Консультация для педагогов: "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: обогащение знаний родителей по подготовке детей к школе
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое психологическая готовность ребенка к школе?
2. Рекомендации по использованию игр и упражнений для развития познавательных процессов детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih_gotovnost.docx | 819.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: "Психологическая готовность к школе"
Цель: обогащение знаний родителей по подготовке детей к школе
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое психологическая готовность ребенка к школе?
2. Рекомендации по использованию игр и упражнений для развития познавательных процессов детей подготовительной группы.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
1. Социально – психологическая готовность к школе:
- учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).
2. Школьно – значимые психофизические функции:
- важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
- у ребенка должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.
Обучение в школе требует сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят. Произвольность поведения развивается (или не развивается) на протяжении всего дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребенка: в выполнении требований взрослых, в соблюдении норм и правил поведения, в общей дисциплинированности, организованности поведения и пр.
Задача взрослых - учить ребенка выполнять свои обязанности, быть ответственным, аккуратным. Как отмечал А.Н. Леонтьев, овладеть правилами игры - значит овладеть своим поведением. В этих играх ребенок добивается выигрыша, мобилизовав свои силы, волю, но учится и мужественно проигрывать. Так формируется упорство, выдержка, способность сосредоточиться и не обращать внимания на отвлекающие моменты.
С высокими требованиями и издержками современной школьной жизни справится ребенок физически крепкий, закаленный, выносливый. Немаловажное значение имеет состояние зрения, слуха ребенка. Согласитесь, что о физической готовности ребенка к школе родителям следует заботиться еще до его рождения.
В начале учебного года дети подготовительной группы были обследованы по методике Л. А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Готовность к школе».
Обследование детей подготовительных групп проводилось с целью изучения интеллектуальных и личностных качеств, необходимых ребенку для обучения в школе.
С помощью данной методики оценивалось 15 психологических качеств ребенка:
1. Речевое развитие (словарный запас, способность к грамматически правильному построению предложений, произвольность владения речью)
Определенную пользу приносит доброжелательное обращение с ребенком, а также обучение его чтению. Чтение существенно обогащает речевой опыт ребенка, формирует многообразные связи его образных представлений с речевыми высказываниями, позволяя в дальнейшем значительно легче воспринимать информацию на слух. Так же необходимо разъяснять значения слов, обучать правильному их употреблению и грамотному построению предложений. Необходимо расширять общую информированность ребенка, но обязательно с использованием наглядно-действенных методов.
2. Визуальное мышление: (умение видеть закономерности в информации целостно представленной перед глазами (образный зрительный интеллект), делится на:
линейное – умение проводить сравнение различных изображений и их деталей, продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам
структурное –умение устанавливать закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения.
Для развития визуального мышления можно использовать следующие игры и упражнения:
«Найди закономерность»; «Подбери заплатку». (Приложение №1)
3. Понятийное мышление. Интуитивное – умение выделять главное. Основано на личном опыте ребенка. Связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Логическое – обеспечивает понимание сути правил, законов, формул, и выделение зоны их применения, возможность использования их на практике (умение действовать в соответствии с объяснениями учителя, т. Е. по аналогии).
Игры для развития понятийного мышления:
«Лишний предмет»; «Назови одним словом»; «Недостающий предмет». (Приложение №2)
4. Понятийное речевое мышление (восприятие и понимание материала на слух)
Показывает возможность ребенка воспринимать информацию на слух. При объяснении материала таким детям легче проговаривать «про себя», размышлять вслух. Объяснение с помощью схем и таблиц, не дадут положительного результата.
5. Понятийное образное мышление (восприятие и понимание иллюстративного материала). Если у ребенка это мышление развито лучше остальных, то при объяснении материала, ему это необходимо увидеть. Однако надо приучать ребенка к пониманию со слуха, это можно и нужно развивать, прося ребенка проговаривать информацию, прося объяснить, почему он это делает так, а не иначе.
6. Абстрактное мышление (умение выделять формальные признаки и оперировать ими в уме), сначала счет на пальцах, счет с помощью палочек или любых других предметов, счет с опорой на зрительное представление примера, который ребенку надо решить в уме, восприятие задания на слух (сначала только с переходом на второй десяток, далее – в пределах сотни), решение примера в уме и быстрое воспроизведение ответа (как будто ребенок его видит или знает). Полноценный свободный счет в уме – это предпосылка для развития абстрактного мышления.
7. Скорость переработки информации (оперативность умственной и моторной обработки информации). Показывает, насколько быстро может ребенок работать на уроке, получать информацию от учителя и перерабатывать ее, умеет ли ребенок работать по инструкции.
8. Зрительно-моторная координация (согласованность работы зрительного анализатора и мелкой моторики руки). Ребенку надо помогать, постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличению ее с образцами (поэлементное письмо, срисовывание картин в мелкой клетке).
Упражнении для развития зрительно-моторной координации:
«Нарисуй по образцу»; «Дорисуй вторую половинку»; «Дорисуй по клеточкам»; «Нарисуй так же». (Приложение №3)
9. Внимание. Если у ребенка скорость переработки информации соответствует 3-5 уровням, а внимательности 4-5 уровням – повода для беспокойства нет. Если оба показателя находятся в средней зоне, то еще достаточно ребенок может допускать ошибки по невнимательности, и его надо обучать методам речевого самоконтроля. Сначала ребенок должен рассказывать то, что он будет делать, а только потом приступать к выполнению задания.
Для развития внимания можно использовать следующие игры и упражнения:
«Сравни картинки»; «Найди пару каждому предмету»; «Найди такой же вертолет,как в облачке»; «Расставь значки в фигурах в соответствии с образцом»; «Лабиринты»; «Раскрась фигуры в соответствии с образцом». (Приложение №4)
10. Кратковременная речевая память (удержание и воспроизведение словесной информации),
11. Кратковременная речевая память (удержание и воспроизведение зрительной информации),
12. Тревожность (реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях). Школьная тревожность – реакция организма на негативные социальные ситуации, которые могут сопровождать ребёнка в школе.
13. Физиологическая энергия (характеризует работоспособность и энергетический баланс организма)
14. Настроение (фоновое эмоциональное состояние), хорошо, если у ребенка преобладает положительное настроение.
15. Самооценка. Формирование адекватной самооценки. Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склоны анализировать результаты своей деятельности, искать ошибки. Дети с адекватной самооценкой стремятся к успеху.
Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится.
Итак, психологическая готовность ребёнка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать, считать, писать, а состоит из компонентов личностной (социальная, эмоциональная, мотивационная), волевой и интеллектуальной готовности к школе. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем. Психологическая готовность ребёнка к школе является результатом развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это фундамент для развития человека в следующем возрастном периоде, в младшем школьном возрасте в условиях учебной деятельности.
Успехов Вам и творческих сил в воспитании детей!
Приложение №1.
Приложение №2.
Приложение №3.
Приложение №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»
Cоставляющими психологической готовности ребенка к школе; Что такое «Готовность к обучению в школе?»; Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?...
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»
Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и ...
Консультация для родителей «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
В консультации освещен вопрос влияния познавательных процессов на успешность обучения ребенка в школе....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"...
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»
Консультация для родителей«Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»...
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"
Материал представленный в данной консультации адресован родителям детей подготовительных к школе групп. К безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе подготовлены далеко не вс...
Консультация для родителей.Формирование готовности ребенка к обучению в школе.
Подготовительная группа эта возраст ребенка ,когда особое внимание уделяется мероприятиям способствующим активному развитию дошкольника. К моменту поступления в школу он должен уметь выражать свои мыс...