Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ – РТВ.
статья по логопедии по теме

Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_seminar.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика  речевых  нарушений  у  детей  младшего  и  среднего  дошкольного возраста  с  использованием  методов  инновационной  технологии  ТРИЗ – РТВ.

     

Внимание к развитию речи дошкольника особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Воспитатель обязан помнить, что речь – инструмент развития психики растущего организма. Взрослые не только способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, но и готовят почву для успешного обучения в школе и положительной адаптации в целом.

      Малыши большую часть времени проводят в игре, через которую они знакомятся с окружающей их жизнью, приобретают первые навыки и умения. Методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом (быстро и качественно) позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. Определение ТРИЗ даётся: Л.А. Григорович, Т.Д.Марцинковская. Педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001. – 480 с. 45.

        ТРИЗ – педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач (Г.С.Альтшуллер, 1946г.).

Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития.

Практическая значимость заключается в том, что в игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление. Дети приобщаются к народной культуре.

      Основная цель словесных игр – развивать речевую активность детей, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, рассказа, сказки, понимание значения слов, умение правильно их произносить. С чего начинать и как правильно преподнести нужную информацию детям – учит методика ТРИЗ.

      Подобранные игры  приучают детское ухо  к интонационному строю родной речи, знакомят с народным творчеством.

      Своевременное формирование правильного произношения имеет важное  значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу -  для усвоения школьной программы.

      Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается с момента прихода их в детский сад, когда малышей приучают при выполнении упражнений на занятиях и в речевых играх отчётливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, вслушиваться в звучание слова, соотносить слово с предметом, картинкой, произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громко) и т.д.

      Важной предпосылкой для совершенствования речи является создание благоприятной в эмоциональном отношении ситуации, в которой у детей возникло бы желание активно участвовать в речевом общении. Эмоциональное общение взрослого и ребёнка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Вся познавательная деятельность ребёнка младшего и среднего дошкольного  возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. В формирование связной речи отчётливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируется у ребёнка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими  исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы (А. А. Леонтьев, А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и др.). Мышление, воображение и речь в реальном процессе неразделимы. Педагог может судить об уровне  развития мышления, воображения и речи по речевому продукту, который создаёт ребёнок.  В свою очередь и развитие мышления в этом возрасте связано с практическими действиями ребёнка и с восприятием свойств и предметов окружающего мира. Таким образом, развитие речи тесно связано с развитием мышления ребёнка.

      Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупных учёных, таких, как И.П. Павлов, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

      Игры с мячом весьма популярны и оказывают положительное влияние на речь, так как развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи, регулируют силу и точность движения, формируют произвольное внимание, развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – лёгких, сердца, улучшают обмен веществ. Всё это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

      Предлагаемые игры и упражнения, методы ТРИЗ-РТВ   могут использоваться педагогами в процессе занятий (развитие речи, математика, конструирование, музыкальное, физкультурное и др.) и в свободной игровой деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста в профилактических целях, а так же для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза, симптоматики.

Младшая группа

     

     После двух лет основную роль в изменении психики и поведения ребёнка   играет речь и своевременное её развитие.

При умелом педагогическом воздействии речь ребёнка совершенствуется очень быстро. Если к двум годам ребёнок употребляет 300 слов, то к трём – активный словарь достигает 1000 слов, а к четырём годам – до 2000 и больше. Он начинает употреблять распространённые предложения и почти не употребляет облегчённых слов, расширяя под руководством взрослого свой жизненный опыт, дети научаются устанавливать причину и следствие того или другого явления, понимать и сами задавать много разнообразных вопросов.

       Использование инновационной технологии ТРИЗ–РТВ позволяет педагогам обучать детей:

  1. составлению сравнений;
  2. созданию рифмованных текстов;
  3. приёмам фантазирования;
  4. умению сужать поле поиска (дихотомия);
  5. составлению рассказов по серии картинок;
  6. составлению рассказов по картине;
  7. созданию текстов сказочного содержания и т. д.

      Развитие речи ребёнка тесно связано с его знаниями об окружающей среде, жизненными представлениями, новыми впечатлениями. Благодаря речи взрослого ребёнок выделяет из множества впечатлений то, на что надо обратить внимание, способен осмыслить то, что видит. Содержание занятий по речи должно в основном повторять, углублять или дополнять то, с чем ребёнок знакомится впервые в жизни. Знакомство с окружающей средой (ориентировка в окружающем) должно идти не самотёком, от случая к случаю, а планироваться, намечаться заранее.

Занятия имеют свои специфические задачи:

  1. Расширять словарь ребёнка, учить его пользоваться всеми частями речи.
  2. Учить говорить предложениями, придавая словам грамматически правильные окончания.
  3. Учить чётко произносить слова (правильной артикуляции).
  4. Учить ребёнка вслушиваться в речь взрослого.

      С развитием речи развивается память и мышление детей. Для своевременного развития речи надо как можно раньше приучать детей к самостоятельности, к совместным играм, началом которых являются развивающие, творческие, словесные, хороводные, музыкальные и подвижные игры, предлагаемые в настоящем пособии.

