Долгосрочный проект «Одаренный ребенок в детском саду»
проект
Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребность общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. По мнению ученых, потенциальной одаренностью обладает каждый ребенок, но не каждый проявляет ее из-за совокупности воздействий среды и личностных особенностей. Поэтому, мы считаем, что музыкальное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к музыкальным видам деятельности, тем больше внимания будут уделено их развитию. Для развития одаренности дошкольника нам необходимы индивидуальные формы обучения.
Исходя из важности названной проблемы, учитывая ее недостаточную разработанность в современной педагогике, мы сформулировали тему исследования: «Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одаренности дошкольника».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_odar_reb_v_ds.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 62 «Каравай» г. Смоленска
Долгосрочный проект
«Одаренный ребенок в детском саду»
Подготовили:
музыкальный руководитель
Буянова М.Ю.
Смоленск – 2021
Оглавление.
1.Актуальность проекта……………………………………………………..1
2.Цель, задачи проекта……………………………………………………......2
3.Участница проекта, срок реализации проекта, материально-техническое оснащение проекта……………………………………………………………2
4.Теоретическое обоснование проекта……………………………….….…..3
5.Этапы реализации проекта…………………………………………….……5
6.Перспективный план работы………………………………………….…….6
7.Список используемой литературы…………………………………..……...8
Актуальность проекта.
Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребность общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. По мнению ученых, потенциальной одаренностью обладает каждый ребенок, но не каждый проявляет ее из-за совокупности воздействий среды и личностных особенностей. Поэтому, мы считаем, что музыкальное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к музыкальным видам деятельности, тем больше внимания будут уделено их развитию. Для развития одаренности дошкольника нам необходимы индивидуальные формы обучения.
Исходя из важности названной проблемы, учитывая ее недостаточную разработанность в современной педагогике, мы сформулировали тему исследования: «Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одаренности дошкольника».
Цель: Создание системы работы для раскрепощения личности направленной на формирование вокально-певческих навыков и развитие артистических способностей.
Задачи:
- формировать вокально-певческие навыки (правильность звукообразования; красота звуковедения; точность, внятность, певческой дикции; правильность дыхания; точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни);
-способствовать развитию артистических способностей (выразительная мимика, жестикуляция, пластика);
-побуждать к творческой самореализации;
-развивать эмоциональную сферу ребенка.
Срок реализации проекта: сентябрь 2021г – май 2022 г. 1 год
Материально – техническое оснащение проекта:
- фортепиано,
- музыкальный центр,
- микрофон,
- фотоаппарат,
- ноутбук,
- музыкальный зал,
- фонограммы детских песен,
- дидактические пособия,
- нотный материал.
Теоретическое обоснование проекта.
Научно доказано, что одарённость и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, - одарённостью.
Для правильного подхода к ребенку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, какая между ними связь и чем они отличаются.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. В основе развития способностей лежат задатки.
Задатки – некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить какими они бывают.
В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности.
Нас интересует сфера художественной деятельности, которая подразумевает способности к изобразительной деятельности и к музыке. Способный к музыке ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические фразы, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием подпевает, обладает хорошей музыкальной памятью и слухом.
Музыкальные способности можно разделить на две группы: технические (игра на музыкальном инструменте или пение) и слуховые (музыкальный слух).
Детей, обладающих высоким уровнем способностей, принято называть одарёнными.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности- это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования.
Принципы выявления одаренных детей:
-комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
-длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
-анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
-подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
-преимущественная опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей родителями, воспитателями, проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных творческих конкурсов, фестивалей, смотров.
Этапы реализации проекта
1 этап «Подготовитедьный»: рассчитан на 3 месяца ( сентябрь, октябрь, ноябрь). На этом этапе осуществлялось:
- изучение проблемы одаренности
-выбор темы проекта
-определение целей и задач проекта
-выявление одаренности среди средней группы
-составление перспективного плана для работы с одаренным ребенком на 2021-2022 год
2ой этап «Основной»: рассчитан на 6 мес. В ходе реализации основной части проекта будет осуществляться работа с одарённым ребёнком, согласно перспективному плану по два занятия в неделю. Для отслеживания уровня развития музыкальных способностей, на данном этапе, будет осуществляться мониторинг, чтобы эффективней выстроить работу с одарённым ребёнком и запланировать перспективный план на дальнейшее его развитие.
3ий этап «Заключительный»: направлен на выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей, мониторинг развития музыкальных способностей.
Перспективный план работы.
