Отчет по теме самообразования «Пальчиковые игры с детьми 1,5-2 лет»
материал

Савина Ирина Владимировна

Отчет по теме самообразования

«Пальчиковые игры с детьми 1,5-2 лет»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №36 «Золотой петушок» Ярославского муниципального района

Отчет по теме самообразования

«Пальчиковые игры с детьми 1,5-2 лет»

 Подготовил:

                                                                                                воспитатель Савина И.В.

2021

Слайд 2

В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, несмотря на то, что они физически здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями  центральной  нервной  системы. В  чем  же  причина задержки  речи? Главная причина кроется в снижении уровня  развития кистевой  моторики  у  детей. Этому способствует современный  уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка  у  телевизора, чем  заняться  с  ним полезной   деятельностью в  виде  игры.

Актуальность развития мелкой моторики для стимулирования речевой активности очевидна. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками.

Слайд 3

Современные исследования физиологов объясняют положительное воздействие пальчиковых игр: нормальное усвоение речи ребёнком происходит при одновременном развитии общей двигательной моторики и тонких движений рук. Систематическое использование упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, оказывает стимулирующие влияние на развитие речи ребенка и повышает работоспособность коры головного мозга.

Среди многообразия средств стимулирования ручной моторики мой выбор пал на пальчиковую гимнастику.

Слайд 4

Целью работы над темой самообразования стало формирование у детей раннего возраста основ речевой активности на основе пальчиковых игр и упражнений, создание условий для речевой активности у детей посредством пальчиковых игр и упражнений.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- повысить собственный уровень знаний в области речевого развития детей раннего возраста путем изучения педагогической литературы, работы с банком педагогической информации в системе интернет;

- разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми;

- выявить степень эффективности применения пальчиковых игр для развития речи детей раннего возраста.

Слайд 5

Работа над темой проходила в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап.

- была изучена психолого – педагогическая и методическая литература:

- проанализирован опыт коллег по теме;

- организовано педагогическое наблюдение за воспитанниками в период прохождения ими адаптационного периода с целью выявления их речевого развития;

- составлен перспективный план работы на учебный год.

Слайд 6

  1. Основной этап.

Создана методическая копилка: картотека пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам, картотека народных потешек и пестушек.

Подобранные пальчиковые игры активно внедрялись в систему работу с детьми в течение всего учебного года.

Для большей эффективности в работу с детьми были включены и другие формы работы, а именно: игровой массаж рук, конструирование из счетных палочек, настольные игры (мозаика, пазлы), игры с прищепками, выкладывание узоров (из ниток или веревки).

При этом каждая игра сопровождалась речью в стихотворной форме. Такая подача материала дарит детям положительные эмоции, стимулирует развитие моторики, а значит активизирует и их речь.

В широком формате использовались в течение учебного года и устное народное творчество: потешки и пестушки. Спецификой раннего возраста является потребность в неоднократном повторении изученного материала, поэтому довольно скоро дети начали проговаривать уже знакомые фразы потешек не только во время совместной с педагогом деятельности, но и в самостоятельной.

Слайд 7

В течение года активно велась и работа с родителями:

- подготовлены консультации: «Развитие речевой активности детей посредством пальчиковых игр и упражнений, «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Влияние мелкой моторики на речь детей»;

- оформлена папка-передвижка «Сначала было слово»;

- изготовлен буклет «Пальчиковые игры для малышей».

Кроме того, в течение года родители принимали активное участие в создании игр с предметами.

В конце года оформлена фотовыставка, отражающая детские достижения в течение года «Чему мы научились?».

Слайд 8

3. Заключительный этап.

Подведение итогов проведенной работы в конце учебного года позволил сделать следующие выводы:

  • расширился активный словарь детей;
  • дети стали включать в самостоятельные игры элементы упражнений и игр с речевым сопровождением;
  • дети стали активно включаются в деятельность по речетворчеству;
  • координация движений рук стала более четкой;
  • благодаря информационно – просветительской  работе  среди родителей удалось повысить  их компетентность  по проблеме развития речи в домашних условиях.

Слайд 9

Подводя итоги, следует отметить, что пальчиковые игры вызывают у детей только положительные эмоции. Наблюдения за детьми показало, что они занимаются с желанием, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек, стихов. С течением времени дети стали более внимательными, увеличился их активный словарный запас, что позволило малышам вести диалоги с описанием предметов и явлений ближайшего окружения, дети научились объяснять свои действия с предметами.

Кроме этого, дети научились совершать манипуляции различной сложности с мелкими и крупными предметами. К концу года стали увереннее управляют движениями пальцев.

Считаю, что следует продолжить использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности во время пребывания детей в дошкольном учреждении, поскольку они оказывают существенное влияние на развитие речи детей.

Список используемой литературы

  1. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика», изд. АСТ, 2007г.
  2. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
  3. Гуськова А.А. «Развитие речедвигательной координации детей», изд. «ТЦ СФЕРА», 2014 г.
  4. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
  5. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
  6. Куликовская Т.А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков», издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб, 2015 г.
  7. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику» ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  8. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги» С-Пб, «Корона», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях ФГОС»

Отчет по теме самообразования«Роль  игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях ФГОС»...

Самообразование. Пальчиковые игры с детьми раннего возраста.

Разработка пальчиковых игр для детей раннего возраста...

Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?       Чтобы ответить на эт...

Самообразование воспитателя Савиной Ирины Владимировны. Тема: «Пальчиковые игры с детьми 1,5-2 лет».

Актуальность: в последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества «не говорящих детей», детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до 3-х лет...

Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говоря...

Отчет по самообразованию: «Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста» В средней группе: «Фантазёры».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №1» муниципального образования города БратскаОтчет по самообразованию: «Пальчиковые иг...

Тема самообразования: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Тема самообразования:«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»...