Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе в старшей группе
материал по обж (старшая группа)

Корниенко Вера Владимировна

Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

в старшей группе

Воспитатель:

Задачи:

Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить живот­ному и растительному миру.

Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, раду­га), с правилами поведения при грозе.

Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с ра­ботой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

 

Месяц

 

Современные образовательные технологии в работе с детьми

 

ИК технологии

Кейс-технологии,  проекты

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

 

Продуктивная деятельность

 

ЧХЛ

 

 

Сентябрь

Безопасность в природе

«Съедобные и ядовитые грибы и ягоды»

Просмотр презентация «Съедобные и ядовитые грибы и ягоды нашего края»

Кейс-вариант моделирование ситуации:

Что делать, если съел ядовитый гриб, ягоду?

Цель: отработать алгоритм опасной ситуации.

- Д/и «Выбери съедобные грибы и ягоды», «Съедобное-несъедобное»

Цель: учить детей отличать съедобные грибы и ягоды от несъедобных, дать знания о том, что в пищу можно употреблять грибы только после обработки;

-Д\и «Грибная полянка»

Цель: формировать знания детей о съедобных и несъедобных грибах, формировать умение находить съедобные грибы по дидактической карте.

 

- С/р игра «Семья» сюжет «По грибы, по ягоды»

Цель: выявление и закрепления знаний детей о видах лесных грибов и ягод, о правилах осторожности при их сборе.

- С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Отравление»

 

- Лепка «Грибы»;

- аппликация «Собери ягоды в лукошко»

 

 

- Заучивание стихотворения 

Н. Светлячок «Сентябрь принес нам грибов урожай»;

- Чтение

И. Анреенко «Грибной поселок», сказки «Война грибов»

Безопасность в быту

 «Знает каждый гражданин этот номер «01»

Виртуальная экскурсия в пожарную часть

Кейс-вариант развития события «Дым из окна»

- Д\и «Пожароопасные предметы»

Цель: формировать представления о пожароопасных предметах, мерах предосторожности;

 -Д\и «Что нужно пожарному?», «Что пригодиться при пожаре»

Цель: закрепить знания о профессии пожарного, необходимых предметах и оборудовании пожарного.

 

- С\р игра «Мы-пожарные»

Цель: формировать представления детей о работе пожарного.

-Конструирование из лего конструктора «Машина 01»,

- Аппликация «Пожарная машина»

- Чтение Е. Новочихин «01»,

С. Маршак

«Рассказ о неизвестном герое»,

О. Иоселиани «Пожарная команда»,

А.Толстой «Пожарные собаки»,

И. Тверабукина  «Андрейкино дежурство».

Безопасность в социуме

«Не каждый встречный-друг сердечный»

Просмотр мультфильма «Незнакомцы» из серии «Уроки осторожности. У тётушки Совы»

- Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…», «Тебя угостил незнакомец»;

-Тренинг «Чужая машина»

Цель: дать детям знания о том, что нельзя садиться в чужую машину и вступать в разговор с водителем, даже если, это женщина-ласковая и приветливая;

- Ситуативный разговор «Как бы ты поступил в данной ситуации…»

 

- Д\и «Наблюдайка»

Цель: формировать умение описывать человека, как он выглядит, быть внимательным;

-Д\и «Фоторобот»

Цель: развитие внимательности,

осторожности при общении с посторонними людьми, обучение тому, что приятная внешность не всегда говорит о добрых намерениях человека.

- С\р игра «Полиция»

Цель: учить детей правильно вести себя на улице, когда остаются одни; сформировать представления о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми.

 

-Конструирование из бумаги и ниток «Смоделируй лицо» (добрый, злой, грустный, веселый человек)

- Чтение Ш.Перо «Красная шапочка», А.Толстой «Буратино», С. Михалков «Что случилось?», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки»

 

Октябрь

Безопасность в природе

«Сигналы опасности природы: цвет, шипы, колючки, звуки, рога»

 

Просмотр презентации «Сигналы опасности в природе»

Цель: познакомить с сигналами опасности у животных и растений, убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности.

Задание: Вспомни, что сделал телёнок Гаврюша с почтальоном Печкиным в Простоквашино.

Д\и «1,2,3-что может быть опасно найди», «Можно-нельзя»

Цель: закрепить представления детей об источниках опасности в природе»

-С\р игра «Скорая помощь»сюжет

«Рана»;

-С\р игра «Садовник»

Цель: формировать представления у детей об опасностях, которые могут подстерегать детей при общении с растениями;

-С\р игра «Отдых на природе»

Цель: формировать представление об опасностях, которые таит в себе природа и по возможности их избегать.

 

- Рисование «Цветы»

Чтение Е. Алексеева «Почему крапива жгучая»,

Н. Абрамцева

 «Про колючки»,

 О.Новоселов «Про рога», Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино»

Безопасность в быту

«Ножницы, катушки-это не игрушки»

 

- Просмотр мультфильма «Опасные предметы» из серии «Уроки осторожности.

У тётушки Совы», «А возьму ка я пилу, ножницы и нож» из серии «Три кота»

- Кейс-иллюстрациями

«Ножницы, катушки-это не игрушки»;

- Ситуация общения «Мамины помощники»

Цель: уточнить представления детей об источниках опасности в доме и правил правильного обращения с опасными предметами.

- Игра «Соедини по точкам»

Цель: закрепить представления об источниках опасности в быту;

Д\и «Опасно-безопасно»,

Д\и «1,2,3-что может быть опасно найди»

Цель: закрепить представление об опасных предметах в быту.

 

- С\р игра «Приготовление праздничного обеда»

Цель: закрепление знаний о том, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах;

-С\р игра «Парикмахерская»

Цель: продолжать знакомить детей с работой парикмахера, закрепление знаний о правилах поведения с режущими предметами, побуждение к самостоятельности.

 

Рисование «Опасные предметы»

- Чтение

Т.А. Шорыгина «Хороший совет»,

Е. Казаков «Чик-чик ножницами»,

 Ю. Пермяк «Торопливый ножик», С. Михалков «Как друзья познаются», загадок об опасных предметах, «Сказки о принцессе Иголочке», Н. Носов «Заплатка»

Безопасность в социуме

«Огонь наш друг или враг»

- Просмотр презентации «Огонь друг или враг»;

- Просмотр мультфильма «Игры с огнём» из серии «СмешарикиАзбука ОБЖ»

 

- Кейс-драматизация «Кошкин дом»;

- Кейс-варианты развития событий «Если в доме что-то загорелось»

- Д\и «Почему возник пожар?»

Цель: формировать представления детей о причинах пожаров;

- Д\и «Как избежать неприятностей», «Собери картинку»

Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации;

-Д\и «Огнеопасные предметы»

 

- С\р игра «Пожарные»

Цель: учить детей реализовывать и развивать сюжет, использовать в игре полученные ранее знания.

Рисование «Огонь-друг, огонь-враг»

- Чтение Е. Пермяк «Огонь-опасная игра», С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Сказка про спички»,

Е. Хоринская

«Спичка-невеличка»

В.Подольный

«Как человек огонь приручил»,

Л. Толстой «Пожар»,

Б. Житков «Пожар в море»

 

Ноябрь

Безопасность в природе

«Собака, кошка -друг человека?»

 

Просмотр мультфильма «Бродячие животные» из серии «Уроки осторожности. У тётушки Совы»

 Кейс – иллюстрации моделирование ситуации встречи с животными «Укусила собака», «Кошка поцарапала твоего друга»

- Д\и «На прогулке»

Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное с правильными и неправильными действиями при встрече с животными.

 

-С\р игра «Доктор Айболит»

Цель: формировать представления о правилах общения с животными и умении оказывать первую помощь.

