Методическое пособие «Сельскохозяйственные профессии родного края»
методическая разработка
Актуальность:
Представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве поверхностны. Дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, так как большая часть населения проживает в городах. Дети не видят, как выращиваются злаковые культуры, не имеют представлений о том, как и откуда появляются в магазинах хлеб, овощи и крупы. Данное пособие поможет расширить представления детей о труде взрослых, поможет продолжать знакомство с сельскохозяйственными профессиями через игровую деятельность.
Цель: повышение уровня познавательной, речевой активности детей с помощью данного учебно – методического пособия.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания и представление детей о сельскохозяйственных профессиях;
- обогащать речевой запас детей на основе углубления представления о сельскохозяйственных профессиях;
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес к сельскохозяйственному труду;
- развивать связную речь, речь-рассуждение, расширять и обогащать словарный запас;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать умение играть сообща;
- воспитывать любознательность, усидчивость;
- воспитывать уважение к людям сельскохозяйственных профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_sh.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №25 г. Туймазы расположенного по адресу: ул. Островского д. 16б
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Методическое пособие
«Сельскохозяйственные профессии
родного края»
Выполнил:
воспитатель
Абзалова Альмира Динаровна
квалификационная категория: первая
стаж в данной должности: 3 года
г. Туймазы-2022г
Содержание:
1. Введение……………………………………… ……………………………...3
2. Актуальность………………………………………………………………….3
3. Этапы работы……………………….. …………………………….................4
4. Ожидаемые результаты...………………….……………………………........7
5. Вывод…………………………………………………………………………..9
Список используемой литературы……………………………………………..18
Приложение ……………………………………………………………………..20
Тема: Сельскохозяйственные профессии родного края
Вид: учебно – методическое пособие
Направленность: социально - коммуникативное развитие.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.
Предназначение: для детей среднего дошкольного возраста.
Продолжительность: в течение учебного года
Актуальность:
Представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве поверхностны. Дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, так как большая часть населения проживает в городах. Дети не видят, как выращиваются злаковые культуры, не имеют представлений о том, как и откуда появляются в магазинах хлеб, овощи и крупы. Данное пособие поможет расширить представления детей о труде взрослых, поможет продолжать знакомство с сельскохозяйственными профессиями через игровую деятельность.
Цель: повышение уровня познавательной, речевой активности детей с помощью данного учебно – методического пособия.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания и представление детей о сельскохозяйственных профессиях;
- обогащать речевой запас детей на основе углубления представления о сельскохозяйственных профессиях;
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес к сельскохозяйственному труду;
- развивать связную речь, речь-рассуждение, расширять и обогащать словарный запас;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать умение играть сообща;
- воспитывать любознательность, усидчивость;
- воспитывать уважение к людям сельскохозяйственных профессий.
Описание изготовления пособия:
Методическое пособие представляет собой папку – книгу формата А3.
Размеры: ширина- 30см, длина – 50см;
Рабочая поверхность: ширина- 30см, длина – 50см.
В комплекте: наборы картинок из фетра на тему: «Животновод», «Птицевод», «Овощевод», «Пчеловод», «Хлебороб. Полевод».
Основные достоинства пособия:
-многофункциональное;
-вариативное;
- доступное;
- участие как одного ребенка, так и подгруппы;
- использование пособия в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.
Этапы работы:
I этап – подготовительный.
Подготовка атрибутов для деятельности с детьми. Изготовление книги с помощью родителей. Создание условий, необходимых для методического пособия, изучение методической литературы, подборка дидактических игр и игровых упражнений по ознакомлению детей с сельскохозяйственными профессиями, по развитию речи и формированию элементарных математических представлений.
II этап - основной.
Данное методическое пособие представлено в виде книги. На каждой странице новая профессия. Знакомство проходит в игровой форме: «Здравствуйте, дорогие дети! Давайте знакомиться! Я – Книга, но не простая, а книга открытий и путешествий. Перелистывая мои страницы и выполняя интересные задания, вы познакомитесь с увлекательным миром сельскохозяйственных профессий».
