опасные предметы» | - Чтение Т.А. Шорыгина «Хороший совет», Е. Казаков «Чик-чик ножницами», Ю. Пермяк «Торопливый ножик», С. Михалков «Как друзья познаются», загадок об опасных предметах, «Сказки о принцессе Иголочке», Н. Носов «Заплатка» |
Безопасность в социуме «Огонь наш друг или враг» | - Просмотр презентации «Огонь друг или враг»; - Просмотр мультфильма «Игры с огнём» из серии «СмешарикиАзбука ОБЖ» | - Кейс-драматизация «Кошкин дом»; - Кейс-варианты развития событий «Если в доме что-то загорелось» | - Д\и «Почему возник пожар?» Цель: формировать представления детей о причинах пожаров; - Д\и «Как избежать неприятностей», «Собери картинку» Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации; -Д\и «Огнеопасные предметы» | - С\р игра «Пожарные» Цель: учить детей реализовывать и развивать сюжет, использовать в игре полученные ранее знания. | Рисование «Огонь-друг, огонь-враг» | - Чтение Е. Пермяк «Огонь-опасная игра», С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Сказка про спички», Е. Хоринская «Спичка-невеличка» В.Подольный «Как человек огонь приручил», Л. Толстой «Пожар», Б. Житков «Пожар в море» |
Ноябрь | ||||||
Безопасность в природе «Собака, кошка -друг человека?» | Просмотр мультфильма «Бродячие животные» из серии «Уроки осторожности. У тётушки Совы» | Кейс – иллюстрации моделирование ситуации встречи с животными «Укусила собака», «Кошка поцарапала твоего друга» | - Д\и «На прогулке» Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное с правильными и неправильными действиями при встрече с животными. | -С\р игра «Доктор Айболит» Цель: формировать представления о правилах общения с животными и умении оказывать первую помощь. | Рисование «Моё любимое животное» | - Чтение Г. Новицкая «Дворняжка», И. Токмакова «Бездомная кошка», Н. Гарин –Михайловский «Тёма и Жучка», Е Пермяк «Самая страшная», Е. Благина «Котенок» |
Безопасность в быту «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» | Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино», Аркадий Паровозов «Не залезать на подоконник» | - Кейс-вариант развития события «Я на балконе», «Не сиди на подоконнике», «Не высовывайся из окна» | - Д\и «Высоко-низко» Цель: формировать у детей пространственные представления(высоко-низко) | - С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Перелом руки» Цель: знакомить детей с номером телефона скорой помощи и формировать представление о том, что нужно сделать, если человек получил перелом. | Чтение А. Толмачев «Правила поведения в опасных ситуациях» | |
Безопасность в социуме «Служба «02» | - Кейс-вариант развития события «У меня зазвонил телефон», «Кто стучится в дверь ко мне?»; - кейс-драматизация «Волк и семеро козлят»; - задание: вспомни, как похищали животных из разных сказок. | - Д\и «Мы-спасатели», «Кому откроешь дверь», «Так или не так» Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных. - Игра-спектакль «Самый большой друг» Цель: развивать умение оценивать положительные качества друзей и новых знакомых. | - С\р игра «Полиция» Цель: формировать представления детей о «Службе «02», учить вызывать по телефону. | Раскраска «Полицейская машина» | Чтение А. Усачев «Не пускайте дядю в дом» | |
Декабрь | ||||||
Безопасность в природе «Небезопасные зимние забавы» | - Просмотр презентации «Правила безопасности на льду»; - Просмотр видеоролика «Поведение зимой»; -просмотр мультфильма «Опасность зимнего водоёма» из серии «Волшебная книга» | - Кейс – иллюстрации моделирование ситуации катание с горки, на санках, на лыжах, коньках «Ну и покатался» | -Д\и «Источники опасности» Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации. -Д\и «Виды спорта» Цель: расширить знания детей о зимних видах спорта, соблюдения правил безопасности при обращении со спортивным оборудованием и инвентарем. | - С\р игра «Окажи помощь пострадавшему» Цель: закрепить навыки оказания первой помощи. - С\р игра «Спасатели» сюжет «Провалился под лёд» Цель:формировать представление детей о службе спасения, знакомить с номером телефона. | - Рисование «Зимние забавы»; - лепка «Лыжник». | Чтение Н. Носов «На горке», «Наш каток», В. Осеева «На катке» |