Средняя группа

   

      Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек». У детей интенсивно развивается мышление и речь. Увеличивается запас слов, речь становится  связной и последовательной. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству, назначению и т. д. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из прошлого опыта.

       Технология ТРИЗ–РТВ помогает педагогу правильно организовать работу по развитию речи. Используя тему индивидуально-поисково- исследовательской экспериментальной работы (далее ПИЭР) педагог развивает любознательность детей, побуждает к попытке самостоятельно находить ответ; позволяет развивать диалектическое, творческое мышление, учит детей сравнивать предметы по цвету, величине, форме, правильно называть их признаки, фантазировать, создавать рифмованные тексты и т. д. Применение инновационной технологии помогает детям в более короткие сроки обогатить и активизировать словарь детей, развить связную речь, обучить элементам грамоты.

Дети с удовольствием слушают слова, находят сходство и различие в их звучании, отмечают интонационную выразительность речи, выделяют рифмующиеся слова, гласные и согласные звуки.

            Для успешного обучения в школе у выпускника детского сада должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, вести диалог и составлять рассказ на определённую тему, в том числе и по картине. Решение этой задачи невозможно без расширения словарного запаса, воспитания звуковой культуры речи и формирования грамматической стороны речи.

  Особенности    развития  речи  у  детей  младшего  и  среднего  дошкольного возраста.  

Первая  младшая  группа  (2 – 3 лет).

Общая  моторика.

  • Развитие и укрепление мышц верхних и нижних конечностей:

- сюжетно – игровые занятия;

- подвижные игры;

- движения под музыку.

  • Развитие правильного физиологического дыхания:

     - сдувание ватки, снежинки, пылинки и т. д.;

     - поддувание бабочки и т. д.

Мелкая моторика.

  • Развитие моторики  кистей и пальчиков рук:

- поглаживающий массаж кистей и пальчиков;

- игры с пальчиками.

Просодическая сторона речи.

  • Развитие речевого дыхания, голоса, интонационной выразительности, ритма, темпа речи:

     - пение.

  • Развитие эмоциональной сферы детей посредством мимики, жеста:

     - движение под музыку.

  Сенсорное воспитание.

  • Формирование основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и пространственных представлений:

- форма

- цвет

- размер

Звукопроизношение.

  • Развитие артикуляционной моторики:

     - мимические упражнения;

     - игры на звукоподражание.

  • Развитие слухового восприятия:

- звукоподражание объектам природного и рукотворного мира;

- игры со звучащими предметами.

Формирование лексико-грамматических компонентов речи.

  • Помочь ребёнку овладеть речью и развить познавательную деятельность.
  • Обогащение и активизация словаря:

- слова – предметы

- слова – действия

- слова – признаки

Подготовка к обучению элементам грамоты (связная речь).

  • Понимать обращённую речь, типа - покажи, принеси, сделай то-то.
  • Правильно артикулировать (произносить) звуки:

    - гласные: А,О,У,И;

    - простые согласные: П, Б, Л', М, Н, Т, Д, К, Г;

    - слова:

  • односложные, типа – ДОМ;
  • двусложные, типа – ТАНЯ, КАТЯ.

Вторая  младшая  группа  (3 – 4 лет).

Общая  моторика.

  • Развитие и укрепление мышц верхних и нижних конечностей:

- сюжетно –игровые занятия;

- подвижные игры;

- игры с мячом.

  • Развитие правильного физиологического дыхания:

     - игры и упражнения на развитие правильного дыхания.

Мелкая моторика.

  • Развитие моторики  кистей и пальчиков рук:

- массаж ладоней и пальчиков;

- игры с пальчиками.

Просодическая сторона речи.

  • Развитие речевого дыхания, голоса, интонационной выразительности, ритма, темпа речи:

     - пение;

     - проговаривание рифмованных текстов.

  • Развитие эмоциональной сферы детей посредством мимики, жеста:

- движение под музыку.

Сенсорное воспитание.

  • Формирование основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и пространственных представлений:

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени;

- форма

- размер

- цвет

- вкус и т. д.

Звукопроизношение.

  • Развитие артикуляционной моторики:

     - мимические упражнения;

     - игры на звукоподражание;

     - произнесение свистящих: С, С, З, З, Ц.

  • Развитие слухового восприятия:

- прослушивание аудиозаписи и звукоподражание объектам окружающего мира;

- игры со звучащими предметами.

Формирование лексико-грамматических компонентов речи.

  • Овладение речью и развитие познавательной деятельности.
  • Обогащение и активизация словаря:

- слова – предметы

- слова – действия

- слова – признаки

- слова – обобщения

  • Грамматический строй:

- умение согласовывать слова в роде, числе, лице;

- употребление предлогов (У, В, ПОД. С. ИЗ, К, ЗА, НА).

Подготовка к обучению элементам грамоты (связная речь).

  • Умение детей строить диалог, задавать и отвечать на вопросы, использовать фразовую речь.
  • Правильное произнесение звуков:

- гласных: А, У, О, И, Ы, Э;

- согласных: М, М, П, П, Б, Б, К, К, Г, Г, Х, Х, Д, Ф, В, С, С, З, З, Ц ;

- соблюдение звуконаполняемости слов;

- составление загадок, рифмованных текстов.

