ПРОЕКТ: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРАНА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (срок реализации 2021-2022 учебный год.)
проект по математике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№3»Солнышко» комбинированного вида Карасукского района Новосибирской области.
ПРОЕКТ: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРАНА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(срок реализации 2021-2022 учебный год.)
Разработала: Коваль Н.Ф.
Актуальность темы. Актуальность математического развития детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Также математика является средством интеллектуального развития ребенка, его логического мышления, познавательных и творческих способностей, расширяет возможности его успешной адаптации к ускоряющимся процессам информатизации общества, поэтому математическому развитию отводится особая роль.
Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий, умение использовать элементарные математические знания и навыки в разных видах деятельности и различных жизненных ситуациях.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность детей , осуществляемую, как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Чтобы научить детей, дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность дидактических игр с математическим содержанием.
Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребенок подошел к школьному обучению как можно спокойнее, не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры, повышение уровня познавательной активности детей, развитие способности детей решать логические задачи.
Задачи проекта:
- формировать математические представления детей на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения;
- развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к интеллектуальной деятельности детей;
- развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
- формировать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
- способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по-своему, на уровне возрастных возможностей);
- воспитывать интерес у детей к математике.
Принципы реализации проекта:
- интеграции;
- развития;
- систематичности;
- научности;
- последовательности;
- доступности.
Срок реализации проекта: один учебный год (2021- 2022 г.).
Участники проекта: дошкольники 5-6, педагоги, родители.
Продукт проекта: картотека дидактических игр математического содержания.
Этапы реализации проекта
Проект содержит три этапа (подготовительный, основной и заключительный).
Таблица 1
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание | Сроки реализации |
Подготовительный | Подбор методической литературы, наглядно- дидактического материала, игр по ФЭМП. Разработка конспектов НОД, викторин. Создание предметно - развивающей среды в группе. | Сентябрь 2021 |
Основной | На данном этапе реализуются основные виды деятельности детей; разработанные мероприятия по формированию у детей математических представлений, воспитанию интереса к математике. Поставленные задачи реализуются в различных видах деятельности, обеспечивая интегрированный подход. | Октябрь 2021г. - Апрель 2022г. |
Заключительный | Итоговая диагностика детей; корректировка и дальнейшие перспективы развития. Продукт проекта: картотека дидактических игр математического содержания. | Май 2022г. |
План реализации проекта
Таблица 2
План реализации проекта
Сроки | Содержание | Участники проекта | Ответственные |
Сентябрь | 1. Беседа: «Зачем нам нужна математика?» 2. Чтение сказок, заучивание стихов, считалок, загадок математического содержания. 3. Дидактические игры: «Найди и разложи фигуры одинаковые по величине: «Длинный - Короткий». 4. Рисование цифр. | Воспитатель, дети | Воспитатель |
Октябрь | 1. Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счета. 2. Дидактические игры: «Разложи карточки по цвету и форме», «Дополни ряд фигур. 3. Составление аппликации из геометрических фигур. 4. НОД «Страна геометрии». | Воспитатель, дети | Воспитатель |
Ноябрь | 1. Заучивание стихов С. Маршак «Веселый счет», считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счета. 2. Игровые упражнения «Сколько одинаковых фигур», «Разложи одинаковые по длине предметы». 3. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта». 4. Математический досуг «У Лукоморья». | Воспитатель, дети | Воспитатель |
Декабрь | 1. Чтение пословиц, загадок о цифрах. 2. Дидактические игры: «Цветной город», Выше – ниже», Чья цепочка не порвется? 3. НОД «Цифры». 4. Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку». | Воспитатель, дети | Воспитатель |
Январь | 3. Дидактические игры: «Лото», «Танграм», «Чего не стало?», «Собери бусы», «Что лишнее?», «Собери цветок». 4. Математический КВН «Математика - страна чудес». | Воспитатель, дети | Воспитатель |
Февраль | 1. Заучивание математических считалок, загадок, решение логических задач. 2. Подвижная игра: «Кто быстрее по порядку». 3. НОД «Увлекательное математическое путешествие». 4. Развлекательное мероприятие «Веселая математика». | Воспитатель, дети, | Воспитатель, |
Март | 1. Чтение математической сказки «В стране математики в пластилиновом районе». 2. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Едем в гости», «Семья». 3. НОД «Веселый счет». 4. Игровое упражнение: »Заштрихуем геометрические фигуры. | Воспитатель, дети | Воспитатель |
Апрель | 1. Чтение математических сказок авт. М. Ю. Стожарова «Яблоко», «Сказка о том, как Круг и Квадрат отправились в поход». 2. Настольные игры: «Найди пару», «Найди друг друга», «Весёлый счет». 3. Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию». 4. НОД «Путешествие в цветочный город». | Воспитатель, дети | Воспитатель
|
Май | 1. Проблемно – игровые ситуации: «Почему получились разные числа», «Как Белоснежка считала гномов». 2. Словесные игры: «Посчитай», «Заколдованный мяч», «Поймай и назови». 3. Аппликация «Веселый треугольник». 4. Выставка: «Математические игры- для дошкольников». | Воспитатель, дети | Воспитатель |
Формы работы:
- фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы работы:
- наглядные методы (книги, картинки, игры); дидактические игры, сенсорные игры, моделирующего характера, развивающие игры, математического содержания
Содержание работы с родителями:
1. Знакомство родителей с содержанием работы по проекту программы.