Безопасность в быту «Ток бежит по проводам» | - Просмотр мультфильмов «Тушение электроприборов» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», «Бытовые приборы» изсерии«Уроки осторожности. У тётушки Совы»,«В проводах гуляет ток», из серии «Три кота», «Короткое замыкание» из серии «Фиксики» | Игровая ситуация «Наведи порядок» Цель: учить соотносить предметы с тем местом, где они должны лежать. | - Д\и «Безопасный электроприбор», «Что для чего нужно» Цель: формировать представление для чего нужен этот прибор; - д\и «Так-не так», «Сто бед», «Можно-нельзя» Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание. | - С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Ожог» Цель: формировать умение оказывать первую помощь при ожогах; - С\р игра «Пожарные» Цель: учить детей реализовывать и развивать сюжет, использовать в игре полученные ранее знания. | Рисование «Услышь загадку- нарисуй отгадку»; раскраска «Электрические приборы и техника безопасности». | - Чтение загадок, сказок об электроприборах, «Сказки о том, как электроприборы в магазине поссорились», сказки «История о солнце в электрической лампе», «Утюг и платье», «Сгоревшее печенье», А. Масленникова «Пылесос», Н. Носов «Телефон» |
Безопасность в социуме «Новогодние игрушки: фейерверки и хлопушки» | Просмотр мультфильмов «Невеселые петарды» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», «Волшебная книга: Опасность пиротехники» | - Кейс-вариант развития события «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»,«Украшаем ёлку», «Это не игрушки, это опасно» Цель: формировать представления о правилах поведения вокруг ёлки и действиях с опасными предметами | Д\и «Источники опасности», «Горит-не горит» Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации. | - С\р игра «семья» сюжет «Наряжаем ёлку» Цель: формировать представления о том, как безопасно нарядить ёлку; С\р игра «Больница» сюжет «Травмпункт» Цель: формировать представления детей о работе врача травматолога; - С\р игра «Скорая помощь» Цель: формировать представления детей о том, как вызывать скорую помощь. | - Рисование «Новогодняя ёлка» | - Чтение А.Гайдар «Чук и Гек» (отрывок), Е. Ракитина «Приключение новогодних игрушек» |
Январь | ||||||
Безопасность в природе «Осторожно, лёд!» | - Просмотр презентации «Гололёд»; - просмотр мультфильма «На тонком льду» из серии «Смешарики Азбука ОБЖ» | - Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Обходи скользкие места», «На тонком льду», «Что бывает, когда трескается лёд» Цель: рассказать о том, как надо себя вести у водоёмов, на скользких местах, познакомить со способами и средствами спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду. - Решение проблемной ситуации «Почему Емеля из сказки «По щучьему велению» не боялся ходить к проруби» | - Д\ у «Да-нет» Цель: формировать представление детей о том, почему лёд - это хорошо и почему плохо. | - С\р игра «Спасатели» Цель: формировать представления о службе спасения, умении вызывать службу, формирование навыка правильного действия в опасных ситуациях. | Опытная деятельность: на примере тонкой корочки льда, льдинок-показать опасность при выходе на водоем. | - Чтение сказки «По щучьему велению», Т.А. Шорыгина «Волшебные вороны», Э.Н.Успенский «Гололёд», И. Мильничук «Гололёд», В. Драгунский «Денискины рассказы» рассказ «Пожар во флигеле или подвиг во льдах», Б. Житков «Рассказы» |
Безопасность в быту «Запомните детки таблетки- не конфетки!» | Экскурсия в медицинский кабинет (как хранятся лекарства) | - Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Ребёнок и домашняя аптечка» | -Д\и «Что лишнее?» Цель: формировать представления детей о лекарствах и мерах безопасности. | - С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Отравление» Цель: учиться вызывать скорую помощь -03; - С\р игра «Аптека» Цель: формировать представления детей о различных медикаментах, мерах осторожного обращения с ними. | Лепка «Таблетки» | - Чтение А.Усачёв «Химикаты-яд», К. Ушинский «Лекарство», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» |
Безопасность в социуме «Скорая помощь «03» | Экскурсия в медицинский кабинет (как работает врач и медсестра) | -Д\и «Кому что нужно» Цель: знакомить детей с представителями разных профессий, расширить представления детей о работниках медицинской службы, оборудовании, одежде. | -С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Заболел ребенок» Цель: формировать представления детей о работниках скорой помощи: диспетчер, водитель, медсестра, врач, их профессиональных действиях, воспитывать чуткое отношение к больному, учить вызывать скорую помощь. | Лепка «Подарок для больной Ясочки» | - Чтение Я.Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?» | |
