Экологизация РППС в ДОУ.
методическая разработка (подготовительная группа)
Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologizatsiya_rpps_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических условиях (И.А.Хайдурова, П.Г.Самарукова, Н.Н. Кондратьев и др.), в монографии автора этой книги С.Н.Николаевой «Общение с природой начинается с детства». Суть нового направления заключается в следующем. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада.
Проблема экологического образования нового поколения является в настоящее время одной из актуальных и масштабных проблем. Планета Земля – наш общий дом, каждый житель, должен заботиться и бережно относиться к нему, сохранять все его ценности и богатства.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.
Актуальность экологического воспитания: Экологическое образование должно осуществляться в специально созданных условиях – в экологической развевающей предметно пространственной среде. В настоящее время ведется поиск путей оптимальной и эффективной организации эколого-развивающей среды, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний.
Основные задачи, решаемые в процессе организации экологической работы с детьми:
1. Познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы.
2. Научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы.
3. Воспитать потребность в общении с природными объектами.
4. Сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности.
5. Сформировать осмысленное отношение к природным объектам, что исключит нанесение им вреда и ущерба.
6. Воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и потребность в деятельности, направленной на созидание природного окружения.
Решая задачу усложнения, совершенствования знаний дошкольников о мире природы, параллельно необходимо решать и задачу систематизации имеющейся у детей информации природоведческого содержания. Система экологических знаний включает:- представления о растениях и животных как уникальных, неповторимых живых существах, их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования; - осознание того, что все живые существа на Планете связаны друг с другом сложной системой связей. Формирование системы знаний о природе у детей способствует не только расширению круга представлений ребенка о мире природы. Устанавливая связи и зависимости, в природе существующие, дети учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать имеющуюся у них информацию. Именно исходя из этого , автор выделяет еще одну задачу интеллектуального развития детей средствами природу – развитие у них мыслительных процессов и операций.
Воспитатель –главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности, как:
Наблюдение;
Опытно-эксперементальная деятельность;
Исследования;
Трудовая деятельность;
Художественно-эстетическая практика;
Знакомство с природоведческой литературой;
Важнейшим условием реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей среды.
Создавая экологическую развивающую предметно-пространственную среду на базе дошкольного образовательного учреждения , необходимо знать , что она должна создавать условия для :
-познавательно-речевое развитие ребенка
-формирование нравственных качеств
-оздоровление воспитанника
-формирование экологически грамотного поведения
-развивать эколого-эстетического поведения
-экологизация различных видов деятельности
При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать:
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 п.6.11. не разрешает размещение в аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях ДОУ, только разрешается не цветущие растения. Нельзя размещать цветы в горшках на подоконниках в группе и спальне.
Оформление «живого уголка природы» в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы, нормы СанПин и методик ознакомления и работы с детьми, а также любви к природе и бережного отношения к ней.
Основные требования СанПина при оформлении экологического уголка в ДОУ:
-уголок природы должен быть ярким и красочным;
-стеллажи, полки обязательно закреплены;
-календарь природы в каждой возрастной группе;
-цветущие и ядовитые растения не допустимы, они должны быть безопасными для детей;
-цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
-оборудование для ухода за растениями( мини-лапаточка, мини-грабли для рыхления, губки, трябочки , пульверизатор, лейка)
- природный материал должен быть размещен в прозрачных контейнерах. ( желуди, скорлупа орешков, каштаны, шишки и многое другое.)
-оборудование для эксперементов и опытов ( ложки, мерные стаканчики, трубочки, пипетка, лупа, компас, губки , тарелочки, стаканы, фольга и мн.другое)
-центр «воды и песка»;
-«библиотека природы» ( календарь с временами года, различные иллюстрации животных, паспорт цветов, грибов, цветов, насекомых, книга с явлениями природы, книга опытов и эксперементов).
Результативность экологического образования дошкольников во многом обуславливается теми условиями, в которых находится дошкольник. По мнению многих исследователей эти условия можно обозначить как «культурный ландшафт», способствующий формированию у подрастающего поколения созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает. Особое внимание следует обращать к организации условий для экологической работы с детьми дошкольного возраста. Педагогам необходимо помнить, что скромные « ландшафты» нашего детства являются источником эмоционального и духовного развития личности. Ландшафт предлагается рассматривать как среду для всестороннего, комплексного развития. Базовыми основами оформления ландшафта, с позиций реализации коэволюционного подхода в экологическом образовании, являются следующие принципы:
• принцип эмоционально-познавательного развития ребёнка средствами природы родного края. Реализуется через создание условий для систематического непосредственного общения, взаимодействия детей с миром природы;
• принцип эколого-эмоционально-эстетического развития ребёнка. Предполагает развитие у детей способности видеть, чувствовать красоту окружающего мира природы, разнообразие красок, форм её предметов и объектов;
• принцип формирования духовно-нравственных и эстетических чувств ребёнка. Решается посредством создания условий для систематического ухода детей за живыми объектами и общения с ними, формирование у каждого ребёнка устойчивой потребности не только охранять природное окружение, но и преумножать его, испытывая ответственность за состояние природной среды;
• принцип формирования экологически грамотного природопользования. Предполагает становление у детей навыков рационального природопользования, экологически грамотного повеления в природе.
Таким образом в экологизации РППС в дошкольном учреждении наиболее эффективным является интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь музыкальной деятельности, опытно-эксперементальной деятельности, изобразительной деятельности, игровой деятельности, т.е экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Если экологический уголок, является обогащенным , соответсвует требованиям формирования личности .Он разнообразный, доступный, эсетичный, сложный, высокий уровень содержательности.
Такая структура развивающей среды позволяет успешно осуществлять экологическое образование дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологизация деятельности дошкольников"
"Экологизация деятельности дошкольников"...
Экологизация развивающей предметной среды
Консультация для воспитателейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город КирсановТема: «Экологизация развивающей предметной среды»Одним ...
Статья на тему:" Экологизация развивающей предметной среды".
Cоздание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы....
Экологизация предметно-развивающей среды в детском саду.
Презентация "Экологизация предметно-развивающей среды в детском саду" для любого дошкольного возраста. Данный материал используется педагогами дошкольных учреждений для создания необ...
"Экологизация развивающей среды ДОУ"
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия. Изб...
Проект "Экологизация развивающей среды ДОУ"
Автор проекта: Воспитатель высшей квалификационной категории Киселева Т.В. МБДОУ «Детский сад № 24 «Весняночка»;Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный...
Экологизация предметно-развивающей среды в ДОУ.
Сообщение...