Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"
консультация (подготовительная группа)

Материал представленный в данной консультации адресован родителям детей подготовительных к школе групп. К безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе подготовлены далеко не все дети. Многое для ребенка, в отношении подготовки к школе, могут сделать родители. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Благодаря этой консультации родители смогут познакомиться с понятием "психологическая готовность" ребенка к школьному обучению и с ее основными составляющими. А также узнают, что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе, как помочь ему подготовиться, при помощи каких игр и материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

        Консультация для родителей.        

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для родителей. К безболезненному и успешному  вхождению в учебную деятельность в школе подготовлены далеко не все дети. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции.        

 Под «психологической готовностью к школьному обучению» понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Составляющими психологической готовности являются:        

  1. Интеллектуальная готовность;
  2. Личностная готовность;
  3. Социально-психологическая готовность;
  4. Эмоционально-волевая.                                                                                    

Интеллектуальная готовность предполагает достаточный уровень сформированности познавательных процессов: интерес к знаниям, наличие у ребенка запаса знаний, аналитическое мышление, логическое запоминание, развитие тонкой моторики, развитие фонематического слуха.

Личностная готовность включает: формирование у ребенка «внутренней позиции школьника», позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, произвольное поведение, объективность самооценки. У детей должна быть положительная мотивация к обучению в школе. (Мотивация – это внутреннее побуждение к какой-либо деятельности).

Определить мотивацию ребенка в обучении можно с помощью упражнений – игр. В комнате, где выставлены игрушки, ребенку предложите их рассмотреть. Затем садитесь вместе с ребенком и читайте сказку, которую раньше не читали. На самом интересном месте останавливаетесь и спрашиваете, что хочет ребенок: слушать сказку дальше или играть. Вывод таков: если ребенок хочет идти играть – у него преобладает игровой мотив. Дети с познавательным интересом хотят слушать сказку дальше.

Социально-психологическая готовность включает в себя  и умение общаться со сверстниками и учителями, и желание быть доброжелательным, не проявлять агрессии, выполнять работу вместе, умение подчиняться правилам и нормам.

Эмоционально-волевая готовность: умеет ставить цель, намечать план действий, умение преодолевать препятствия, произвольность психических процессов.

Кроме указанных выше составляющих психологической готовности к школе можно выделить еще физическую и речевую готовность.

 Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки каждой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успеваемости в школе.

Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?        

  1. Фамилия, имя свое и родителей;
  2. Свой возраст (желательно дату рождения);
  3. Свой домашний адрес, страну, в которой живет и основные достопримечательности;
  4. Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года), месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество и последовательность);
  5. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие); страны (южные и северные); птицы; насекомые; растения (цветы, деревья); овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду; мебель, а также уметь разделить предметы на основные категории;
  6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  7. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
  8. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх – низ и т. д.);
  9. Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);
  10.  Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине, устанавливать последовательность событий;
  11.  Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.

Психологическая помощь детям недостаточно готовым к школьному обучению.

Развитие памяти:

- работа ребенка по образцу (зрительная опора), затем время рассматривания образца постепенно сокращается до 15-20 секунд, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец;

- вместо наглядного образца воспроизвести что-либо по памяти, по словесному описанию.

Развитие мышления:

- развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами (по словесной инструкции, по собственному замыслу ребенка);

- развитие логического мышления: «Четвертый лишний», придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец);

- развитие пространственного мышления: упражнения со спичками или палочками.

Развитие моторики:

предлагаем задания: нарисовать простой узор, работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезание;

Развитие произвольности:

-   конструирование по наглядному образцу;

- конструирование по расчлененному образцу, без детализации, по словесному описанию, по собственному замыслу ребенка;

- работа по образцу геометрического узора, выполненного на бумаге в клетку;

- «Графический диктант»: когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (влево – вправо, вверх – вниз).

Для развития образных представлений:        

          Стимулируем занятия детей рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкций.

           При подготовке детей к обучению в школе необходимо готовить ребенка к принятию новой социальной позиции – положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

           В течение всего года не только в детском саду, но и в семье необходимо проводить работу по подготовке детей к обучению в школе, обеспечивая тем самым благоприятные условия для сохранения здоровья и предупреждения школьной дезадаптации у детей.

Источники:  

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/05/06/konsultatsiya-dlya-roditeley-psihologicheskaya.
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/12/31/konsultatsiya-dlya-roditeley-psihologicheskaya.
  3. Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова – «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе». Учебное пособие для высшей школы (2005 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"

Консультация для родителей на тему" Готовность ребенка  к обучению в школе"...

Консультация для родителей: "Готовность ребенка к обучению в школе"

Готовность ребенка к обучению в школе - самая важная тема в период дошкольного детства. Успешное обучение в школе зависит от уровня психического развития ребенка. Готовность организма тоже очень ...

Консультация для родителей: «Готовность ребенка к обучению в школе»

Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции....

консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"

в консультации в доступной форме для родителей форме раскрыты понятия готовности к школе, состовляющие готовности, а также практические рекомендации и советы как осуществлять подготовку ребенка в школ...

Консультация для родителей готовность ребенка к обучению в школе

Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети и...