Психолого-педагогические технологии работы с детьми раннего и дошкольного возраста. АРТ-терапия. Куклотерапия.
статья
Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
АРТ-ТЕРАПИЯ. КУКЛОТЕРАПИЯ.
Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.
В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении. В этой работе принимал регулярное участие в конце 20-х гг. Ленинградский "Театр Петрушки" под руководством Деммени совместно с Ленинградским институтом профессора Г.И. Турнера.
Для современного ребенка кукла:
- прежде всего, милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры;
- взрослый учит ребенка воспринимать куклу как объект для эмоционального общения;
- играя с куклой, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению;
- в кукол вкладываются чувства, обычно наиболее присущие ребенку;
- служит «опорой» для образной игры, выступать в качестве реалистических внешних атрибутов в подражательной игре, быть в качестве манекенов, на которые ребенок проецирует свои чувства, или привычными успокаивающими предметами для испуганного ребенка.
Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили?
Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.
Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:
- психодраме,
- игротерапии,
- сказкотерапии,
- арт-терапии.
Куклотерапия шикоро используется:
- для разрешения интра – и интерперсональных конфликтов;
- для улучшения социальной адаптации;
- при коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии;
- для эмоционального развития детей;
- в целях профилактики дезадаптивного поведения.
Процесс куклотерапии проходит в 2 этапа:
1. Изготовление кукол.
Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение. В куклотерапии используются следующие виды кукол и атрибуты.
Виды кукол | Задачи, решаемые с помощью кукол |
Перчаточные куклы. | 1. Развитие самоконтроля. 2. Развитие коммуникативных навыков. 3. Развитие эмоциональной сферы. 4. Развитие речи |
Куклы настольного театра. | 1. Профилактика и коррекция страхов. 2. Развитие семейных отношений (при совместной деятельности детей и родителей). 3. Развитие выразительности и четкости речи |
Куклы –марионетки. | 1. Развитие креативности. 2. Развитие грубой и мелкой моторики. 3. Снятие эмоционального напряжения. 4. Развитие коммуникативных навыков. 5. Укрепление внутрисемейных отношений (при совместной деятельности детей и родителей). 6. Развитие речи. 7. Развитие пространственной ориентации. 8. Активизация личностных ресурсов. 9. Повышение самооценки и способности преодолевать трудности. |
Варежковые куклы | 1. Развитие фантазии. 2. Развитие импровизации. 3. Развитие эмоциональной сферы. 4. Развитие выразительности и четкости речи. |
Бусы. | 1. Развитие мелкой моторики. 2. Развитие творческого воображения, фантазии. 3. Снятие эмоционального напряжения. |
Фактура материала, из которого сделана кукла или зверушка, играет значительную роль:
- Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой.
- Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру.
- Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять.
- С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие, радость.
- Важное соотношение имеет соотношение размеров головы и тела игрушки (установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверушки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств).
- У традиционной «прекрасной» куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Белые, золотые, рыжие, черные волосы. Такая кукла обязательно получает имя. Она может быть принцессой, мамой, дочкой. В «прекрасную» куклу мальчики, как правило, не играют.
- У характерной куклы (кукла – мальчик или кукла – девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т. д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.
- Куклы – герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре.
- Кукла, изготовленная своими руками, становится «родной», процессы идентификации и проецирования проходят глубже, ярче, полнее. Любое изготовление куклы – своего рода медитация. Работая с куклой у ребенка «включаются» механизмы проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.
2. Использование кукол для коррекции психического состояния детей.
- Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу положительными качествами.
- Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха.
- Ребенок переживает со своей куклой все события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
- Кукла или мягкая игрушка выступают в качестве идеального друга, который все понимает и не помнит зла.
- Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др.,- объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре.
- У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по – своему привязывается к своей игрушке, переживая, благодаря ей, множество разнообразных чувств.
Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается "кукольный театр". Особенно хорошо этот метод работает с детьми. "Спектакль" может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.
Что дает ребенку игра в кукольный театр?
Возможность ребенку смоделировать собственный мир, который будет являться отражением «настоящего» мира, мира взрослых.
В этом моделировании параллельно происходит два очень важных для развития ребенка процесса:
- подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через подражание ребенок учится самоопределению.
- процесс создания своего, нового мира, т.е. творчества.Сюжет сказки - лишь опора для малыша, лишь толчок к самостоятельному творчеству.
В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций.
Важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и «правильно» сыграл ту или иную роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии.
Такой подход раскрывает значимость кукольного театра в коррекции психического развития детей.
Список литературы:
- Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках. // Дошкольное воспитание, № 4, 2005.
- Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание № 3, 1995.
- Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974
- Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003.
- Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.
- Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды / В. С. Мухина; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
- Психология личности и деятельности дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста
Анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. Нарушение процессов письма и чтения является одним из проявлений несфор...
Педагогические основы коррекционно- развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Выделяем три области, которые нуждаются в системном подходе при организации коррекционно-педагогической поддержки, оказываемой проблемному ребенку и членам его семьи:характер взаимодействия взрослого ...
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста»
В СТАТЬЕ ОПИСАНА СПЕЦИФИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ....
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Су-Джок терапия в работе с детьми раннего и дошкольного возраста
Метод Су-Джок...
СЦЕНАРИЙ выступления на РП(М)О воспитателя дошкольного образования, школ интернатов по теме: «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста» (из опыта работы)
Тема нашего выступления - «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста»....
Выступление на РП(М)О «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»...