Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет).
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Воронина Лилия Таухитовна
               Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патриотических чувств, используя башкирское устное творчество, которое  имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развития связной речи и становлении личности ребенка.
Актуальность программы
        В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям башкирского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
             Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
        Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.                                
             Основные принципы, положенные в основу программы:
— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и ребенка;
— научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
— систематичности и последовательности – знание
в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети
могут применять их на практике.
 
Цель программы:
- Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей знания об истории родного края, национальной культуре; продолжать работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством и особенностями этикета башкирского народа;
Развивающие:
-развивать приемы  самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
-развитие интереса к изучению окружающего мира.
Воспитывающие:
-воспитать уважение к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры;
-формировать личность ребенка, способной ориентироваться в обществе;
-воспитать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
Планируемые результаты освоения Программы
        Наличие у детей знаний о Республике Башкортостан: о столице РБ- городе Уфа, достопримечательностях, природных богатствах, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему республики Башкортостан, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей
       Знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
       Знают герб, флаг Башкортостана и своего родного села.
      Имеют представление о родном крае; о природе родного края, о людях разных национальностей,  обычаях, о традициях, искусстве, фольклоре, праздниках башкирского народа, о знаменитых людях и исторических личностях Башкортостана.
Формы и режим занятий: 
    Программа составлена на старшую группу (5-6 лет), согласно учебному плану МБДОУ Детский сад «Миляш» с. Большеустьикинское МР МР РБ. Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут. Срок реализации:1 год
Форма проведения занятия: групповое.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации
рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
      
 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «МИЛЯШ» С.БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

детский сад «Миляш»

_____Г.Г.Яубаширова

Рабочая программа

кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста

(срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет,

объем программы ____ часа в год).



Составитель программы:

воспитатель

Воронина Лилия Таухитовна

с. Большеустьикинское 2022г.

Пояснительная записка

               Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патриотических чувств, используя башкирское устное творчество, которое  имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развития связной речи и становлении личности ребенка.

Актуальность программы

        В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям башкирского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

             Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

        Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.                                

             Основные принципы, положенные в основу программы:

— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,

создание благоприятных условий для их развития;

— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и ребенка;

— научности, предполагающий отбор материала из научных источников,

проверенных практикой;

— систематичности и последовательности – знание

в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети

могут применять их на практике.

Цель программы:

- Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

Обучающие:

- формировать у детей знания об истории родного края, национальной культуре; продолжать работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством и особенностями этикета башкирского народа;

Развивающие:

-развивать приемы  самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

-развитие интереса к изучению окружающего мира.

Воспитывающие:

-воспитать уважение к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры;

-формировать личность ребенка, способной ориентироваться в обществе;

-воспитать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

Планируемые результаты освоения Программы

        Наличие у детей знаний о Республике Башкортостан: о столице РБ- городе Уфа, достопримечательностях, природных богатствах, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему республики Башкортостан, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей

       Знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

       Знают герб, флаг Башкортостана и своего родного села.

      Имеют представление о родном крае; о природе родного края, о людях разных национальностей,  обычаях, о традициях, искусстве, фольклоре, праздниках башкирского народа, о знаменитых людях и исторических личностях Башкортостана.

Формы и режим занятий: 

    Программа составлена на старшую группу (5-6 лет), согласно учебному плану МБДОУ Детский сад «Миляш» с. Большеустьикинское МР МР РБ. Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут. Срок реализации:1 год

Форма проведения занятия: групповое.

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти

методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются

источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации

рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные

методы дают возможность более детального обследования объектов,

дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем,

практические работы. Практические методы позволяют воплотить

теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение

детей.

      

Тематическое планирование деятельности по программе

Месяц

Тема

Содержание и формы работы с детьми

Цель

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7

8.

9.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Январь

Декабрь

Февраль

март

апрель

май

Воспитание личности на основе традиций и культурного наследия башкирского народа

Природа родного края.

