Самообразования
материал
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр | 40.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Цель:повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по вопросу развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
- Составить подборку дидактических игр и упражнений, направленных на развитие у детей наглядно – образного, логического мышления, внимания, памяти, интеллектуального развития.
- Пополнить содержание предметно – развивающей среды дидактическими играми на развитие логического мышления.
- Внедрять разработанный материал в работу с детьми дошкольного возраста в разных видах педагогической деятельности.
- Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
- Представить результаты работы на заседании педсовета.
Актуальность темы:
Развитие логического мышления позволяет ребенку научиться свободно, ориентироваться в окружающем мире, повышает продуктивность и результативность деятельности. Одна из первых задач которую должен постичь ребенок – это научиться наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Ожидаемый результат:
- У детей улучшатся показатели уровня развития внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- Появится познавательный интерес к играм и занятиям;
- Обогатится предметно-развивающая среда группы новыми дидактическими играми; Появится заинтересованность родителей в развитии логического мышления детей через игру.
Форма самообразования: Индивидуальная.
Форма отчёта о проделанной работе: Проведение открытого занятия для педагогов и родителей «». Презентация картотеки дидактических игр. Представление результатов работы на заседании педсовета.
План работы по теме самообразования
Этапы | Сроки | Содержание работы |
Сентябрь- октябрь | 1. Подбор и изучение методической литературы и электронных ресурсов по теме самообразования. 2.Изучение опыта работы других педагогов. 3.Анкетирование родителей «Развитие логического мышления у дошкольников» 4. Составление консультационного материала для педагогов, родителей: Консультация "Значение дидактической игры в жизни ребёнка" Рекомендации "Современные дети, современные игры" Подборка игр на развитие логического мышления у дошкольника | |
Ноябрь- - апрель | 1. Составление консультационного материала для педагогов, родителей: Консультации «Способы и методы поддержки инициативы ребенка современном детском саду», «Логические игры дома и в детском саду», «Этапы развития мышления ребенка», «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте», «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала», «Развитие наглядно-образного мышления через дидактические игры». Оформление выставки «Дидактические игры для детей» Буклет «Загадки – головоломки» Оформление информационного стенда «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников»
«Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников».
мышления старших дошкольников посредством дидактических игр»
Составление картотеки «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников». Изготовление дидактических пособий. Оформление «уголка логики» | |
Май |
| |
|
ЛИТЕРАТУРА:
- А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.
- А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада.
Изд.2-е, испр. и дополн. - М.: Просвещение, 1997.
- И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г.
- П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.
- З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;
- Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников;
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
- Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль: Академия,2000.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
- Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.
- Л.В.Воронина, Н.Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой
- Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// ----Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.-Т.2.-М., 1979 (Память и мышление: 118-341).
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.
- Журнал «Педагогический опыт» 2017 г.
- Журнал «Педагогический практикум» №2, 2008г.
Перспективный план мероприятий на 2018-2019 уч. г.
