План по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».
материал

Среди дошкольников с проблемами в развитии многочисленную категорию составляют умственно отсталые дети, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического повреждения головного мозга. Наряду с первичным дефектом (нарушением познавательной деятельности) дети с нарушением интеллекта имеют ряд вторичных осложнений.

Большинство из детей с нарушениями интеллекта в силу своих особенностей лишены многого, доступного обычным ребятам: возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда даже и нормального общения со сверстниками.

Органическое поражение ЦНС этих умственно отсталых детей  приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций. Для того, чтобы эти дети были способны самостоятельно жить, соблюдая нормы общественного поведения и принося пользу обществу своим добросовестным трудом, необходимо, чтобы они осмысленно владели речью. Вся работа с умственно отсталыми детьми должна строиться с ориентиром на преодоление свойственной им бедности языка и представлений об окружающем мире.Развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребёнка и рассматривается как важный компонент воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Л.С. Выготский писал: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Дети с ОВЗ зачастую лишаются возможности по-настоящему раскрыть свою индивидуальность; не всегда умеют управлять своим телом и владеть своим голосом. В процессе практической работы, в ходе наблюдений за такими детьми и, руководствуясь специальной литературой, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность является эффективнейшим средством для социальной адаптации умственно отсталых детей, а также реализации их индивидуальных возможностей.

Включение приемов театрализациив повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе. Театрализованные в виды деятельности особенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств. В силу своих особенностей театрализованная деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений.

Мы считаем, что использование театрализованных игр в образовательной деятельности, является прекрасным и эффективным средством коррекции и развития детей с нарушением интеллекта, знакомит с миром прекрасного, расширяет представление об окружающем, а главное способствует психологической адаптации ребёнка в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

Центрального района Санкт-Петербурга «Детский оздоровительный городок «Берёзка»

План по самообразованию

на тему:

«Театрализованная деятельность

как средство развития речи дошкольников».

                                                                                                              Воспитатели: Мурзабаева Э.И.

                                                                                                                           Троян О.Н.

                                                                                                                                             

2022г

Ф.И.О.Троян Оксана Николаевна (высшее).

Мурзабаева Эльза Исламетдиновна (высшее).

Должность. Воспитатель.

Возрастная группа. Группа №4 (дети с умственной отсталостью) 3-8 лет.

Когда начата работа над темой: сентябрь 2022 г.

Когда предполагается закончить работу над темой: август 2023 г.

Тема самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».

Цель: развитие речи и творческих способностей у детей посредством различных видов театра.

Задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
  • Адаптировать и социализировать ребенка с интеллектуальной недостаточностью через театрализованную деятельность.
  • Приобщать дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами театров).
  • Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.
  • Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.
  • Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций.
  • Помогать застенчивым, малоговорящим, неговорящим детям принимать участие в театрализованной игре.
  • Обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские и народные приёмы изображения.
  • Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности детей через театрализованные игры.
  • Развивать речь детей как средство общения.
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
  • Помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть; повысить уровень его самооценки.
  • Помочь детям с ОВЗ лучше понять себя и свои чувства и выразить их.
  • Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников).
  • Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
  • Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующую становлению театрально-игровой деятельности и развитию  речи дошкольников.
  • Воспитывать устойчивый интерес к произведениям, доброжелательность, милосердие, сострадание, умение осознавать и оценивать свои поступки и поступки других.

Формы работы с детьми:

  • Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с помощью живого слова воспитателя и с использованием ИКТ.
  • Проигрывание отрывков из сказок.
  • Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
  • Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  • Словесные, настольные и подвижные игры.
  • Пантомимические этюды и упражнения.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Пальчиковые игры со словами.
  • Разучивание чистоговорок.
  • Использование различных видов театра.
  • Ритмопластика.

Формы взаимодействия работы с родителями:

  • анкетирование;
  • индивидуальные беседы;
  •  совместная деятельность;
  • посещение театров;
  • выставки;
  • помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Виды театра:

  • би – ба - бо;
  •  настольный театр;
  • книжка-театр;
  • театр пяти пальцев;
  • театр масок;
  • театр ручных теней;
  • пальчиковый теневой театр;
  • театр «живых» теней;
  • магнитный театр;
  • марионеточный театр;
  • театр на фланелеграфе.