О родном крае, образ жизни, занятия населения Башкортостана

Башкирское устное народное творчество

Представители литературы башкирского народа. Прошлое башкирского народа.

Знаменитые люди Башкортостана

Искусство башкирского народа

Традиции и обычаи, праздники башкирского народа.

1.Диагностика по разделу «Патриотическое воспитание»

2. Изучение символики Республики Башкортостан.

3.ООД. Рисование «Флаг РБ»

4. Презентация «Мой край-Башкортостан»

1.Беседа о жизни людей, животных, птиц, насекомых  и растений осенью»

2.ООД. Тема: «11октября-День Республики Башкортостан»

3.Дидактическая игра «Кто где живет?»

4.Аппликация «Золотая осень»

1.ООД. Тема: «Уфа – столица Республики Башкортостан»

2.Дидактическая игра «Достопримечательности города Уфа»

3.Беседа о занятиях жителей нашей республики. Презентация.

4.Сюжетно-ролевая игра «Пчеловоды»

1.Знакомство с народной сказкой «Курай».

2.Знакомство и организация башкирской народной игры «Капка сыгышы», «Гургурлю», проведение игры «Медведь и пчелы», «Юрта»

3-4. Слушание народных песен, разучивание башкирских народных потешек, считалок, пословиц, поговорок, отгадывание загадок.

1. Беседа о прошлой жизни народа.

2.Беседа о славных сынах башкирского народа. Салават Юлаев.

3-4.Знакомство детей с народным поэтом Башкортостана Мустай Карим.

1.Беседы о прошлой жизни народа, рассказ воспитателя о земляках-героях (презентация)

2.Знакомство с Народным артистом –Арсланом Мубаряковым.

3. Знакомство со знаменитыми кураистами (Юмабай Исянбаев, Ишмулла Дильмухаметов).

3. Знакомство со знаменитыми кубызистами (Миндигафур Зайнетдинов. Роберт Загретдинов).

5. Организация башкирских народных игр.

1.Экскурсия в библиотеку.

Башкирский национальный костюм.

 2.Аппликация Украшение одежды башкирским национальным орнаментом.

3.ООД.Умельцы нашего села.

4.Знакомство с башкирской кухней. Выставка.

1.Знакомство детей с праздниками  «Сабантуй», Воронья каша», Кукушкин чай».

2.Рисование «Праздник «Сабантуй»

3. Беседы о религиозных праздниках. Гостеприимство башкир.

4.Организация  игр, которые проводятся во время проведения праздника «Сабантуй»

1-2 Обобщающие занятия.

3-4 Диагностика.

Продолжать знакомить детей с символикой РБ и расширять кругозор о родном крае;

Закрепление знаний об осени в родном краю, о животных, растениях;

Закреплять знания детей о символике РБ, воспитывать чувство гордости за свою Родину;

Расширять знания детей о городе Уфа- столице РБ, продолжать знакомить с достопримечательностями города;

 Продолжать знакомить детей с жизнью людей родного края и их деятельностью;

Продолжать знакомить детей башкирскими народными сказками и народными играми, пословицами, поговорками.

Обогащать и активизировать словарь, развитие и

совершенствование речевого навыка слушания и понимания художественных текстов различных жанров воспитывать интерес к башкирскому устному народному творчеству.

знакомить с национальным героем Салаватом Юлаевым, с народным поэтом Мустаем Каримом.

Рассазать детям о земляках-героях РБ, с народным артистом Арсланом Мубаряковым, со знаменитыми кураистами.

Продолжать знакомить детей с  башкирскими народными  играми и обыгрывать их;

Организовать экскурсию в библиотеку; продолжать знакомить детей с башкирским национальным костюмом, орнаментом; развивать у воспитанников умение увидеть практичность и красоту национальных костюмов.

Продолжать знакомить детей с башкирскими национальными блюдами и напитками.

 Дать понятие о значении народных праздников «Сабантуй», «Карга буткахы». Обучение новым играм по программе этих праздников.

