Дополнительная образовательная программа "Разноцветная страна" 2 год обучения
рабочая программа (подготовительная группа)

Попова Мария Ярославовна

Программа художественно-эстетической направленности для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznotsvetnaya_strana_dop_2_god.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1238»

ОГРН 5147746147060, ИНН 7729783137, КПП 772901001

г. Москва, 119634, ул. Чоботовская, д.19,

e-mail: 1238@edu.mos.ru , сайт: www.sch1238.mskobr.ru

Тел/факс: (495) 733-52-56

                                                                   

Дополнительная образовательная программа

«Разноцветная страна»

Направленность программы: художественно-эстетическая

Уровень программы: 2 год обучения

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                  Автор-составитель: Попова М.Я.

                       

2022-2023 учебный год

Содержание

   

Пояснительная записка        3

Актуальность и педагогическая целесообразность программы        4

   Направленность программы ……………………………………………………………………………………………………..4

Цель и задачи программы        5

Отличительные особенности (новизна) программы        6

Сроки реализации, режим и формы занятия        6

Ожидаемые результаты        7

    Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет ………………………………………………………………………...8

Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы        9

Механизм выявления образовательных результатов программы        10

Учебно-тематический план занятий        13

   Календарно-тематическое планирование ……………………………………………………………………………………..15

Список литературы        20

Пояснительная записка

     Программа составлена для детей 6-7 лет и ориентирована на максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка.

     Программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждённая Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.
  • Сан.Пин. 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться. Актуальность программы обуславливается важностью художественной деятельности для развития и воспитания детей, ее востребованностью в начальном и среднем звене школы.

Направленность программы

Развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного здоровьесберегающего образовательного процесса. Нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. 2 В современном образовании все больше осознается необходимость решения такой важнейшей проблемы как здоровьесбережение. В настоящее время возникает необходимость рассматривать изобразительную деятельность не только как фактор развития личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений, сохранения здоровья детей. В обучении детей изобразительной деятельности используются здоровьесберегающие образовательные технологии, принцип которых - построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что соответствует его благополучному существованию, обеспечивает комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка. Сюда включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия, свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка: шутки, использование поговорок, афоризмов, положительная оценка; приемы арт-терапии: использование музыки, стихов, репродукций.

Цели и задачи

Цель: Развитие художественно-творческих способностей в процессе рисования с применением нетрадиционных техник, пластилиновой живописи, аппликации у детей от 6 – 7 лет

Образовательные:

  • формировать навыки работы с различными материалами;
  • способствовать овладению разными технологическими приемами.

Развивающие:

  • развивать фантазию, внимание, воображение;
  • знакомить с сенсорными эталонами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
  • вызывать положительные эмоции.

Отличительные особенности (новизна) программы

Данная Программа направлена на приобщение дошкольников к художественной деятельности, как к ведущему способу эстетического воспитания и развития детей. Она позволяет детям выразить в рисунке, лепке свое представление о мире и понимание его. Программа дает возможность развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность.

Сроки реализации, режим и формы занятия

Программа рассчитана на детей 6-7 лет, на 1 год обучения: 33 занятия в год, 1 раза в неделю, занятия продолжительностью 30 минут. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна. Продолжительность определяется на основании СанПиН 2.4.3648-20, СанПиН1.2.3685-21 и составляет в подготовительной  группе – 30 минут.

Численный состав группы 35 человек (делится на подгруппы).

Формы занятий: беседа, практикум, практическое занятие.

Тип занятий: теоретическое - практическое.

Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей и задач.

Режим занятий:

1 часть - вводная

2 часть - основная

3 часть – заключительная

Ожидаемые результаты

- Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.

- Называть основные выразительные средства произведений искусства.

В рисовании: 

• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

• Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

В лепке: 

  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создавать сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.

• Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.

• Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет

 В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисую женские образы; принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, 5 цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

Материально - техническое оснащение

Материалы

Наименование

Оборудование и инструменты:

  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Краски (гуашь, акварель, пастель)
  • Фломастеры
  • Бумага для рисования
  • Цветной картон
  • Цветная бумага
  • Пластилин
  • Ватные диски
  • Ватные палочки
  • Трафареты
  • Ножницы
  • Клей (ПВА, карандаш)
  • Сангина

Оборудование:

  • столы
  • стулья
  • мольберт
  • демонстрационный материал (иллюстрации)

Механизм выявления образовательных результатов программы

Мониторинг. 

