Методическое пособие. ЛЭПБУК на тему "Край родной горжусь тобой".
методическая разработка (подготовительная группа)

Методическое пособие –  ЛЭПБУК

Направление -                  Патриотическое воспитание

Образовательное учреждение – МБДОУ №15 «Берёзка»

Возрастная группа –        подготовительная к школе группа (6-7лет)

Тема лэпбука -                  «Край родной горжусь тобой»

Актуальность выбранной темы:

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Очень важно воспитать в человеке чувство патриотизма, любви к Родине, чувство верности и ответственности. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка, и воспитывать патриотизм необходимо с дошкольного возраста, когда начинает формироваться личность ребенка

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями -формирует у них такие черты характера, которые помогают им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.

 

      Цель:

Формировать представление и систематизацию знаний о малой родине – Башкортостан.

 

Задачи:

Образовательные:

-расширять и закреплять знания детей о государственных символиках России, Республики Башкортостан и  г.Октябрьский;

-познакомить детей с  известными людьми, прославивших Республику Башкортостан;

-сформировать представление  детей об истории края, жизни и культуре народов и городов, о главных достопримечательностях родного  края;

-- расширять краеведческий кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию (природное окружение, искусство, литература и др.);

 

Развивающие:

-развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности;

-развивать речь у детей через художественное чтение (стихи о Родине, пословицы, загадки),составление рассказов о быте  башкирского народа.

-продолжать развивать игровую деятельность;

 

Воспитательные:

- воспитывать  у детей чувства патриотизма, любви и уважения к своему родному краю;

- формировать познавательный интерес к культурным и природным ценностям родного края, желание беречь и сохранять их;

 

Содержание пособия

 

1 Страница

 

а)Символика: Флаги, гербы, гимн (России, Башкортостана, городов РБ)

Д/и «Какого государства флаг?» (РФ и РБ)

Цель: закрепить знания детей о Государственном флаге России и Башкортостана: учить находить сходство и различия во флагах, закрепить общее представление детей об элементах флагов: воспитывать чувство гордости Государственными символами России и Башкортостана; развивать интерес к другим флагам.

Правила игры: описывать флаги, сравнивать флаги.

 Ход игры: Воспитатель (ведущий) спрашивает у детей: «В какой республике мы живем, какой у нее флаг? В какой стране живем, какой у нее флаг?». Дети описывают флаги, сравнивая их .У российского флага  нижняя полоса - красная, у башкирскою зеленая. В такой форме определяются и другие полосы флагов, рисунок на флаге Башкортостана. Затем дети находят сходства, оба флага трёхцветные, прямоугольной формы и др.

            б) Число 7 в жизни башкирского народа:

            - 7 чудес Башкортостана;

            -7 девушек (легенда, фонтан в Уфе)

            -7 удивительных мест Башкортостана;

           - 7 племен Башкирского народа

Цель: Продолжить знакомить детей с природными богатствами, легендами и местами, характеризующими число 7.

         

            в) Знаменитые люди

Цель: знакомить детей с известными людьми, прославившими  республику в области спорта, литературы, искусства, культуры и др.

 

           г) Стихи о родном крае; башкирские пословицы, загадки.

Цель: воспитание патриотических чувств, гражданственности, любви к своей Родине, через чтение художественной литературы;

продолжать знакомство с малыми фольклорными жанрами, о значении родной стороны для человека, о важности и необходимости защищать и ценить свою Родину.

2  Страница

          а)Города РБ;

Цель: формировать представление о том, что в Республике много городов и сел. Знакомить с известными городами (Уфа- столица Башкортостана, Октябрьский-назван в память в память об истории нашей страны, Стерлитамак-второй по величине город, Сибай- молодой город, столица Зауралья; Салават –в честь национального героя Салавата Юлаева; Кумертау – от слова кумер-уголь, тау-гора; Нефтекамск –богат нефтью и т.д.)

Д/и «Назови город»

Цель:  закрепить  названия  городов  Башкортостана  и  России;

развивать интерес; воспитывать желание больше узнать о них.

Правила  игры:  вспомнить  названия  городов  России  и  Башкортостана, начинающиеся на заданный звук.

Ход игры:

1  вариант

  Воспитатель  называет  звук,  а дети  на этот звук  под­бирают  названия  городов.  Детям,  правильно  назвавшим  города,  воспитатель вручает фишки.  Побеждает тот, кто больше набрал фишек.