Рисование «Моё любимое животное»

- Чтение Г. Новицкая «Дворняжка»,

И. Токмакова «Бездомная  кошка», Н. Гарин –Михайловский «Тёма и Жучка», Е Пермяк «Самая страшная»,

Е. Благина «Котенок»

Безопасность в быту

«Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино», Аркадий Паровозов «Не залезать на подоконник»

- Кейс-вариант развития события «Я на балконе», «Не сиди на подоконнике», «Не высовывайся из окна»

- Д\и «Высоко-низко»

Цель: формировать у детей пространственные представления(высоко-низко)

- С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Перелом руки»

Цель: знакомить детей с номером телефона скорой помощи и формировать представление о том, что нужно сделать, если человек получил перелом.

 

 

 Чтение А. Толмачев «Правила поведения в опасных ситуациях»

Безопасность в социуме

«Служба «02»

 

- Кейс-вариант развития события «У меня зазвонил телефон», «Кто стучится в дверь ко мне?»;

- кейс-драматизация «Волк и семеро козлят»;

- задание: вспомни, как похищали животных из разных сказок.

- Д\и «Мы-спасатели»,

«Кому откроешь дверь»,

«Так или не так»

Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных.

- Игра-спектакль «Самый большой друг»

Цель: развивать умение оценивать положительные качества друзей и новых знакомых.

- С\р игра «Полиция»

Цель: формировать представления детей о «Службе «02», учить вызывать по телефону.

Раскраска «Полицейская машина»

Чтение А. Усачев «Не пускайте дядю в дом»

 

Декабрь

Безопасность в природе

«Небезопасные зимние забавы»

 

- Просмотр презентации «Правила безопасности на льду»;

- Просмотр видеоролика «Поведение зимой»;

-просмотр мультфильма «Опасность зимнего водоёма» из серии «Волшебная книга»

- Кейс – иллюстрации моделирование ситуации катание с горки, на санках, на лыжах, коньках «Ну и покатался»

-Д\и «Источники опасности»

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации.

-Д\и «Виды спорта»

Цель: расширить знания детей о зимних видах спорта, соблюдения правил безопасности при обращении со спортивным оборудованием и инвентарем.

 

- С\р игра «Окажи помощь пострадавшему»

Цель: закрепить навыки оказания первой помощи.

- С\р игра «Спасатели» сюжет «Провалился под лёд»

Цель:формировать представление детей о службе спасения, знакомить с номером телефона.

- Рисование «Зимние забавы»;

- лепка «Лыжник».

Чтение Н. Носов «На горке», «Наш каток», В. Осеева «На катке»

Безопасность в быту

«Ток бежит по проводам»

 

- Просмотр мультфильмов «Тушение электроприборов» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», «Бытовые приборы» изсерии«Уроки осторожности. У тётушки Совы»,«В проводах гуляет ток», из серии «Три кота», «Короткое замыкание» из серии «Фиксики»

 

Игровая ситуация «Наведи порядок»

Цель: учить соотносить предметы с тем местом, где они должны лежать.

- Д\и «Безопасный электроприбор», «Что для чего нужно»

Цель: формировать представление для чего нужен этот прибор;

- д\и «Так-не так», «Сто бед», «Можно-нельзя»

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание.

- С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Ожог»

Цель: формировать умение оказывать первую помощь при ожогах;

- С\р игра «Пожарные»

Цель: учить детей реализовывать и развивать сюжет, использовать в игре полученные ранее знания.

Рисование «Услышь загадку- нарисуй отгадку»;

раскраска «Электрические приборы и техника безопасности».

- Чтение загадок, сказок об электроприборах, «Сказки о том, как электроприборы в магазине поссорились», сказки «История о солнце в электрической лампе», «Утюг и платье», «Сгоревшее печенье»,

А. Масленникова «Пылесос», Н. Носов «Телефон»

 

Безопасность в социуме

«Новогодние игрушки: фейерверки и хлопушки»

Просмотр мультфильмов «Невеселые петарды» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», «Волшебная книга: Опасность пиротехники»

- Кейс-вариант развития события

«Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»,«Украшаем ёлку», «Это не игрушки, это опасно»

Цель: формировать представления о правилах поведения вокруг ёлки и действиях с опасными предметами

Д\и «Источники опасности», «Горит-не горит»

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации.

 

- С\р игра «семья» сюжет «Наряжаем ёлку»

Цель: формировать представления о том, как безопасно нарядить ёлку;

С\р игра «Больница» сюжет «Травмпункт»

Цель: формировать представления детей о работе врача травматолога;

- С\р игра «Скорая помощь»

Цель: формировать представления детей о том, как вызывать скорую помощь.

 

- Рисование «Новогодняя ёлка»

- Чтение А.Гайдар «Чук и Гек» (отрывок),

Е. Ракитина «Приключение новогодних игрушек»

 

Январь

Безопасность в природе

 «Осторожно, лёд!»

 

 

 

 

- Просмотр презентации «Гололёд»;

- просмотр мультфильма «На тонком льду» из серии «Смешарики Азбука ОБЖ»

- Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Обходи скользкие места», «На тонком льду», «Что бывает, когда трескается лёд»

Цель: рассказать о том, как надо себя вести у водоёмов, на скользких местах, познакомить со способами и средствами спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду.

- Решение проблемной ситуации «Почему Емеля из сказки «По щучьему велению» не боялся ходить к проруби»

 

- Д\ у «Да-нет»

Цель: формировать представление детей о том, почему лёд - это хорошо и почему плохо.

- С\р игра «Спасатели»

Цель: формировать представления о службе спасения, умении вызывать службу, формирование навыка правильного действия в опасных ситуациях.

Опытная деятельность:

на примере тонкой корочки льда, льдинок-показать опасность при выходе на водоем.

- Чтение сказки «По щучьему велению»,

 Т.А. Шорыгина «Волшебные вороны»,

Э.Н.Успенский «Гололёд»,

И. Мильничук «Гололёд»,

 В. Драгунский «Денискины рассказы» рассказ «Пожар во флигеле или подвиг во льдах»,

Б. Житков «Рассказы»

 

Безопасность в быту

«Запомните детки таблетки- не конфетки!»

 

 Экскурсия в медицинский кабинет (как хранятся лекарства)

- Кейс – иллюстрации моделирование ситуации

«Ребёнок и домашняя аптечка»

-Д\и «Что лишнее?»

Цель: формировать представления детей о лекарствах и мерах безопасности.

- С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Отравление»

Цель: учиться вызывать скорую помощь -03;

- С\р игра «Аптека»

Цель: формировать представления детей о различных медикаментах, мерах осторожного обращения с ними.

 

Лепка «Таблетки»

- Чтение А.Усачёв «Химикаты-яд»,

К. Ушинский «Лекарство»,

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Безопасность в социуме

«Скорая помощь «03»

Экскурсия в медицинский кабинет (как работает врач и медсестра)

 

-Д\и «Кому что нужно»

Цель: знакомить детей с представителями разных профессий, расширить представления детей о работниках медицинской службы, оборудовании, одежде.

 

-С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Заболел ребенок»

Цель: формировать представления детей о работниках скорой помощи: диспетчер, водитель, медсестра, врач, их профессиональных действиях, воспитывать чуткое отношение к больному, учить вызывать скорую помощь.

 

Лепка «Подарок для больной Ясочки»

- Чтение Я.Забила «Ясочка простудилась»,

Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?»

 

 

Февраль

Безопасность в природе

«Солнце зимой и летом»

 

 

Просмотр презентации «Солнце воздух и вода»

 

 

 

 

 

 

Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Дети гуляют», «Дети на пляже»

-Д\и «Опасно-не опасно»

Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью;

- д\и «Живая –не живая природа»

Цель: формировать представление об объектах живой и неживой природы, безопасного отношения к ним.

- С\р игра «Больница» сюжет «Ожог», с\р игра «Скорая помощь» сюжет «Оказание первой помощи при тепловом ударе», с\р игра «В гостях у Айболита»

Цель: формировать умение оказывать первую помощь при тепловом ударе и ожогах, научиться разговаривать по телефону, знакомить с номером телефона «Скорой помощи» - «03»

Оригами «Головной убор»

 

-Чтение сказок «Сказка о солнце», «У солнышка в гостях», К. Ушинский «Ветер и солнце»

 

Безопасность в быту«Осторожно, газовая плита»

 

Просмотр мультфильмов «Три котёнка» серия «Невидимка-газ», «Чем опасен газ?» Аркадий Паровозов «Газ», «Спички»

 

 

 

 

 

- Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Запах газа-что делать?», «Запах газа в квартире. Ты с бабушкой дома, и ей «плохо» твои действия», «Ты решил пообедать, как будешь разогревать пищу?»