На первой странице дети отправляются в путешествие на ферму. Детей встречает животновод. Задаю вопрос «Кто такой животновод?» Дети отвечают, что животновод – это человек, которые выращивает и ухаживает за домашними животными.
На вопрос, а каких животных выращивают на фермах, дети перечисляют домашние животные, расставляя картинки с животными.
Детям предлагается поиграть в дидактическую игру «Что дает животное?»
- Что нам дает корова? Молоко, сметану, творог, сыр, мясо.
- Что нам дает коза? Мясо, молоко, шерсть, сыр.
- Что нам дает свинья? Мясо, сало, шкуру.
- Что нам дает лошадь? На лошади можно ездить верхом, возить грузы, мясо, шкуру.
Предлагаю следующую игровую ситуацию. «Перед вами лежат картинки с изображением животных, живущих на ферме. Поставьте животных одной семьи рядом и расскажите про них.
(Козел, коза, козленок; бык, корова, теленок; баран, овца, ягненок)
Продолжая работу с пособием, предлагаю поиграть в дидактическую игру «Кто что ест». Дети называют, чем питаются домашние животные.
Также было предлагаю ряд дидактических игр по развитию речи. В игре «Кто больше назовет действий» дети подбирали слова, обозначающие действия изображенного животного. «Что делает собака? – лает, кусает, рычит, сторожит, охраняет, охотится. Что делает корова? – жует, мычит, бодается, дает молоко». При работе с пособием проведены такие игры как «Один – много», «Назови ласково», «Кого нет», «Загадай, мы отгадаем».
А животноводу надо помочь посчитать животных. Провожу игру «Кто, где стоит?». Детям нужно определить, какая по счету стоит лошадь. Дети отвечают, что лошадь по счету третья. Дети считают остальных животных.
А пока считали животных, детеныши разбежались по ферме. Надо детям определить, где они находятся. Жеребенок находится на верху, теленок спрятался внизу, а где находится ягненок? Поросенок находится справа, теленок находиться слева т.д. Дети также помогли животноводу собрать сено. Начиная с самой высокой соломы и заканчивая самой низкой.
Также в игровой форме продолжала знакомить детей с профессией птицевода. Предложила детям отгадать загадки о домашних птицах. Детям было предложено построить свои птицефермы, кормушки и забор и поместить птиц в своих фермах. Бурно обсуждая, дети выкладывали птиц и рассказывали о пользе разведения птиц. Проиграли такие дидактические игры «Назови ласково», «Назови детенышей», «Который по счету».
Открывая следующую страницу книги. Дети правильно называют, что здесь мы будем говорить о профессии овощевода. Проигрывая дидактические игры, закрепили знания детей о профессии овощевода, какими инструментами пользуется овощевод.
Открывая следующую страницу книги, детям задаю вопрос: «О какой профессии расскажет эта страница нашей книги?» Дети правильно называют, что здесь мы будем говорить о профессии пчеловода. Проигрывая дидактические игры, закрепили знания детей о профессии пчеловода, что такое пасека, какими инструментами пользуется пчеловод.
В следующей странице нашей книги мы попадаем в мир очень интересной, важной профессии. Кто трудится, чтобы у нас на столе всегда был хлеб?
Закрепление знаний о профессии хлебороба, полевода проходят через дидактические игры, беседы.
Таким образом, методическое пособие «Сельскохозяйственные профессии родного края» предназначено для детей среднего дошкольного возраста для повышения познавательного, речевого уровней детей. Благодаря этому пособию дети закрепили свои знания о сельскохозяйственных профессиях, речь детей стала более развитой и эмоциональной.
III этап – заключительный.
Обобщение материалов и результаты работы. Презентация.
Ожидаемые результаты:
- создание условий для учебно-игровой деятельности;
- формирование понятия о важности и значимости сельскохозяйственного труда;
- развитие речи, расширение словарного запаса и познавательного интереса;
- формирование коммуникативных навыков.
Задачи на перспективу:
- Продолжать работу по совершенствованию представлений о сельскохозяйственных профессиях (ветеринар, пекарь, молокозавод)
- Дополнять пособие новыми дидактическими играми по каждой возрастной группе.
- Развивать диалогическую речь, учить составлять описательный рассказ, активизировать в речи детей прилагательные, формировать умение подбирать точные сравнения.