2 вариант.

  Назвать  город  на  последний  звук  названного  слова.

Например, Нефтекамск, следующий город -  Кумертау -  Учалы и т.д

 

         б) Достопримечательности города Октябрьский.

Д/и «Путешествие по городу»

Цель:  закрепить  представления  детей  о  родном  городе:  о достоприме -чательностях   города,   развивать внимание;  воспитывать  интерес,  желание больше узнать о нем.

 

   в) Д/и «Найдите и назовите башкирские музыкальные инструменты»

Цель: закрепить названия музыкальных инструментов. Развивать внимание, память и восприятия.

Правила игры:

Вариант-1

Ведущий предлагает детям внимательно рассмотреть изображение музыкальных инструментов, назвать их. Ведущий предлагает  найти башкирский музыкальный инструмент. Выигрывает тот, кто найдёт и назовет правильно башкирский музыкальный инструмент.

Вариант-2

Д/и «Найди лишний музыкальный инструмент»

Ведущий предлагает детям внимательно рассмотреть изображение музыкальных инструментов, перечислить их и определить группу (духовой, смычковый, клавишный, ударный, щипковый инструмент). Затем просить найти лишний музыкальный инструмент и обосновать свой ответ. После этого предлагает подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся музыкальные инструменты одним словом. Выигрывает тот, кто найдет и назовет лишний музыкальный инструмент.

        г) Карты Башкортостана

Цель: знакомить с картой Башкортостана, показывать его границы, рассказывать о ближайших его соседях.

-формировать представление о том, что в республике есть лесные, степные зоны Башкортостана (на карте уточнить, каким цветом они представлены)

 

Д/и « Мой Башкортостан»

Цель: учить ориентироваться на карте Республики Башкортостан; закрепить представления детей о городах, реках, полезных ископаемых,; развивать интерес к карте Башкортостана; воспитывать любовь к родному краю.

Оформление игры: игра оформлена в виде карты книги.

 

 «Полезные ископаемые Башкортостана»

Цель: закреплять представления детей о полезных ископаемых родного края. Познакомить детей с условными обозначениями природных ископаемых. Дать представление о каждом из них .Развивать разговорную речь, обогащать словарь детей. Вызвать у детей желание больше узнать о природных богатствах родного края.

Правила игры: па карте Башкортостана правильно  распределить фишки там, там где добывают  те или иные полезные ископаемые.

Ход игры: Перед детьми карта и фишки. Уточняются обозначения каждой фишки. Задание: На карте найти город, сказать, что там добывают и поставить фишку с этим обозначением.

 Примечание: газ –Уфа, Салават;

нефть - Уфа, Нефтекамск, Стерлитамак;

уголь – Кумертау;

 золото- Сибай;

 яшма – Белорецк .

3 Страница:

Юрта

Цель: продолжать знакомить детей с жизнью башкирского народа, его национальной одеждой, жилищем, предметами быта. Способствовать расширению представлений детей о том, как жили раньше люди, чем занимались. Воспитывать интерес, желание познать историю, культуру народов Башкортостана.

Оснащение игры: плоскостная юрта, с  открывающимися дверями на шнуровке. Внутри быт башкирского народа, прикрепленные на липучку.   Мелкие карточки, с изображением предметов: быта, посуды, блюд, одежды, обуви.

 

4 Страница:

 

Дидактические игры:

«Найди и раскрась башкирскую (русскую…)матрёшку»

Цель:

 - учить детей по особенностям внешнего вида и росписи, определять и называть национальность матрёшек;

-формировать и расширять у детей представления о национальностях людей, населяющих нашу республику; развивать память, внимание, мышление.

 

«Продолжи узор»

Цель: Продолжать знакомить детей с башкирскими узорами.

 

Отгадай из какой сказки

Цель: учить детей узнавать по картинке башкирскую народную сказку, рассказать, о чем эта сказка; развивать память; воспитывать интерес к народным сказкам.

 Предварительная работа: чтение башкирских народных сказок, рассматривание картин: 1. «Урал-батыр». 2. «Аминбек». 3. «Птичья нога». 4. «Сказка о курае». 5. «Лиса-сирота». 6. «Медведь и пчелы»,7. «Щедрый заяц» и др.

Правила и ход игры: Ребенок  называет сказку, кратко пересказывает содержание угаданной сказки.