Уровень подготовки знаний, умений и навыков воспитанников можно определить, воспользовавшись разработкой доктора педагогических наук профессора Т.С.Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».

Анализ продукта деятельности.

Форма:

3 балла - передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение;

2 балла - есть незначительные искажения, движение передано неопределенно;

1 балл - искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

Композиция:

3 балла - расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

2 балла - на полосе листа; и соотношении по величине есть незначительные искажения;

1 балл - композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

Цвет:

3 балла - передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна;

2 балла - есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков;

3 балла - цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

Ассоциативное восприятие пятна:

3 балла - самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;

2 балла - справляется при помощи взрослого;

1 балл - не видит образов в пятне и линиях.

Анализ процесса деятельности.

Изобразительные навыки:

3 балла - легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами;

2 балла - испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;

1 балл - рисует однотипно, материал использует неосознанно.

Регуляция деятельности:

3 балла - адекватно реагирует на замечания взрослого, критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием;

2 балла - эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;

1 балл - безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует.

Уровень самостоятельности, творчества:

3 балла - выполняет задание самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения.

2 балла - требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения.

1 балл - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не стремится к полному раскрытия замысла.

Шкала уровней:

0-8 - низкий уровень,

9-16 - средний уровень,

17-21 - высокий уровень.

Формы контроля.

1. Беседа, объяснение.

2. Наблюдение.

3. Анализ и обсуждение готовых работ.

Формы подведения итогов реализации программы.

1. Беседы, консультации, мастер-классы, выставки детских работ в детском саду.

2. Участие в городских, районных выставках, конкурсах детского и юношеского творчества.

Учебно-тематический план занятий

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория / Практика

Рисование

17

17

Пластилинография

8

8

Аппликация

8

8

Итого:

33

33

Содержание учебно-тематического плана занятий

В процессе реализации программы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

- познавательное развитие: игры по художественному творчеству, моделирование композиций;

- речевое развитие: использование стихов, рассказов, устного народного творчества;

- художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений;

- социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, воспитывать желание участвовать в

совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам

- физическое развитие: физкультминутки.

В ходе реализации Программы «Разноцветная страна» дети знакомятся с разнообразными техниками рисования.

Дети используют следующие техники:

• оттиск поролоном;

• оттиск печатками из ластика;

• восковые мелки + акварель;

• свеча + акварель;

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки;

• волшебные веревочки.

• кляксография с трубочкой;

• монотипия пейзажная;

• печать по трафарету;

• монотипия предметная;

• кляксография обычная

• пластилинография.

Тема

Цель

Рисование

Закрепить навыки работы с различными материалами: гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши и т.д. Формировать умение правильно держать кисти и карандаши. Развивать крупную и мелкую моторику. Формировать эстетическое восприятие окружающей действительности.

Пластилинография

Учить создавать различные изображения с помощью пластилина. Совершенствовать приемы лепки. Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Аппликация

Совершенствовать аппликативные навыки детей. Развивать умение располагать детали на листе бумаги. Учить подбирать красивые сочетания цветов и оттенков. Развивать фантазию, креативность.

Календарно-тематическое планирование

Вид деятельности

Название.

Целевые ориентиры

Октябрь

1.

Рисование предметное натюрморта

«Ваза с фруктами»

Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму, цвет фруктов. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью, кистью. Воспитывать художественный вкус.

2.

Мозаичная аппликация

«Грибы на поляне»

Обучать детей различать грибы по внешнему виду. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике аппликации. Воспитывать у детей любовь к природе, восприятие времён года.

3.

Рисование е (нетрадиционная техника)

«Астры на клумбе»

Закреплять способ рисования «тычок» жесткой полусухой кистью. Добиваться выразительности рисунка через передачу цвета, формы, размера цветов и листьев. Развивать детское творчество.

4.

Пластилинография

«Гриб-боровик»

Отрабатывать навыки работы с пластилином. Учить продумывать композицию работы на горизонтальной поверхности. Наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Ноябрь

1.

Рисование сюжетное (акварель, сангина)

«В осеннем лесу»

Закреплять знания детей о цветообразовании. Учить видеть цветовое богатство осенней природы. Закрепить умения изображать деревья разной величины. Поощрять творческие находки и стремление к самостоятельному решению образа.