- Д\и «Можно-нельзя», д\и «Опасно-не опасно»

Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью от неопасных, формировать представление о том, что можно делать и что нельзя.

 

 

- С\р игра «Семья» сюжет «Запах газа»

Цель: формировать представлениях детей о мерах предосторожности при общении с газовой плитой;

- С\р игра «Служба «04»

Цель: познакомить детей с номером газовой службы.

Раскраска «Техника безопасности»

 

 

 

 

 

 

- Чтение А. Кривицкая «У кого на кухне газ?»

Безопасность в социуме

«Если ребёнок потерялся на улице»

 

 

 

 

- Кейс- иллюстрации моделирование ситуации

«Хрюша потерялся», «К кому обращаться за помощью, если потерялся на улице,

«В торговом центре»;

- ситуативный разговор «Как бы ты поступил в данной ситуации»;

- творческое рассказывание «Что делать, если ты потерялся?»

- Упражнение «Назови свой адрес», «Личные данные»;

- д\и «Почтальон»

Цель: закрепить знание детей о домашнем адресе, Ф.И.О. родителей

 

 

- С\р игра «Полиция»

Цель: учить себя правильно вести себя на улице, когда остаются одни;

- С\р игра «Бюро находок»

Цель: уточнить знания детей о большом городе, о том, к кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся, знания о домашнем адресе и номере телефона.

 

Лепка «Это я и мои друзья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чтение Г. Х. Андерсен сказка «Дюймовочка»,

Э. Сагалакова «Про самовольные отлучки из дома»;

 С. Михалков «Что случилось?»

 

 

Март

Безопасность в природе

«Явления неживой природы: гроза, гром, молния, сильный ветер»

 

 

 

Просмотр презентации «Явления неживой природы»

- Ситуативный разговор «Если на улице гроза и сильный ветер»

Цель: рассказать о правилах поведения во время грозы и шквального ветра;

- кейс-иллюстрация рассматривание картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», К.И. Айвазовского «Гроза».

 

- Д\и «Опасно-не опасно»

Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью;

- д\и «Живая – не живая природа»

Цель: формировать представление об объектах живой и неживой природы, безопасного отношения к ним.

- С\р игра «Скорая помощь», «Спасатели»

Цель: формировать представление детей о том, как вызвать скорую помощь и спасателей при опасных природных явлениях.

Рисование «Услышь загадку-нарисуй отгадку»

Чтение загадок о явлениях природы, стихотворения Н.М. Рубцова «Во время грозы», рассказа А. Платонова «Июльская гроза», В. Бианки «Приключение муравьишки», 

А. Барто «Гроза»

 

Безопасность в быту

«Поплотнее кран закрой-осторожен будь с водой»

 

 

Экскурсия в прачечную детского сада

Обсуждение произведения

Т.А. Шорыгиной «Наводнение в кукольном домике»

- Д\и «Отгадай и сравни загадки о воде»

Цель: обобщить представление о том, где в природе есть вода, в каком она виде и состоянии;

- Д\и «Когда нам нужна вода», «Что, какой водой мы делаем?»

Цель: формировать представления о том, для чего нужна вода и воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

 

- С\р игра «Семья» сюжет «Стирка», «Уборка квартиры»;

- С\р игра «Прачечная»

Цель: формировать представления детей о работе прачечной.

 

Рисование «Услышь загадку-нарисуй отгадку»

- Чтение Т. А. Шорыгина «Наводнение в кукольном домике», Б. Заходер «Что случилось с рекой», загадок о воде, пословиц и примет о воде.

 

Безопасность в социуме«Эвакуация при пожаре»

- Просмотр мультфильма Доктор Плюшева «Пожарная машина»;

- экскурсия по детскому саду «Знакомство с пожарной сигнализацией»

Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Действия при пожаре»

 

 

Д\и «Эвакуация»

Цель: познакомить детей со схемой эвакуации во время пожара из детского сада.

 

 

 

 

 

 

С\р игра «Пожарная тревога»

Цель: формировать представления детей о пожарной тревоги и действиях, которые должны выполнить при этом сигнале.

 

-Рисование «Пожарная машина», «Пожарный щит»

- Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа», И. С. Холин «Как непослушная Хрюша едва не сгорела», Т. Фетисова «Куда спешат красные машины», Г.М. Цыферов «Жил на свете слоненок»

 

Апрель

Безопасность в природе

 «Безопасность на воде»

 

Просмотр мультфильма «Водоёмы» из серии«Уроки осторожности. У тётушки Совы», «правила поведения на водоёмах» из серии «Волшебная книга», «Место для купания» из серии «Смешарики»

- Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Ледоход», «Как избежать неприятностей на воде летом»;

- задание: какое правило поведения на воде нарушили герои стихотворения

С. Я. Маршака «Три мудреца в одном тазу»

- Игровое упражнение «Плаваем-загораем»;

- Д\и «Опасно-не опасно»

Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью;

- д\и «Живая – не живая природа»

Цель: формировать представление об объектах живой и неживой природы, безопасного отношения к ним.

 

- С\р игра «Семья» сюжет «Поездка к морю»

Цель: закрепить представление о том, как вести себя на воде, учить оказывать элементарную помощь.

- Рисование знаков -правил «Как нельзя вести себя на воде»,

- Аппликация из природного материала «Лодочки и море»

- Чтение Т.А. Шорыгина «Золотая рыбка», стихотворения

С. Я. Маршака «Три мудреца в одном тазу», И. Агеев «Рассказ водолаза», М. Пришвин «Остров спасения», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Б. Житков «Рассказы.Наводнение»

Безопасность в быту

«Поведение в подъезде и лифте дома»

Просмотр видео «Как правильно вести себя в лифте»

- Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Застрял в лифте дома», «Пожар в лифте»

- Д\и «Запрещается-разрешается» формировать представления детей о том, что можно, и что нельзя делать в помещениях жилого дома.

-С\р игра «Скорая помощь»

Цель: формировать представление детей о работе бригады скорой помощи, учить вызывать скорую помощь по телефону.

 

 

Чтение С. Михалков

«Лукошко сказок» «Лифт и Карандаш»

Безопасность в социуме

«МЧС всегда на страже»

Просмотр мультфильмов «Машинки. Служба спасения», «Правила вызова спасателей» из серии «Волшебная книга»

- Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Взрыв», «Случай в метро», «На льдине»

- Д\и «Кому, что нужно для работы»

Цель: формировать представления детей о работниках службы спасения, оборудовании, одежде.

- С\р игра «МЧС спешит на помощь!» сюжет «Чрезвычайная ситуация»

Цель формировать представления детей о службе спасения, профессии спасателя, воспитывать чуткое, внимательное отношение к пострадавшему, доброту, отзывчивость, культуру общения, познакомить с номером телефона МЧС.

 

- Раскраски «Специальные машины»;

- Аппликация «МЧС»

- Чтение   М. Пришвин «Остров спасения», Б. Житков «Рассказы»

 

Май

Безопасность в природе

«Укусы змей, насекомых, животных»

 

- Просмотр презентаций «Страна насекомия»;

- просмотр мультфильма «Опасные насекомые» из серии «Волшебная книга»

 

- Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Тебя укусила оса, змея, клещ»

Д\и «Прыгает, летает, ползает»

Цель: формировать представления о насекомых и пресмыкающихся, правилах безопасного общения с ними;

- д\и «Можно-нельзя», д\и «Опасно-не опасно»

Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью от неопасных, формировать представление о том, что можно делать и что нельзя.