Вывод.
У дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых. Работа с пособием позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей. На основе данного пособия можно проводить дидактические игры по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по формированию математических представлений во всех возрастных группах.
Словарь по теме «Животновод».
Существительные: Животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребенок, кошка, кот, собака, пес, щенок, верблюд, осел, олень, свинья, кабан. Поросенок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда.
Глаголы: Ходит, лежит, бегает, спит, сидит, лает, мяукает, кусает, грызет, скачет, перевозит, сторожит, бодает, царапается, жуют, ржут, хрюкают, мычат, блеет.
Прилагательные: Пушистая, лохматая, мягкая, красивая, добрая, злая, рогатая, густая, домашнее, бодливая, породистая.
Словарь по теме «Птицевод».
Существительные: птицевод, птицы, птичница, курица, петух, цыпленок, гусь, гусенок, утка, утенок, индюк, индюшонок, курятник, наседка, гнездо, яйцо, корм.
Глаголы: ухаживает, кормит, поит, выращивает.
Прилагательные: знаменитый, добрый, заботливый, главный, мягкий,
Словарь по теме «Овощевод».
Существительные: овощевод, семена, растение, росток, баклажан, кабачок, перец, чеснок, лук, репа, морковь, тыква, томат, свекла, лейка, лопата, удобрение, посадка, посев, сорняки, прополка.
Глаголы: сажает, копает, поливает, растет, удобряет, опрыскивает, контролирует, рыхлит, собирает.
Прилагательные: спелый, сочный, зрелый, острый, влажный, грязный, трудолюбивый.
Словарь по теме «Пчеловод».
Существительные: пчеловод, пасечник, пасека, улей, пчелы, рой, воск, мед, соты, нектар, дымарь, батман, нектар.
Глаголы: прилетает, трудится, собирает, просыпается, чистит, утепляет, лечит, заботится, ухаживает.
Прилагательные: липовый, гречишный, цветочный, ароматный, травяной, сладкий, вкусный, липкий, густой, вязкий, трудолюбивый, быстрый.
Словарь по теме «Хлебороб. Полевод».
Существительные: поле, комбайн, трактор, механизатор, шофер, посев, мельница, элеватор, зерно, сеялка, жатва, рожь, пшеница, урожай.
Глаголы: выращивает, рыхлит, пашет, поливает, сеет, пашет, прорастают,
Прилагательные: мягкий, золотистый, трудолюбивый,
Список используемой литературы
1. Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64.
2. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10.- С. 56-63.
3. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.
Приложение
Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Цель: развивать у детей слух, навыки звукоподражания. Научить различать животных по их внешнему виду и издаваемым звукам. Воспитывать любовь к животным.
Ход: Воспитатель по своему выбору выбирает домашних животных, живущих на ферме, предлагает рассмотреть их детям и озвучит, кто как кричит.
Усложнение: воспитатель, показав животного произносит как оно должно кричать, дети должны повторить, чтобы запутать детей можно озвучивать как кричит животное неправильно, а дети должны это заметить и исправить воспитателя.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: Развитие мышления и внимания дошкольников. Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.
Ход: ребенку предлагается посмотреть на четверых животных. Он должен выделить среди них три животных, которые классифицируются по одному признаку, а одного лишнего, который не подходит под единую классификацию. Ребенок должен объяснить свой выбор.
Дидактическая игра «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку сосчитать животных в согласовании числительных с существительными, например:
Первая корова, вторая корова … пятая корова.
Один барашек, два барашка … пять барашек.
Дидактическая игра «Один-много»
Цель: закрепить название домашних животных, их детёнышей, в единственном и множественном числе; закрепить понятия "один-много. "
Ход: ребенку выставляются, например, два вида домашних животных, но в разных количествах, например, одна - корова и 4 свиньи. Ребенок, посмотрев, должен назвать кого много, а кто один.
Также эту игру можно выполнять с домашними животными и их детенышами.
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий».
Цель: обогащение глагольного словаря; обучение детей правильному употреблению в речи глаголов 3-го лица единственного числа.
