Проект "Наши любимые животные"
проект (подготовительная группа)

Кузнецова Диана Вадимовна

Проект "Наши любимые животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Наши любимые животные"728.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Детское Образовательное Учреждение

Детский сад №171 «Черничка»

адрес: 630068 г Новосибирск, Пихтовая, 2Б

телефоны:7 (383) 327-10-30 ,7 (383) 327-10-55 
сайт :
ds-171.nios.ruemail:ds_171_nsk@nios.ru.

Детский проект

подготовительной группы комбинированной направленности «Ромашки»

Межобластной открытый экологический конкурс

«Наши любимые животные»

                                            Воспитатель высшей категории, дефектолог                           Разумцева.В.А.

                                                                                                          Воспитатель  Малюкова Д.В.

       

Новосибирск 2022г.

Содержание

Проблема (актуальность)

Цели и задачи

Тип проекта

Срок реализации проекта

Ожидаемые результаты

Масштаб проекта

Подготовительный этап проекта

Основной этап проекта

Заключительный этап проекта

Взаимодействие с родителями

Эффективность данных результатов

Практическая значимость проекта

Список литературы

Приложение

Актуальность

Актуальное значение в образовании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья имеет развитие экологического состояния. В связи с тем, что воспитанники данной категории имеют в психологическом развитии ряд специфических особенностей, М.Л. Баранова рекомендует начинать эту работу с формирования общедеятельностных умений, а именно с практической деятельности, которая позволяет ребенку:

осознать правило выполнения задания;

выделить составные части;

составить план работы;

проанализировать результат.

Дети с парциальной несформированностью имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, вялости, апатичности.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействиями на ребят в семье.

За основу экологического воспитания мы взяли программы С.Н. Николаевой

«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» и «От рождения

до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.ВасильевойМ.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, адаптировав содержание к возможностям детей с парциальной несформированностью.

Участники: дети старшего дошкольного возраста.  

Принципы:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования

 Форма и тип проекта: Краткосрочный, детско - взрослый. Взрослый – субъект проектирования, ребёнок – исполнитель. Внутри одной возрастной группы

(подготовительной группе комбинированной направленности для детей с парциальной несформированностью), индивидуальный.

Цель проекта: Создание условий для развития представления  о взаимосвязи экологических объектов, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши любимые животные» гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Задачи проекта:

- Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

- Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.

- Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность.

- Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе.

- Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о животных. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме «Животные»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
  • Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  • Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к живому миру и внимание к собственной речи.

Содержание практической деятельности по реализации проекта:

  • Сбор материала о животных,стихи, открытки, иллюстрации, загадки, поговорки, пословицы) и этапах изготовления бумаги (презентации).
  • Зарождение проекта – моделирование ситуации «Фантастические животные» - прочтение послания, беседа.
  • Беседа о животных, питании, проживании.
  • Совместная деятельность взрослого и ребёнка .
  • Продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация.

Формы работы:

  • Подбор художественных изображений.
  • Познавательное чтение
  • Экологические, дидактические игры, игры- путешествия
  • Продуктивная деятельность
  •  ООД;
  • дидактические игры;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций;
  • использование мультимедийных презентаций;
  •  работа с родителями.
  • отправка рисунков на открытый экологический межобластной конкурс.

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников с парциальной несформированностью к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления.

Вся деятельность по воспитанию и развитию экологической культуры у детей осуществляется нами в соответствии с положениями организации коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением:

доступность, последовательность, работа от «достигнутого»;

дозирование информации и значительная ее расчленённость;

строгая поэтапность усвоения предложенного учебного материала, постепенное его усложнение: «от простого к сложному»;

увеличение объёма тренировочных упражнений;

систематическое повторение и закрепление пройденного материала в разных формах и видах деятельности;

подключение в процессе познания окружающего мира всех видов анализаторов (зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния);

использование в образовательном процессе игры как ведущей деятельности дошкольного возраста;

использование яркой наглядности и, в то же время, ее дозирование;

создание положительной эмоциональной окраски в осуществлении познавательной деятельности детей.

Экологическое воспитание проходит через все виды деятельности дошкольников в условиях детского сада: организованной; совместной (взрослого и ребёнка); самостоятельной.

Совместная деятельность воспитателя и детей предполагает:

  • наблюдения и труд в уголке природы и на участке;
  • экологические игры и беседы (сюжетно-ролевые игры: «Лесное путешествие», «Юные спасатели» т.д.; д/игры: «Кто где живет?», «Красная книга – сигнал опасности» и т.д.)

Самостоятельная деятельность детей состоит в создании условий для:

  • безопасного, доступного экспериментирования;
  • самостоятельного ухода за растениями в уголке природы;
  • работа с литературой.

Организованная деятельность включает в себя:

  • обобщение и классификацию представление о природе (птицы: перелетные, зимующие, домашние; животные: дикие, домашние; цветы: садовые, луговые, комнатные; и.т.д.);
  • развитие речи на занятиях и во время экскурсий( виртуальных);
  • наблюдения за животными и растениями (сезонные изменения);
  • обучение детей уходу за растениями и животными (возрастная динамика формирования трудовых навыков);
  • ознакомление с трудом взрослых в природе;
  • изобразительную деятельность по экологической тематике.