2.

Мозаичная аппликация

«Осенний лес»

Формировать умение вырезать круги и овалы из прямоугольников и квадратов путем срезания углов. Развивать умение располагать детали на листе бумаги. Учить подбирать красивые сочетания цветов и оттенков. Дополнять изображение нарисованными элементами.

3.

Рисование сюжетное (гуашь)

«Запасливая белочка»

Учить изображать белочку, передать характерные особенности окраски животного. Соблюдать правила пользования простым карандашом и красками. Развивать воображение и творчество. Прививать интерес к живой природе.

4.

Пластилинография

«Яблочки на яблоньке»

Продолжать учить детей работать в технике пластилинография. Учить изображать плодовые деревья. Закрепить умение работать стекой. Вызвать интерес к окружающему миру.

5.

Рисование (нетрадиционная техника)

«Кисть рябинки»

Учить детей передавать образ ветки рябины. Продолжать учить рисовать деревья;  тонкие ветки. Закреплять технические приемы рисования красками; вызывать радость от красивых, красочных рисунков.

Декабрь

1.

Рисование (нетрадиционная техника)

«Зимняя сказка»

Закреплять приемы работы в технике граттаж, учить детей выполнять фантастический образ деревьев и снежинок. Развивать воображение и фантазию.

2.

Аппликация

«Подкова на счастье»

Учить детей создавать объемную поделку из бумаги и цветных украшений. Учить сохранять целостность восприятия при создании поделки.  Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию.

3.

Рисование

«Дед мороз»

Учить детей рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции тела, характерные черты лица и одежды Деда Мороза. Закреплять приемы аккуратного закрашивания.

4.

Пластилинография

«Новогодняя красавица»

Вызывать у детей желание сделать подарок, развивать фантазию, воспитывать аккуратность.

Январь

1.

Рисование

«Заснеженный домик»

Учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома в вечернее время. Познакомить с техникой «набрызг». Развивать чувство формы и композиции. Прививать активность, самостоятельность.

2.

Аппликация

«Забавные пингвины»

Продолжать совершенствовать аппликативные навыки детей. Развивать умение создавать образы животных. Воспитывать эстетические восприятие, чувство композиции.

3.

Пластилинография

«Дрессированные собачки»

Вызвать эмоциональный отклик у детей, воспитывать интерес к цирку. Закрепление способов лепки плоскостных картин. Развивать композиционные умения.

Февраль

1.

Рисование сюжетное

«Веселые обезьянки»

Закреплять технику рисования масляной пастелью и акварелью, умение тонировать лист, располагать правильно фигуры на листе бумаги. Совершенствовать умения изображать животных в движении.

2.

Аппликация

«Царь зверей»

Закреплять умения создавать образ животных из бумаги, передавать строение и окраску, побуждать детей к дополнению образа.

3.

Рисование (нетрадиционная техника, акварель)

«Зимняя картина»

Закреплять способ рисования на мокрой мятой бумаге. Учить детей рисовать зимний пейзаж, используя акварельные краски. Воспитывать чуткость к восприятию красоты зимней природы.

4.

Пластилинография

«Пингвины на льдине»

Учить детей лепить животных, передавать форму и строение, используя комбинированный способ лепки, правильно соединять детали. Вызвать интерес к природе.

Март

1.

Рисование предметное

«Корова на лугу»

Учить детей рисовать корову, напомнить, что животные могут менять позы. Закреплять навыки рисования масляной пастелью. Поощрять самостоятельность, творчество.

2.

Аппликация

«Весна пришла!»

Учить детей создавать сюжетную композицию из бумаги. Изображать предметы «далеко - близко». Закрепить навыки работы с ножницами, клеем-карандашом. Развивать мелкую моторику.

3.

Рисование сюжетное

«Подснежники»

Побуждать детей создавать сюжетные композиции, проявлять самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения. Учить передавать характерные особенности подснежника. Прививать любовь к родной природе.

4.

Пластилинография

«Тигренок»

Продолжать знакомить детей со способом плоскостной лепки - пластилинографии. Развивать композиционные умения. Закреплять умение лепить животных, передавать строение тела, воспитывать любовь животным.

Апрель

1.

Рисование сюжетное (гуашь)

«Красавцы павлины»

Закреплять умения рисовать гуашевыми красками. Передавать в рисунке характерные особенности животных, дополнять рисунок самостоятельно 4. Занятие 2. Рисование (кусты, цветы и др.). Развивать творчество, фантазию.

