Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей подготовительной группы
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhk._raboty_eksperimenty.docx | 82.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ №23
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА г.п.ФЕДОРОВСКОЕ»
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
по экспериментальной деятельности
«Юные исследователи»
для детей подготовительной группы
на 2022-2023 учебный год
Руководитель: Чуркина Е.Б.
воспитатель 1 квалификационной категории
г.п.Федоровское
2022г.
Оглавление
- Целевой раздел………………………………………………………………………………3
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………………...3
1.1. Цели и задачи………………………………………………………………………………..6
1.3. Предполагаемые результаты освоения программы………………………………………7
II. Содержательный раздел…………………………………………………………………….9
2.1. Содержание программы…………………………………………………………………….9
2.2. Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности…………..10
2.3. Взаимодействие с родителями……………………………………………………………24
- Организационный раздел………………………………………………………………….25
3.1. Условия реализации программы………………………………………………………….25
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды……………………...27
3.3. Формы проведения итогов реализации программы……………………………………..28
IV. Список использованной литературы……………………………………………………...29
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.
Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно – манипуляторная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым.
Новизна программы состоит в том, что в ней познание окружающего мира непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем.
Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Актуальность
На современном этапе развития дошкольного образования развитие познавательного интереса и активности - одна из актуальных проблем детского воспитания.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
- Цели и задачи
Цель: создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка.
Развивающие:
- Развивать умения самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать дружескую атмосферу в группе, повышать уровень сплочённости, положительную мотивацию к коллективной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - 6-7 лет.
Сроки реализации программы - программа рассчитана на 1 год обучения.
Срок освоения программы: сентябрь 2022г. – май 2023г.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, во вторую половину дня.
Форма организации занятия-групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий- беседа, наблюдения, опыты.
- Предполагаемые результаты освоения программы
Дети:
- Дети выведены на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
- У детей сформирована уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
- Расширены представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
- Сформировано умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
- Развиты навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
- Сформировано умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
- Развиты навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
- Сформированы коммуникативные навыки.
Воспитатель:
1. Рост профессионального мастерства педагога в вопросах воспитания и развития дошкольников
2. В группе обогащена предметно-развивающая среда по опытно-экспериментальной деятельности
2. Разработан перспективный план работы по данной теме.
3. Разработаны критерии диагностики.
4. Разработаны картотеки, наглядно-демонстрационный материал, конспекты занятий-игр по опытно-экспериментальной деятельности.
Родители:
- Заинтересованы в развитии познавательного интереса и любознательности у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
- Повышение родительской компетенции в вопросах детского экспериментирования.
- Увеличение активного участия родителей в воспитательно-образовательном процессе по данной теме и преобразовании развивающей среды в группе (родители участвуют в предварительной подготовке детей к занятию – просмотр познавательных видеофильмов, беседы, чтение детской научно – познавательной литературы, создают мини – лаборатории для детей в домашних условиях).
- Становление доверительного настроя во взаимодействии родителей с сотрудниками ДОУ.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание программы
Содержание и темы занятий составлены, с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:
1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;
2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.
3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.
4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям от занятий, закрепление пройденного материала.
2.2. Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности
Месяц | № | Тема | Программные задачи | Материал |
Сентябрь | 1 | «Юные лаборанты» | Дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира – эксперименте (опыте). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории. | Презентация |
2 | «Приборы для опытов» | Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов(микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп), познакомить с правилами пользования приборами. | Приборы для опытов. | |
3 | «Важная культура» | Познакомить с историей возникновения картофеля на Руси; познакомить с основными компонентами в составе картофеля, расширить кругозор детей о пользе картофеля для человека | Клубни картофеля, тёрки и тарелки по количеству детей, прозрачные ёмкости, мелкое сито, микроскоп, йод, пипетки. | |
4 | «Радужный дождик» | Расширить представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук Развить умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов. | Стакан с водой, пена для бритья, пищевой краситель (густо разведенную краску или гуашь, пипетка. | |
Октябрь | 1 | Эксперимент с водой – «Сладкая радуга» | Познакомить детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов. | Конфеты «Skittles» или «M&M’s», тарелка, тёплая вода. |
2 | «Радуга в стакане» | Закрепить знания детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов. | Стаканчик, сахар, вода, пипетка. | |
3 | «Радуга из пены» | Закрепить знания детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов. | Пена для бритья, клей пва, краски, бумага, образец рисунка из пены | |
4 | «Торнадо в бутылке» | Познакомить детей с процессом формирования торнадо. Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру Нужно набрать в бутылку воды, но не до самого горлышка. Затем капните в бутылку немного средства для мытья посуды. Осталось просто закрыть бутылку, вращать ее против часовой стрелки и любоваться вихрем внутри нее. | Вода прозрачная, стеклянная или пластиковая бутылочка/баночка, средство для мытья посуды, блестки | |
Ноябрь | 1 | «Извержение вулкана» | Познакомить детей с природным явлением - вулканом. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность | Сода, красная или оранжевая краска, вода, моющее средство, уксус |
2 | «Невидимка - воздух» «Самонадувающийся шарик» | Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от совместного эксперимента. Расширить представления детей о воздухе. