Современные подходы профилактики речевых нарушений младших дошкольников
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Одним из важнейших этапов развития ребенка считается этап развития его речи. Успешность в общении, обучении и взаимодействии с окружающим миром зависит от умения ребёнка выражать свои мысли. Формирование речи начинается с первых дней жизни малыша. Звуки, интонации, мимика, с которыми взрослые обращаются к ребёнку, уже оказывают влияние на его способность воспринимать и воспроизводить речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_yu._s._dou_11_mmo_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 11
«ОЛЕНЕНОК»
Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Выступление на ММО по речевому развитию
Круглый стол
«Современные методы коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста»
на тему
«Современные подходы профилактики речевых нарушений младших дошкольников»
Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 7 «Чайка»
Дата проведения: 30.01.2025
Подготовила: воспитатель Кузнецова Ю. С.
Г. Мичуринск, 2025 год
Одним из важнейших этапов развития ребенка считается этап развития его речи. Успешность в общении, обучении и взаимодействии с окружающим миром зависит от умения ребёнка выражать свои мысли. Формирование речи начинается с первых дней жизни малыша. Звуки, интонации, мимика, с которыми взрослые обращаются к ребёнку, уже оказывают влияние на его способность воспринимать и воспроизводить речь.
Младший дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом. В это время развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера, ориентировочно-познавательная деятельность, речь.
Константин Дмитриевич Ушинский писал о том, что лингвистическое воспитание ребёнка должно начинаться рано. А если ребёнок попадает в группу риска, и на первом году жизни у него возникают отклонения в нервно–психическом развитии, необходимо незамедлительно прийти ему на помощь и начать коррекционно–педагогические мероприятия.
В современных условиях развития общества поиск новых подходов в преодолении нарушений произношения у детей является особенно актуальной.
Известно, что в основе овладения ребенком произносительной стороны речи лежит механизм подражания речи окружающих, воспринимаемой на слух. Одним из условий становления произносительной стороны речи у ребенка в норме является сохранность сенсорных каналов, необходимых для восприятия устной речи окружающих. У речевых детей эти условия нарушаются. При нарушении этого условия возникает необходимость в целенаправленном формировании у ребенка представлений о процессе произношения, так как за счет нарушения различных этапов обратной связи возникает дефицит информации о фонетических элементах речи, восполнить которые можно только за счет специальной помощи взрослого, применения «обходных путей» и специфических средств обучения. Одним из факторов, определяющих успешность работы по формированию правильного звукопроизношения у младших дошкольников с нарушениями речи, является частота повторений правильно произносимого звука. Существует филогенетическая связь между развитием движений и формированием звукопроизношения.
Давно установлено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. В связи с этим в систематической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место занимают физические упражнения.
Также формированию правильной речи способствует использование игровой методики развивающих игр В.В. Воскобовича. Разработанные им развивающие технологии «Фиолетовый лес» и «Коврограф» активно применяются специалистами на игровых занятиях по развитию речи. Данные игры учитывают интересы ребенка, помогают ему совершать новые открытия в ходе увлекательного игрового процесса и получать эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения, развить речь в целом, но и учат ребенка общению и взаимопониманию. Вместе с коррекцией звукопроизношения, моторики и просодики развивается речь и личность ребенка в целом. В ходе занятий «Коврограф» становится тем сказочным островом, который превращает обучение в увлекательную и познавательную игру. Выполняя игровые задания, ребенок получает новые знания и тренирует основные навыки.
Эффективным приемом работы над звукопроизношением и развитием связной речи является дидактическое пособие «Кольца Луллия». С интересом дети выполняют задания на формирование фонетического слуха, умения определять место звука в слове «Найди заданный звук», знакомятся со значением предлогов, закрепляя умение употреблять предлоги с существительным, обучаются правильному составлению предложения, закрепляя предложный падеж существительных с предлогом.
Большое значение уделяется развитию тонкой моторики дошкольников. Использование в работе упражнения «Су-джок» с колючими шариками и массажными кольцами; игр с резинками по типу «Геоконт»; «бродилок» для пальчиков. Очень интересны детям игры с камешками «Марблс»: выкладывание контуров букв, графических и звуковых схем.
Еще одним ярким и эффективным открытием в работе по развитию речи можно назвать психотерапевтическую песочницу. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождаясь от страхов, психологического напряжения. Игра с песком развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
В последнее время в коррекционной работе появляются новые средства обучения, основанные на преимуществах информационных технологий. Многочисленными исследованиями была обоснована целесообразность использования компьютерных технологий для решения коррекционных задач.
Результаты использования компьютерных технологий в специальном образовании для формирования и коррекции устной речи убеждают в необходимости их дальнейшего применения.
Таким образом, новые средства обучения могут и должны применяться для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, более эффективного решения коррекционных задач.
Список используемых источников
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие. (Под редакцией Гаркуши Ю. Ф.) / М.: Секачев В. Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН». 2013. -15 с.
- Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко; НИИ дефектологии АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1990. - 183,[1] с.; 20 см. - (ОПН. Образование. Пед. науки. Дефектология).
- 8. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] : (Роль двигат. анализатора в формировании высш. нервной деятельности ребенка) / Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков. - Москва : Педагогика, 1973. - 143 с. : ил.; 20 см.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников путем нетрадиционных методов и приемов.
Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимн...
профилактика речевых нарушений у дошкольников
Что такое речь, методы работы дошкольного учреждения по профилактике речевых нарушений у детей...
СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...
Профилактика речевых нарушений у дошкольников ДОУ в рамках ПРОЕКТА "Мы здоровая семья - папа, мама, брат и Я!"
Вашему вниманию представлен материал проекта по взаимодействию специалистов в рамках логопункта ДОУ....
Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников.
Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников....
"Речевые игры, как средство коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников"
Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение п...
методическое пособие «Профилактика речевых нарушений младших дошкольников средствами традиционных и инновационных технологий»
Содержание Пояснительная записка Особенности речевого развития детей 3-4 летГипотеза, задачи, механизм содержания работыНаправления и формы работыПлан реализацииЗаключениеБиблиографический с...