Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие исследователи»
методическая разработка
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них представлениями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у дошкольников.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности:
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование
Программа «Маленькие исследователи» разработана на основе следующего программно - методического обеспечения: методическое пособие О.В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска»; А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Программа имеет естественно-научную направленность. В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развёрнутая характеристика содержания основных тем («Живая природа, «Неживая природа», «Физические явления», «Человек»,
«Рукотворный мир») и блоков деятельности (информационный, действенно-мыслительный, преобразования), что поможет взрослому целостно представить содержание работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18»
144006, Московская область, г.о. Электросталь, ул. Первомайская, д.16
Телефон/факс 576-31- 77
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол №1 от 02.09.2022 г. | Утверждаю Директор МОУ «СОШ №18» _______________Левченкова А.С. Приказ от 02.09.2022 г. № 092/2 -ОД |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Маленькие исследователи»
(познавательное развитие)
Возраст детей 6-7лет
Срок реализации программы –1 год
Составитель – Салахутдинова А.А.,
воспитатель
высшей квалификационной категории
г.о. Электросталь
2022 год
Содержание программы:
Пояснительная записка……………………………………………… 3
Цель и задачи программы…………………………………………… 4
Формы и методы организации педагогической
деятельности …………………………………………...…………………4
Планируемые результаты …………………………………………….7
Тематический план ……………………………………………………8
Перспективное планирование ………………………………………..8
Методическое обеспечение программы……………………………..13
Мониторинг рабочей программы ……………………………………14
Список литературы …………………………………………………...16
Приложения (картотека опытов)……..………………………………….17
Пояснительная записка.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них представлениями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у дошкольников.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности:
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование
Программа «Маленькие исследователи» разработана на основе следующего программно - методического обеспечения: методическое пособие О.В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска»; А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Программа имеет естественно-научную направленность. В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развёрнутая характеристика содержания основных тем («Живая природа, «Неживая природа», «Физические явления», «Человек»,
«Рукотворный мир») и блоков деятельности (информационный, действенно-мыслительный, преобразования), что поможет взрослому целостно представить содержание работы.
Цель: Развитие познавательной активности, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.
Задачи:
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук
Развитие у детей представления о химических свойствах вещества (выделение вещества путём отстаивания фильтрования), развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света, испарения, магнетизм, сила тяготения и др.).
Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
Развитие элементарных математических представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины, о мерках измерения длины.
Развитие у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)
Развитие у детей умственных способностей.
Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Сроки реализации.
Данная программа описывает курс развития поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста 6 – 7 лет (подготовительная группа) и реализуется в специально организованной познавательной деятельности, имеющей разнообразные формы организации: учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально – исследовательская.
Программа предполагает проведение по одному занятию в неделю в подготовительной группе. Продолжительность интегрированных занятий составляет в подготовительной группе – 30 мин.
Формы и методы организации педагогической деятельности.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.
Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
Методы стимуляции и мотивации:
· вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н.Толстого «Хотела галка пить...» В какую ситуацию попала галка?);
· вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
· метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»
Игровые методы: экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей. В работе используются разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т. д; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д.; сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители», «Тонет – не тонет», «Хотела галка пить...и т. д.)
Практические методы:
· действия с лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов, опыты «Свойства воды», «Солнечные ,,зайчики,,», «Мы фокусники» с магнитом и т.д. ) позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности
Элементарный опыт– это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.
Словесный метод обучения: Рассказы воспитателя («Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина? И т.д. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.) Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей. Беседы («Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева», «Почему люди болеют?» и т. д.) Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности используются наблюдения разного вида: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (опыты «Горит - не горит», «Какого цвета вода?», «Плавает или тонет» и т. д.)
– за изменением и преобразованием объектов (лед–вода, вода –пар, семечко –росток и т. д.)
У старших дошкольников формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы. Работа с детьми должна быть построена с учётом их возрастных особенностей.
Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, необходимо систематизировать описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.
Новизна.
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно. Внимательно изучив методическую литературу по познавательному развитию детей, я выявила, что опытническая работа совсем не присутствует в разработках, недостаточно раскрыты наблюдения (в них дети получают информацию только из рассказов педагога).