Месяц | Формы работы | ||
С детьми | С родителями | С педагогами | |
Сентябрь | 1 нед Дидактическая игра «Геометрическое лото». Беседа «Как люди научились считать». | Консультация «Игрушки – развивалки | |
2 нед Конструирование «Башни для принцесс» | Консультация «Учим ребёнка математике». «Как заинтересовать малыша конструированием из кубиков». | ||
3 нед Дидактическая игра «Счетные палочки, или составь из палочек». | Рекомендации по созданию игр математического содержания. Дидактическая игра «Укрась рукавичку» | ||
4 нед Математическое развлечение «Игры с незнайкой | Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке. «Семья из геометрических фигур». | ||
Октябрь | 1 нед Дидактическая игра «Сложи из треугольников». Геометрические фигуры в загадках. | Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики. | Открытое НОД «Путешествие в мир Математике» |
2 нед Сюжетно ролевая игра «Путешествие на поезде» | Методические рекомендации «Игры и упражнения для развития мелкой моторики». | ||
3 нед Дидактическая игра «Купим пуговицы». | Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Консультация «Поиграйте в цифры с детьми». | ||
4 нед Игры с крышками от бутылок: «Подбери колеса для машины». | Консультация для родителей «Давай поиграем, мама!» Открытое занятие НОД. | ||
Ноябрь | 1 нед Дидактическая игра «Построй ворота». | Тест с родителями «Что мы знаем о математике». Предложить для чтения детям «Стихотворение про дырки». | |
2 нед Беседа «Где мы встречаем цифры». | Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Рекомендации по созданию игр математического содержания. | ||
3 нед Дидактическая игра «Красивые узоры». Игровое упражнение «Бабочки и цветы». | Беседа «Что мы видим на прогулке». | ||
4 нед Развлечение «Страна Считалия». Беседа «По дороге в детский сад» | Предложить родителям сделать «Бусы для Машеньки». | ||
. Декабрь | 1 нед Дидактическая игра «Считай - не ошибись!». Конструирование из кубиков. | Предложить математические загадки для детей | |
2 нед Сказка «Лягушка Ляга» | Консультация для родителей «Поиграйте в цифры с детьми». | Советы для педагогов находить цифры в окружающей обстановке. | |
3 нед Дидактическая игра «Построим башенки». | Рисование дома геометрических фигур. Физкультминутка «На болоте». | ||
4 нед Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк». Игровое упражнение «Где дорожка длиннее» Дидактическая игра: «Где находится игрушка». | |||
Январь | 1 нед Сказка С. Иванова «Зайка – незнайка». Веселый счет с Буратино. Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары». | ||
2 нед Рисование геометрических фигур на снегу. Составление из счетных палочек разнообразные фигуры | Консультация «Учим ребёнка математике». | ||
3 нед Беседа «Когда это бывает» - части суток. | Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Дидактическая игра: «Машенькин день» - части суток. | ||
4 нед Дидактическая игра «Геометрическое лото». Игровое упражнение: «Найди такой же и положи в корзинку» Чтение стихов о цифре. | |||
Февраль | 1 нед Сюжетно – ролевая игра «Мы строители». Беседа «По дороге в детский сад». Физкультминутка «На болоте» | Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логическогомышления у детей дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша». | |
2 нед Загадываем математические загадки. | Рисование дома «Обведи по штриховке» Конструирование «Построим башенки». | ||
3 нед Аппликация составление из геометрических фигур «Кораблик для папы». Чтение дома сказки С. Иванова «Зайка – незнайка». Считалки с иллюстрациями | |||
4 нед Дидактическая игра «Один - много». Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки» Составление из счетных палочек разнообразные фигуры. | |||
Март | 1 нед Аппликация составление из геометрических фигур «Цветок для мамы» Дидактическая игра: «По какому мостику катится колобок». | Игры с крышками от бутылок «Солнечная поляна». | |
2 нед Сюжетно ролевая игра «Поедем в гости к Солнышку». Веселый счет с Буратино. Физкультминутка «Аист, аист длинноногий». | |||
3 нед Веселый счет с Буратино. Беседа «По дороге в детский сад». Рассматривание иллюстраций о частях суток. | |||
4 нед Дидактическая игра «Кто скорее свернет ленту?». Считалки с иллюстрациями Беседа «Сравниваем предметы мебели» | |||
Апрель | 1 нед Подвижная игра «Цветные автомобили». Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. | Рекомендации по созданию игр математического содержания | Консультация из опыта работы «Особенности использования дидактических игр в процессе ФЭМП у дошкольников». |
2 нед Дидактическая игра «Уголки». Составление из счетных палочек разнообразные фигуры. Дидактическая игра «Нарядные зверюшки». | |||
3 нед Беседа «Как люди научились считать». Находить предметы в окружающей обстановке. Беседа «Когда это бывает» | |||
4 нед Дидактическая игра: «Найди предмет такой же формы» | Рисование дома «Обведи по штриховке» Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары». | ||
Май | 1 нед Игра «Собираем шишки» | Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики. «Помоги найти Верблюжонку юрту» | |
2 нед Дидактическая игра «Купим пуговицы». Беседа «Любимая игрушка Верблюжонка» Дидактическая игра «Конструктор». | |||
3 нед Дидактическая игра: «Разноцветные фонарики» | Консультация для родителей «Как заинтересовать ребенка конструированием из кубиков» Физкультминутка «Аист, аист длинноногий». | ||
4 нед Математическое развлечение «В гостях у бабушки Наташи». Беседа «Сравниваем предметы мебели» | Игры и упражнения для развития мелкой моторики. |
Перспективы на следующий учебный год.