 

-С\р игра «Туристический поход»

Цель: формировать представления об источниках опасности в лесу, поле;

- С\р игра «Скорая помощь»

Цель: формировать умение вызывать скорую помощь при опасных ситуациях.

Коллективная аппликация «Страна насекомия»

- Чтение загадок о насекомых,

Т.А. Шорыгина «Муха Грязнуха»,

В.Н. Волчкова «Экология в старшей группе», Ю.Аракчеев «Рассказ о зелёной стране»

Безопасность в быту

«Самые важные и простые правила безопасности»

 

Просмотр мультфильма «Правила безопасности дома» из серии «Волшебная книга»

Моделирование ситуации вызова городских служб безопасности по телефону (пожарная охрана, полиция, скорая помощь, служба газа, МЧС)

- Д\упражнение «Определи на рисунке опасные ситуации»;

д\и «Опасно-не опасно»

Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью от неопасных, формировать представление о том, что можно делать и что нельзя.

- С\р игра «Скорая помощь»

Цель: формировать умение вызывать скорую помощь при опасных ситуациях;

- С\р игра «Пожарные»

Цель: учить детей реализовывать и развивать сюжет, использовать в игре полученные ранее знания.

 

Рисование «Специальные машины»

Чтение Б. Шалаева «Большая книга правил поведения воспитания детей», Т.А. Шорыгина «Безопасность для малышей»

Безопасность в социуме

«Игры во дворе»

Просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дороге» из серии «Уроки осторожности. У тётушки Совы», «Опасные места для игр» из серии «Волшебная книга»

- Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Игры во дворе», «Спортивная площадка»;

- тренинг «Катание на велосипеде, самокате, роликах».

Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликах.

- Д\и «Соедини по точкам и узнаешь, что угрожает детям во дворе»;

- д\упражнение «Определи на рисунке опасные ситуации»;

д\и «Кто нарушил правила»

Цель: формировать представления детей о правилах езды на велосипеде, самокате, роликах.

С\р игра «Семья» сюжет «Игры во дворе», «Спортивная площадка»

Цель: формировать представления детей о безопасной езде на велосипеде, самокате, роликах, правилах поведения на спортивной площадке.

Лепка «Велосипед»

-Чтение

Т.А. Шорыгина «Безопасность для малышей», М. Юсупов «Сказка про храброго, маленького велосипеда», «Алёшкины истории. Велосипед»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы с родителями по формированию основ безопасного поведения

в старшей группе «Гномики»

Месяц

 

Современные образовательные технологии в работе с родителями

 

Анкетирование, тестирование, опросы

Рекомендации для наблюдений, по чтению художественной литературе

Папка - передвижка

Совместная деятельность детей и родителей  (конкурсы, выставки и т.п.)

Буклет, памятка, листовка

Сентябрь

 

 

Анкетирование «Безопасность ребенка в семье»

Рекомендации по наблюдению за пожарной машиной;

Рекомендации по чтению художественной литературы:

И. Анреенко «Грибной поселок», Е. Новочихин «01»,С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,О. Иоселиани «Пожарная команда», А. Толстой «Пожарные собаки», С. Михалков «Что случилось?», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки»

Папка-передвижка

«Пожарная безопасность»

Проектная деятельность «Здоровый ребенок»

Памятка «Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице», «Общение с незнакомцами»

Октябрь

 

 

 

Рекомендации по чтению художественной литературы:

 Е. Алексеева «Почему крапива жгучая», Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино», Т. А. Шорыгина «Хороший совет», Ю. Пермяк «Торопливый ножик», С. Михалков «Как друзья познаются», Н. Носов «Заплатка» Е. Пермяк «Огонь-опасная игра», С. Маршак «Пожар», Е. Хоринская«Спичка-невеличка»

 В. Подольный «Как человек огонь приручил»

Папка-передвижка

«Учим ребенка правилам безопасности»

Мастер-класс «Помогают нам всегда - наши зоркие глаза»

Памятка «Опасные предметы», «Опасность игры с огнем»

Ноябрь

 

 

 

Рекомендации для наблюдений за кошкой и собакой;

Рекомендации по чтению художественной литературы:

Г. Новицкая «Дворняжка»,

И. Токмакова «Бездомная  кошка», Н. Гарин –Михайловский «Тёма и Жучка»,  А. Толмачев «Правила поведения в опасных ситуациях» А. Усачев «Не пускайте дядю в дом»

Папка-передвижка

«Безопасность ребенка»

Выставка детской литературы «Безопасность и здоровье наших детей»

Памятка «Осторожно! Бездомные животные»; Листовка «Советы родителям, которые вынуждены оставлять ребенка дома одного»

Декабрь

 

 

 

Рекомендации по наблюдению за снегоуборочной машиной;

Рекомендации по чтению художественной литературы:

Н. Носов «На горке», «Наш каток», «Сказки о том, как электроприборы в магазине поссорились»,

 А. Масленникова «Пылесос»,

 А. Гайдар «Чук и Гек», Е. Ракитина «Приключение новогодних игрушек»

Папка-передвижка «Когда на улице снег: игры для детей зимой»

 

Игра –викторина «Путешествие в Спортландию»

Памятка «Осторожно, зима», «Правила безопасности дома»

Январь

 

 

 

Рекомендации по наблюдению за гололёдом;

Рекомендации по чтению художественной литературы:

Т.А. Шорыгина «Волшебные вороны»,И. Мильничук «Гололёд»,

В. Драгунский «Денискины рассказы» рассказ «Пожар во флигеле или подвиг во льдах», Б. Житков «Рассказы»,

К. Ушинский «Лекарство»,

Э. Успенский «Играли в больницу»

Папка-передвижка

 «Осторожно, гололёд! Профилактика травматизма»

 

Зимняя мастерская «Безопасные снежные постройки для юных спортсменов»

Буклет «Какие опасности для ребенка таит в себе наш дом»;

Памятка «Безопасность падения»

Февраль

 

 

Опрос «Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей»

Рекомендации по чтению художественной литературы:

К. Ушинский «Ветер и солнце»,

 А. Кривицкая «У кого на кухне газ?», Э. Сагалакова «Про самовольные отлучки из дома», С. Михалков «Что случилось?»

Папка-передвижка

«Пожарная безопасность»

 

Стендовая презентация «Один на улице»

Буклет «Правила поведения при пожаре»

Март

 

 

 

Рекомендации по чтению художественной литературы:

Н.М. Рубцова «Во время грозы», В. Бианки «Приключение муравьишки», 

А. Барто «Гроза», А. Шорыгина «Наводнение в кукольном домике»,

Б. Заходер «Что случилось с рекой»,

И. С. Холин «Как непослушная Хрюша едва не сгорела».

 

Папка-передвижка

«Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»

Выставка детских рисунков «Безопасность глазами детей»

 Листовка «Берегите воду»;

Памятка «Действия при чрезвычайных ситуациях»

Апрель

 

 

 

Рекомендации для наблюдений за ледоходом;

Рекомендации по чтению художественной литературы:

Т.А. Шорыгина «Золотая рыбка», И. Агеев «Рассказ водолаза», М. Пришвин «Остров спасения», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Б. Житков «Рассказы»

Папка-передвижка «Если ты провалился под лед»

Акция к дню защиты от экологической опасности

«Чистый мир»

Буклет «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности»

Май

 

 

Анкетирование «Ваш ребенок и его безопасность в современном обществе»

Рекомендации для наблюдений за насекомыми;

Рекомендации по чтению художественной литературы:

Т.А. Шорыгина «Муха Грязнуха», Ю. Аракчеев «Рассказ о зелёной стране»,

Б. Шалаева «Большая книга правил поведения воспитания детей»,

 Т.А. Шорыгина «Безопасность для малышей»,М. Юсупов «Сказка про храброго, маленького велосипеда»

Папка-передвижка «Опасные предметы и явления»

Фоторепортаж «Отдых на природе»

Памятка «Опасные насекомые», «Опасности, связанные с катанием на велосипеде и роликах», «Правила поведения на детской площадке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopastnost_gnomiki.docx60.05 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

в старшей группе

Воспитатель:

Задачи:

Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.

Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Месяц

Современные образовательные технологии в работе с детьми

ИК технологии

Кейс-технологии,  проекты

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

Продуктивная деятельность

ЧХЛ

Сентябрь

Безопасность в природе

«Съедобные и ядовитые грибы и ягоды»

Просмотр презентация «Съедобные и ядовитые грибы и ягоды нашего края»

Кейс-вариант моделирование ситуации:

Что делать, если съел ядовитый гриб, ягоду?

Цель: отработать алгоритм опасной ситуации.

- Д/и «Выбери съедобные грибы и ягоды», «Съедобное-несъедобное»

Цель: учить детей отличать съедобные грибы и ягоды от несъедобных, дать знания о том, что в пищу можно употреблять грибы только после обработки;

-Д\и «Грибная полянка»

Цель: формировать знания детей о съедобных и несъедобных грибах, формировать умение находить съедобные грибы по дидактической карте.

- С/р игра «Семья» сюжет «По грибы, по ягоды»

Цель: выявление и закрепления знаний детей о видах лесных грибов и ягод, о правилах осторожности при их сборе.

- С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Отравление»

- Лепка «Грибы»;

- аппликация «Собери ягоды в лукошко»

- Заучивание стихотворения  

Н. Светлячок «Сентябрь принес нам грибов урожай»;

- Чтение

И. Анреенко «Грибной поселок», сказки «Война грибов»

Безопасность в быту

 «Знает каждый гражданин этот номер «01»

Виртуальная экскурсия в пожарную часть

Кейс-вариант развития события «Дым из окна»

- Д\и «Пожароопасные предметы»

Цель: формировать представления о пожароопасных предметах, мерах предосторожности;

 -Д\и «Что нужно пожарному?», «Что пригодиться при пожаре»

Цель: закрепить знания о профессии пожарного, необходимых предметах и оборудовании пожарного.

- С\р игра «Мы-пожарные»

Цель: формировать представления детей о работе пожарного.

-Конструирование из лего конструктора «Машина 01»,

- Аппликация «Пожарная машина»

- Чтение Е. Новочихин «01»,

С. Маршак

«Рассказ о неизвестном герое»,

О. Иоселиани «Пожарная команда»,

А.Толстой «Пожарные собаки»,

И. Тверабукина  «Андрейкино дежурство».

Безопасность в социуме

«Не каждый встречный-друг сердечный»

Просмотр мультфильма «Незнакомцы» из серии «Уроки осторожности. У тётушки Совы»

- Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…», «Тебя угостил незнакомец»;

-Тренинг «Чужая машина»

Цель: дать детям знания о том, что нельзя садиться в чужую машину и вступать в разговор с водителем, даже если, это женщина-ласковая и приветливая;

- Ситуативный разговор «Как бы ты поступил в данной ситуации…»

- Д\и «Наблюдайка»

Цель: формировать умение описывать человека, как он выглядит, быть внимательным;

-Д\и «Фоторобот»

Цель: развитие внимательности,

осторожности при общении с посторонними людьми, обучение тому, что приятная внешность не всегда говорит о добрых намерениях человека.

- С\р игра «Полиция»

Цель: учить детей правильно вести себя на улице, когда остаются одни; сформировать представления о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми.

-Конструирование из бумаги и ниток «Смоделируй лицо» (добрый, злой, грустный, веселый человек)

- Чтение Ш.Перо «Красная шапочка», А.Толстой «Буратино», С. Михалков «Что случилось?», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки»

Октябрь

Безопасность в природе

«Сигналы опасности природы: цвет, шипы, колючки, звуки, рога»

Просмотр презентации «Сигналы опасности в природе»

Цель: познакомить с сигналами опасности у животных и растений, убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности.

Задание: Вспомни, что сделал телёнок Гаврюша с почтальоном Печкиным в Простоквашино.

Д\и «1,2,3-что может быть опасно найди», «Можно-нельзя»

Цель: закрепить представления детей об источниках опасности в природе»

-С\р игра «Скорая помощь»сюжет

«Рана»;

-С\р игра «Садовник»

Цель: формировать представления у детей об опасностях, которые могут подстерегать детей при общении с растениями;

-С\р игра «Отдых на природе»

Цель: формировать представление об опасностях, которые таит в себе природа и по возможности их избегать.

- Рисование «Цветы»

Чтение Е. Алексеева «Почему крапива жгучая»,

Н. Абрамцева

 «Про колючки»,

 О.Новоселов «Про рога», Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино»

Безопасность в быту

«Ножницы, катушки-это не игрушки»

- Просмотр мультфильма «Опасные предметы» из серии «Уроки осторожности.

У тётушки Совы», «А возьму ка я пилу, ножницы и нож» из серии «Три кота»

- Кейс-иллюстрациями

«Ножницы, катушки-это не игрушки»;

- Ситуация общения «Мамины помощники»

Цель: уточнить представления детей об источниках опасности в доме и правил правильного обращения с опасными предметами.

- Игра «Соедини по точкам»

Цель: закрепить представления об источниках опасности в быту;

Д\и «Опасно-безопасно»,

Д\и «1,2,3-что может быть опасно найди»

Цель: закрепить представление об опасных предметах в быту.

- С\р игра «Приготовление праздничного обеда»

Цель: закрепление знаний о том, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах;

-С\р игра «Парикмахерская»

Цель: продолжать знакомить детей с работой парикмахера, закрепление знаний о правилах поведения с режущими предметами, побуждение к самостоятельности.

Рисование «Опасные предметы»

- Чтение

Т.А. Шорыгина «Хороший совет»,

Е. Казаков «Чик-чик ножницами»,

 Ю. Пермяк «Торопливый ножик», С. Михалков «Как друзья познаются», загадок об опасных предметах, «Сказки о принцессе Иголочке», Н. Носов «Заплатка»

Безопасность в социуме

«Огонь наш друг или враг»

- Просмотр презентации «Огонь друг или враг»;

- Просмотр мультфильма «Игры с огнём» из серии «СмешарикиАзбука ОБЖ»

- Кейс-драматизация «Кошкин дом»;

- Кейс-варианты развития событий «Если в доме что-то загорелось»

- Д\и «Почему возник пожар?»

Цель: формировать представления детей о причинах пожаров;

- Д\и «Как избежать неприятностей», «Собери картинку»

Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации;

-Д\и «Огнеопасные предметы»

- С\р игра «Пожарные»

Цель: учить детей реализовывать и развивать сюжет, использовать в игре полученные ранее знания.

Рисование «Огонь-друг, огонь-враг»

- Чтение Е. Пермяк «Огонь-опасная игра», С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Сказка про спички»,

Е. Хоринская

«Спичка-невеличка»

В.Подольный

«Как человек огонь приручил»,

Л. Толстой «Пожар»,

Б. Житков «Пожар в море»

Ноябрь

Безопасность в природе

«Собака, кошка -друг человека?»

Просмотр мультфильма «Бродячие животные» из серии «Уроки осторожности. У тётушки Совы»

 Кейс – иллюстрации моделирование ситуации встречи с животными «Укусила собака», «Кошка поцарапала твоего друга»

- Д\и «На прогулке»

Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное с правильными и неправильными действиями при встрече с животными.

-С\р игра «Доктор Айболит»

Цель: формировать представления о правилах общения с животными и умении оказывать первую помощь.

Рисование «Моё любимое животное»

- Чтение Г. Новицкая «Дворняжка»,

И. Токмакова «Бездомная  кошка», Н. Гарин –Михайловский «Тёма и Жучка», Е Пермяк «Самая страшная»,

Е. Благина «Котенок»

Безопасность в быту

«Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино», Аркадий Паровозов «Не залезать на подоконник»

- Кейс-вариант развития события «Я на балконе», «Не сиди на подоконнике», «Не высовывайся из окна»

- Д\и «Высоко-низко»

Цель: формировать у детей пространственные представления(высоко-низко)

- С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Перелом руки»

Цель: знакомить детей с номером телефона скорой помощи и формировать представление о том, что нужно сделать, если человек получил перелом.