Средняя  группа  (4 - 5 лет).

Общая  моторика.

  • Развитие и укрепление мышц верхних и нижних конечностей:

- подвижные игры (умение соотносить слова с действиями).

  • Развитие правильного физиологического дыхания:

     - игры на выработку целенаправленной воздушной струи.

Мелкая моторика.

  • Развитие моторики  кистей и пальчиков рук:

- самомассаж ладоней и пальцев рук;

- игры и игровые упражнения с пальчиками.

Просодическая сторона речи.

  • Развитие речевого дыхания, голоса, интонационной выразительности, ритма, темпа речи:

     - игры и упражнения.

  • Развитие эмоциональной сферы детей посредством мимики, жеста:

- хороводные игры;

- игры драматизации;

- выразительное чтение стихов.

Сенсорное воспитание.

  • Формирование основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и пространственных представлений:

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени;

- цвет (основные цвета и их оттенки);

- размер и т. д.

 

Звукопроизношение.

  • Развитие артикуляционной моторики:

     - игры и игровые упражнения;

     - правильное произнесение звуков родного языка (исключения – Р, Р );

- внятное произношение слов, предложений.

  • Развитие слухового восприятия:

- прослушивание аудиозаписи со звуками окружающего мира;

- игры на развитие фонематического слуха.

Формирование лексико-грамматических компонентов речи.

  • Обогащение и активизация словаря:

- слова – предметы;

- слова – признаки;

- слова – действия;

- слова – обобщения (использование в самостоятельной речи);

-наречия;

- присутствие в речи синонимов, антонимов.

  • Грамматический строй:

- образование форм родительного падежа единственного и множественного числа;

- правильное употребление предлогов (В. НА, НАД, ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА,       ИЗ-ПОД, ОКОЛО, МЕЖДУ);

- умение образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени (тонкий – тоньше, более тонкий, самый тонкий);

- умение согласовывать существительные с прилагательными (голубой карандаш, голубая чашка, голубое небо, голубые глаза);

- использование глаголов в повелительном наклонении (иди – идите).

 

Подготовка к обучению элементам грамоты.

- определение позиции гласного ударного звука в слове (начало, конец);

- составление рифмованных текстов, загадок.

Приложение

Мимические  упражнения

  1. «Улыбнулись – рассердились».

  1. «Хоботок», «Пятачок Хрюши» - вытягивание губ вперёд.

  1. «Подмигнули» - попеременное закрывание правого и                              

                                       левого глаза.

     4.   «Поцелуй ручку» - вытянутые губы тянем к руке, с силой

                                            сжимаем и резко раскрываем губы,

                                            получается характерный для поцелуя

                                            звук.

 5.   «Позови собачку» - упражнение выполняется так же, как и

                                         предыдущее, только в быстром темпе.

  1. «Открыли бутылочку» - губы плотно сжимаются и резко

                                                 раскрываются.

 7.   «Останови лошадку» - губами или языком произносить

                                                звукосочетание «трр…».

   

Игры  на  звукоподражание

  1. «Аня плачет» - (а а а …)

  1. «Паровоз сигналит» - (у у у …)

  1. «Ёж сердится» - (ф, ф, ф…)

  1. «Волк воет» - (ы ы ы …)

  1. «Зуб болит» - (о о о…)

  1. «Медведь смеётся» - (э э э …)

  1. «Ослик кричит» - (иа, иа, иа…)

  1. «Самолёт летит» - (в в в…)

  1. «Водичка течёт» - (с с с …)

  1.  «Комар летит» - (з з з…)

  1.   «Язычок танцует» - (ля, ля,ля   )

  1.   «Гусь кричит» - (га, га, га…)

  1.  «Индюк» - (бл, бл, бл…)

  1.   «Балалайка» - (ла, ла, ла…)

  1.   «Барабан» - (д, д, д, …)

  1.   «Кузнечик» - (ц, ц, ц…)

  1.   «Гусь шипит» - (ш ш ш …)

  1.   «Жук жужжит» - (ж ж ж …)

  1.   «Дворник метёт двор» - (щ, щ, щ…)

  1.   «Воробьи чирикают» - (ч, ч, ч…)

  1.   «Заводим мотор» - (трррррр…)

Картотека  игр  по  развитию  речи  детей  2 – 3 лет.

     Развитие основ системного мышления.

  1. Игра «Узнай по описанию».

Цель: учить детей узнавать объект по заданным свойствам.

Содержание: воспитатель рассказывает об объекте, который находится у него в открытой коробке, не называя его, перечисляя классификационную группу, форму, цвет, величину, что делает объект, или что можно с ним сделать. Дети перебирают объекты из мешочка и откладывают не нужные. Можно использовать анализаторы, если дети затрудняются: потрогать рукой, понюхать, послушать. Можно добавить такие свойства, как твёрдость – мягкость, гладкость – шероховатость, материал (сделан из резины, значит резиновый).

  1. Игра «Цепочка свойств». 

Цель: учить детей выделять различные свойства объектов.

