Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности (деревни, села, поселка, небольшого города)
статья
Данный материал представляет собой опыт работы МДОУ "ЦРР- детский сад "Колосок" в соответствии с современными требованиями дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности (деревни, села, поселка, небольшого города)
Одной из самых актуальных и значимых тем в дошкольном образовании является поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и его самоценности, что является ведущей идеей деятельности МДОУ «ЦРР - детский сад «Колосок».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Колосок» с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области» - современное дошкольное образовательное учреждение, с функционированием 8 возрастных групп. ДОУ осуществляет свою деятельность в режиме развития – что трактуется как «изменение качества образовательного процесса в соответствии с современными тенденциями» и подтверждает статус «Центра развития ребенка» полученный в 1998 году в числе первых дошкольных учреждений области в сельской местности.
Модель дошкольного образования в МДОУ «ЦРР - детский сад «Колосок» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на личностное развитие ребенка. Он разработан на основе основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом проекта примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.Е., Комаровой, М.А. Васильевой
Деятельность ДОУ регламентируют нормативно-правовые основы, одними из основных являются:
Федеральный уровень
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
4.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Региональный уровень
1.Приказ министерства образования Саратовской области от 24.04.2014 № 1177 «Об организации научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – План-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в ОУ области (№ 1177).
Уровень ДОУ
1.Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад «Колосок» с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области.
Основной целью работы дошкольного образовательного учреждения является:
Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Комплекс мероприятий в рамках реализации Модели
На основе потребностей детей, социального заказа родителей и общества в рамках реализации Модели дошкольного образования особое внимание отводится работе по приоритетным направлениям, целью которых является воспитание здоровой личности дошкольника и развитие творческого потенциала детей. Полученные навыки позволяют дошкольнику реализоваться в других социальных институтах села при переходе на начальную ступень образования.
Физкультурно-оздоровительное направление предусматривает углубление задач, включение современных технологий. Наряду с традиционными методами, приемами работы используются инновационные: дыхательная и корригирующая гимнастика, точечный массаж, использование элементов ритмической гимнастики, обучение плаванию. Воспитанники дошкольного учреждения посещают секции хоккея, футбола в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей», секцию плавания в ФОК, школу искусств, детские объединения при Доме культуры.
Художественно-эстетическое направление предусматривает углубленную работу по развитию творческой личности дошкольника. Проведение театральных фестивалей является традиционным, но особо значимым является предоставление возможности детям ощутить себя настоящими актерами, самоутвердиться среди сверстников.
Деятельность в рамках реализации Модели строится по комплексно-тематическому принципу.
В комплекс мероприятий входит осуществление образовательной деятельности по принципу интеграции образовательных областей, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Инновационный подход
к организации образовательного процесса в ДОУ
- Содействие и сотрудничество
- Обогащение развития
- Позитивная эмоциональная атмосфера и положительные эмоции
- Работа в зоне ближайшего развития
- Поддержка детской инициативы и интересов
- Право на ошибку
- Всемерная поддержка игры
Специфика инновационного подхода в ДОУ
- Процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения через игру, познавательно-исследовательскую деятельность.
- Образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.
- Организация образовательной работы с воспитанниками осуществляется индивидуально, по подгруппам и группой, а также используется работа в парах, тройках, малыми группами.
- Одним из развивающих аспектов Модели является педагогическая система М. Монтессори. Основным отличием инновационного метода от традиционной деятельности дошкольного образования, является предоставление ребенку свободы выбора материала для занятий. Формы организации и проведение образовательного процесса направлены на стимулирование ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Воспитатель занимает позицию консультанта, помощника. Он ненавязчиво направляет ребёнка по ступеням развития, для каждого этот путь – индивидуален. Основной девиз метода звучит так: "Помоги мне сделать это самому!"
Исходя из многолетних наблюдений доказано, что методика М.Монтессори обеспечивает углубленное развитие, выпускники данной группы имеют большую внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения и внутренней дисциплиной.
В соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. № 26 особое внимание уделяется самостоятельной деятельности детей.
- Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивает выбор каждому ребенку деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- Организованная воспитателем деятельность воспитанников, направляет ребенка на самостоятельное решение задач.
Реализация дополнительных программ
В рамках реализации Модели, в соответствии с Уставом ДОУ, с учетом приоритетного направления, интересами и потребностями воспитанников и родителей, организована студийно - кружковая работа специалистами и воспитателями детского сада. Реализация дополнительных программ обеспечивает право и возможность каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями.
Особо востребованы студийно - кружковая деятельность инновационного значения:
- Обучение детей навыкам правильного дыхания (кружок «БОС - Здоровье»);
- Обучение плаванию (секция «Моржи»);
- Театральная студия «Золотой ключик»;
- Музыкальная студия «Песенка – Чудесенка»;
- Студия «Фантазия»;
Особое внимание в МДОУ «ЦРР – детский сад «Колосок» отводится работе учителя-логопеда и педагога-психолога. Свою деятельность специалисты строят с учетом особенностей развития и специфических образовательных потребностей каждой категории детей. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения, охрана жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Особенности традиций ДОУ
Благодаря сообществу педагогов, детей и родителей в детском саду сложилась благоприятная атмосфера жизни. Взаимоотношение детей между собой, детей и взрослых имеют свои традиции и содержат инновационный подход. Благодаря им, сформировался неповторимый уклад жизни детского сада, компетентный подход при взаимодействии друг с другом.
