Логопедическая гостиная для педагогов: «Современные методы оздоровления в качестве профилактики речевых нарушений»
методическая разработка

Почитаева Людмила Викторовна

Задачи логопедической гостиной:

  • стимулировать педагогов к активному взаимодействию с учителем – логопедом по вопросу логопедической гостиной;
  • показать значение использования нетрадиционных средств в работе с дошкольниками;
  • помочь овладеть некоторыми оздоровительными методами;
  • вызвать желание педагогов делиться личным опытом по использованию современных методов оздоровления;
  • дать рекомендации по внедрению современных методов оздоровления для профилактики речевых нарушений (буклеты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostinaya_dlya_pedagogov.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт – Петербурга

Логопедическая гостиная для педагогов:

«Современные методы оздоровления

в качестве профилактики речевых нарушений»

       

                                 

Цель: повысить компетентность педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; уточнить и пополнить знания о современных методах оздоровления в качестве профилактики речевых нарушений.

Задачи логопедической гостиной: 

  • стимулировать педагогов к активному взаимодействию с учителем – логопедом по вопросу логопедической гостиной;
  • показать значение использования нетрадиционных средств в работе с дошкольниками;
  • помочь овладеть некоторыми оздоровительными методами;
  • вызвать желание педагогов делиться личным опытом по использованию современных методов оздоровления;
  • дать рекомендации по внедрению современных методов оздоровления для профилактики речевых нарушений (буклеты).

Форма работы: групповая

Участники логопедической гостиной: педагоги ДОУ и учитель – логопед (ведущий логопедической гостиной).

Продолжительность: 50 – 60 минут.

Информационно – техническое обеспечение:

  • презентация «Веселые нетрадиционные артикуляционные упражнения для

     совершенствования артикуляционной моторики у детей со сладостями».

Оборудование: 

  • зеркала (на каждого педагога);
  • массажные мячики Су – Джок (на каждого участника), «сухой бассейн»;
  • ноутбук;
  • магнитная доска;
  • сладкая соломка (на каждого участника);
  • демонстрационная схема – пирамида (план мероприятия);
  • буклет «Современные методы оздоровления в качестве профилактики речевых нарушений».

Предварительная работа: 

  • подбор и изучение литературы по теме семинара – практикума;
  • оформление презентации «Современные методы оздоровления в качестве профилактики речевых нарушений»;
  • разработка буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика для непослушного язычка» и памятки «Проведение артикуляционной гимнастики  в домашних условиях».

Ход проведения логопедической гостиной

  1. Организационный момент

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней гостиной. Сегодня мы поговорим о речи и о профилактике речевых нарушений.

План нашей встречи я отразила в вот такой необычной пирамиде (учитель – логопед обращает внимание коллег на магнитную доску, на которой выставляется схема – пирамида).

План логопедической гостиной:

  1. Причины возникновения речевых нарушений.
  2. Основные направления речевой деятельности. Использование нетрадиционных подходов для их реализации.
  3. Практическая часть: «Сладкий язычок».
  4. Рефлексия. Подведение итогов.

Подобно каждой детали, мы с вами сегодня сможем обогатиться новыми знаниями, что – то вспомнить и собрать полный продукт!

  1. Основная часть

Выступление учителя – логопеда на тему: «Современные методы оздоровления в качестве профилактики речевых нарушений».

К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог - родное слово!».

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.

Одним из важнейших направлений преодоление имеющихся нарушений речи у детей является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В Государственном Стандарте ДО  «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В связи с этим, непосредственно само речевое развитие детей должно быть актуальным в работе всех педагогов ДОУ.

Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

  • ухудшение экологической обстановки;
  •  увеличение числа патологий беременности;
  • увеличение количества родовых травм;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  •  различные социальные причины.

Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

 К числу основных направлений речевой деятельности у дошкольников относятся:

1. Звукопроизношение, моторика артикуляционного аппарата.

2. Физиологическое и речевое дыхание.

3. Слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.

4. Мелкая моторика.

5. Словарный запас.

6.Звуковая культура речи.

7. Работа над грамматическими категориями.

Именно использование современных методов оздоровления  помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ОНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.

- Предлагаю рассмотреть некоторые направления речевой деятельности с использованием современных оздоровительных технологий.

  1. Развитие  артикуляционной моторики и звукопроизношения

                       Нетрадиционные упражнения для совершенствования            

                                          артикуляционной моторики
      Эти упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. 

Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел. 
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально. 
4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".
5. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
6. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку. 
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным. 
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. 
Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду" 
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот.
3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз. 
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом 
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см. 
1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд. 
2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз. 
3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз. 
4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз. 
5. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

После своего выступления учитель – логопед предлагает педагогам поделиться опытом работы с детьми по данному вопросу.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

        Приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику на индивидуальном логопедическом.