Содержание: воспитатель показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передаётся ребёнку, который должен назвать один из признаков объекта и передать его следующему ребёнку. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Воспитатель обобщает ответы детей.

Игра проходит по этапам:

  1. пассивный этап: воспитатель называет свойства объекта, дети только повторяют;
  2. полуактивный этап: воспитатель даёт 2 варианта ответа: «Какой по форме: круглый или квадратный?». «Какой: твёрдый или мягкий?».

  1.  Игра «Цепочка частей».

Цель: учить детей выделять части объекта.

Содержание: воспитатель показывает картинку с изображением объекта или сам объект, а дети называют его. Объект передаётся ребёнку, который должен назвать одну из его частей, затем передать следующему. Нужно назвать как можно больше частей и не повториться. Воспитатель обобщает ответы детей: «Это кукла. У неё есть голова, туловище, руки, ноги. На голове…».

  1. пассивный этап: воспитатель называет части объекта, дети повторяют части;
  2. полуактивный этап: воспитатель выделяет  какую - либо часть объекта и спрашивает: «А это что такое?». Дети называют.

 4.  Какой объект?».

     Цель: учить детей выделять разные признаки объекта.

     Содержание: воспитатель показывает объект и карточку с изображением                                     

       объекта. Дети называют признаки данного объекта.

  1. этап полуактивный: воспитатель задаёт вопросы6 какой по форме?». «Какой по цвету?». «Какой  по величине?». «Что может делать?». Дети отвечают.

5.  Игра «Найди такой же по цвету, как…».

Цель: учить различать и называть цвета, находить в ближайшем окружении предметы заданного цвета.

Содержание: воспитатель показывает объект, предлагает назвать его, определить по цвету. Дети идут по группе и называют.

  1. этап полуактивный: воспитатель предлагает детям обратить внимание на те или иные объекты: «Ребята, а вот этот кирпичик по цвету такой же, как солнышко?». «А этот мячик?».
  2. этап активный: дети находят и показывают предметы сами.

  1. Игра «Найди такой же по форме, как…».

Цель: учить детей различать объекты разной формы, находить объекты заданной формы в ближайшем окружении.

Содержание: воспитатель показывает объект и предлагает найти в группе другие предметы по форме такие же, как…(например,  мячик). Дети идут по группе, находят и показывают предметы. Ввести в словесный оборот «такой же как…(по признакам).

  1. этап: полуактивный: воспитатель сам показывает и называет предметы. «Ребята, а мяч  по форме такой же круглый,  круглый как шарик?».
  2. этап активный: дети называют предметы сами. Побуждаем развивать плоскую и объёмную формы.

7. Игра «Где живёт?».

Цель: учить детей определять места нахождения объекта.

Содержание:

  1. этап полуактивный: воспитатель говорит: «Я медведь, я живу в реке. Это правильно? А где живёт медведь?» - «В лесу». «А кто живёт  в реке?» - «Рыбки».
  2. этап активный: воспитатель называет объект, дети говорят, где он живёт. «Где живёт медведь?» - «По месту - медведь живёт в лесу». «Где живут рыбки?» - «По месту – рыбки живут в реке».

  1. Игра «Найди друзей».

Цель: упражнять детей в выделении свойств объекта, умении сравнивать по одному из свойств.

Содержание: воспитатель называет и показывает предмет, выделяет одно из его свойств. Дети говорят: кто или что имеет такое же свойство. Нужно назвать как можно больше «друзей».

Полуактивный этап: «Это мячик. Он имеет форму шара. Кто будет другом мячика по форме? Артём, колобок будет другом  мячика, он имеет такую же форму, как мячик? Кто ещё будет другом мячика?».

После ответов детей воспитатель подводит итог.

Развитие слухового восприятия и звукопроизношения.

  1. «Доскажи потешку».

Цель: внимательно слушать и запоминать текст; передавать словом, действием содержание произведения; воспроизводить ритм стихотворения; договаривать слова по тексту.

Содержание: воспитатель вносит игрушку (лошадку, петушка и др.), выразительно читает текст потешки и обыгрывает с детьми.

  1. «Угадай, чей голосок».

Цель: учить детей различать на слух голоса домашних животных (корова, собака, кошка, свинья, коза, куры, гуси); имитировать голоса животных.

Содержание: воспитатель  показывает картинки – дети называют.

  1. Игра «Складушки».

Цель: учить детей подбирать картинки рифмующиеся между собой.

Содержание: воспитатель раскладывает на столе 5 пар картинок, берёт одну из картинок и спрашивает: «Дети, у меня гномик, а где же домик?». Дети ищут домик и т. д..

         

Формирование лексико-грамматических компонентов речи.

  1. Игра «Волшебник Увеличения по сказке «Репка».

Цель: учить детей видеть преобразования Волшебника Увеличения. Выражать в речи свойства размера (большой, маленький); выражать своё отношение к преобразованию.

Содержание: воспитатель с детьми рассматривают муляж репки, беседуют по сказке. Затем проводится игра с Волшебником Увеличения.

  1. Игра «Волшебник Уменьшения по сказке «Репка».    