 Чтение А. Толмачев «Правила поведения в опасных ситуациях»

Безопасность в социуме

«Служба «02»

- Кейс-вариант развития события «У меня зазвонил телефон», «Кто стучится в дверь ко мне?»;

- кейс-драматизация «Волк и семеро козлят»;

- задание: вспомни, как похищали животных из разных сказок.

- Д\и «Мы-спасатели»,

«Кому откроешь дверь»,

«Так или не так»

Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных.

- Игра-спектакль «Самый большой друг»

Цель: развивать умение оценивать положительные качества друзей и новых знакомых.

- С\р игра «Полиция»

Цель: формировать представления детей о «Службе «02», учить вызывать по телефону.

Раскраска «Полицейская машина»

Чтение А. Усачев «Не пускайте дядю в дом»

Декабрь

Безопасность в природе

«Небезопасные зимние забавы»

- Просмотр презентации «Правила безопасности на льду»;

- Просмотр видеоролика «Поведение зимой»;

-просмотр мультфильма «Опасность зимнего водоёма» из серии «Волшебная книга»

- Кейс – иллюстрации моделирование ситуации катание с горки, на санках, на лыжах, коньках «Ну и покатался»

-Д\и «Источники опасности»

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации.

-Д\и «Виды спорта»

Цель: расширить знания детей о зимних видах спорта, соблюдения правил безопасности при обращении со спортивным оборудованием и инвентарем.

- С\р игра «Окажи помощь пострадавшему»

Цель: закрепить навыки оказания первой помощи.

- С\р игра «Спасатели» сюжет «Провалился под лёд»

Цель:формировать представление детей о службе спасения, знакомить с номером телефона.

- Рисование «Зимние забавы»;

- лепка «Лыжник».

Чтение Н. Носов «На горке», «Наш каток», В. Осеева «На катке»

Безопасность в быту

«Ток бежит по проводам»

- Просмотр мультфильмов «Тушение электроприборов» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», «Бытовые приборы» изсерии«Уроки осторожности. У тётушки Совы»,«В проводах гуляет ток», из серии «Три кота», «Короткое замыкание» из серии «Фиксики»

Игровая ситуация «Наведи порядок»

Цель: учить соотносить предметы с тем местом, где они должны лежать.

- Д\и «Безопасный электроприбор», «Что для чего нужно»

Цель: формировать представление для чего нужен этот прибор;

- д\и «Так-не так», «Сто бед», «Можно-нельзя»

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание.

- С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Ожог»

Цель: формировать умение оказывать первую помощь при ожогах;

- С\р игра «Пожарные»

Цель: учить детей реализовывать и развивать сюжет, использовать в игре полученные ранее знания.

Рисование «Услышь загадку- нарисуй отгадку»;

раскраска «Электрические приборы и техника безопасности».

- Чтение загадок, сказок об электроприборах, «Сказки о том, как электроприборы в магазине поссорились», сказки «История о солнце в электрической лампе», «Утюг и платье», «Сгоревшее печенье»,

А. Масленникова «Пылесос», Н. Носов «Телефон»

Безопасность в социуме

«Новогодние игрушки: фейерверки и хлопушки»

Просмотр мультфильмов «Невеселые петарды» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», «Волшебная книга: Опасность пиротехники»

- Кейс-вариант развития события

«Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»,«Украшаем ёлку», «Это не игрушки, это опасно»

Цель: формировать представления о правилах поведения вокруг ёлки и действиях с опасными предметами

Д\и «Источники опасности», «Горит-не горит»

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации.

- С\р игра «семья» сюжет «Наряжаем ёлку»

Цель: формировать представления о том, как безопасно нарядить ёлку;

С\р игра «Больница» сюжет «Травмпункт»

Цель: формировать представления детей о работе врача травматолога;

- С\р игра «Скорая помощь»

Цель: формировать представления детей о том, как вызывать скорую помощь.

- Рисование «Новогодняя ёлка»

- Чтение А.Гайдар «Чук и Гек» (отрывок),

Е. Ракитина «Приключение новогодних игрушек»

Январь

Безопасность в природе

 «Осторожно, лёд!»

- Просмотр презентации «Гололёд»;

- просмотр мультфильма «На тонком льду» из серии «Смешарики Азбука ОБЖ»

- Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Обходи скользкие места», «На тонком льду», «Что бывает, когда трескается лёд»

Цель: рассказать о том, как надо себя вести у водоёмов, на скользких местах, познакомить со способами и средствами спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду.

- Решение проблемной ситуации «Почему Емеля из сказки «По щучьему велению» не боялся ходить к проруби»

- Д\ у «Да-нет»

Цель: формировать представление детей о том, почему лёд - это хорошо и почему плохо.

- С\р игра «Спасатели»

Цель: формировать представления о службе спасения, умении вызывать службу, формирование навыка правильного действия в опасных ситуациях.

Опытная деятельность:

на примере тонкой корочки льда, льдинок-показать опасность при выходе на водоем.

- Чтение сказки «По щучьему велению»,

 Т.А. Шорыгина «Волшебные вороны»,

Э.Н.Успенский «Гололёд»,

И. Мильничук «Гололёд»,

 В. Драгунский «Денискины рассказы» рассказ «Пожар во флигеле или подвиг во льдах»,

Б. Житков «Рассказы»

Безопасность в быту

«Запомните детки таблетки- не конфетки!»

 Экскурсия в медицинский кабинет (как хранятся лекарства)

- Кейс – иллюстрации моделирование ситуации

«Ребёнок и домашняя аптечка»

-Д\и «Что лишнее?»

Цель: формировать представления детей о лекарствах и мерах безопасности.

- С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Отравление»

Цель: учиться вызывать скорую помощь -03;

- С\р игра «Аптека»

Цель: формировать представления детей о различных медикаментах, мерах осторожного обращения с ними.

Лепка «Таблетки»

- Чтение А.Усачёв «Химикаты-яд»,

К. Ушинский «Лекарство»,

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Безопасность в социуме

«Скорая помощь «03»

Экскурсия в медицинский кабинет (как работает врач и медсестра)

-Д\и «Кому что нужно»

Цель: знакомить детей с представителями разных профессий, расширить представления детей о работниках медицинской службы, оборудовании, одежде.

-С\р игра «Скорая помощь» сюжет «Заболел ребенок»

Цель: формировать представления детей о работниках скорой помощи: диспетчер, водитель, медсестра, врач, их профессиональных действиях, воспитывать чуткое отношение к больному, учить вызывать скорую помощь.

Лепка «Подарок для больной Ясочки»

- Чтение Я.Забила «Ясочка простудилась»,

Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?»

Февраль

Безопасность в природе

«Солнце зимой и летом»

Просмотр презентации «Солнце воздух и вода»

Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Дети гуляют», «Дети на пляже»

-Д\и «Опасно-не опасно»

Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью;

- д\и «Живая –не живая природа»

Цель: формировать представление об объектах живой и неживой природы, безопасного отношения к ним.

- С\р игра «Больница» сюжет «Ожог», с\р игра «Скорая помощь» сюжет «Оказание первой помощи при тепловом ударе», с\р игра «В гостях у Айболита»

Цель: формировать умение оказывать первую помощь при тепловом ударе и ожогах, научиться разговаривать по телефону, знакомить с номером телефона «Скорой помощи» - «03»

Оригами «Головной убор»

-Чтение сказок «Сказка о солнце», «У солнышка в гостях», К. Ушинский «Ветер и солнце»

Безопасность в быту«Осторожно, газовая плита»

Просмотр мультфильмов «Три котёнка» серия «Невидимка-газ», «Чем опасен газ?» Аркадий Паровозов «Газ», «Спички»

- Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Запах газа-что делать?», «Запах газа в квартире. Ты с бабушкой дома, и ей «плохо» твои действия», «Ты решил пообедать, как будешь разогревать пищу?»