Средства реализации: картинки с изображением домашних животных
Ход игры: Задание детям – подобрать слова, обозначающие действия изображенного животного. Дети делятся на две группы. Выигрывает та группа, которая назовет больше действий.
Игрок: «Что делает собака? – лает, кусает, рычит, сторожит, охраняет, охотится.
Дидактическая игра "Загадай, мы отгадаем".
Цель: учить описывать животных.
I вариант:
Ход игры: Загадывает ребенок, остальные отгадывают. Воспитатель показывает одному ребенку картинку с изображением какого-либо животного. Остальные дети эту картинку не видят. Ребенок должен составить описательную загадку об этом животном. А остальные дети должны ее отгадать.
II вариант:
Ход игры: Загадывают дети, один ребенок выходит из групповой комнаты. Дети составляют описательную загадку о каком-либо животном. Ребенок заходит в группу, и дети загадывают ему загадку. Он должен догадаться о ком идет речь.
Сторожит, грызет, лает? — ....
Хрюкает, роет? — ....
Ржет, бегает, скачет? — ....
Мяукает, лакает, царапается? — ....
Мычит, жует, ходит? — ....
Дидактическая игра "1,2,5".
Цель - закрепить знания о домашних животных и их детенышах.
Речевая задача - обучение согласованию количественных числительных с существительными.
Ход игры: "Кто это? Как их назвать, одним словом? Почему их так называют? Да, это домашние животные, они живут около человека, и он о них заботитесь. А эти животные живут у бабушки в деревне. Давайте посчитаем, сколько животных живут у бабушки". Дети берут карточки и считают. Например: «Два котенка, одна лошадь, пять утят".
Один пушистый кот -……
Одна рябая курица – ……
Одна быстрая лошадь – …..
Один ретивый конь – ……
Одна домашняя утка – …..
Один красивый селезень – ….
Дидактическая игра «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку сосчитать животных в согласовании числительных с существительными, например:
Первая корова, вторая корова … пятая корова.
Один барашек, два барашка … пять барашек.
Дидактическая игра "Назови ласково".
Речевая задача - обучение образованию существительных при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов;
- обогащение словаря однокоренными словами.
Ход игры: "Ребята, вам нравится, когда вас называют ласково? И животным тоже нравится. Давайте назовем их ласково". Игрок: "Собака - собачка, собаченька, собачушка".
Дидактическая игра «Кого нет?»
Цель: уметь называть домашних животных, а именно самца, самку и их детеныша.
Речевая задача — обучение употреблению существительных в родительном падеже единственного числа.
Ход игры: «Давайте соберем «семью» домашних животных».
Дети начинают собирать. «Посмотрите, все ли есть? Нет. Кого нет? Дети называют, кого нет. Например: «Нет быка, нет коня, нет пса».
Дидактическая игра «Подобрать слова – «неприятели» (Антонимы).
Цель: учить подбирать определения, развивать мышление, активизация словарного запаса, учить согласовывать прилагательные с существительными.
Овца робкая, а баран – (смелый).
Собака злая, а щенок – (добрый).
Корова полезная, а мышь – (вредная).
Лошадь сильная, а жеребенок – (слабый).
Козел упрямый, а козленок – (покладистый).
Свинья грязная, а кошка – (чистая).
У барана шерсть густая, а у поросенка – (редкая)
Дидактическая игра «Подобрать слова-«приятели» (Синонимы).
Цель: учить подбирать определения
Бык – свирепый, неистовый, суровый, буйный.
Кошка – ласковая, милая, нежная.
Баран – упрямый, неподатливый, настойчивый, непокорный, непослушный, стойкий.
Лошадь – сильная, крепкая, могучая, мощная, здоровая.
Овца – робкая, боязливая, страшливая, пугливая, трусливая.
Собака – преданная, послушная, покорная, исполнительная.
Корова – полезная, благодатная, плодотворная, доходная, прибыльная.
Свинья – толстая, дородная, жирная, пухлая, тучная, откормленная, упитанная, тяжелая, массивная, полновесная.
Дидактическая игра «Большой — маленький»
Цель: словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
огурец — огурчик, помидор — помидорчик...
Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»
Цель: согласование существительных с прилагательными
Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая
помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый
Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный
Дидактическая игра «Красный, зеленый, оранжевый»
Цель: уточнить представление детей об основных цветах, учить образовывать прилагательные, обозначающие признак предмета по цвету.
На картинки посмотри,
Какой по цвету овощ, ты скажи.
Красный помидор, зеленый огурец и т.д.
Дидактическая игра «Один – много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
(Помидор – помидоры – много помидор и т.д.)
Дидактическая игра «Что растет в огороде, в саду, в цветнике?»
Дидактическая задача. Развивать быстроту реакции на слово, классифицировать предметы по представлению, ориентируясь на место их произрастания.
Ход игры. Дети, вы много узнали об овощах, фруктах, цветах. Сегодня мы поиграем и выясним, запомнили вы их или нет. Я буду называть слова: огород, цветник, сад, а вы будете вспоминать, что где растет.
Дидактическая игра «Путешествие пчел»
Цель: Учить детей чередовать по заданному направлению. Формировать представления о величине. Упражнять ориентироваться на листе бумаге.
Средства реализации: Картинка фон с изображением улья, цветов, гриба и фигура пчелы.
Ход игры
-Посади пчелу на самый низкий цветок.
-Посади пчелу на самый высокий цветок.
-Посади пчелу на улей.
-Посади пчелу под гриб.
-Посади возле среднего цветка.
-Посади большую пчелу на большой цветок, а маленькую, на маленькой.
Дидактическая игра «Что нужно пчеловоду?»
Перед вами инструменты людей разных профессий. Выберите только те, что необходимы пчеловоду.
Какой инструмент выбрал ты?
Почему?
Для чего этот инструмент нужен пчеловоду?
Дидактическая игра «Пчелка прилетела в гости»
Цель: Познакомить с пчелой, рассказать о пользе пчелы, об образе жизни, о пользе, которую приносят пчелы людям,
Средства реализации: Иллюстрации «Пчелы летают над цветочкой, поляной», Активизация словаря: пчела, насекомое, улей, мед.
-Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела пчелка, давайте поздороваемся с ней.
-Ребята, расскажите мне, что полезного делают пчелы?
-Мед полезно, можно есть, когда мы простудимся.
-Правильно ребята, но для того, чтоб получился мед. Пчелы сначала собирают пыльцу и нектар с цветов. (Рассматривание иллюстрации - пчелы летают над цветами). А живут пчелы в домиках, которые называются Улья. В ульях пчелы живут семьями. Пчелы очень трудолюбивые. Из всех насекомых они близкие друзья человека, чтобы получилось много меда, необходимо много пчел. У пчелы есть хоботок и она им достает сок из цветка. Приносит в улей, из нектара получается мед.
Дидактическая игра «Посади пчелок по величине»
Цель: Упражнять определить величину предметов, находить самый большой и самый маленький среди 2-3 предметов.
Средства реализации: Картинка фон с изображением цветов по величине большой, средний, маленький; силуэты пчелок 3 штуки.
Ход игры
Посади самую большую пчелу на большой цветок. Покажи самую маленькую пчелку и посади на маленький цветочек.
Дидактическая игра «Как хлеб на стол пришел»
Цель: закреплять представление о том, что хлеб нужен каждому человеку, что в нашей стране для всех людей хлеб растят хлеборобы на огромных полях, что современные машины помогают им в работе. Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов. Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Развивать связную речь детей.
Игровые правила: дети должны показать картинку в соответствии с рассказом водящего.
Средства реализации: карточки с изображением различных профессий работников сельского хозяйства и машин, помогающих им в труде.
Дидактическая игра «Назови профессию»
Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т. д.)
Дидактическая игра «Что нужно для работы хлебороба»
Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.
(слайд1) Добрый день! Уважаемые члены комиссии, я воспитатель МАДОУ детского сада номер 25 г. Туймазы, расположенный по адресу: г. Туймазы Островский 16б, Абзалова Альмира Динаровна, стаж работы 3 года. Вашему вниманию предоставляю методическое пособие на тему: «Сельскохозяйственные профессии родного края»
Тема: Сельскохозяйственные профессии родного края
(слайд2) Вид: учебно – методическое пособие
Направленность: социально - коммуникативное развитие.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.