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
Прогнозируемые результаты:
формирование интеллектуальных впечатлений;
развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
овладение средствами познавательной деятельности; способами действий, обследования объектов;
расширение познавательного опыта;
формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию;
формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов;
использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности;
иметь представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха; вода-переход в различные состояния; воздух; почва );
овладение опытом выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Тематический план рабочей программы
№ п/п | Тема | Количество занятий | Количество минут |
1. | Мониторинг | 1 | 30 |
2. | Песок | 5 | 150 |
3. | Бумага | 3 | 90 |
4. | Вода | 8 | 240 |
5. | Снег | 5 | 150 |
6. | Лёд | 2 | 60 |
7. | Магнит | 3 | 90 |
8. | Воздух | 4 | 120 |
9. | Стекло | 4 | 120 |
10. | Мониторинг | 1 | 30 |
Итого: | 36 | 1080мин.=18ч. |
Перспективное планирование экспериментальной деятельности
Месяц | Неделя | Объект | Тема | Цель | |||||
Сентябрь | 1 неделя | песок | «ПЕСОК, КАКОЙ ОН?» | Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку | |||||
2 неделя | песок | «ПЕСЧАНЫЙ КОНУС». | Помочь определить, может ли песок двигаться. | ||||||
3 неделя | песок | «ДРУЖАТ ЛИ ВЕТЕР И ПЕСОК?» | Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. | ||||||
4 неделя | песок | «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» | Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность. | ||||||
Октябрь | 1 неделя | песок | «ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ» | Познакомить детей с песочными часами. | |||||
2 неделя | бумага | «БУМАГА КАКАЯ ОНА?» | Познакомить с основными свойствами бумаги. | ||||||
3 неделя | бумага | «ИМЕЕТ ЛИ БУМАГА ЗВУК?» | Уточнить представления детей о свойствах бумаги. | ||||||
4 неделя | бумага | «ДЕРЖИТ ЛИ БУМАГА СЫПУЧИЙ МАТЕРИАЛ?» | Закрепить знания детей о бумаге. Выявить свойства бумаги. | ||||||
Ноябрь | 1 неделя | вода | «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ» | Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса | |||||
2 неделя | вода | «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?». | Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
| ||||||
3 неделя | Вода | «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ» | Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; | ||||||
4 неделя | вода | «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?» . | Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами | ||||||
Декабрь | 1 неделя | вода | «ЧТО ТАКОЕ ДОЖДЬ?» | Познакомить детей с процессом конденсации. | |||||
2 неделя | вода | «КУДА ДЕЛАСЬ ВОДА?» | Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий ( открытая поверхность, температура и т.д) | ||||||
3 неделя | вода | «ПОМОЩНИЦА ВОДА» | Закрепить знания детей о воде. | ||||||
4 неделя | вода | «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ» | Дать детям представление об очистке воды. | ||||||
Январь | 1 неделя | снег | « СНЕГ, КАКОЙ ОН?» | Совершенствовать знания детей о снеге. | |||||
2 неделя | снег | «СНЕЖИНКИ» | Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. | ||||||
3 неделя | снег | «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ» | Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания | ||||||
4 неделя | снег | «ПРЕВРАЩЕНИЕ СНЕГА В ВОДУ» | Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду. | ||||||
Февраль | 1 неделя | снег | «ЛЕДЯНЫЕ ПОСТРОЙКИ» | Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. | |||||
2 неделя | лёд | «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ» | Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания . | ||||||
3 неделя | лед | «ЛЁД» | Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья. | ||||||
4 неделя | «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ» | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. | |||||||
Март | 1 неделя | снег | «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?» . | Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. | |||||
2 неделя | магнит | « ЧТО ТАКОЕ МАГНИТ» | Дать детям представление о магните и его свойствах. | ||||||
3 неделя | магнит | «ПРИТЯГИВАЮТСЯ- НЕПРИТЯГИВАЮТСЯ» | Выявить материалы взаимодействующие с магнитом. | ||||||
4 неделя | магнит | «ВОЛШЕБНАЯ СКРЕПКА» | Определить способность металлических предметов намагничиваться. | ||||||
Апрель | 1 неделя | воздух | «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ». | Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. | |||||
2 неделя | воздух | «ПОИСК ВОЗДУХА» | Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ. | ||||||
3 неделя | воздух | «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК» | Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. | ||||||
4 неделя | воздух | «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК» |
Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. | ||||||
Май | 1 неделя | стекло | «ЧТО ТАКОЕ СТЕКЛО» | Познакомить детей со свойствами стекла; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. | |||||
2 неделя | стекло | «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА» | Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. | ||||||
3 неделя | стекло | «ВЕСЕЛЫЕ ЗАЙЧИКИ» | Познакомить со свойствами стеклянных предметов. | ||||||
4 неделя | стекло | «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТЕКЛЯШКИ» | Закрепить знания детей о свойствах стекла. |
Методическое обеспечение программы
Оборудование для детского экспериментирования:
микроскоп, компас, магниты, лупы, зеркала разного размера, формы; измерительные приборы: часы разного вида, весы, линейки, мерные стаканчики, термометры; предметы-посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы «Лего»), предметы из разных материалов (бумаги, дерева, железа, пластмассы); коллекции природных материалов: семян, минералов; оборудование для опытов: ложки, глобус, карта политическая, физическая.
Иллюстративный, наглядный материал, детская картотека опытов.
Детские энциклопедии, атласы.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
мониторинг усвоения детьми раздела «Маленькие исследователи»
Уровень усвоения программы:
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Мониторинг проводится 2 раза в год.