2. Разработка консультаций для родителей «Развитие математических способностей у детей в старшем дошкольником возрасте», «Игры с «палочками Кюизенера», Логические: «блоки Дьенеша» – универсальный дидактический материал.
3. Рекомендации для родителей по использованию литературы.
4. Проведение математических викторин с участием родителей.
5. Рекомендации по приобретению игр и занимательной литературы.
Ожидаемый результат
- дети измеряют величины различными условными мерками;
- уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
- умеют словесно описывать фигуры;
- имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
- проводят классификацию предметов по свойствам;
- умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
- активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
- активно включаются в игры на классификацию, предлагают варианты, участвуют в образовательной деятельности.
Критерии оценки результативности реализации проекта
Высокий уровень (3 балла) – характеризуется наличием у ребенка достаточно полных и конкретных математических представлений. Ребенок правильно отвечает на предлагаемые вопросы, понимает тему, содержание задания. Выделяет объекты по определенному признаку, классифицирует, сравнивает. Проявляет выраженное стремление к самостоятельному поиску ответа.
Средний уровень (2 балла) – характеризуется наличием у ребенка первичных математических представлений. Ребенок правильно отвечает на предлагаемые вопросы, но в понимании содержания математических представлений имеет некоторые недостатки, выражающиеся в том, что ребенок не может аргументировать свое мнение при решении математических упражнений, а также неуверенно определяет свойства фигур, не выделяя значимых признаков.
Низкий уровень (1 балл) - характеризуется наличием у ребенка ограниченных, фрагментарных математических представлений. Ребенок на большую часть вопросов отвечает неверно, содержание задания ему не совсем понятно, он не может обосновать свое мнение. Не аргументирует свои действия при выполнении задания, не объединяет и не выделяет элементы в единое целое. Самостоятельности не проявляет.
Примерные диагностические задания для определения уровня сформированности у старших дошкольников математических представлений.
1. Диагностическое задание «Найди отличие».
Цель: выявить умения найти различие легкого и тяжелого предмета в паре, определять результаты сравнения словами тяжелый - легкий.
Диагностический материал: кубы (один пустой, а другой наполнен песком).
Ход: педагог предлагает детям найти сходства и отличия у двух одинаковых кубов. Один куб внутри пустой, а другой заполнен песком. Выполнение задания осуществляется путем «взвешивания» предметов на ладонях рук.
При сравнении дети находят общие признаки (обе фигуры одинаковы по форме, цвету и размеру). Задает вопрос после выполненного задания:
- в чем сходство предметов? различие предметов?
- какой из кубиков тяжелее?
- можно ли это определить, не взяв их в руки?
- для чего нужно измерять массу?
2. Диагностическое задание «Размещение предметов по порядку».
Цель: выявить у детей умения определять и размещать предметы по величине.
- начиная от самой короткой палочки до самой длинной. Назови, какие палочки по длине?;
- начиная от самого длинного карандаша до самого короткого. Назови, какие карандаши по длине?;
- начиная от самой широкой ленточки до самой узкой. Назови, какие ленточки по ширине?;
- начиная от самого узкого бантика до самого широкого. Назови, какие бантики по ширине?;
- начиная от самого высокого кувшина до самой низкого. Назови, кувшины по высоте?;
- начиная от самой низкой елочки до самой высокой. Назови, какие елочки по высоте?
3. Диагностическое задание «Определи фигуру».
Цель: выявить у детей уровень развития умений различать геометрические фигуры.
Диагностический материал: набор геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.
Методика работы: воспитатель предлагает ребенку отложить в сторону все плоские фигуры. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники). Предлагает сравнить круг и квадрат (наличие и отсутствие углов) и выбрать и назвать объемные фигуры.
Материально-технические ресурсы:
- подбор развивающего иллюстрированного материала.
- наглядно-демонстрационный математический материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская образовательная программа детского экологического движения "Зеленые страницы"эколого-биологической направленности (предназначена для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 2 года)
Программа является результатом обобщения многолетнего практического опыта в области экологического образования и основана на авторских подходах к решению образовательных задач. Прогр...
Проект «Всегда здоров!» (с детьми старшего дошкольного возраста,срок реализации 1 год)
I. Тип проектаПо доминирующей в проекте деятельности: оздоровительный, познавательный.По содержанию: психолого-педагогический.По составу участников: родители, дети, воспитатели.По времени проведения:...
Проект "Математическая страна" для детей старшего дошкольного возраста.
Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через занимательный материал, повышение уровня познавательной активности детей, развитие способности детей решать логические зада...
Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» (Срок: сентябрь 2017 года - май 2019года)
Вашему вниманию предоставляется Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»...
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)
Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетиче...
Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет).
Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патр...
«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813963","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813491","attributes":{"alt":"","class"...