План по самообразованию на межаттестационный период
материал
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Агапитова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Образование: высшее, Омский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт им. А.М.Горького, 1989г, учитель математики, информатики, вычислительной техники; переподготовка в Институте экономики, управления и права (г. Казань) по программе «Педагогика дошкольного образования», 2014г.
Повышение квалификации:
- курсы повышения квалификации по проблеме «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста средствами цифровизации, математики, роботоконструирования», Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования института психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета, 72 часа, г.Казань.
- курсы повышение квалификации в НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» по дополнительной профессиональной программе «Предшкольное образование детей в соответствии с ФГОС ДО»,20 часов, г.Казань.
Квалификационная категория: первая
Стаж: педагогический – 34 лет, в должности воспитателя – 25 лет
Дата составления плана: 01.09.2022
Тема самообразования: Формы и методы познавательного развития детей дошкольного возраста
1.Актуальность темы и ее обоснованность:
Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе. Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.
Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей. Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е.А., Коломинский Я.Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.
Тема моего самообразования непосредственно соотносится с целью, задачами, основными направлениями работы ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 100 «Эврика». Основные необходимые условия для реализации плана созданы в ДОУ. Остаётся задачами:
1. Продолжать создавать предметно – развивающую среду — единое пространство, в котором происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников педагогического процесса.
2. Заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.
3. Создать соответствующую атмосферу, в которой реально проявляют себя взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь, гуманность.
4. Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.
Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Задачи:
1. Создать условия для познавательной активности детей, с помощью предметно-пространственной развивающей среды в группе, а так же во время проведения организованной образовательной и совместной деятельности.
2. Поощрять и направлять познавательную инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность посредством образовательной и игровой деятельности.
3. Реализовать рабочую программу в формах, специфических для детей данной возрастной группы.
4. Поддержать инициативу детей в познавательной и игровой деятельности.
5. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.
Ожидаемый результат: Повышение активности детей во время проведения организованной образовательной деятельности, желания узнавать, что-то новое самостоятельно. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство.
Механизм реализации: Срок 4 года.
№ | Блоки | Мероприятия | Срок | Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения | ||
2022 – 2023, 2023-2024, 2024-2025, 2025-2026 учебные года | ||||||
1. | Теоретический | Изучение Закона Российской Федерации от 20.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» | Август 2022г. | Выполнено | ||
Изучение ФГОС дошкольного образования | Октябрь 2022г. | Выполнено | ||||
Изучение игровых технологий в познавательном развитии дошкольников (Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром») | Декабрь 2022г. | |||||
Изучение программы дополнительного образования по познавательному развитию детей дошкольного возраста «Познавай-ка» (И.А.Беспомощнова,Т.А.Кругомова) | Март 2023г. | |||||
Изучить развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома (Баранова Е.В. Ярославль: Академия развития, 2009) | Сентябрь 2023г. | |||||
Изучение литературы: Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004 | Январь 2023г. | |||||
Изучение литературы: Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005 | Апрель 2024г. | |||||
Изучение литературы: Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Программа развития) | Ноябрь 2024г. | |||||
Изучение литературы: Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002 | Февраль 2025г. | |||||
Изучение литературы: Подьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2 | Декабрь 2025г. | |||||
Изучение литературы: Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1 | Январь 2026г. | |||||
Создание предметно-пространственной образовательной развивающей среды в группе, способствующей развитию познавательных способностей | В течение 2022-2026 г. | |||||
2. | Практический | |||||
С детьми | Изготовление дидактической игры «Логические цепочки От и До» | Сентябрь 2022г. | Выполнено | |||