Содержание: учить детей понимать действия Волшебника Уменьшения; понимать изменения действия героев в связи с преобразованием Волшебника Уменьшения. Выражать своё отношение к происходящему.

Содержание: воспитатель проводит с детьми игру «Большой и маленький». Совместно с детьми пересказывают сказку с преобразованием Волшебника Уменьшения.

           

Картотека игр по развитию речи детей 3 – 4 лет.

Сенсорное воспитание.

  1. Игра «Чудесный мешочек».

Цель: формировать умение подбирать меткие слова и выражения народной речи, называть одни и те же предметы разными словами, образовывать слова с уменьшительным суффиксом..

Ход: воспитатель достаёт из «Чудесного мешочка» по очереди разные игрушки, например, петушка и просит детей, как ещё можно его назвать.

Петушок – золотой гребешок.

Зайчик – побегайчик.

Лягушка – квакушка.

Лисичка – сестричка.

Коза – дереза.

Волчок – серый бочок.

Травушка – муравушка.

  1. Игра «Цепочка».

Цель: учить детей выделять у объектов значения признаков.

Содержание: воспитатель показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

  1. Игра «Угадай по описанию».

Цель: учить детей по описанию определять объект.

Содержание: воспитатель показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребёнок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чём идёт речь.

Правило: воспитатель описывает объект от общего к частному. Полуактивный этап.

  1. Игра «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз».

Цель: учить детей представлять возможные ощущения, которые ребёнок получил бы с помощью анализаторов.

Содержание: воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением анализаторов и предлагает с помощью их посетить какой-либо сюжет сказки. ПР» с волшебным Носом, дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали носом (запах сажи, испугавшихся поросят, немытой шерсти волка, кипящей воды построенного дома). Далее в этот же сюжет приглашается Глаз (дети видят то, что не описано в сказке), Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей), Руки (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят).

  1. Игра «Паровозик из картинок».

Цель: научить ребёнка раскладывать серию картинок (в количестве 2 - 3 картинок) слева направо в одну линию.

Содержание: дать в руки ребёнку  серию картинок. Предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составь паровозик). После этого ребёнку предлагается убрать руки за спину или на колени. До шестого шага к картинкам не рекомендуется прикасаться. В случае затруднений в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времён года или частей суток.

  1. Игра «Пальцы».

Цель: развивать сенсорные способности, формировать умение запоминать четверостишие, отгадывать загадки.

Ход: воспитатель просит поиграть с пальцами и говорит  стихи:

  1. Идут четыре брата

Навстречу старшему:

«Здравствуй, большак!»

«Здравствуй, Васька – указка,

Мишка – серёдка,

Гришка – сиротка,

Да крошка – Тимошка».

  1. Пять братьев

Годами равные,

Ростом разные.

Просодическая сторона речи.

  1. Игра «Угадай, кто позвал».

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, сдержанность, эмоциональность.

Ход: воспитатель произносит предложение, а дети вставляют пропущенные слова. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала…». «Кошка поймала в саду…». «Шерсть у кошки…, коготки…».»Дождик прошёл, и из-за туч показалось …». «Дворник взял метлу, он будет …». «Пришёл почтальон, он принёс …».

 

Формирование лексико-грамматических компонентов речи.

  1. Игра «Что, где растёт?».  (на основе кругов Луллия)

Цель: уточнить знания детей об овощах, фруктах и ягодах и месте их произрастания

Круги Луллия, картинки.

1 круг 8 секторов: яблоко, вишня, морковь, свёкла, слива, тыква, лук, груша.

2круг 3 сектора: грядка, дерево.

Возможные ответы: яблоко растёт на дереве, морковка растёт на грядке

Усложнение: добавление тропических фруктов: лимон, банан, апельсин и т.д.

 

  1. Игра «Дидактические мячи».

Цель: выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Ход: воспитатель кидает мяч ребёнку и называет слово. Ребёнок ловит мяч и произносит его противоположное значение:

Хорошо – плохо,

День – ночь,

Белое – чёрное,

Бодрый – вялый,

Целый – разбитый,

Толстый – тонкий,

Чистый – грязный и т. д.

  1. Игра «Кто где живёт?». (на основе колец Луллия)

Цель: закрепление знаний детей о домашних и диких животных.

Содержание: воспитатель предлагает детям кольца Луллия с изображением домашних и диких животных и места их обитания (символы). Дети подбирают соответствующие сектора.

1 кольцо: волк, корова, лиса, лошадь, белка, коза, ёж, овца, медведь, свинья.

2 кольцо: дом, лес, дерево, нора и т. д.

  1. «Чей дом я загадал?» (линейная Да – нет)

Цель: закрепление знаний.

Содержание: на доске в ряд выложены карточки с изображением «жилищ животных». Следуя алгоритму сужения поля поиска, дети отгадывают загаданное жилище и объясняют, кто в нём живёт.

  1. Игра «Кто, где…».

Цель: развивать логическое мышление направленное на классификацию и группировку слов и понятий.

Ход: воспитатель говорит детям, что корова это домашнее животное и сразу спрашивает, а лиса?

Дети должны ответить.

- Корова - домашнее животное, а лиса? (ответы…)

- Роза – цветок, а ласточка?