Особо значимыми для развития эмоционального интеллекта, создания доброй, психологической атмосферы являются:
- «Утреннее приветствие» или «Утро радостных встреч».
- «Сладкий вечер».
- «Круг хороших воспоминаний».
- «День рождения».
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В МДОУ «ЦРР - детский сад «Колосок» с.Ивантеевка создана инновационная система сотрудничества с семьями воспитанников.
Сотрудничество с семьями воспитанников спланировано с единой целью: «Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья».
В поиске установления контактов с семьями воспитанников педагоги используют приемы взаимодействия, которые играют важную роль в инновационной системе сотрудничества.
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество, а не наставничество.
- Готовимся серьезно
- Динамичность.
Формы взаимодействия:
- Совместное творчество родителей и детей.
- Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.
- Совместное чаепитие детей и родителей.
- Благоустройство участков.
- Индивидуальная работа с родителями и детьми
- Семейные ценности.
- Педагогическая мастерская
- Пропаганда педагогических знаний
- Бюллетень, буклет
- Посещение образовательной деятельности.
- Участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях
- Почта Доверия
- Консультации.
- Совместные экскурсии.
- Дни открытых дверей.
- Совместное создание предметно – развивающей среды
- Совместное создание предметно – развивающей среды
Система сотрудничества с родителями на родительских собраниях выстроена с применением инновационных форм взаимодействия.
- Проведение мастер класса.
- Вручение благодарственных грамот.
- Знакомство с новыми семьями.
- Дискуссия
- Педагогический всеобуч
- Фото-презентация.
- Телефон доверия.
- Видео-презентация
- Вручение памяток, буклетов
- Письменные отзывы о проведенном собрании
Комплекс организационно-технических работ
по созданию условий в ДОУ
МДОУ «ЦРР - детский сад «Колосок» осуществляет свою деятельность на основе санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Учреждение соответствует правилам пожарной безопасности.
Имеются:
- система освещения – совмещенное.
- система пожарозащиты – АПС.
- Система оповещения «Тревожная кнопка"
- Система охраны (видеонаблюдение, домофон)
В учреждении созданы все условия для развития детей: оборудованы Монтессори – группа, кабинет БОС - Здоровье, 2 физкультурных и 2 музыкальных зала, изостудия, логопункт, лицензированный медицинский кабинет. Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной среды позволяет легко адаптироваться в условиях реализации ФГОС. МДОУ оснащено необходимым современным техническим оборудованием, в достаточном количестве имеется мягкий и жесткий инвентарь, необходимая мебель.
Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон-центров, материал которых соответствует возрасту детей. Все центры оснащены большим количеством развивающих материалов – книгами, игрушками, материалами для творчества, развивающим оборудованием и т.д.
Имеется все условия для комфортного и безопасного обеспечения жизнедеятельности дошкольника.
Участники реализации Модели
Данная модель предусматривает взаимодействие личностно-развивающего и гуманистического характера взрослых: родителей (законных представителей), педагогических работников и детей. Важным фактом взаимодействия является уважение к личности ребенка.
Центр развития ребенка посещают дети от 2 до 7 лет.
Кадровые условия реализации Модели дошкольного образования
МДОУ «ЦРР - детский сад «Колосок» работает по индивидуальному штатному расписанию. Укомплектованность ДОУ руководящими, педагогическими и иными работниками составляет 100 %.
Непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ составляет 100%. Педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации, а также повышают свой профессиональный уровень путем посещения вебинаров, конференций, представляют свой педагогический опыт в конкурсах различного уровня, изучают опыт других педагогов взаимодействия с детьми и родителями.
Все педагоги в совершенстве владеют компьютерными технологиями, используют в своей работе инновационные методы и формы работы.
Уровень квалификации административно - хозяйственных работников ДОУ и учебно-вспомогательного персонала соответствует квалификационным требованиям.
Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях ДОУ, удовлетворяет социальный заказ родителей (законных представителей), что находит подтверждение в многочисленных благодарственных письмах и отзывах. Требования к качеству образования позволяют систематически корректировать комплекс мероприятий и работ по реализации Модели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (приложение к основной образовательной программе дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ) образовательной области «Художественное творчество». Группа старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Данная рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы дошкольного образования, утверждённой на заседании педагогического совета МБДОУ № 74...
Конкурс. АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ...
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....
Статья "Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста в условиях сельской местности".
В представленной статье мною рассматривается вопрос организации профилактики девиантного поведения дошкольников. В работе также указаны причины, затрудняющие разработку и внедрение первичной профилакт...
Консультация "Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования"
Консультация «Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования»...
Организационная модель инклюзивного образования, реализуемая в условиях детского сада.
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обес...
«ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ»
В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....