Взаимодействие с семьей:

  • Совместное составление рассказа - описания о животных.

Воспитание у детей бережного отношения с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Со многими родителями проводились индивидуальные беседы, консультации на групповых родительских собраниях. 

Ожидаемый результат:

Участие детей в конкурсе позволит обогатить словарный запас, знания и представления о животных, характерных признаках, развить творческие способности, связную речь детей.

Формирование экологического сознания у дошкольников способствует не только развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения в природе и правильного отношения к ней, но и повышает уровень его умственного развития, совершенствует познавательную деятельность.

План - схема работы с детьми по осуществлению проекта

ОО «Социализация»

Дидактические игры: «Один – много», «Назови ласково», «Считай и называй», «Подбери предмет», «Найди отличия», «Назови родственные слова», «Скажи наоборот», «Что лишнее и почему?», «Четвертый лишний», «Кто спрятался за снежинкой?», «Разрезные картинки»,.

ОО « Познание»

  • Беседы на темы: «Животные», «Животные впадающие в спячку», «Как ведут себя жзимой», «Бережное отношение к природе».
  • Рассматривание сюжетных иллюстраций на тему: «Сказочные животные».
  • Рассматривание иллюстраций.

Игровая деятельность:

Подвижная игра: «Сафари», упражнение «Мышки», игра «Вьюга», пальчиковая игра «Зоопарк».

Речевое развитие

  • Отгадывание загадок по теме.
  • Разговор с детьми о животных.
  • Рассказывание на тему «Сказочные животные».
  • Составление рассказа на свободную тему.
  • Рассказывание по серии сюжетных картинок.

Художественно – эстетическое развитие

  • Работа в тетради по развитию графических навыков: «Веселый жираф», «Снежинки».
  • Прослушивание записи П.И. Чайковского «Времена года. Зима».

Итог:

  • Открытый межобластной конкурс «Наши любимые животные».
  •  Выставка рисунков

В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.

Заключительный этап.

1. Подведение итогов проекта.

Продукт проектной деятельности:

- результат работы детей: выставка рисунков.

2. Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта у детей:

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

- расширился и активизировался словарный запас,

- развивалась диалогическая и монологическая речь,

- закреплялся навык правильного произношения звуков речи,

- развивалась связная речь,

- развивались творческие способности.

Практическая значимость проекта.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционном процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте. 

Список литературы

  1. Источник: https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/ekskursiya/ekskursiya_s_detmi_v_zooparke_poleznye_sovety_i_idei/?utm_source=copypaste&utm_medium=referral&utm_campaign=copypast
  2. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4 / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 
     Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 
     КиселеваЛ.С.проектныйметод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 
    Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 
  4. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012

Приложение

Методика  

«Угадай животное»

Цель – изучение представлений дошкольников о животных.

Ход исследования. Дошкольникам демонстрируются карточки животных (собака, кошка, медведь, заяц, волк, лиса, олень, белка, корова, лошадь), которых необходимо назвать.

Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует количеству правильно определенных животных. Максимальное количество баллов – 10.

Беседа: - Расскажи, как зимуют животные? Какие животные ложатся в спячку? Какие животные запасают на зиму корм? Какие из тих животных домашние, а какие дикие?

Анализ результатов: за каждый полный развернутый ответ присваивается 1 балл. Максимальное количество баллов – 4.

При подведении итогов мы увидели, что повысился интерес детей к окружающей действительности, высокий уровень мотивации в процессе экологического образования. Дети начали проявлять живой интерес к литературе о природе, научились составлять описательные рассказы о живых объектах по иллюстрированному или пиктографическому плану, мнемотаблицам, научились не только разгадывать, но и составлять загадки о растениях и животных,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мои любимые животные» интегрированное занятие(музыка, конструирование) старшая группа

занятие по экологическому воспитанию для детей старшей нруппы...

Проект "Мое любимое животное"

Ребенок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку,  дождевого червяка, котенка и т.д. Ему надо обязательно завладеть ими (потрогать,  потискать, бросить и т.д.) Это часто веде...

Досуг "Мои любимые животные"

Конспект досуга в средней группе "Мои любимые животные"....

Презентация. Моё любимое животное.

Привитие детям любви к домашним животным....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Мои любимые животные». Акватипия.

На занятиях вы погружаетесь в мир музыки, красок и переносите свои эмоции и ощущения на бумагу, и тем самым развивая ассоциативное мышление, творческие способности и получаете удовольствие от процесса...

Конспект НОД "Лес-это дом.правила поведения в лесу.Лепка на тему: "Мое любимое животное"

В разработке предлагается один из вариантов формирования  у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры в рамках совместной деятельности педагога и ребенка, посредством активизации...

Методическая разработка ОД по рисованию Тема: «Мои любимые животные»

Методическая разработка ОД по рисованию  Тема: «Мои любимые животные». Авторская разработка, с учётом ФГОС. Здесь учитываеся предварительная работа как с детьми так и с родителями, работа на перс...