Цель: Выявить уровень развития познавательно – исследовательских способностей дошкольников. Проследить динамику достижений каждого ребенка.
Показатели:
Умеет задавать вопросы.
Умеет ставить проблему, выявляет ее.
Умеет выдвигать гипотезы.
Умеет давать определение понятиям.
Умеет классифицировать.
Умеет наблюдать.
Умеет проводить эксперименты.
Умеет рассуждать, делать заключения.
Критерии:
3 балла - умения и навыки сформированы
2 балла – частично, с помощью взрослого
1балл - умения и навыки не сформированы
Результаты:
Высокий уровень – 20-24
Средний уровень – 14-19
Низкий уровень - 8-13
Диагностическая карта
№ п/п | Ф. И. ребенка | Умеет задавать вопросы | Умеет ставить проблему, выявляет ее. | Умеет выдвигать гипотезы | Умеет давать определение понятиям | Умеет классифицировать | Умеет наблюдать | Умеет проводить эксперименты | Умеет делать заключения | Баллы | Средний балл |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начало года: Высокий уровень _______ детей ______ %; Средний уровень _______ детей ______ %; Низкий уровень _______ детей ______ %.
Список использованной литературы:
1. О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». - М.: ТЦ Сфера, 2009г.
2. М.Султанова «Простые опыты с водой» ООО «Хатбер-пресс», 2016г
3. М.Султанова «Простые опыты с воздухом» ООО «Хатбер-пресс», 2016г
4. М.Султанова «Простые опыты с бумагой» ООО «Хатбер-пресс», 2016г
5. М.Султанова «Простые опыты с природным материалом» ООО «Хатбер-пресс», 2016г
6. И.Э.Куликовская, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование. старший дошкольный возраст»: Учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003г.
7. Л.Н. Вахрушева «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет». -М.: ТЦ Сфера, 2012 г.
8. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средн. и ст. групп дет.сада»: Кн. для воспитателей дет.сада. - М. : Просвещение, 1999г.
9. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007 г.»
Приложение
Картотека опытов и экспериментов
(подготовительная к школе группа)
ОПЫТ № 1
«Росток»
Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.
Материалы. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.
Процесс. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место.
Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.
ОПЫТ № 2
«Песок»
Цель. Рассмотреть форму песчинок.
Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.
Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.
Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.
ОПЫТ № 3
«Песчаный конус»
Цель. Установить свойства песка.
Материалы. Сухой песок.
Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Итог. Песок может двигаться.
ОПЫТ № 4
«Рассеянный песок»
Цель. Установить свойство рассеянного песка.
Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.
Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.
Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.
ОПЫТ № 5
«Мокрый песок»
Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.
Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.
Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
ОПЫТ № 6
«Свойства воды»
Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Вкус воды.
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Запах воды.
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.
Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Цвет воды.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.
Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
ОПЫТ № 7
«Испарение»
Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.
Процесс. Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Итог. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.
ОПЫТ № 8
«Агрегатные состояния воды»
Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.
Ход: 1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).
2) Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.
ОПЫТ № 9
«Свойства воздуха»
Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.
Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
ОПЫТ № 10
«Воздух сжимается»
Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.
Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.
Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
ОПЫТ № 11
«Воздух расширяется»
Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
Ход: Рассмотреть "термометр", как он работает, его устройство (бутылочка, трубочка и пробка). Изготовить модель термометра с помощью взрослого. Проделать шилом отверстие в пробке, вставить ее в бутылочку. Затем набрать каплю подкрашенной воды в трубочку и воткнуть трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагреть бутылочку в руках, капля воды поднимется вверх.
ОПЫТ № 12
«Вода при замерзании расширяется»
Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
Ход: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?
Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед , лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.
ОПЫТ № 13
«Зависимость таяния снега от температуры»
Цель. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.
Ход: 1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?
2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?
Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.
ОПЫТ № 14
«Как обнаружить воздух»
Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
Ход: 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.
2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.
Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.
3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие чародеи"
Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) и имеет художественную направленность. Большой интерес детей к художественному тво...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие почемучки"
Представлена программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе....
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа "Маленький актер"
Программа «Маленький актер» - это программа дополнительного образования по театрализованной деятельности дошкольников 5-7 лет. Основой для разработки программы театр...
Вариант примерной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Маленький умелец» возраст воспитанников 4-5 лет
Программа « Маленький умелец » составлена с учетом меж предметных и внутри предметных связей, продолжения формирования у дошкольников эстетического отношения к миру на основе визуальных ху...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МАЛЕНЬКИЕ ВИРТУОЗЫ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«МАЛЕНЬКИЕ ВИРТУОЗЫ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь" естественно-научной направленности...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь». (по познавательно - речевому развитию)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» (далее программа) имеет познавательно-речевую направленность и разработана для детей 5-7 лет. Программа на...