Предназначение: для детей среднего дошкольного возраста.
Продолжительность: в течение учебного года
(слайд3) Актуальность:
Представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве поверхностны. Дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, так как большая часть населения проживает в городах. Дети не видят, как выращиваются злаковые культуры, не имеют представлений о том, как и откуда появляются в магазинах хлеб, овощи и крупы. Данное пособие поможет расширить представления детей о труде взрослых, поможет продолжать знакомство с сельскохозяйственными профессиями через игровую деятельность.
(слайд4) Цель: повышение уровня познавательной, речевой активности детей с помощью данного учебно – методического пособия.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания и представление детей о сельскохозяйственных профессиях;
- обогащать речевой запас детей на основе углубления представления о сельскохозяйственных профессиях;
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес к сельскохозяйственному труду;
- развивать связную речь, речь-рассуждение, расширять и обогащать словарный запас;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать умение играть сообща;
- воспитывать любознательность, усидчивость;
- воспитывать уважение к людям сельскохозяйственных профессий.
(слайд5) Описание изготовления пособия:
Методическое пособие представляет собой папку – книгу формата А3.
Размеры: ширина- 30см, длина – 50см;
Рабочая поверхность: ширина- 30см, длина – 50см.
В комплекте: наборы картинок из фетра на тему: «Животновод», «Птицевод», «Овощевод», «Пчеловод», «Хлебороб. Полевод».
Основные достоинства пособия:
-многофункциональное;
-вариативное;
- доступное;
- участие как одного ребенка, так и подгруппы;
- использование пособия в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.
Этапы работы:
I этап – подготовительный.
Подготовка атрибутов для деятельности с детьми. Изготовление книги с помощью родителей. Создание условий, необходимых для методического пособия, изучение методической литературы, подборка дидактических игр и игровых упражнений по ознакомлению детей с сельскохозяйственными профессиями, по развитию речи и формированию элементарных математических представлений.
II этап - основной.
Данное методическое пособие представлено в виде книги. На каждой странице новая профессия. Знакомство проходит в игровой форме: «Здравствуйте, дорогие дети! Давайте знакомиться! Я – Книга, но не простая, а книга открытий и путешествий. Перелистывая мои страницы и выполняя интересные задания, вы познакомитесь с увлекательным миром сельскохозяйственных профессий».
(слайд6) На первой странице дети отправляются в путешествие на ферму. Детей встречает животновод. Задаю вопрос «Кто такой животновод?» (слай7) Дети отвечают, что животновод – это человек, которые выращивает и ухаживает за домашними животными.
(слайд8) На вопрос, а каких животных выращивают на фермах, дети перечисляют домашние животные, расставляя картинки с животными.
(слайд9) Детям предлагается поиграть в дидактическую игру «Что дает животное?»
(слайд10) - Что нам дает корова? Молоко, сметану, творог, сыр, мясо.
- Что нам дает коза? Мясо, молоко, шерсть, сыр.
- Что нам дает свинья? Мясо, сало, шкуру.
- Что нам дает лошадь? На лошади можно ездить верхом, возить грузы, мясо, шкуру.
(слайд11) Предлагаю следующую игровую ситуацию. «Перед вами лежат картинки с изображением животных, живущих на ферме. Поставьте животных одной семьи рядом и расскажите про них.
(слайд12) (Коза, козленок; корова, теленок; овца, ягненок)
(слайд13) Также было предлагаю ряд дидактических игр по развитию речи. В игре «Кто больше назовет действий» дети подбирали слова, обозначающие действия изображенного животного. (слайд14) «Что делает собака? – лает, кусает, рычит, сторожит, охраняет, охотится. Что делает корова? – жует, мычит, бодается, дает молоко». При работе с пособием проведены такие игры как «Один – много», «Назови ласково», «Кого нет», «Загадай, мы отгадаем».
(слайд15) А животноводу надо помочь посчитать животных. Провожу игру «Кто, где стоит?». Детям нужно определить, какая по счету стоит лошадь. (слайд16) Дети отвечают, что лошадь по счету третья. Дети считают остальных животных.