 

Обратная сторона лэпбука

Дидактическая игра «Найди отличия»

Цель: Учить детей находить отличия в башкирских костюмах и называть элементы костюма (камзул-елэн, хараус - кашмау,  сулпы- теркеме и т.д.);

Закреплять умения сравнивать и различать элементы по количеству, размерам, форме и цвету.  

Картотека подвижных игр.

Цель: Формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создать эмоциональную основу для развития патриотических чувств через  башкирские подвижные игры.

 

Какого народа костюм?

 Цель: закрепить знания детей о жителях Башкортостана. развивать интерес детей к людям разных национальностей, уважение к ним; вызвать желание больше узнать об их жизни, культу ре.

Правила и ход игры: Дети вспоминают, какие народы живут в нашей республике. Рассматривают картинки и называют,  какой национальности  кукла.

 

Похож - не похож

 Цель: учить детей сравнивать национальные костюмы, находить в них сходство и различия; воспитывать интерес к национальным костюмам, развивать эстетические чувства.

а) История о семи племенах Башкирского народа. Башкирское народное предание и песня «Семирод».
На флаге Башкирии цветок курая, а у цветка курая семь лепестков.
Вот что пишет об изображении семилепесткового курая в государственной символике Республики Башкортостан Ф.Губайдуллина, который означает существование семи основных племён - родоначальников башкир.Предание «Ете ырыу», что означает в переводе с башкирского языка «Семь родов». Оказывается, раньше племена не всегда жили в мире да в согласии. Когда они враждовали между собой, отбирали земли, угоняли скот, уводили детей, женщин, старейшины – аксакалы родов вышли навстречу к воинам и обратились к ним такой речью: «Азаматы! Хотя мы с вами представители разных родов, но друг другу мы не чужие! Не лучше ли будет, если мы прекратим эти раздоры?» Воины опустили головы, послушали старейшин и пришли к выводу, что они правы. Потом аксакалы разных племён собрались вместе, начали обсуждать, как дальше жить так, чтобы, не допуская войн между собой, иметь свои земли и платить ясак только одному баю. Как я поняла, в этом предании рассказывается о присоединении башкир к Русскому государству, потому что здесь говорится, что аксакалы отправляют для переговоров в Москву к царю своих послов – биев. Предание заканчивается так: послы вернулись домой, приехали царские советники, и в честь присоединения устроили большой пир. Кураисты в память об этом событии и в честь Урала, где издавна жили башкиры семи родов, сложили песню «Семирод»  

Песня Семирод

 

                Уральских гор отроги высоки,
Ты матерью всех земель стал, Урал.
В долины журчащих живых родников
Ты воедино семь родов собрал.
Вдали синеет, хэй, мой Уралтау,
Гора – пристанище семи родов.
Храни, Урал, храни, оберегай
Ты прах священных дедов и отцов.
Ты семь родов приветил на груди,
Здесь семь родов раскинули яйляу,
Семи родов отары здесь паслись,
Семи родов один табун гулял.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие Лэпбук на тему: «Времена года. Весна».

В рамках тематической недели «Весна пришла» мной был разработан первый пробный лэпбук по теме «Времена года.  Весна». Создавать эту папку оказалось очень интересно, увлекательно. Ведь лэпбук явля...

Учебно – методическое пособие «Лэпбук – лето».

Лэпбук – одна из форм совместной деятельности детей и взрослых. его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста ( материал можно пополнять в зависимости от возраста детей), обеспеч...

Методическое пособие - Лэпбук.

В переводе с английского - Лэпбук " это книга на коленях", тематическая папка - раскладушка, в которой собрана различная информация. В совместной деятельности с детьми мы изготовили лэпбуки ...

Учебно-методическое пособие " Лэпбук для развития математических способностей у детей пятого года жизни " Посчитаем- поиграем""

Лэпбук «Посчитаем - поиграем»В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я в своей деятельности нач...

Методическое пособие «Я – Оренбуржец, и этим горжусь»

Данное пособие предназначено заместителям заведующего по воспитательно-образовательной и методической работе, старшим воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений. Представленные мате...

Дидактическое пособие – лэпбук «Верхняя Салда – родной город»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма и чувства сопричастности к культурно-историческому наследию города Верхняя Салда посредством развивающих заданий и игр....

«Край родной, горжусь тобой!»

Статья о проведении дня города...