Актуальность:

                                                                                                                                    «Театрализация – это волшебный мир,

                                                                                                                                    в котором ребёнок радуется играя,

                                                                                                                                    а играя, познаёт мир».

                                                                                                                                                                        О.П. Радынова.

Среди дошкольников с проблемами в развитии многочисленную категорию составляют умственно отсталые дети, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического повреждения головного мозга. Наряду с первичным дефектом (нарушением познавательной деятельности) дети с нарушением интеллекта имеют ряд вторичных осложнений.

Большинство из детей с нарушениями интеллекта в силу своих особенностей лишены многого, доступного обычным ребятам: возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда даже и нормального общения со сверстниками.

Органическое поражение ЦНС этих умственно отсталых детей  приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций. Для того, чтобы эти дети были способны самостоятельно жить, соблюдая нормы общественного поведения и принося пользу обществу своим добросовестным трудом, необходимо, чтобы они осмысленно владели речью. Вся работа с умственно отсталыми детьми должна строиться с ориентиром на преодоление свойственной им бедности языка и представлений об окружающем мире.Развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребёнка и рассматривается как важный компонент воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Л.С. Выготский писал: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Дети с ОВЗ зачастую лишаются возможности по-настоящему раскрыть свою индивидуальность; не всегда умеют управлять своим телом и владеть своим голосом. В процессе практической работы, в ходе наблюдений за такими детьми и, руководствуясь специальной литературой, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность является эффективнейшим средством для социальной адаптации умственно отсталых детей, а также реализации их индивидуальных возможностей.

Включение приемов театрализациив повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитиюу детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе. Театрализованные в виды деятельности особенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств. В силу своих особенностей театрализованная деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений.

Мы считаем, что использование театрализованных игр в образовательной деятельности, является прекрасным и эффективным средством коррекции и развития детей с нарушением интеллекта, знакомит с миром прекрасного, расширяет представление об окружающем, а главное способствует психологической адаптации ребёнка в социуме.

Предполагаемый результат:

  • Формирование умения выражать своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре).
  • Формирование нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта).
  • Развитие духовно-богатой личности ребенка.
  • Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, и развивающей личности.
  • Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
  • Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
  • Создание эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Источники:

  • СМИ (газеты, журналы);
  • литература (методическая, специальная, научно популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • интернет;
  • видео, аудио материалы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание работы

Сроки

Ответственный

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

Подбор литературы, изучение методической литературы по данной теме:

1. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Антипова Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду».- М: ТЦ «Сфера», 2013.

3. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». - М.: 2011.

4. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников». - М., 2007.

5. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2011.

6. Жданова В. А. «Театрализованная деятельность в детском саду». – Воспитатель, №6, 2009.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии». - СПб.: Речь, 2005.

8. Зимина И. Э. «Театр и театрализованные игры в детском саду». Дошк. восп. N4, 2005.

9. Иванова Г.П. «Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников». - М.: «Скрипторий 2003», 2006.

10. Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания». – М.: Лепта-Книга, 2007.

11. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка-дошкольника».- М., 2004.

12. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду». – М.: ТЦ «Сфера», 2007г.

13. Маханева М. Д. «Театрализованная деятельность дошкольников».- Дошк.восп., 2010

14. Маханева М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».  - М., 2009.

15. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет». -  М.:  ТЦ Сфера, 20015.

В течение года.

Воспитатели.

Разработать перспективное планирование по теме.

Сентябрь.

Воспитатели.

Изучение опыта работы других педагогов, обзор информации по теме на интернет - ресурсах.

В течение года.

Воспитатели.

Подбор материала для информационного стенда, папок – передвижек, для рекомендаций родителям.

В течение года.

Воспитатели.

Разработка анкеты  «Вы любите театр?»

Сентябрь.

Воспитатели.