Познакомить с детей с правилами башкирского гостеприимства.

Обобщение знаний детей, проведение диагностики.

Содержание программы

1.Вводные занятия «Мой край- республика Башкортостан.

2. Природа родного края.

3. Образ жизни, занятия населения  Башкортостана.

4. Башкирское устное народное творчество.

5. Прошлое башкирского народа. Исторические личности.

6. Представители литературы.

7. Традиции, праздники и обычаи башкирского народа.

8. Искусство башкирского народа.

9. Знаменитые люди Башкортостана.

   

Материально-техническое сопровождение

  1. дидактические и наглядные пособия;
  2. ИКТ;
  3. методическая литература;
  4. репродукции картин;
  5. художественная литература;
  6. видеозаписи и аудиозаписи ;
  7. карты, атлас Республики Башкортостан;
  8. символика Республики Башкортостан и города Туймазы;
  9.  различные виды театра.
  10.  макеты

      Список литературы:

  1. «Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.Уфа-2007.
  2. «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ».З.Г.Нафикова.Уфа-2011.
  3. Л.Н.Гасанова, Р.Х.Гасанова «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ,2012г-136с.
  4. «Оскон».З.Г.Нафикова,Ф.Г.Азнабаева.Уфа-2010.
  5. Р.Л, Агишева  «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008-100с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.
  6. Р.Л, Агишева, Ф.Х.Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
  7. 8.«Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.
  8. Г.М.Нафикова.Уфа-2004.
  9. Энциклопедия «Полезные ископаемые Башкортостана». Уфа-2008.стр.125.
  10. «Башкирская энциклопедия». Уфа-2005.стр.624.

11.Галяутдинов И.Г.Башкирские народные детские игры.-Уфа: Китап, 2006.

12.Агишева Р.Л. Дидактические игры. «Я познаю Башкортостан»: Учебно-       практическое пособие для воспитателя детского сада и учителя начальных классов.-Уфа: БИРО,2005.

13. Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий,- М.: ТЦ «Сфера», 1999.

14. Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор. Уфа.-2004

15.Гасанов Р.Х., Гасанова Л.Н. «Фольклор в воспитании дошкольников: методические рекомендации.- Уфа: Издательство ИРО, 2017.

16.История и культура Башкортостана. Хрестоматия. / Сост. В.С. Мавлетов. - Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2008

17.Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина... - Москва, 2003г.

18.Мартынов П.И. Нравственно-патриотическое воспитание - Киев,2000г.

19.Молчева «Декоративно- прикладное искусство Башкортостана дошкольникам.-Уфа: Башкирское издательство «Китап»,- 1995.

20.А.В. Колбина Аппликация в детском саду: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских обр. учреждений.-Уфа, 2014.

21.Сагитова Ш.Х. Башкирские традиции - Уфа, 2004г

22.Фазлыева Ф.Н Мой край-Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.-Уфа: Китап, 2003.



График кружка «Мой край родной, Башкортостан»


День недели

Время

Вторник

15:30 – 16:00


















Список детей





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская образовательная программа детского экологического движения "Зеленые страницы"эколого-биологической направленности (предназначена для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 2 года)

Программа является результатом обобщения многолетнего  практического  опыта в области экологического образования и основана  на авторских подходах к решению образовательных задач. Прогр...

Проект «Всегда здоров!» (с детьми старшего дошкольного возраста,срок реализации 1 год)

I. Тип проектаПо доминирующей в проекте деятельности: оздоровительный, познавательный.По содержанию: психолого-педагогический.По составу участников: родители, дети, воспитатели.По времени проведения:...

Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» (Срок: сентябрь 2017 года - май 2019года)

Вашему вниманию предоставляется Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей   старшего дошкольного возраста»...

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)

Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетиче...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста Срок реализации 6 месяцев

Цель программыРазвитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на основе изучения и освоения техник рисования, лепки и аппликации. Задачи программыСоздание условий для а...