- Иглой шьют, а карандашом?

- Овца даёт шерсть, а корова?

- Соловей поёт, а дятел?

- Рыба плавает, а птица?

И т.д.

     Подготовка к обучению элементам грамоты.

  1. Игра «Складные картинки».

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т. д.); воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

  1. Игра «Отгадывание загадок».

Цель: формировать умение детей слушать, договаривать слова, подбирая отгадки в рифму.

Ход: воспитатель читает загадки, а дети отгадывают.

  1. Летом в болоте

Вы её найдёте,

Зелёная квакушка.

Кто это? ... (лягушка).

  1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её … (лиса).  

  1. Встаёт на заре,

Поёт во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? … (петушок).

  1. Игра «Составление загадок».

Цель: создание условий для самостоятельного составления загадок детьми.

Содержание: используется опорная таблица.

Какой?

Что такое же?

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. ПР: Какой самовар по цвету? – Блестящий (воспитатель записывает это слово в левой части таблицы).

Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

Какой он по форме, размеру? – Пузатый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.

 

  1. Игра «Кто кем становится?

Цель: Осознание детьми системных связей.

Содержание: воспитатель предлагает разрозненные картинки (яички, гусенички, личинки, куколки, бабочки, жуки) и предлагает выложить линию превращения, т. е. линию жизни бабочки, жука.

  1. Игра «Кто кем становится?».

Цель: упражнять детей в подборе слов в рифму.

Ход: воспитатель читает стихотворения А. Шибаева («Для самых маленьких», «Озорные детки», «Самовар»), а дети договаривают слова.

Жил – был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая … (собака).

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал …(конём).

Бык – могучий великан,

В детстве был … (телёнком).

Толстый увалень баран –

Толстеньким … (ягнёнком).

Этот важный кот Пушок –

Маленьким … (котёнком).

А отважный петушок –

Крохотным … (цыплёнком).

Из маленьких утят

Вырастают … (утки).

Специально для ребят,

Тех, кто любит … (шутки).

  1. Игра «Найди пару».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, сходным по звучанию; в подборе слов в рифму.

Ход: воспитатель раскладывает перед детьми картинки и просит найти пары «складушек».

Дом – дым,

Кот – кит,

Крыша – крыса и (т. д. )

  1. Игра «Доскажи словечко».

Цель: ориентируясь на окончания глаголов и существительных, подбирать слова в рифму.

Ход: воспитатель читает небольшие отрывки, дети договаривают окончания.

  1. Зайка звонко барабанит.

Он серьёзным делом … (занят).

  1. Первым просыпается пастух,

Раньше пастуха встаёт … (петух).

  1. Ёжик - сторож теремка –

Злой лисе намял … (бока).

  1. Снеговик – «морковный нос» -

Ёлку нам домой … (принёс).

  1. Карлсон съел большой пирог

И взлетел под … (потолок).

     6. Хоть зубаст, но очень добр,

         Он речной строитель …(бобр)

     7.  В тишине морских глубин

Смело плавает … (дельфин).

  1. Игра «Теремок».

Цель: упражнять в правильном произношении звуков родного языка. Воспитывать внимание, сосредоточенность.

Ход: дети прячутся в домике. Отгадывающий ребёнок подходит к домику, стучит и спрашивает: «кто в тереме живёт?»

Петушок отвечает: «Ку-ка-ре-ку!»

Ворона отвечает: «Кар-кар!»

Корова отвечает: «Му-му!»

Гусь отвечает: «Га-га-га!»

Собака отвечает: «Гав-гав!»

Кошка отвечает: «Мяу-мяу!»

Коза отвечает: «Ме-ме!» и т. д.

  1. Игра «Что такое же?».

Цель: учить детей находить в окружающей их обстановке предметы определённого свойства. Развивать внимание.

Ход: дети сидят, воспитатель говорит слово «круглое» и предлагает детям найти в окружающей их обстановке круглые объекты и назвать их. И т. д.

Круглое – яблоко, мяч, пуговица …

Лёгкое - …

Белое - …

Высокое - …

Прозрачное - …

Картотека игр по развитию речи детей 4 – 5 лет.

Сенсорное воспитание.

  1. Игра «Мои друзья».

Цель: закрепить умение детей классифицировать предметы по признаку, свойству.

Материал: картинки с изображением предметов различных по цвету, материалу. Ребёнок или педагог- ведущий: «Мои друзья белые как снег» - дети подбирают картинки – сахар, ромашка. «Мои друзья из дерева» - стол, карандаш и т. д.

  1. «Чей портрет?».

Цель: учить по части определять целое.

Ход: воспитатель предлагает детям разрезные картинки с изображением насекомых и предлагает собрать целое изображение.

  1. Игра «Да – нет».

Цель: продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Закреплять умение работать по алгоритму сужения поля поиска на плоскости картины.

Содержание: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трёхмерное пространство). Задача ребёнка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.

  1. «Что делает так же?».

Цель: учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям.

Содержание: ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено.

ПР: Воробей что делает? – Прыгает, как кузнечик; суетится, как мышка.             Из предложенных вариантов составляется текст загадки:

«Прыгает, но не кузнечик; суетится, но не мышка».

