План по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».
материал
Среди дошкольников с проблемами в развитии многочисленную категорию составляют умственно отсталые дети, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического повреждения головного мозга. Наряду с первичным дефектом (нарушением познавательной деятельности) дети с нарушением интеллекта имеют ряд вторичных осложнений.
Большинство из детей с нарушениями интеллекта в силу своих особенностей лишены многого, доступного обычным ребятам: возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда даже и нормального общения со сверстниками.
Органическое поражение ЦНС этих умственно отсталых детей приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций. Для того, чтобы эти дети были способны самостоятельно жить, соблюдая нормы общественного поведения и принося пользу обществу своим добросовестным трудом, необходимо, чтобы они осмысленно владели речью. Вся работа с умственно отсталыми детьми должна строиться с ориентиром на преодоление свойственной им бедности языка и представлений об окружающем мире. Развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребёнка и рассматривается как важный компонент воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Л.С. Выготский писал: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Дети с ОВЗ зачастую лишаются возможности по-настоящему раскрыть свою индивидуальность; не всегда умеют управлять своим телом и владеть своим голосом. В процессе практической работы, в ходе наблюдений за такими детьми и, руководствуясь специальной литературой, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность является эффективнейшим средством для социальной адаптации умственно отсталых детей, а также реализации их индивидуальных возможностей.
Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе. Театрализованные в виды деятельности особенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств. В силу своих особенностей театрализованная деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений.
Мы считаем, что использование театрализованных игр в образовательной деятельности, является прекрасным и эффективным средством коррекции и развития детей с нарушением интеллекта, знакомит с миром прекрасного, расширяет представление об окружающем, а главное способствует психологической адаптации ребёнка в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 34.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
Центрального района Санкт-Петербурга «Детский оздоровительный городок «Берёзка»
План по самообразованию
на тему:
«Театрализованная деятельность
как средство развития речи дошкольников».
Воспитатели: Троян О.Н.
Мурзабаева Э.И.
2022г
Ф.И.О. Троян Оксана Николаевна (высшее).
Мурзабаева Эльза Исламетдиновна (высшее).
Должность. Воспитатель.
Возрастная группа. Группа №4 (дети с умственной отсталостью) 3-8 лет.
Когда начата работа над темой: сентябрь 2022 г.
Когда предполагается закончить работу над темой: август 2023 г.
Тема самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».
Цель: развитие речи и творческих способностей у детей посредством различных видов театра.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
- Адаптировать и социализировать ребенка с интеллектуальной недостаточностью через театрализованную деятельность.
- Приобщать дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами театров).
- Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.
- Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.
- Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций.
- Помогать застенчивым, малоговорящим, неговорящим детям принимать участие в театрализованной игре.
- Обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские и народные приёмы изображения.
- Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей через театрализованные игры.
- Развивать речь детей как средство общения.
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
- Помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть; повысить уровень его самооценки.
- Помочь детям с ОВЗ лучше понять себя и свои чувства и выразить их.
- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников).
- Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
- Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующую становлению театрально-игровой деятельности и развитию речи дошкольников.
- Воспитывать устойчивый интерес к произведениям, доброжелательность, милосердие, сострадание, умение осознавать и оценивать свои поступки и поступки других.
Формы работы с детьми:
- Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с помощью живого слова воспитателя и с использованием ИКТ.
- Проигрывание отрывков из сказок.
- Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
- Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
- Словесные, настольные и подвижные игры.
- Пантомимические этюды и упражнения.
- Дыхательная гимнастика.
- Артикуляционная гимнастика.
- Пальчиковые игры со словами.
- Разучивание чистоговорок.
- Использование различных видов театра.
- Ритмопластика.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- совместная деятельность;
- посещение театров;
- выставки;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Виды театра:
- би – ба - бо;
- настольный театр;
- книжка-театр;
- театр пяти пальцев;
- театр масок;
- театр ручных теней;
- пальчиковый теневой театр;
- театр «живых» теней;
- магнитный театр;
- марионеточный театр;
- театр на фланелеграфе.