(слайд17) А пока считали животных, детеныши разбежались по ферме. Надо детям определить, где они находятся. (слайд18) Жеребенок находится на верху, теленок спрятался внизу, а где находится ягненок? Поросенок находится справа, теленок находиться слева т.д. (слайд19) Дети также помогли животноводу собрать сено. (слайд20) Начиная с самой высокой соломы и заканчивая самой низкой.
(слайд21) Также в игровой форме продолжала знакомить детей с профессией птицевода. Предложила детям отгадать загадки о домашних птицах. (слайд22) Детям было предложено построить свои птицефермы, кормушки и забор и поместить птиц в своих фермах. (слайд23) Бурно обсуждая, дети выкладывали птиц и рассказывали о пользе разведения птиц. Проиграли такие дидактические игры «Назови ласково», «Назови детенышей», «Который по счету».
(слайд24) Открывая следующую страницу книги. Дети правильно называют, что здесь мы будем говорить о профессии овощевода. (слайд25) Проигрывая дидактические игры, закрепили знания детей о профессии овощевода, какими инструментами пользуется овощевод.
(слайд26) Открывая следующую страницу книги, детям задаю вопрос: «О какой профессии расскажет эта страница нашей книги?» (слайд27)Дети правильно называют, что здесь мы будем говорить о профессии пчеловода. Проигрывая дидактические игры, закрепили знания детей о профессии пчеловода, что такое пасека, какими инструментами пользуется пчеловод.
(слайд28) В следующей странице нашей книги мы попадаем в мир очень интересной, важной профессии. Кто трудится, чтобы у нас на столе всегда был хлеб?
(слайд29) Закрепление знаний о профессии хлебороба, полевода проходят через дидактические игры, беседы.
(слайд30) Таким образом, методическое пособие «Сельскохозяйственные профессии родного края» предназначено для детей среднего дошкольного возраста для повышения познавательного, речевого уровней детей. Благодаря этому пособию дети закрепили свои знания о сельскохозяйственных профессиях, речь детей стала более развитой и эмоциональной.
III этап – заключительный.
Обобщение материалов и результаты работы. Презентация.
(слайд31) Ожидаемые результаты:
- создание условий для учебно-игровой деятельности;
- формирование понятия о важности и значимости сельскохозяйственного труда;
- развитие речи, расширение словарного запаса и познавательного интереса;
- формирование коммуникативных навыков.
Задачи на перспективу:
- Продолжать работу по совершенствованию представлений о сельскохозяйственных профессиях (ветеринар, пекарь, молокозавод)
- Дополнять пособие новыми дидактическими играми по каждой возрастной группе.
- Развивать диалогическую речь, учить составлять описательный рассказ, активизировать в речи детей прилагательные, формировать умение подбирать точные сравнения.
(слайд32) Вывод.
У дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых. Работа с пособием позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей. На основе данного пособия можно проводить дидактические игры по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по формированию математических представлений во всех возрастных группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство дошкольников с профессиями родного края
Целью конспекта является знакомство дошкольников с профессиями родного края...
педагогический проект "Профессии родного края"
Иногда дети не могут четко рассказать чем заняты их родители или представляют скудную информацию.Что бы расширить кругозор детей и привить любовь к своей малой родине возникла идея написания про...
Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края»
Интегрированное занятие в младшей группе детского сада....
Методическое пособие. ЛЭПБУК на тему "Край родной горжусь тобой".
Методическое пособие – ЛЭПБУКНаправление - Патриотическое воспитаниеОбразовательное уч...
Методические рекомендации по развитию представлений старших дошкольников о профессиях родного края
В методических рекомендациях представлена система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых....
Методическое пособие «По тропинкам родного края».
Лэпбук по экологии «По тропинками родного края» предназначен для педагогов дошкольного учреждения в работе с детьми. Направлен на формирование нравственно – патриотических чувств, ра...
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с отраслью «сельское хозяйство», по средством применения дидактического пособия «навигатор – сельскохозяйственных профессий родного края».
Статья о отросли "сельское хозяйство" на примере дидактического пособия "навигатор – сельскохозяйственных профессий родного края ", для старшего дошкольного возраста. ...