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений» (согласно возрастной группе).
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
3. Изучить новинки методической литературы.
4. Распространение опыта работы.
5. Публикации на сайте . Представление своего педагогического опыта.
6. Участие в конкурсах, конференциях.
7. Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала. 2017-2018 уч. г
Перспективно-календарный план
работы на 2019-2021 год
Дата | Содержание деятельности | Материал | |
Сентябрь |
5 Логические задачи | Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5 | |
Октябрь | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» 2.Игра «Антонимы» 3.Загадка 4Задание на сравнение 5Логические задачи | Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5 | |
Ноябрь |
| Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10, № 6; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.8. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.8 | |
Декабрь |
| «Развивалки», стр. 223 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 11 | |
январь |
| «Развивалки», стр. 223 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ.», стр. 11 | |
Февраль |
| «Развивалки», стр. 223, Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 22, № 21; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.11, 12. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 14 | |
Март |
| «Развивалки», стр. 227 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.18,19. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.36,37 | |
Апрель |
| «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.42,43. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.19,20. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 25 | |
Май |
| «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.46,47,48. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.23,24,25. |
План по самообразованию
2020-2021 год
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | Диагностика логического мышления детей подготовительной группы (см. Приложение 1) | Анкетирование родителей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» (см. Приложение 2) | |
Октябрь | Пополнение ПРС средствами математики | Организация выставки средств математики | Привлечение родителей к пополнению ПРС средствами математики |
Ноябрь | Организация и проведение серии арифметических задач «Математический знайка» (см.Приложение 3) | Картотека Арифметических задач «Математический знайка» | Папка-передвижка «Средства математики как эффективное средство развития логического мышления»; |
Январь | Организация и проведение серии дидактических игр и упражнений по математике (см.Приложение 4) | Мероприятия по логике Викторина «Умники и Умницы». (см.Приложение 5) | Составление рекомендованного списка литературы для чтения дома с детьми |
Февраль | Организация и проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек) (см.Приложение 6) | Посещение и анализ открытых занятий по ФЭМП в ДОУ | Методическая разработка «Рекомендации родителям по организации игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала» (см.Приложение 7) |
Март | Развлечение по ФЭМП «Вечер математических игр » (см.Приложение 8) | Посещение групп ДОУ с целью обмена опытом по организации ПРС по развитию логического мышления. | Памятка «Развитие логического мышления дошкольников» |
Апрель | Проведение мероприятия «В стране логики» (см.Приложение 9) | Оформление папки передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни» (см.Приложение 10) | Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики» |
Май | Контрольный мониторинг уровня сформированности логического мышления в подготовительной группе на конец года | Отчет о проделанной работе на педсовете | Индивидуальные беседы с родителями по результатам проведенного мониторинга уровня сформированности логического мышления в группе |
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности по логико-математическому развитию дошкольников
2. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.»
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»;
5. Выставка работ. Тема: «Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста»;
7. Проект. Тема: ««Дидактические игры и игровые упражнения в обучении количеству и счету дошкольников»;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...