Актуальность:
«Театрализация – это волшебный мир,
в котором ребёнок радуется играя,
а играя, познаёт мир».
О.П. Радынова.
Среди дошкольников с проблемами в развитии многочисленную категорию составляют умственно отсталые дети, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического повреждения головного мозга. Наряду с первичным дефектом (нарушением познавательной деятельности) дети с нарушением интеллекта имеют ряд вторичных осложнений.
Большинство из детей с нарушениями интеллекта в силу своих особенностей лишены многого, доступного обычным ребятам: возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда даже и нормального общения со сверстниками.
Органическое поражение ЦНС этих умственно отсталых детей приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций. Для того, чтобы эти дети были способны самостоятельно жить, соблюдая нормы общественного поведения и принося пользу обществу своим добросовестным трудом, необходимо, чтобы они осмысленно владели речью. Вся работа с умственно отсталыми детьми должна строиться с ориентиром на преодоление свойственной им бедности языка и представлений об окружающем мире. Развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребёнка и рассматривается как важный компонент воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Л.С. Выготский писал: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Дети с ОВЗ зачастую лишаются возможности по-настоящему раскрыть свою индивидуальность; не всегда умеют управлять своим телом и владеть своим голосом. В процессе практической работы, в ходе наблюдений за такими детьми и, руководствуясь специальной литературой, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность является эффективнейшим средством для социальной адаптации умственно отсталых детей, а также реализации их индивидуальных возможностей.
Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе. Театрализованные в виды деятельности особенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств. В силу своих особенностей театрализованная деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений.
Мы считаем, что использование театрализованных игр в образовательной деятельности, является прекрасным и эффективным средством коррекции и развития детей с нарушением интеллекта, знакомит с миром прекрасного, расширяет представление об окружающем, а главное способствует психологической адаптации ребёнка в социуме.
Предполагаемый результат:
- Формирование умения выражать своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре).
- Формирование нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта).
- Развитие духовно-богатой личности ребенка.
- Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, и развивающей личности.
- Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
- Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
- Создание эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.
Источники:
- СМИ (газеты, журналы);
- литература (методическая, специальная, научно популярная, публицистическая, художественная и др.);
- интернет;
- видео, аудио материалы;
- семинары и конференции;
- мастер-классы;
- мероприятия по обмену опытом.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание работы | Сроки | Ответственный | |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ | Подбор литературы, изучение методической литературы по данной теме: 1. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 2. Антипова Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду».- М: ТЦ «Сфера», 2013. 3. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». - М.: 2011. 4. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников». - М., 2007. 5. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2011. 6. Жданова В. А. «Театрализованная деятельность в детском саду». – Воспитатель, №6, 2009. 7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии». - СПб.: Речь, 2005. 8. Зимина И. Э. «Театр и театрализованные игры в детском саду». Дошк. восп. N4, 2005. 9. Иванова Г.П. «Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников». - М.: «Скрипторий 2003», 2006. 10. Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания». – М.: Лепта-Книга, 2007. 11. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка-дошкольника».- М., 2004. 12. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду». – М.: ТЦ «Сфера», 2007г. 13. Маханева М. Д. «Театрализованная деятельность дошкольников».- Дошк.восп., 2010 14. Маханева М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду». - М., 2009. 15. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет». - М.: ТЦ Сфера, 20015. | В течение года. | Воспитатели. |
Разработать перспективное планирование по теме. | Сентябрь. | Воспитатели. | |
Изучение опыта работы других педагогов, обзор информации по теме на интернет - ресурсах. | В течение года. | Воспитатели. | |