2.

Аппликация

«Морские обитатели»

Формировать у детей представления о морских обитателях, как о живых существах, живущих в воде, формировать знания у детей о их строении. Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Развивать цветовое восприятие, чувство композиции.

3.

Рисование декоративное

«Барышня»

Учить составлять узор, чередующие широкие линии и круги другого цвета, украшать кругами. Развивать чувство цвета, учить видеть колорит росписи. Воспитывать аккуратность, терпение, желание сделать работу красиво.

4.

Пластилинография

«Весенний веночек»

Вызвать у детей желание изготовить пасхальный сувенир своими руками. Продолжать осваивать технику пластилинографии. Развивать индивидуальные творческие способности.

Май

1.

Рисование предметное (восковые мелки и акварель)

«Сирень в вазе»

Продолжать учить рисовать с натуры натюрморт. Добиваться более точной передачи формы, цвета, композиции. Закреплять умения детей рисовать в технике восковые мелки и акварель. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

2.

Аппликация

«Попугайчик»

Закрепить навыки вырезания полукруглых форм, навыки аккуратного наклеивания деталей. Учить прорисовывать мелкие детали фломастером.

3.

Рисование сюжетное

«Полосатые лошадки»

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать чувство формы, цвета. Закреплять умения рисовать фон, предметы «далеко - близко», аккуратного закрашивания восковыми мелками нарисованных зебр. Побуждать детей к дополнению рисунка. Развивать фантазию.

4.

Пластилинография

«Жар-птица»

Учить изображать сказочную птицу, с помощью пластилина, лепить отдельные детали, примазывая, придавливая и разглаживая их. Развивать чувство цвета.

5.

Рисование (нетрадиционная техника - рисование трубочками)

«Весеннее настроение»

Закреплять умения детей рисования трубочками. Развивать фантазию, воспитывать композиционные умения, самостоятельность.

Список литературы

  1. Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М.: Мозаика-Синтез, 2018
  2. Вдовиченко С. «Дети светлой краской красят мир» Мини – хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью. – М.: «Чистые пруды» 2009.
  3. Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации». М., 2008.
  4. Григорьева Т.Т. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности». М, 1995.
  5. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: «Скрипторий 2003» 2017.
  6. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 1 часть. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.
  7. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 2 часть. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.
  8. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». - М.: «Просвещение».
  9. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками». – М.: OOO «Творческий центр «Сфера»» 2019.
  10.  Корнилова С.Н., Галанов А.С. «Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет». М., 2000.
  11.  Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». – М.: «Просвещение», 1982.
  12.  Компанцева Л.В. «Развитие художественно-творческих способностей у детей». – М.: «Владос», 2002
  13.  Кожохина С.К., Панова Е.А. «Сделаем жизнь наших малышей ярче». – Ярославль: ПК «Химический завод «Луч»» 2007
  14.  Курочкина Н.А. «Детям о книжной графике». С-Пб. 1997.
  15.  Лыкова А.И. Программа художественного воспитания, обучения и развития «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» 2019.
  16.  Лыкова А.И. «Цветные ладошки. Рисуем без кисточки». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» .
  17.  Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д/с». – СПб.: «Издательство «Каро»» 2020.
  18.  Предшкольная подготовка ребенка в дополнительном образовании. Учебно-методическое пособие / Авторский коллектив, научная редакция А.А.Майер. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС»», 2009.
  19.  Петрова И.М. «Объемная аппликация». – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
  20.  Туфкрео Р., Кудейко М. «Коллекция идей». – М.: «Линка – Пресс».
  21.  Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка». М., 2007.
  22.  Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (подготовительная к школе группа). М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...

«Использование ИКТ в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при реализации дополнительной муниципальной программы «Пермячок.ру. Обучение с увлечением»

В данной статье описано использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности при реализации дополнительной муниципальной программы "Пермячок.ru. Обучение с увлечением...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»

«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного до...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Дополнительная образовательная программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» для детей 5-6 лет по направлению «Обучение живописи»

Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.Изобразительное творчество является одним из древнейших направл...

Дополнительная образовательная программа "Подготовка к обучению грамоте"

Программа предназначена для занятий со старшими дошкольниками комбинированных групп МДОУ №28 "Снегирёк"...