Опыты с воздухом | Октябрь 2022г. | Выполнено | ||||
Совместная образовательная деятельность «Путешествие на деревенский двор» | Ноябрь 2022г. | |||||
Опыты с водой, льдом и снегом | Декабрь 2022г. | |||||
Оформление папки-передвижки «Нам интересно» | Февраль 2023г. | |||||
Проект «Морские обитатели» | Март 2023г. | |||||
Проект «Путешествие в Африку» | Апрель 2023г. | |||||
Проект «Хочу все знать» | Сентябрь 2022-май 2023г. | |||||
Оформление уголка «Занимательная математика» в группе | Сентябрь 2023г. | |||||
Создание «Копилки опытов и экспериментов» | Октябрь 2023г. | |||||
Проект «Чудо – эксперименты» | Ноябрь 2023г. | |||||
Совместная образовательная деятельность: «Путешествие в мир предметов» | Февраль 2024г. | |||||
Изготовление дидактического пособия «Дерево загадок» | Март 2024г. | |||||
Разработка и реализация проекта «Поиграем в театр» | Апрель 2024г. | |||||
Фотовыставка «Мы экспериментируем» | Сентябрь 2024г. | |||||
Изготовления сборника игр «Сыпь песок, лей водичку» | Октябрь 2024г. | |||||
Совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку» | Ноябрь 2024г. | |||||
Опыт на прогулке: "Нужен ли растениям зимой снег" | Декабрь 2024г. | |||||
Наблюдение «Свет вокруг нас» | Январь 2025г. | |||||
Проект «Радуга открытий» | Февраль 2025г. | |||||
Опыт на прогулке «Как согреть руки?» | Март 2025г. | |||||
Изготовление буклета «Познавательно - исследовательская деятельность» | Апрель 2025г. | |||||
Изготовление альбома «Замки на песке» | Май 2025г. | |||||
Наблюдения на прогулке: "Какие бывают камни" | Сентябрь 2025г. | |||||
Проект «Чудесная кладовая» | Октябрь - ноябрь 2025г. | |||||
Совместная образовательная деятельность «Мой край» | Декабрь 2025г. | |||||
Участие воспитанников группы в Республиканском конкурсе проектных работ детей дошкольного возраста «Радуга идей - 2020г» | Февраль 2026г. | |||||
Участие воспитанников группы в муниципальной интеллектуальной игре «БРЕЙН – РИНГ» | Март 2026г. | |||||
Участие воспитанников группы в муниципальной интеллектуальной олимпиаде «Умка» | Апрель 2026г. | |||||
С родителями | Проведение консультации: «Развитие познавательных способностей детей в 3 летнем возрасте» | Сентябрь 2022г. | Выполнено | |||
Круглый стол «Приобщение родителей к воспитанию познавательного интереса у детей» | Октябрь 2022г. | Выполнено | ||||
Мастер – класс «Экспериментирование – важный познавательный процесс» | Январь 2023г. | |||||
Проведение консультации: «Формирование мыслительных процессов посредством дидактических игр» | Февраль 2023г. | |||||
Показ фрагмента ООД «Речь малыша, как познавательный процесс» | Апрель 2023г. | |||||
Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей на учебный год» | Сентябрь 2023г. | |||||
Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности» | Октябрь 2023г. | |||||
Родительское собрание «Основные акценты в развитии ребенка» | Декабрь 2023г. | |||||
Консультация «Детская экспериментальная деятельность в домашних условиях» | Февраль 2024г. | |||||
Вовлечение родителей к организации развивающей среды на участке детского сада | Май 2024г. | |||||
Организация предметной развивающей среды совместно с родительским коллективом: развивающие центры, направленные на индивидуальное познавательное развитие - «Для тебя», «Мой портрет», «Моя Любимая игрушка» | В течение 2022-2026 г. | |||||
Совместный проект «За здоровый образ жизни» | Сентябрь 2024г. | |||||
Спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная семья» | Ноябрь 2024г. | |||||
Совместный проект «Буду как папа» | Февраль 2025г. | |||||
Тематическая выставка «Ветераны Победы в нашей семье» | Май 2025г. | |||||
Конкурс на лучшее семейное древо | Сентябрь 2025г. | |||||
Конкурс семейных творческих работ «Ребенок дома» | Ноябрь 2025г. | |||||
Совместные работы с детьми: «Я рисую с мамой» | Март 2026г. | |||||
Конкурс на лучшее портфолио | Май 2026г. | |||||
С педагогами | Показ СОД по ознакомлению с окружающем миром «Путешествие на деревенский двор» | Декабрь 2022г. | ||||
Творческая презентация проекта «День матери» | Январь 2023г. | |||||
Участие в ГМО «Исследователь-ская деятельность детей дошкольного возраста как средство их интел-лектуального развития» (ДОУ № 90 филиал) | Февраль 2023г. | |||||
Показ интегрированной СОД (ведущая образовательная деятельность–познавательное развитие) «В гостях у сказки» | Май 2023г. | |||||
Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год | Май 2023г. | |||||
Проведение СОД «Путешествие в страну математику» | Ноябрь 2024г. | |||||
Консультация для педагогов на тему «Развитие творческого воображения на занятиях» | Декабрь 2024г. | |||||
Показ итогового занятия за квартал «Хочу всё знать» | Февраль 2024г. | |||||
Видеопоказ фрагмента СОД «Выявление и развитие творческой и интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста» | Март 2024г. | |||||
Показ СОД по ФЭМП «Путешествие в страну математику» | Октябрь 2024г. | |||||