- Д\и «Можно-нельзя», д\и «Опасно-не опасно»

Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью от неопасных, формировать представление о том, что можно делать и что нельзя.

- С\р игра «Семья» сюжет «Запах газа»

Цель: формировать представлениях детей о мерах предосторожности при общении с газовой плитой;

- С\р игра «Служба «04»

Цель: познакомить детей с номером газовой службы.

Раскраска «Техника безопасности»

- Чтение А. Кривицкая «У кого на кухне газ?»

Безопасность в социуме

«Если ребёнок потерялся на улице»

- Кейс- иллюстрации моделирование ситуации

«Хрюша потерялся», «К кому обращаться за помощью, если потерялся на улице,

«В торговом центре»;

- ситуативный разговор «Как бы ты поступил в данной ситуации»;

- творческое рассказывание «Что делать, если ты потерялся?»

- Упражнение «Назови свой адрес», «Личные данные»;

- д\и «Почтальон»

Цель: закрепить знание детей о домашнем адресе, Ф.И.О. родителей

- С\р игра «Полиция»

Цель: учить себя правильно вести себя на улице, когда остаются одни;

- С\р игра «Бюро находок»

Цель: уточнить знания детей о большом городе, о том, к кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся, знания о домашнем адресе и номере телефона.

Лепка «Это я и мои друзья»

- Чтение Г. Х. Андерсен сказка «Дюймовочка»,

Э. Сагалакова «Про самовольные отлучки из дома»;

 С. Михалков «Что случилось?»

Март

Безопасность в природе

«Явления неживой природы: гроза, гром, молния, сильный ветер»

Просмотр презентации «Явления неживой природы»

- Ситуативный разговор «Если на улице гроза и сильный ветер»

Цель: рассказать о правилах поведения во время грозы и шквального ветра;

- кейс-иллюстрация рассматривание картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», К.И. Айвазовского «Гроза».

- Д\и «Опасно-не опасно»

Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью;

- д\и «Живая – не живая природа»

Цель: формировать представление об объектах живой и неживой природы, безопасного отношения к ним.

- С\р игра «Скорая помощь», «Спасатели»

Цель: формировать представление детей о том, как вызвать скорую помощь и спасателей при опасных природных явлениях.

Рисование «Услышь загадку-нарисуй отгадку»

Чтение загадок о явлениях природы, стихотворения Н.М. Рубцова «Во время грозы», рассказа А. Платонова «Июльская гроза», В. Бианки «Приключение муравьишки»,  

А. Барто «Гроза»

Безопасность в быту

«Поплотнее кран закрой-осторожен будь с водой»

Экскурсия в прачечную детского сада

Обсуждение произведения

Т.А. Шорыгиной «Наводнение в кукольном домике»

- Д\и «Отгадай и сравни загадки о воде»

Цель: обобщить представление о том, где в природе есть вода, в каком она виде и состоянии;

- Д\и «Когда нам нужна вода», «Что, какой водой мы делаем?»

Цель: формировать представления о том, для чего нужна вода и воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

- С\р игра «Семья» сюжет «Стирка», «Уборка квартиры»;

- С\р игра «Прачечная»

Цель: формировать представления детей о работе прачечной.

Рисование «Услышь загадку-нарисуй отгадку»

- Чтение Т. А. Шорыгина «Наводнение в кукольном домике», Б. Заходер «Что случилось с рекой», загадок о воде, пословиц и примет о воде.

Безопасность в социуме«Эвакуация при пожаре»

- Просмотр мультфильма Доктор Плюшева «Пожарная машина»;

- экскурсия по детскому саду «Знакомство с пожарной сигнализацией»

Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Действия при пожаре»

Д\и «Эвакуация»

Цель: познакомить детей со схемой эвакуации во время пожара из детского сада.

С\р игра «Пожарная тревога»

Цель: формировать представления детей о пожарной тревоги и действиях, которые должны выполнить при этом сигнале.

-Рисование «Пожарная машина», «Пожарный щит»

- Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа», И. С. Холин «Как непослушная Хрюша едва не сгорела», Т. Фетисова «Куда спешат красные машины», Г.М. Цыферов «Жил на свете слоненок»

Апрель

Безопасность в природе

 «Безопасность на воде»

Просмотр мультфильма «Водоёмы» из серии«Уроки осторожности. У тётушки Совы», «правила поведения на водоёмах» из серии «Волшебная книга», «Место для купания» из серии «Смешарики»

- Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Ледоход», «Как избежать неприятностей на воде летом»;

- задание: какое правило поведения на воде нарушили герои стихотворения

С. Я. Маршака «Три мудреца в одном тазу»

- Игровое упражнение «Плаваем-загораем»;

- Д\и «Опасно-не опасно»

Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью;

- д\и «Живая – не живая природа»

Цель: формировать представление об объектах живой и неживой природы, безопасного отношения к ним.

- С\р игра «Семья» сюжет «Поездка к морю»

Цель: закрепить представление о том, как вести себя на воде, учить оказывать элементарную помощь.

- Рисование знаков -правил «Как нельзя вести себя на воде»,

- Аппликация из природного материала «Лодочки и море»

- Чтение Т.А. Шорыгина «Золотая рыбка», стихотворения

С. Я. Маршака «Три мудреца в одном тазу», И. Агеев «Рассказ водолаза», М. Пришвин «Остров спасения», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Б. Житков «Рассказы.Наводнение»

Безопасность в быту

«Поведение в подъезде и лифте дома»

Просмотр видео «Как правильно вести себя в лифте»

- Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Застрял в лифте дома», «Пожар в лифте»

- Д\и «Запрещается-разрешается» формировать представления детей о том, что можно, и что нельзя делать в помещениях жилого дома.

-С\р игра «Скорая помощь»

Цель: формировать представление детей о работе бригады скорой помощи, учить вызывать скорую помощь по телефону.

Чтение С. Михалков

«Лукошко сказок» «Лифт и Карандаш»

Безопасность в социуме

«МЧС всегда на страже»

Просмотр мультфильмов «Машинки. Служба спасения», «Правила вызова спасателей» из серии «Волшебная книга»

- Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Взрыв», «Случай в метро», «На льдине»

- Д\и «Кому, что нужно для работы»

Цель: формировать представления детей о работниках службы спасения, оборудовании, одежде.

- С\р игра «МЧС спешит на помощь!» сюжет «Чрезвычайная ситуация»

Цель формировать представления детей о службе спасения, профессии спасателя, воспитывать чуткое, внимательное отношение к пострадавшему, доброту, отзывчивость, культуру общения, познакомить с номером телефона МЧС.

- Раскраски «Специальные машины»;

- Аппликация «МЧС»

- Чтение   М. Пришвин «Остров спасения», Б. Житков «Рассказы»

Май

Безопасность в природе

«Укусы змей, насекомых, животных»

- Просмотр презентаций «Страна насекомия»;

- просмотр мультфильма «Опасные насекомые» из серии «Волшебная книга»

- Кейс-иллюстрации моделирование ситуации «Тебя укусила оса, змея, клещ»

Д\и «Прыгает, летает, ползает»

Цель: формировать представления о насекомых и пресмыкающихся, правилах безопасного общения с ними;

- д\и «Можно-нельзя», д\и «Опасно-не опасно»

Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью от неопасных, формировать представление о том, что можно делать и что нельзя.

-С\р игра «Туристический поход»

Цель: формировать представления об источниках опасности в лесу, поле;

- С\р игра «Скорая помощь»

Цель: формировать умение вызывать скорую помощь при опасных ситуациях.

Коллективная аппликация «Страна насекомия»

- Чтение загадок о насекомых,

Т.А. Шорыгина «Муха Грязнуха»,

В.Н. Волчкова «Экология в старшей группе», Ю.Аракчеев «Рассказ о зелёной стране»

Безопасность в быту

«Самые важные и простые правила безопасности»

Просмотр мультфильма «Правила безопасности дома» из серии «Волшебная книга»

Моделирование ситуации вызова городских служб безопасности по телефону (пожарная охрана, полиция, скорая помощь, служба газа, МЧС)

- Д\упражнение «Определи на рисунке опасные ситуации»;

д\и «Опасно-не опасно»

Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие здоровью от неопасных, формировать представление о том, что можно делать и что нельзя.