Февраль | ||||||
Безопасность в природе «Солнце зимой и летом» | Просмотр презентации «Солнце воздух и вода» | Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Дети гуляют», «Дети на пляже» | -Д\и «Опасно-не опасно» Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью; - д\и «Живая –не живая природа» Цель: формировать представление об объектах живой и неживой природы, безопасного отношения к ним. | - С\р игра «Больница» сюжет «Ожог», с\р игра «Скорая помощь» сюжет «Оказание первой помощи при тепловом ударе», с\р игра «В гостях у Айболита» Цель: формировать умение оказывать первую помощь при тепловом ударе и ожогах, научиться разговаривать по телефону, знакомить с номером телефона «Скорой помощи» - «03» | Оригами «Головной убор» | -Чтение сказок «Сказка о солнце», «У солнышка в гостях», К. Ушинский «Ветер и солнце» |
Безопасность в быту«Осторожно, газовая плита» | Просмотр мультфильмов «Три котёнка» серия «Невидимка-газ», «Чем опасен газ?» Аркадий Паровозов «Газ», «Спички» | - Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Запах газа-что делать?», «Запах газа в квартире. Ты с бабушкой дома, и ей «плохо» твои действия», «Ты решил пообедать, как будешь разогревать пищу?» | - Д\и «Можно-нельзя», д\и «Опасно-не опасно» Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью от неопасных, формировать представление о том, что можно делать и что нельзя. | - С\р игра «Семья» сюжет «Запах газа» Цель: формировать представлениях детей о мерах предосторожности при общении с газовой плитой; - С\р игра «Служба «04» Цель: познакомить детей с номером газовой службы. | Раскраска «Техника безопасности» | - Чтение А. Кривицкая «У кого на кухне газ?» |
Безопасность в социуме «Если ребёнок потерялся на улице» | - Кейс- иллюстрации моделирование ситуации «Хрюша потерялся», «К кому обращаться за помощью, если потерялся на улице, «В торговом центре»; - ситуативный разговор «Как бы ты поступил в данной ситуации»; - творческое рассказывание «Что делать, если ты потерялся?» | - Упражнение «Назови свой адрес», «Личные данные»; - д\и «Почтальон» Цель: закрепить знание детей о домашнем адресе, Ф.И.О. родителей | - С\р игра «Полиция» Цель: учить себя правильно вести себя на улице, когда остаются одни; - С\р игра «Бюро находок» Цель: уточнить знания детей о большом городе, о том, к кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся, знания о домашнем адресе и номере телефона. | Лепка «Это я и мои друзья» | - Чтение Г. Х. Андерсен сказка «Дюймовочка», Э. Сагалакова «Про самовольные отлучки из дома»; С. Михалков «Что случилось?» | |
Март | ||||||
Безопасность в природе «Явления неживой природы: гроза, гром, молния, сильный ветер» | Просмотр презентации «Явления неживой природы» | - Ситуативный разговор «Если на улице гроза и сильный ветер» Цель: рассказать о правилах поведения во время грозы и шквального ветра; - кейс-иллюстрация рассматривание картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», К.И. Айвазовского «Гроза». | - Д\и «Опасно-не опасно» Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью; - д\и «Живая – не живая природа» Цель: формировать представление об объектах живой и неживой природы, безопасного отношения к ним. | - С\р игра «Скорая помощь», «Спасатели» Цель: формировать представление детей о том, как вызвать скорую помощь и спасателей при опасных природных явлениях. | Рисование «Услышь загадку-нарисуй отгадку» | Чтение загадок о явлениях природы, стихотворения Н.М. Рубцова «Во время грозы», рассказа А. Платонова «Июльская гроза», В. Бианки «Приключение муравьишки», А. Барто «Гроза» |
Безопасность в быту «Поплотнее кран закрой-осторожен будь с водой» | Экскурсия в прачечную детского сада | Обсуждение произведения Т.А. Шорыгиной «Наводнение в кукольном домике» | - Д\и «Отгадай и сравни загадки о воде» Цель: обобщить представление о том, где в природе есть вода, в каком она виде и состоянии; - Д\и «Когда нам нужна вода», «Что, какой водой мы делаем?» Цель: формировать представления о том, для чего нужна вода и воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. | - С\р игра «Семья» сюжет «Стирка», «Уборка квартиры»; - С\р игра «Прачечная» Цель: формировать представления детей о работе прачечной. | Рисование «Услышь загадку-нарисуй отгадку» | - Чтение Т. А. Шорыгина «Наводнение в кукольном домике», Б. Заходер «Что случилось с рекой», загадок о воде, пословиц и примет о воде. |