Подбор материала для информационного стенда, папок – передвижек, для рекомендаций родителям. | В течение года. | Воспитатели. | |
Разработка анкеты «Вы любите театр?» | Сентябрь. | Троян О.Н. | |
Разработка консультаций, рекомендаций для родителей. | В течение года. | Воспитатели. | |
Подбор материала для картотеки театрализованных игр. | Сентябрь-ноябрь. | Воспитатели. | |
Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров. | В течение года. | Воспитатели. | |
ПРАКТИЧЕСКИЙ | Информационный стенд: «Как можно сделать кукольный театр своими руками», «Что такое театр». | В течение года. | Воспитатели. |
Папка передвижка: «Почитай мне сказку мама», «Театральные ступеньки», «Домашний театр». | |||
Доклад «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы». | В течение года. | Воспитатели. | |
Проведение анкетирования «Театр и дети». | Октябрь. | Троян О.Н. | |
Проведение консультаций: «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста», «Игры детей с игрушками-персонажами», «Учите с детьми чистоговорки и потешки», «Играем совместно с детьми с театральными куклами дома», «Как и для чего читать детям сказки», «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей». | В течение года. | Воспитатели. | |
Рекомендации: «Собрать бросовый материал для изготовления разных видов театра», «Сказки нужны детям», «Театр и родители», «Театрализованные игры дома». | В течение года. | Воспитатели. | |
Мастер – класс «Веселый язычок». | Апрель. | Воспитатели. | |
Разучивание стихотворений к праздникам, развлечениям. | В течение года. | Воспитатели. | |
Изготовление картотеки театрализованных игр. | В течение года. | Воспитатели. | |
Театрализованные игры: «Лисичка и зайчики», «Волк зубастый», «Солнышко и дождик», «Кошка и мышки» и др. | В течение года. | Воспитатели. | |
Просмотр мультфильмов и фильмов. | В течение года. | Воспитатели. | |
Книжная выставка: «В гостях у сказки». | В течение года. | Воспитатели. | |
Выставки семейных рисунков: «Зимняя сказка», «Мой любимый сказочный герой». | В течение года. | Воспитатели. | |
Фотовыставки: «Мы и театр», «Мы познаем мир», «Семейный театр». | В течение года. | Воспитатели. | |
Слушание музыкальных произведений: «Паровозик из Ромашкино», «Антошка», «Песня Бременских музыкантов», «Песня крокодила Гены», «Песенка мамонтёнка» и др. | В течение года. | Воспитатели. | |
Проведение театрализованной деятельности с использованием различных видов театра (театр теней, настольный театр, театр на фланелеграфе и т.д.) | В течение года. | Воспитатели. | |
Создание копилки театральных кукол: «Ложковый театр», «Платковый театр», «Театр теней», «Театр кружек» и т.д. | В течение года. | Воспитатели, родители. | |
Изготовление костюмов для постановок, утренников. | |||
Пополнение и оснащение центра эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности. | В течение года. | Воспитатели. | |
Семинар – практикум на тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи». | Март | Воспитатели. | |
Отчет о проделанной работе. Презентация « Мы – артисты». | Май. | Воспитатели. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по самообразованию на тему "Пластилинография, как средство развития речи и мышления у дошкольников".
В плане отражена работа с детьми среднего возраста, так же разнообразная работа с родителями в течении года.Свою работу по пластилинографии я веду второй год, поэтому мы продолжаем двигаться дальше с ...
План по самообразованию на тему: «Театр- как средство развития речи у дошкольников»
План по самообразованию на тему: «Театр- как средство развития речи у дошкольников»...
План самообразования «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство развития речи дошкольников» на 2020-2021 учебный год.
Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любитьСмеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ. Цель:Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помоч...
План по самообразованию по теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Методическая разработка для развития познавательной активности детей 5-7 лет . Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает активизировать познавательную деятельность, строить от...
План работы по самообразованию по теме: «Сказкотерапия, как средство развития речи у дошкольников».
В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психич...
Самообразование на тему "Музыка как средство развитие речи дошкольников"
Цель: обеспечить всестороннее развитие детей через взаимосвязь речи, музыки и движения, повысить своё профессиональное мастерство....
Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Сказка, как средство развитие речи дошкольников»
Индивидуальный план по самообразованию на тему: "Сказка, как средство развитие речи дошкольников"...