I этап «Подготовительный»
Месяц, год | мероприятия |
Сентябрь 2021 | Изучение одаренности, выбор темы проекта |
Октябрь 2021 | Определение целей и задач проекта Выявление музыкальной одаренности |
Ноябрь 2021 | Составление перспективного плана работы на 2016-2017г |
II этап «Основной»
Месяц |
|
|
|
Декабрь 2021 | Упражнения для развития певческого голоса Упражнение «Здоровое горлышко»
пение | - Дидактическая игра «Свечи» «Снеговик» муз С Савенков | Развитие певческого Дыхания Формировать правильность звукообразования.
Развитие песенной памяти. Побуждать к выразительному исполнению песни. Развивать умение правильно брать дыхание во время пения. |
Январь 2022 | Детское музыкальное творчество Упражнения для развития певческого голоса Пение Детское музыкальное творчество Упражнения для развития певческого голоса | - «Поздоровайся» - Дидактическая игра «Горячая картошка» В.В.Емельянов «Бабушка подружка» муз Т.В Бокач - «Сочини колыбельную для куклы» - «Сочини весёлую песенку для лягушки» «Снежинка", «Ветерок» Упражнение «Папуасики | Развитие мимики и жестов. Развитие дыхания. Формировать умение петь под фонограмму. Побуждать к выразительному исполнению песни. Содействовать творческой самостоятельности и активности |
Февраль2022 | Детское музыкальное творчество Упражнения для развития певческого голоса. - Упр-е «Обезьянки» В.В.Емельянов Пение | «Бабушка подружка» муз. Т.В.Бокач |
Развитие мимики и жестов. Развитие дыхания. Развитие правильного звукообразования. Формировать умение петь под фонограмму. Побуждать к выразительному исполнению песни. |
Март2022 | Упражнение для развития певческого голоса Пение | Дидактические игры «Снежинка", «Ветерок» Упражнение «Папуасики Упражнение «Лошадка» Емельянов В.В «Добрая милая мама» | Развитие певческого дыхания. Развитие чувства ритма и звукообразования. Разогрев голосового аппарата. Развитие диапазона голоса .Побуждать петь напевно, протяжно пропевать концы слов и фраз. |
Апрель2022 | Детское музыкальное творчество Упражнение для развития певческого голоса Пение | «Музыкальные вопросы-ответы» Голосовая игра «Весна» | Развитие вокально-певческих навыков и артистических способностей |
Май2022 | Детское музыкальное творчество Упражнение для развития певческого голоса Пение | Дидактическая игра «Музыкальный кубик» Упражнение «Лесенка» «Песенка паровоза» Баранова | Развитие мимики, через подражание. Содействовать к импровизации мелодии. Развитие артикуляции и концентрации внимания. Развитие музыкального слуха. Учить правильно исполнять мелодические и ритмические особенности песни. Обучать чёткому, ясному пропеванию слов песни. |
Список используемой литературы.
1.Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования // Методические рекомендации для учителей музыки
2.Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э.П.Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.
3.Липина С.А. Индивидуальный образовательный маршрут для детей с певческой одарённостью»
4.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ// Ребёнок в детском саду. – 2010г. - № 22 – с.7-12
5.Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 104с.
6.Судзуки С. Возвращённые с любовью: Классический подход к воспитанию талантов // Пер. с англ. С.Э.Борич. – Мн.: ООО «Попурри», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный образовательный проект для воспитанников детского сада "Сочинская Олимпиада"
Проект "Сочинская Олимпиада" решает следующие задачи: обобщить знания детей об Олимпийских играх; создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического соверш...
Долгосрочный проект "Адаптация детей к детскому саду"
Как помочь ребенку и родителям перенести период адаптации к детскому саду....
Педагогический долгосрочный проект для всех групп детского сада « ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ »
В дошкольном образовании педагоги ДОУ, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подг...
Педагогический долгосрочный проект для всех групп детского сада « Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях »
Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека.Поэтому необходимо научить ребенка-дошкольника адекватно, осознаннодействовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам ов...
Педагогический долгосрочный проект «Одаренные дети»
В условиях социально-экономических изменений в обществе растёт потребность в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении Ро...
Долгосрочный проект в средней группе детского сада "Весёлая лаборатория"
Детское экспериментирование - это один из ведущих видов игровой деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь.Цель: обогащение о...
Практико-ориентированный долгосрочный проект по благоустройству территории детского сада «Детский сад моей мечты»
Организация развивающей среды в Учреждения с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом и...