  1. Игра «Выбери признак, который есть у других объектов».

Цель: учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Содержание: ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного выбирают одно характерное и одно специфичное (очки круглые, солнцезащитные) значение. Далее играющим предлагается назвать объекты, имеющие подобные значения признаков.

  1. Игра «Что за чем?».

Цель: учить детей устанавливать последовательность действий на картинках.

Содержание: предложить ребёнку взять любую понравившуюся картинку и переложить её ближе к себе. Назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру «Что было раньше – что будет позже», выстраивая картинки в логический ряд.

  1. Игра «Паровозик из картинок».

Цель: научить ребёнка раскладывать серию картинок (в количестве 3 - 5 картинок) слева направо в одну линию.

Содержание: дать в руки ребёнку серию картинок. Предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составь паровозик). После этого ребёнку предлагается убрать руки за спину или на колени. До шестого шага к картинкам не рекомендуется прикасаться.

Звукопроизношение.

  1. Игра «Чей голосок?».

Цель: формировать чёткое произношение звуков при звукоподражании.

Материалы: картинки с изображением животных с характерным «голосом».

Ребёнок получивший карточку с животным, изображает его с помощью звукоподражания («мяу»), его угадывают и пускают в теремок.

  1. Игра «Найди пару».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком; развивать фонематический слух.

Ход: воспитатель раскладывает рисунки, дети, проговаривая названия подбирают пары:

Коза – коса, кит – кот, трава – дрова, усы – осы, катушка – кадушка, ком – сом, уточка – удочка, дом – дым, утка – дудка, ложка – ножка, речка – печка и т. д.

  1. Игра «Найди пару».

Цель: продолжать учить детей подбирать слова в рифму, добавляя карточки.

Ход: воспитатель берёт круг со стрелками, по краям раскладывает картинки с изображением предметов. Предлагает детям найти рифмованную карточку и поставить на них стрелки.

  1. Игра «Найди рифму».

Цель: Продолжать учить создавать рифму и находить похожие по звучанию слова.

Ход: подбираем с детьми к одному слову похожие по звучанию слова:

Мост хвост – тост и т. д.

Птица – пицца – синица и т. д.

Подушка – лягушка – кадушка и т. д.

Затем воспитатель читает четверостишия и просит детей находить слова в рифму.

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит.

И т. д.

Формирование лексико-грамматических компонентов речи.

  1. Игра «Что, где растёт?» (На основе кругов Луллия).

Цель: уточнить знания детей об овощах, фруктах и ягодах и месте их произрастания.

Пособия: круги Луллия, картинки.

1 круг 8 секторов: яблоко, вишня, свёкла, слива, морковь, тыква, лук, груша.

2 круг 3сектора: грядка, дерево.

Возможные ответы: яблоко растёт на дереве, морковка растёт на грядке.

Усложнение: добавление тропических фруктов: лимон, банан, апельсин и т. д.

  1. Игра «Назови, какой».

Цель: формировать умение детей подбирать определения, активизировать словарь.

Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть предмет (или в последствии рисунок с каким либо предметом) и просит рассказать какой он. Подобрать определения к нему. Например: шарф – тёплый, мягкий и т. д.

  1. Игра «Что можно…?»

Цель: формировать умение детей подбирать слова, активизировать имена существительные, глаголы, прилагательные.

Ход: воспитатель называет слово, разбирают его с детьми и с помощью «мозгового штурма» подбирают к нему существительные, глаголы, прилагательные. Например:

Что можно сшить? (платье, шторы, пальто и т. д.)

Что можно примерить?

Что можно штопать?

  1. Игра «Как сказать по другому?»

Цель: упражнять детей в подборе синонимов.

Ход: воспитатель предлагает детям одно слово, проговаривает его, разбирает его значение и выясняют как ещё можно сказать об этом действии.

Например: ребёнок бежит, мчится, несётся, летит и т. д.

  1. Игра «Мы несём подарки».

Цель: упражнять детей использовать в речи слова единственного и множественного числа, в винительном падеже.

Материал: домики с изображением колобка и козляток, картинки предметов в единственном и множественном числе.

Ответы детей: для колобка принесём конфеты, дудочку, барабан и т. д.

Для козляток – конфеты, дудочки, барабаны и т. д.

  1. Игра «Великан и гномик».

Цель: упражнять детей в образовании слов с помощью суффиксов –ек-, -ок-, -ик-, при изменении размера предмета.

Материал: изображение великана и гномика, набор картинок отличающихся по размеру.

Ответы детей:

У великана мяч, самолёт, стул, стол.

У гномика мячик, самолётик, стульчик, столик.

  1. Игра «Ласковая бабушка».

Цель: закреплять умение образовывать слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов – оньк-, -еньк-.

Материал: картинка или кукла бабушка, модель настроения: сердитая и добрая. При смене модели настроения «бабушка» зовёт своих внучат по разному:

Сердито – маша, Сережа, Дима.

Ласково – Машенька, Серёженька, Димочка.

  1. Игра «Вот какой мишка».

Цель: формирование навыка выделять и называть признаки объекта.