Безопасность в социуме«Эвакуация при пожаре» | - Просмотр мультфильма Доктор Плюшева «Пожарная машина»; - экскурсия по детскому саду «Знакомство с пожарной сигнализацией» | Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Действия при пожаре» | Д\и «Эвакуация» Цель: познакомить детей со схемой эвакуации во время пожара из детского сада. | С\р игра «Пожарная тревога» Цель: формировать представления детей о пожарной тревоги и действиях, которые должны выполнить при этом сигнале. | -Рисование «Пожарная машина», «Пожарный щит» | - Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа», И. С. Холин «Как непослушная Хрюша едва не сгорела», Т. Фетисова «Куда спешат красные машины», Г.М. Цыферов «Жил на свете слоненок» |
Апрель | ||||||
Безопасность в природе «Безопасность на воде» | Просмотр мультфильма «Водоёмы» из серии«Уроки осторожности. У тётушки Совы», «правила поведения на водоёмах» из серии «Волшебная книга», «Место для купания» из серии «Смешарики» | - Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Ледоход», «Как избежать неприятностей на воде летом»; - задание: какое правило поведения на воде нарушили герои стихотворения С. Я. Маршака «Три мудреца в одном тазу» | - Игровое упражнение «Плаваем-загораем»; - Д\и «Опасно-не опасно» Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью; - д\и «Живая – не живая природа» Цель: формировать представление об объектах живой и неживой природы, безопасного отношения к ним. | - С\р игра «Семья» сюжет «Поездка к морю» Цель: закрепить представление о том, как вести себя на воде, учить оказывать элементарную помощь. | - Рисование знаков -правил «Как нельзя вести себя на воде», - Аппликация из природного материала «Лодочки и море» | - Чтение Т.А. Шорыгина «Золотая рыбка», стихотворения С. Я. Маршака «Три мудреца в одном тазу», И. Агеев «Рассказ водолаза», М. Пришвин «Остров спасения», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Б. Житков «Рассказы.Наводнение» |
Безопасность в быту «Поведение в подъезде и лифте дома» | Просмотр видео «Как правильно вести себя в лифте» | - Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Застрял в лифте дома», «Пожар в лифте» | - Д\и «Запрещается-разрешается» формировать представления детей о том, что можно, и что нельзя делать в помещениях жилого дома. | -С\р игра «Скорая помощь» Цель: формировать представление детей о работе бригады скорой помощи, учить вызывать скорую помощь по телефону. | Чтение С. Михалков «Лукошко сказок» «Лифт и Карандаш» | |
Безопасность в социуме «МЧС всегда на страже» | Просмотр мультфильмов «Машинки. Служба спасения», «Правила вызова спасателей» из серии «Волшебная книга» | - Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Взрыв», «Случай в метро», «На льдине» | - Д\и «Кому, что нужно для работы» Цель: формировать представления детей о работниках службы спасения, оборудовании, одежде. | - С\р игра «МЧС спешит на помощь!» сюжет «Чрезвычайная ситуация» Цель формировать представления детей о службе спасения, профессии спасателя, воспитывать чуткое, внимательное отношение к пострадавшему, доброту, отзывчивость, культуру общения, познакомить с номером телефона МЧС. | - Раскраски «Специальные машины»; - Аппликация «МЧС» | - Чтение М. Пришвин «Остров спасения», Б. Житков «Рассказы» |
Май | ||||||
Безопасность в природе «Укусы змей, насекомых, животных» | - Просмотр презентаций «Страна насекомия»; - просмотр мультфильма «Опасные насекомые» из серии «Волшебная книга» | - Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Тебя укусила оса, змея, клещ» | Д\и «Прыгает, летает, ползает» Цель: формировать представления о насекомых и пресмыкающихся, правилах безопасного общения с ними; - д\и «Можно-нельзя», д\и «Опасно-не опасно» Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью от неопасных, формировать представление о том, что можно делать и что нельзя. | -С\р игра «Туристический поход» Цель: формировать представления об источниках опасности в лесу, поле; - С\р игра «Скорая помощь» Цель: формировать умение вызывать скорую помощь при опасных ситуациях. | Коллективная аппликация «Страна насекомия» | - Чтение загадок о насекомых, Т.А. Шорыгина «Муха Грязнуха», В.Н. Волчкова «Экология в старшей группе», Ю.Аракчеев «Рассказ о зелёной стране» |
