Обобщение опыта работы педагога муниципальный уровень
материал
Обобщение опыта работы педагога муниципальный уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russk_izba_i_tradits_russk_naroda_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в подготовительной группе
Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.
«Русская изба и традиции русского народа»
Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живёт русская душа!
Руководитель проекта: Горцева Л.С. воспитатель МБДОУ детский сад №3 Смоленской области г. Ярцева »
Описание работы: Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Для решения поставленной в проекте цели запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок и былин, заучивание наизусть стихов и потешек с помощью картин, театрализованная деятельность, конкурс, викторина, игры, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эти формы работы проводятся как в занятиях специально организованных, так и в течение второй половине дня. Каждый вид деятельности преследует взаимодействие решение задач и целей. Собранный мною и родителями материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы, создание предметно – развивающей среды.
Тема проекта:
«Русская изба и традиции русского народа»
Сроки реализации: краткосрочный (01.02 - 12.02.2016г.)
Вид проекта: творческий
Возраст детей: подготовительная группа
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы, родители. Цель:
Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.
Задачи:
Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
- Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
- Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
- Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).
- Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок (приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
- Расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс).
- Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Гипотеза:
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
Направление проекта:
Воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Материальное обеспечение:
Спонсорская помощь родителей в приобретении призов для конкурсов и материалов для изготовления костюмов и декораций для спектакля, помощь в поисках предметов старинного быта.
Актуальность проблемы:
Проблема педагогическая: Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решила организовать проект Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Проблема детская: Как жили люди на Руси?
Проект рассчитан на две недели, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.
Ожидаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
1.Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.
2.Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.
4.Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.
5.Узнают русские народные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.
6.Формировать традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.
7.Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.
8.Положительная динамика взаимодействия с родителями.
9.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
10.Создать макет «Русская изба».
11.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.
12.Дети покажут театрализованный спектакль по русской народной сказке «Колобок».
13.Итогом проекта проведем «Русскую ярмарку»
Подготовительный этап:
- подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
- сотрудничество с сельской библиотекой и Домом культуры.
Основной этап. Реализация проекта: (таблица №1)
Заключительный этап.
- Презентация проекта - оформление папки;
- Создание с детьми макета «Русской избы».
- Театрализованное представление русской народной сказки «Колобок»
-Совместное проведение мероприятия подготовительной группы и родителей «Ярмарка»
Таблица №1. Реализация проекта(основной этап)
Дни недели | Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями и | |
Образователь- ная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
14.03.2022г. Понедельник «Эти мудрые русские сказки». | Беседа об истории русского народа. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» | «Слава русской старине» Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. | Познакомить детей с прялкой и веретеном. Обогащение словаря: изба, горница, печка, прялка, веретено. Хоровод «Как на тоненький ледок» | Познакомить с предметами русского быта. Рассматривание прялки и веретена, показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители). |
15.03.2022г. Вторник «В гостях у Василисы Премудрой» | Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора ( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.) | Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехника. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение. | Загадывание загадок и рассказывание потешек. Игра: «Приглашение к столу» | Совместное с детьми чтение книг об обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве. |
16.03.2022г. Среда «Чудо – чудное, диво – дивное». | Рисование "Народная праздничная одежда" | Беседа: "Народная праздничная одежда" Углубить представление о русской наряде. Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане. Цель: Учить детей, отражать свои впечатления в речи и рисовании. | Дети расписывают сарафан, головной убор и кофточку Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. | Оформление выставки детских рисунков для родителей "Народная праздничная одежда" |
16.03.2022г Четверг «Золотые руки мастеров». | Изготовление макета «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна). «Предметы русского быта» | Беседа «Как строили дом на Руси» Формировать представления о строении избы (о частях русского дома, о процессе строительства). | Дети изготавливают из бумаги трубочки-бревна, предметы быта: кровать, печь , стул; плетут из ниток коврик. Закреплять умение, скручивать трубочки (стены – брёвна). Изготовление предметов быта. | Подготовка консультации для родителей «Подготовка детей к русским посиделкам». «Советы для родителей, что нужно к посиделкам». |
17.03.2022г. Пятница «Русские посиделки». | Итог недели: Русской изба и деревенские посиделки с русскими народными играми |
Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре. Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, говорить скороговорки, потешки, играть в народные игры. |
«Подбери мебель для избы», «Собери посуду». Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей» Игры - драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка». Обыгрывание песни «Где был Иванушка? », танец: «Кадриль», | Формировать культуру проведения совместных мероприятий, с опорой на русские традиции, детей и родителей. Цель: Совершенствовать умение играть в русские народные игры. |
21.03.2022г. Понедельник «Зеленая лампа» | Беседа об обычаях и традициях русского народа. | Экскурсия в сельскую библиотеку и сельский дом культуры. Библиотекарь и работники клуба проводят с детьми беседу о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие. | Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр | Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации по подготовке к проведению ярмарки. |
22.03.2022г. Вторник "Царство Дымково" | Лепка из соленого теста дымковской игрушки. | Беседа о дымковской игрушке. Знакомство детей с народными художественными промыслами. Способствовать закреплению знаний о народных промыслах: дымковской игрушке. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). | Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки. Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка). | Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации. Консультация для родителей «Игры детей с дымковской игрушкой» |
23.03.2022г. Среда « Весёлые матрёшки» | Украшение узором игрушки-матрёшки. | Беседа о русской матрешке. Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки,. Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла. | Украшение узором игрушки-матрёшки.Во время рассматривания картинок с изображением известных матрёшек (или настоящих Деревянных кукол) дети учатся сравнивать их и различать матрёшек из города Загорска и двух мест Семенова и Полеховского Майдана. | Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации. Консультация для родителей «Игры детей с матрешками» |
24.03.2022г. Четверг «Веселая карусель» | Театрализованная деятельность. Показ русской народной сказки «Колобок» | Театрализованная постановка «Колобок» Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка. Задачи:Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.). Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека. |
| Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими). |
25.03.2022г. Пятница «Этой ярмарки краски…» | Итог проекта: ЯРМАРКА | Итоговое мероприятие «Ярмарка» Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре. Задачи: Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры; Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни; Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма. | Вовлекать в действие всех детей, развивая творческую и речевую активность, коммуникативные качества. | Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, создавая единое образовательное пространство «Семья – детский сад» |
Результат:
- Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
2.Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
Используемая литература:
1. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012г.
2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013г.
3. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.
4. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002г.
5. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006.
6. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.
7. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.
8. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.
7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.
8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004г.
9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003г.
Интернет - ресурсы:
http://text.ru/rd/aHR0cDovL3huLS0tLS03a2NhYmxlZmNkbDRoMWF2b2JmZS54bi0tcDFhaS8%2FcD0xMjI4
- Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
2.Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...
Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...
Обобщение опыта работы: отчёт о работе экспериментальной площадки по теме «Формирование речевого творчества детей как средства коммуникативной компетентности дошкольников.
Представляю отчёт своей работы в экспериментальной площадке на базе детского сада...
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».
В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...
Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.
Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество мам с детьми и с командой педагогов....