Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»
рабочая программа по теме
«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belaya_ladya_2.doc | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 52 «Самолётик»
Дополнительная образовательная программа
по обучению детей игре в шахматы
«Белая ладья»
Инструктор по физической культуре (бассейн):
Прожирова О.В.
Нижневартовск
Содержание
- Паспорт программы 3
- Пояснительная записка 4
- Календарно-тематическое планирование 5
- Мониторинг обследования уровня развития умений и навыков детей 10
1. Паспорт программы
Наименование Программы | Рабочая программа по дополнительным услугам для детей от 5 до 7 лет на 2013-2014 год. |
Основание для разработки Программы |
|
Заказчики Программы | Педагогический совет, родители. |
Организация исполнитель программы | МБДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик». |
Целевая группа | Дети (12 человек) |
Основные разработчики Программы | Прожирова О.В. |
Сроки реализации Программы | 2013-2014 годы |
Цель Программы | «Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. |
Задачи Программы | 1.Образовательные: Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы; Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий; Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры; Обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шахматной партии Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию; 2.Развивающие: Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно; Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника; 3.Воспитывающие: Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений. |
Ожидаемые результаты | • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). • Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. |
- Пояснительная записка
Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Категория детей, занимающаяся шахматами - это группа детей старшего дошкольного возраста.
Учебный план является важным документом, регулирующим деятельность педагогического коллектива, после Устава и Конвенции развития ДОУ. Учебный план реализует принцип «не навреди», обеспечивает выполнение государственного стандарта, гарантируя ребенку получение комплексов оздоровительных услуг.
Непосредственно образовательная деятельность по игре в шахматы проводится 1 раза в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность - 25 минут.
Количество детей: 12 человек.
Этапы реализации программы: 1 год.
Учебный план охватывает 4 блока: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная расстановка фигур, ходы и взятие фигур. Каждый блок рассчитан на определённое количество занятий и часов.
3. Календарно-тематическое планирование.
Неделя № | № занятия | Тема | Программные задачи | Методические приёмы |
1 | 1 | Шахматная доска | Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. | Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию сказки. |
2 | 2 | Шахматная доска Проспекты, улицы, переулки шахматной доски | Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль», | Показ, беседа. Чтение сказки «Шахматная беседка». И.Г. Сухина. |
3 | 3 | Шахматные фигуры | Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания | Чтение сказки «Чудесные фигуры» Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?" |
4 | 4 | Начальное положение | Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". | Показ, объяснение. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч". |
5 | 5 | Слон | Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков | Отгадывание загадки о слоне Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". |
6. | 6 | Ладья | Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание. | Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". |
7 | 7 | Ладья | Отрабатывать практические навыками | Практические упражнения. Загадки из тетрадки. |
8 | 8 | Ферзь | Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» | Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые» "Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности". |
9 | 9 | Конь | Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию | Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". |
10 | 10 | Пешка «Ни шагу назад!» | Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. | Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек» |
11 | 11 | Пешка | Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля" |
12 | 12 | Король | Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. | Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга". |
13 | 13 | Турнир на чемпиона | Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях .Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. | Практические навыки. |
14 | 14 | Шах | Формировать представление о позиции «шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха". |
15 | 15 | Шах и мат | Формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар). | Практические упражнения. |
16 | 16 | Мат | Формировать представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. | Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна" Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". |
17 | 17 | Ничья | Формировать представлений о положении «пат» , выделение отличий пата от мата. | Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат". |
18 | 18 | Игра в парах | Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. | Практические упражнения. |
19 | 19 | Рокировка | Отрабатывать практические навыки. | «Загадки из тетрадки». «Куда идёт король»- чтение сказки И. Сухина. |
20 | 20 | Тренировочная шахматная партия | Игра всеми фигурами. Овладение элементарными основами шахматной игры. Воспитание морально – волевых качеств ребят. | Практические навыки. Загадки из тетрадки. |
21 | 21 | Эстафета | Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые они ставятся. | |
22 | 22 | Практические навыки: мат белыми в один ход | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахмат- ной доске. | Загадки из тетрадки. |
23 | 23 | Практические навыки: лучший ход чёрных | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки. |
24 | 24 | Шахматная партия
| Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода" |
25 | 25 | Шахматная партия | Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. |
26 | 26 | Первые ходы | Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле. | Игры в парах. |
27 | 27 | Эстафета | Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые они ставятся. | |
28 | 28 | Практические навыки: мат белыми в один ход | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахмат- ной доске. | Загадки из тетрадки. |
29 | 29 | Практические навыки: лучший ход белых | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки |
30 | 30 | Практические навыки: лучший ход чёрных | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки. |
31 | 31 | Практические навыки: «Грозный ферзь» побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки. |
32 | 32 | Шахматная партия
| Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода" |
33 | 33 | Шахматная партия | Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. |
34 | 34 | До свидания шахматная страна | Закреплять пройденный материал. Вспомнить как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка. | Игра. |
35 | 35 | Мониторинг. | ||
36 | 36 | Мониторинг. |
4. Мониторинг обследования уровня развития умений и навыков детей
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
Ф.и.ребёнка | знать | уметь | |||||||
Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль | Название шахматных фигур и их отличия | Правила хода, взятие каждой фигуры | Ориентировка на шахматной доске. | Играть каждой фигурой | Правльно распологать доску | Правильно распологать фигуры | Умение перемещать фигуры | Решать простые шахматные задачи | |
Требования к уровню подготовки воспитанников
Должны знать:
- Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- Правила хода, взятие каждой фигуры.
Должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
- Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
- Правильно располагать фигуры перед игрой;
- Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
- Решать простые шахматные задачи.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения
Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...
Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Шахматный городок»
Обучение детей первым шагам шахматной игры в течении 1 уч.года.Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное м...
Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей игре в шахматы
Дополнительная образовательная программа для обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме...
Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» Для детей 5-6 лет
Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» для детей 5-6 лет. Срок обучения - 1 год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Дополнительная образовательная программа по обучению в игре мини-футбол
Программа предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. На занятиях создаются условия ...