Безопасность в быту «Самые важные и простые правила безопасности» | Просмотр мультфильма «Правила безопасности дома» из серии «Волшебная книга» | Моделирование ситуации вызова городских служб безопасности по телефону (пожарная охрана, полиция, скорая помощь, служба газа, МЧС) | - Д\упражнение «Определи на рисунке опасные ситуации»; д\и «Опасно-не опасно» Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью от неопасных, формировать представление о том, что можно делать и что нельзя. | - С\р игра «Скорая помощь» Цель: формировать умение вызывать скорую помощь при опасных ситуациях; - С\р игра «Пожарные» Цель: учить детей реализовывать и развивать сюжет, использовать в игре полученные ранее знания. | Рисование «Специальные машины» | Чтение Б. Шалаева «Большая книга правил поведения воспитания детей», Т.А. Шорыгина «Безопасность для малышей» |
Безопасность в социуме «Игры во дворе» | Просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дороге» из серии «Уроки осторожности. У тётушки Совы», «Опасные места для игр» из серии «Волшебная книга» | - Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Игры во дворе», «Спортивная площадка»; - тренинг «Катание на велосипеде, самокате, роликах». Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликах. | - Д\и «Соедини по точкам и узнаешь, что угрожает детям во дворе»; - д\упражнение «Определи на рисунке опасные ситуации»; д\и «Кто нарушил правила» Цель: формировать представления детей о правилах езды на велосипеде, самокате, роликах. | С\р игра «Семья» сюжет «Игры во дворе», «Спортивная площадка» Цель: формировать представления детей о безопасной езде на велосипеде, самокате, роликах, правилах поведения на спортивной площадке. | Лепка «Велосипед» | -Чтение Т.А. Шорыгина «Безопасность для малышей», М. Юсупов «Сказка про храброго, маленького велосипеда», «Алёшкины истории. Велосипед» |
Перспективный план работы с родителями по формированию основ безопасного поведения
в старшей группе «Гномики»
Месяц | Современные образовательные технологии в работе с родителями | ||||
Анкетирование, тестирование, опросы | Рекомендации для наблюдений, по чтению художественной литературе | Папка - передвижка | Совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, выставки и т.п.) | Буклет, памятка, листовка | |
Сентябрь | |||||
Анкетирование «Безопасность ребенка в семье» | Рекомендации по наблюдению за пожарной машиной; Рекомендации по чтению художественной литературы: И. Анреенко «Грибной поселок», Е. Новочихин «01»,С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,О. Иоселиани «Пожарная команда», А. Толстой «Пожарные собаки», С. Михалков «Что случилось?», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки» | Папка-передвижка «Пожарная безопасность» | Проектная деятельность «Здоровый ребенок» | Памятка «Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице», «Общение с незнакомцами» | |
Октябрь | |||||
Рекомендации по чтению художественной литературы: Е. Алексеева «Почему крапива жгучая», Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино», Т. А. Шорыгина «Хороший совет», Ю. Пермяк «Торопливый ножик», С. Михалков «Как друзья познаются», Н. Носов «Заплатка» Е. Пермяк «Огонь-опасная игра», С. Маршак «Пожар», Е. Хоринская«Спичка-невеличка» В. Подольный «Как человек огонь приручил» | Папка-передвижка «Учим ребенка правилам безопасности» | Мастер-класс «Помогают нам всегда - наши зоркие глаза» | Памятка «Опасные предметы», «Опасность игры с огнем» | ||
Ноябрь | |||||
Рекомендации для наблюдений за кошкой и собакой; Рекомендации по чтению художественной литературы: Г. Новицкая «Дворняжка», И. Токмакова «Бездомная кошка», Н. Гарин –Михайловский «Тёма и Жучка», А. Толмачев «Правила поведения в опасных ситуациях» А. Усачев «Не пускайте дядю в дом» | Папка-передвижка «Безопасность ребенка» | Выставка детской литературы «Безопасность и здоровье наших детей» | Памятка «Осторожно! Бездомные животные»; Листовка «Советы родителям, которые вынуждены оставлять ребенка дома одного» | ||
Декабрь | |||||