Материал: игрушка мишка.

Ход: сочинение истории.

Мишку купили, он был какой? – новый, пушистый, красивый.

Мишку рассмешили, он стал какой? – весёлый.

Мишка упал в лужу, он стал какой? – мокрый, грязный и т. д.

  1. Игра «Путаница».

формировать навык использовать в речи слова, обозначающие действие тех или иных объектов и субъектов.

Материал: картинки с изображением людей определённой профессии и предметов, характеризующие их действия.

Врач – шприц, таблетка, стетоскоп.

Швея – напёрсток, ножницы, нитка,

Повар – нож, сковорода, тёрка и т. д.

Картинки перепутываются, ребёнок раскладывает и правильно называет действие: врач делает уколы, выписывает таблетки, слушает.

Подготовка к обучению элементам грамоты.

  1. Игра «Доскажи словечко».

Цель: закрепить подбор слов в рифму.

Ход: воспитатель читает загадки, а дети находят отгадки в рифму.

Например:

Под шум трибун,

Под ветра свист

Гоняет шайбу … (хоккеист).

Ёжик вырос в десять раз,

Получился … (дикобраз).

Кто альбом раскрасит наш?

Ну конечно, … (карандаш).

Хлоп – и конфета стреляет, как пушка!

Каждому ясно: это … (хлопушка).

И т. д.

  1. Игра «Назови первый звук в слове» (на основе кругов Луллия).

Цель: упражнять детей в умении выделять первый гласный звук в слове и обозначать звуки символами.

Материал: кольца Луллия 8 секторов, картинки, символы гласных звуков. .

1 кольцо: аист, ослик, утка, индюк, эскимо, удочка.

2 кольцо: символы гласных звуков (по Т. А. Ткаченко).

  1. Игра «Найди пару».

Цель: продолжать учить детей подбирать слова в рифму, добавляя карточки.

Ход: воспитатель берёт круг со стрелками, по краям раскладывает карточки с изображениями предметов. Предлагает детям найти рифмованную карточку и поставить на них стрелки.

  1. Игра «Загадки – присказки».

Цель: вырабатывать чувство рифмы, развивать словарь.

Ход: воспитатель читает загадки, дети их отгадывают.

Я маленькая птичка –

зовут меня … (синичка).

Зимою она то, как пух, то тверда,

Летом её называют … (вода).

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …(солнце).

Обогнать друг друга рады,

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные … (коньки).

  1. Игра «Назови последний звук в слове» (на основе кругов Луллия).

Цель упражнять детей в умении выделять последний звук в слове и обозначать звуки символами.

Материал: кольца Луллия 8 секторов, картинки, символы звуков.

1 кольцо: луна, душ, очки, шкаф, дом, колесо, насос, кот.

2 кольцо: символы гласных и согласных звуков.

Библиографический список

  1. Ануфриева А., Митюкова О. Игры и занятия для малышей –Горький.:1962
  2. Афанасьева Н.С. Сборник методических материалов МДОУ № 242 «Садко» / Под редакцией Сидорчук Т.А. – Ульяновск, 2004.
  3. Белая А., Мирясова В. Пальчиковые игры для развития речи

     дошкольников – М.: 2002.

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду – М.: 1974.
  2. Борякова Н., Соболева А., Ткачева В.  Практикум по коррекционно - развивающим занятиям – М.: 1994.
  3. Буденная Т. Логопедическая гимнастика – СПб.: 1999.
  4. Волкова Г. Логопедическая ритмика – М.: 2002.
  5. Волкова Л.С. Логопедия – М.: Просвещение: Владос, 1995.
  6. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь – СПб.: 2001.
  7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка – М.: Терра, 1995.
  8. Жукова Н. С. Формирование устной речи. – М.: 1994.
  9.  «Искорка» творчества. Сборник методических материалов для педагогов. Третий выпуск / Под редакцией Сидорчук Т.А.–Ульяновск 2006.
  10. Катаева А., Стребелева Е. Дидактические игры и упражнения – М.: 1993.
  11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь – М.: Издательский центр Академия, 2000.
  12. Коноваленко В., Коноваленко С. Артикуляционная и пальчиковая    

                       гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения – М.: 2003.

  1. Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движение) – СПб.: 1997.
  2. Пикулева Н. Игры с пальчиками. Балашиха.: 2001.
  3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: 1994.
  4.  Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим…  Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.
  5. Синицына Е. Умные пальчики. – М.: 1998.
  6. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М.: 1991
  7. Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А. Методика развития речи детей   дошкольного возраста. – М.: 1984.
  8. Филичева Т., Тумакова Т. Совершенствование связной речи. – М.: 1994.
  9. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб.: 1998.
  10. Малый энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. – М.: Терра, 1997.
  11. Медицинский словарь (OXFORD). – М.: Вече, АСТ, 1999.
  12. Полный словарь русских рифм. Словарь русских синонимов. /Сост. Абрамов Н. – М.: Терра, 1996.
  13. Понятийно-терминологический словарь логопеда. /Под ред. Селивёрстова В.И. М.: Владос, 1997.
  14. Словарь иностранных слов. – М.: Сирин, 1996.