Разработка  консультаций, рекомендаций для родителей.

В течение года.

Воспитатели.

Подбор материала для картотеки театрализованных игр.

Сентябрь-ноябрь.

Воспитатели.

Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров.

В течение года.

Воспитатели.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Информационный стенд:

«Как можно сделать кукольный театр своими руками»,

«Что такое театр».

В течение года.

Воспитатели.

Папка передвижка:

«Почитай мне сказку мама»,

«Театральные ступеньки»,

«Домашний театр».

Доклад «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы».

В течение года.

Воспитатели.

Проведение анкетирования «Театр и дети».

Октябрь.

Воспитатели.

Проведение консультаций:

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»,

«Игры детей с игрушками-персонажами»,

«Учите с детьми чистоговорки и потешки»,

«Играем совместно с детьми с театральными куклами дома»,

«Как и для чего читать детям сказки»,

«Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей».

В течение года.

Воспитатели.

Рекомендации:

«Собрать бросовый материал для изготовления разных видов театра»,

«Сказки нужны детям»,

«Театр и родители»,

«Театрализованные игры дома».

В течение года.

Воспитатели.

Мастер – класс  «Веселый язычок».

Апрель.

Воспитатели.

Разучивание стихотворений к праздникам, развлечениям.

В течение года.

Воспитатели.

Изготовление картотеки театрализованных игр.

В течение года.

Воспитатели.

Театрализованные игры:

«Лисичка и зайчики», «Волк зубастый», «Солнышко и дождик», «Кошка и мышки» и др.

В течение года.

Воспитатели.

Просмотр мультфильмов и фильмов.

В течение года.

Воспитатели.

Книжная выставка:

«В гостях у сказки».

В течение года.

Воспитатели.

Выставки семейных рисунков:

«Зимняя сказка»,

«Мой любимый сказочный герой».

В течение года.

Воспитатели.

Фотовыставки:

«Мы и театр»,

«Мы познаем мир»,

«Семейный театр».

В течение года.

Воспитатели.

Слушание музыкальных произведений: «Паровозик из Ромашкино», «Антошка», «Песня Бременских музыкантов», «Песня крокодила Гены», «Песенка мамонтёнка» и др.

В течение года.

Воспитатели.

Проведение театрализованной деятельности с использованием различных видов театра (театр теней, настольный театр, театр на  фланелеграфе и т.д.)

В течение года.

Воспитатели.

Создание копилки театральных кукол:

«Ложковый театр»,

«Платковый театр»,

«Театр теней»,

«Театр кружек» и т.д.

В течение года.

Воспитатели, родители.

Изготовление костюмов для постановок, утренников.

Пополнение и оснащение центра эстетического развитиянеобходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности.

В течение года.

Воспитатели.

Семинар – практикум на тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи».

Март

Воспитатели.

Отчет о проделанной работе. Презентация « Мы – артисты».

Май.

Воспитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию на тему "Пластилинография, как средство развития речи и мышления у дошкольников".

В плане отражена работа с детьми среднего возраста, так же разнообразная работа с родителями в течении года.Свою работу по пластилинографии я веду второй год, поэтому мы продолжаем двигаться дальше с ...

План по самообразованию на тему: «Театр- как средство развития речи у дошкольников»

План  по самообразованию на тему: «Театр- как средство развития речи у дошкольников»...

План самообразования «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство развития речи дошкольников» на 2020-2021 учебный год.

Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любитьСмеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ. Цель:Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помоч...

План по самообразованию по теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Методическая разработка для развития познавательной активности детей 5-7 лет  . Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает активизировать познавательную деятельность, строить от...

План работы по самообразованию по теме: «Сказкотерапия, как средство развития речи у дошкольников».

В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психич...

Самообразование на тему "Музыка как средство развитие речи дошкольников"

Цель: обеспечить всестороннее развитие детей через взаимосвязь речи, музыки и движения, повысить своё профессиональное мастерство....

Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Сказка, как средство развитие речи дошкольников»

Индивидуальный план по самообразованию на тему: "Сказка, как средство развитие речи дошкольников"...