Рекомендации по наблюдению за снегоуборочной машиной; Рекомендации по чтению художественной литературы: Н. Носов «На горке», «Наш каток», «Сказки о том, как электроприборы в магазине поссорились», А. Масленникова «Пылесос», А. Гайдар «Чук и Гек», Е. Ракитина «Приключение новогодних игрушек» | Папка-передвижка «Когда на улице снег: игры для детей зимой» | Игра –викторина «Путешествие в Спортландию» | Памятка «Осторожно, зима», «Правила безопасности дома» | ||
Январь | |||||
Рекомендации по наблюдению за гололёдом; Рекомендации по чтению художественной литературы: Т.А. Шорыгина «Волшебные вороны»,И. Мильничук «Гололёд», В. Драгунский «Денискины рассказы» рассказ «Пожар во флигеле или подвиг во льдах», Б. Житков «Рассказы», К. Ушинский «Лекарство», Э. Успенский «Играли в больницу» | Папка-передвижка «Осторожно, гололёд! Профилактика травматизма» | Зимняя мастерская «Безопасные снежные постройки для юных спортсменов» | Буклет «Какие опасности для ребенка таит в себе наш дом»; Памятка «Безопасность падения» | ||
Февраль | |||||
Опрос «Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей» | Рекомендации по чтению художественной литературы: К. Ушинский «Ветер и солнце», А. Кривицкая «У кого на кухне газ?», Э. Сагалакова «Про самовольные отлучки из дома», С. Михалков «Что случилось?» | Папка-передвижка «Пожарная безопасность» | Стендовая презентация «Один на улице» | Буклет «Правила поведения при пожаре» | |
Март | |||||
Рекомендации по чтению художественной литературы: Н.М. Рубцова «Во время грозы», В. Бианки «Приключение муравьишки», А. Барто «Гроза», А. Шорыгина «Наводнение в кукольном домике», Б. Заходер «Что случилось с рекой», И. С. Холин «Как непослушная Хрюша едва не сгорела». | Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» | Выставка детских рисунков «Безопасность глазами детей» | Листовка «Берегите воду»; Памятка «Действия при чрезвычайных ситуациях» | ||
Апрель | |||||
Рекомендации для наблюдений за ледоходом; Рекомендации по чтению художественной литературы: Т.А. Шорыгина «Золотая рыбка», И. Агеев «Рассказ водолаза», М. Пришвин «Остров спасения», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Б. Житков «Рассказы» | Папка-передвижка «Если ты провалился под лед» | Акция к дню защиты от экологической опасности «Чистый мир» | Буклет «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности» | ||
Май | |||||
Анкетирование «Ваш ребенок и его безопасность в современном обществе» | Рекомендации для наблюдений за насекомыми; Рекомендации по чтению художественной литературы: Т.А. Шорыгина «Муха Грязнуха», Ю. Аракчеев «Рассказ о зелёной стране», Б. Шалаева «Большая книга правил поведения воспитания детей», Т.А. Шорыгина «Безопасность для малышей»,М. Юсупов «Сказка про храброго, маленького велосипеда» | Папка-передвижка «Опасные предметы и явления» | Фоторепортаж «Отдых на природе» | Памятка «Опасные насекомые», «Опасности, связанные с катанием на велосипеде и роликах», «Правила поведения на детской площадке» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/20/picture-1144896-1558322094.jpg)
Картотека дидактических игр на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр разделена на разделы: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благопол...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-421195-1395080458.jpg)
«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания» в старшей группе для детей с ТНР (5-6 лет)
Познакомить детей с основами безопасного поведения в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-773704-1459066462.jpg)
Перспективный опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе.
Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее....
Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 5-6 лет»
Данную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1071111-1547547442.jpg)
Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей 4–5 лет»
Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время знач...
Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе (старший дошкольный возраст).
Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/07/picture-1443665-1728310819.jpg)
Организация НОД(занятия) по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе детей подготовительной к школе группы, в рамках образовательной области “Социально-коммуникативное развитие” при реализации ООП “Детство"
ВВЕДЕНИЕ1 Научно-теоретические основы организации НОД(занятия) по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе детей подготовительной к школе группы, в рамках образовательно...
- Мне нравится (1)