- С\р игра «Скорая помощь»

Цель: формировать умение вызывать скорую помощь при опасных ситуациях;

- С\р игра «Пожарные»

Цель: учить детей реализовывать и развивать сюжет, использовать в игре полученные ранее знания.

Рисование «Специальные машины»

Чтение Б. Шалаева «Большая книга правил поведения воспитания детей», Т.А. Шорыгина «Безопасность для малышей»

Безопасность в социуме

«Игры во дворе»

Просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дороге» из серии «Уроки осторожности. У тётушки Совы», «Опасные места для игр» из серии «Волшебная книга»

- Кейс – иллюстрации моделирование ситуации «Игры во дворе», «Спортивная площадка»;

- тренинг «Катание на велосипеде, самокате, роликах».

Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликах.

- Д\и «Соедини по точкам и узнаешь, что угрожает детям во дворе»;

- д\упражнение «Определи на рисунке опасные ситуации»;

д\и «Кто нарушил правила»

Цель: формировать представления детей о правилах езды на велосипеде, самокате, роликах.

С\р игра «Семья» сюжет «Игры во дворе», «Спортивная площадка»

Цель: формировать представления детей о безопасной езде на велосипеде, самокате, роликах, правилах поведения на спортивной площадке.

Лепка «Велосипед»

-Чтение

Т.А. Шорыгина «Безопасность для малышей», М. Юсупов «Сказка про храброго, маленького велосипеда», «Алёшкины истории. Велосипед»

Перспективный план работы с родителями по формированию основ безопасного поведения

в старшей группе «Гномики»

Месяц

Современные образовательные технологии в работе с родителями

Анкетирование, тестирование, опросы

Рекомендации для наблюдений, по чтению художественной литературе

Папка - передвижка

Совместная деятельность детей и родителей  (конкурсы, выставки и т.п.)

Буклет, памятка, листовка

Сентябрь

Анкетирование «Безопасность ребенка в семье»

Рекомендации по наблюдению за пожарной машиной;

Рекомендации по чтению художественной литературы:

И. Анреенко «Грибной поселок», Е. Новочихин «01»,С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,О. Иоселиани «Пожарная команда», А. Толстой «Пожарные собаки», С. Михалков «Что случилось?», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки»

Папка-передвижка

«Пожарная безопасность»

Проектная деятельность «Здоровый ребенок»

Памятка «Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице», «Общение с незнакомцами»

Октябрь

Рекомендации по чтению художественной литературы:

 Е. Алексеева «Почему крапива жгучая», Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино», Т. А. Шорыгина «Хороший совет», Ю. Пермяк «Торопливый ножик», С. Михалков «Как друзья познаются», Н. Носов «Заплатка» Е. Пермяк «Огонь-опасная игра», С. Маршак «Пожар», Е. Хоринская«Спичка-невеличка»

 В. Подольный «Как человек огонь приручил»

Папка-передвижка

«Учим ребенка правилам безопасности»

Мастер-класс «Помогают нам всегда - наши зоркие глаза»

Памятка «Опасные предметы», «Опасность игры с огнем»

Ноябрь

Рекомендации для наблюдений за кошкой и собакой;

Рекомендации по чтению художественной литературы:

Г. Новицкая «Дворняжка»,

И. Токмакова «Бездомная  кошка», Н. Гарин –Михайловский «Тёма и Жучка»,  А. Толмачев «Правила поведения в опасных ситуациях» А. Усачев «Не пускайте дядю в дом»

Папка-передвижка

«Безопасность ребенка»

Выставка детской литературы «Безопасность и здоровье наших детей»

Памятка «Осторожно! Бездомные животные»; Листовка «Советы родителям, которые вынуждены оставлять ребенка дома одного»

Декабрь

Рекомендации по наблюдению за снегоуборочной машиной;

Рекомендации по чтению художественной литературы:

Н. Носов «На горке», «Наш каток», «Сказки о том, как электроприборы в магазине поссорились»,

 А. Масленникова «Пылесос»,

 А. Гайдар «Чук и Гек», Е. Ракитина «Приключение новогодних игрушек»

Папка-передвижка «Когда на улице снег: игры для детей зимой»

Игра –викторина «Путешествие в Спортландию»

Памятка «Осторожно, зима», «Правила безопасности дома»

Январь

Рекомендации по наблюдению за гололёдом;

Рекомендации по чтению художественной литературы:

Т.А. Шорыгина «Волшебные вороны»,И. Мильничук «Гололёд»,

В. Драгунский «Денискины рассказы» рассказ «Пожар во флигеле или подвиг во льдах», Б. Житков «Рассказы»,

К. Ушинский «Лекарство»,

Э. Успенский «Играли в больницу»

Папка-передвижка

 «Осторожно, гололёд! Профилактика травматизма»

Зимняя мастерская «Безопасные снежные постройки для юных спортсменов»

Буклет «Какие опасности для ребенка таит в себе наш дом»;

Памятка «Безопасность падения»

Февраль

Опрос «Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей»

Рекомендации по чтению художественной литературы:

К. Ушинский «Ветер и солнце»,

 А. Кривицкая «У кого на кухне газ?», Э. Сагалакова «Про самовольные отлучки из дома», С. Михалков «Что случилось?»

Папка-передвижка

«Пожарная безопасность»

Стендовая презентация «Один на улице»

Буклет «Правила поведения при пожаре»

Март

Рекомендации по чтению художественной литературы:

Н.М. Рубцова «Во время грозы», В. Бианки «Приключение муравьишки»,  

А. Барто «Гроза», А. Шорыгина «Наводнение в кукольном домике»,

Б. Заходер «Что случилось с рекой»,

И. С. Холин «Как непослушная Хрюша едва не сгорела».

Папка-передвижка

«Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»

Выставка детских рисунков «Безопасность глазами детей»

 Листовка «Берегите воду»;

Памятка «Действия при чрезвычайных ситуациях»

Апрель

Рекомендации для наблюдений за ледоходом;

Рекомендации по чтению художественной литературы:

Т.А. Шорыгина «Золотая рыбка», И. Агеев «Рассказ водолаза», М. Пришвин «Остров спасения», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Б. Житков «Рассказы»

Папка-передвижка «Если ты провалился под лед»

Акция к дню защиты от экологической опасности

«Чистый мир»

Буклет «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности»

Май

Анкетирование «Ваш ребенок и его безопасность в современном обществе»

Рекомендации для наблюдений за насекомыми;

Рекомендации по чтению художественной литературы:

Т.А. Шорыгина «Муха Грязнуха», Ю. Аракчеев «Рассказ о зелёной стране»,

Б. Шалаева «Большая книга правил поведения воспитания детей»,

 Т.А. Шорыгина «Безопасность для малышей»,М. Юсупов «Сказка про храброго, маленького велосипеда»

Папка-передвижка «Опасные предметы и явления»

Фоторепортаж «Отдых на природе»

Памятка «Опасные насекомые», «Опасности, связанные с катанием на велосипеде и роликах», «Правила поведения на детской площадке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр разделена на разделы: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благопол...

«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания» в старшей группе для детей с ТНР (5-6 лет)

Познакомить детей с  основами безопасного поведения в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания»                    ...

Перспективный опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе.

Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее....

Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 5-6 лет»

Данную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошко...

Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей 4–5 лет»

Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время знач...

Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе (старший дошкольный возраст).

Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе....

Организация НОД(занятия) по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе детей подготовительной к школе группы, в рамках образовательной области “Социально-коммуникативное развитие” при реализации ООП “Детство"

ВВЕДЕНИЕ1 Научно-теоретические основы организации НОД(занятия) по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе детей подготовительной к школе группы, в рамках образовательно...