        Длительность одного сеанса самомассажа для детей может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз.

В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из приемов рассмотренных нами. Перед проведением самомассажа ребенку необходимо предложить умыться и помыть руки.

                Ребёнок обучается приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа ребёнок должн принять спокойную, расслабленную позу. Он может сидеть на стульчике или находиться в положении лежа. Обучая ребёнка самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

                Ребёнок выполняет массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

                Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы и шеи, мимических мышц лица, губ, языка, самомассаж ушных раковин.

                Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

                             Самомассаж органов артикуляции

  • «Нарисуем усы»

Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

  • «Веселый клоун»

Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

  • «Клювик»

Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

  • «Погладим подбородок»

 Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

  • «Расческа»

Поглаживание губ зубами.

  • «Молоточек» 

Постукивание губ зубами.

После своего выступления учитель – логопед предлагает педагогам поделиться опытом работы с детьми по данному вопросу.

2. Развитие дыхания
    Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно - сосудистой системы.
     Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. 

              Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики 
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
 
                                  Упражнения дыхательной гимнастики
Снег
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щеки. 
Кораблики
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. 

Футбол
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее". 
Буль - бульки
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д. 

Волшебные пузырьки

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. 
 Дудочка
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. 
Губная гармошка
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же. 
 Цветочный магазин
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу. 
 Свеча
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. 

 Косари
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой". 
После своего выступления учитель – логопед предлагает педагогам поделиться опытом работы с детьми по данному вопросу.
 3. Развитие слухового внимания, фонематического слуха

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

                              Игры для развития слухового внимания

Что за машина?

 Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону? 

Услышь шёпот

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

 Игры для развития фонематического слуха

Зоопарк

Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

Цепочка

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

После своего выступления учитель – логопед предлагает педагогам поделиться опытом работы с детьми по данному вопросу.

4.Развитие мелкой моторики

  • самомассажа кистей рук;
  • игр-шнуровок;
  • игр с природным материалом;
  • игр в «сухом бассейне»;
  • песочной терапии;
  • пальчиковых упражнений;
  • кинезиологических упражнений («гимнастика мозга»).

На занятиях хорошо использовать самомассаж кистей рук. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Для активизации биологически активных точек мохно использовать:

  • растирать ладони движениями вверх;
  • вниз до появления теплоты;
  • растирать ладонями шестигранный карандаш;
  • покатать между ладонями сосновую шишку, орех и т.д.;
  • бельевой прищепкой «кусаем ногтевые фаланги».

В играх со шнуровками развивается глазомер ребенка. Любят дети заниматься с природным материалом. По мнению Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, С.Ю. Кондратьевой действия с природным материалом активизируют мыслительную деятельность детей. Особый интерес вызывают у детей «сухие бассейны» – это небольшие тазы, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой. Я использую фасоль, рис, бусы, горох и т.д. Опустив кисти рук в «сухой бассейн», дети помешивают горох, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук. Благотворное влияние на развитие мелкой моторики оказывает песочная терапия. Можно предложить детям «пройтись» ладошками, оставляя свои следы. Отпечатками кулачков, ладошек дети создают узоры на песке (солнышко, домик и т.д.), «шагают» каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние. А кинезиологические упражнения («Колечко», «Кулак – ладонь») улучшают мыслительную деятельность, способствуют развитию мозолистого тела.

После своего выступления учитель – логопед предлагает педагогам поделиться опытом работы с детьми по данному вопросу.

III. Практическая часть

Учитель – логопед предлагает вниманию педагогов посмотреть презентацию «Весёлые нетрадиционные артикуляционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики у детей со сладостями» с практическим показом.

Вывод: современные методы оздоровления влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки к её самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные методы являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной профилактики речевых нарушений.

IV. Итог мероприятия

- Вот и подошла к завершению наша встреча. Я надеюсь, вы узнали что – то новое, интересное. Пирамида обрела новые краски, а мы с вами – новые знания.

Спасибо за внимание. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с использованием ИКТ «Профилактика речевых нарушений. Логопедические пятиминутки»

Автор:Кузнецова Светлана Александровна, учитель – логопед высшей категории.Место работы:МДОУ детский сад № 1 «Родничок» п. Горный Краснопартизанского района, Саратовской области.Мастер-класс с использ...

Коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников путем нетрадиционных методов и приемов.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимн...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ – РТВ.

Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития....

Презентация "Роль методов и приемов арт терапии в оздоровлении детей с речевыми нарушениями"

В презентации представлены основные техники арт терапии, для снижения эмоционального напряжения, помощи в преодолении негативных переживаний и т.д....

Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции и профилактики речевых нарушений

Представление практических приёмов логоработы при использовании сказок....

Презентация на тему:«Су-Джок терапия как метод профилактики речевых нарушений»

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные методы здоровьесбережения детей. К ним относится массаж и самомассаж....