Мастер-класс «Мы экспериментируем» | Декабрь 2024г. | |||||
Творческий отчет «Наши достижения» | Апрель 2025г. | |||||
Консультация для воспитателей по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД | Сентябрь 2024г. | |||||
Презентация «Дидактические игры» | Декабрь 2024г. | |||||
Мастер – класс «Час волшебства» | Февраль 2025г. | |||||
Презентация «Творчески, с выдумкой» (оформление игрового участка летом) | Май 2025г. | |||||
Обучение практическим умениям «Эксперименты в ДОУ» | Сентябрь 2025г. | |||||
Творческий отчёт, показ СОД «Маленькие исследователи» | Декабрь 2025г. | |||||
Тематическая выставка «Наши достижения» | Март 2026г. | |||||
Показ СОД «Мы готовы к школе» | Май 2026г. | |||||
Создание (обогащение) РППС, разработка МО (рабочие программы, планы, ЦОР, ЭОР) | Разработка тематического перспективного плана реализации Основной образовательной программы на 2017-2018 учебный год | Сентябрь 2022г | Выполнено | |||
Разработка тематического перспективного плана реализации Основной образовательной программы на 2018-2019 учебный год | Сентябрь 2023г | |||||
Уголок УМК по изучению татарского языка, ЭКС, ПДД | Декабрь 2024г. | |||||
Разработка тематического перспективного плана реализации Основной образовательной программы на 2018-2019 учебный год | Сентябрь 2024г. | |||||
Уголок экспериментирования | Февраль 2024г. | |||||
Разработка тематического перспективного плана реализации Основной образовательной программы на 2019-2020 учебный год | Сентябрь 2025г | |||||
Набор дидактических игр УМК по изучению татарского языка «Собираемся в школу», «Мы играем», «Что делает?», «Помогаем маме», «Сколько?», «Угости», «Подари Алсу игрушку» | Октябрь 2025г. | |||||
Набор дидактических игр по ЭКС «Укрась татарским орнаментом», «Составь узор», «Найди, назови орнамент», «Расскажи сказку», «Собери рисунок по порядку», «Назови сказку», «Найди ошибку, назови сказку», «Кто что потерял» | Март 2026г. | |||||
3. | Диагностический | Вводный мониторинг воспитанников группы по методике «Выбор деятельности» Л.Н. Прохорова | Сентябрь 2022г. | Выполнено | ||
Изучение возможности качественной реализации развития познавательных способностей в системе образовательного процесса | Май 2023г. | |||||
Изучение потребностей родителей и материально-технической базы для продуктивной работы над темой | Сентябрь 2024г. | |||||
Осуществить отбор критериев мониторинга | Май 2025г. | |||||
Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников, составление индивидуальных маршрутов | Октябрь 2025г. | |||||
Создание материально-технических, организационных и научно-методических условий | Ноябрь 2026г. | |||||
Оценка уровня развития познавательных способностей детей | Май 2026г. | |||||
4. | Аналитический | Анализ организованной образовательной деятельности | Февраль 2023г. | |||
Изучить современные педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста | Март 2023г. | |||||
Разработать комплекс консультаций для родителей по развитию познавательных способностей детей | Март 2023г. | |||||
Анализ методической литературы | Октябрь 2024г. | |||||
Анкетирование родителей. Цель – выявление запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных, воспитательных, дополнительных услуг | Декабрь 2025г. | |||||
Подобрать игры для развития умственных способностей детей в старшей группе | Апрель 2025г. | |||||
Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы | Февраль 2026г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию в межаттестационный период за 2011-2015 г.
В плане указаны мероприятия, которые я планировала провести в межаттестационный перод, а текже предполагаемые результаты....
Индивидуальный план по самообразованию в межаттестационный период за 2011-2015 г.
Примерный план по самообразованию в межаттестационный период за 2011-2015 гг....
План по самообразованию в межаттестационный период на 2015-2020гг.
Примерный план по теме самообразования в межаттестационный период на пять лет....
План по самообразованию на межаттестационный период
План работы по самообразованиюВоспитатель: Воробьева Л.А. гр.№11 КМДОУ№66Тема: «Развитие коммуникативных навыков через игровую и театральную деятельность».Актуальность выбранной темы:Формирование комм...
План по самообразованию на межаттестационный период с 2015 по 2019 учебный год воспитателя первой квалификационной категории Ключниковой Ольги Васильевны МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Березка» пгт Актюбинский Азнакаевского муниципальн
План по самообразованию на межаттестационный период с 2015 по 2019 учебный годвоспитателя первой квалификационной категории Ключниковой Ольги Васильевны МБДОУ «Детский сад комбинированного вида ...
Индивидуальный план по самообразованию в межаттестационный период 2018-2023 гг.
Представлен материал работы музыкального руководителя в межаттестационный период....
План по самообразованию на межаттестационный период 2019-2023 гг
Индивидуальный план...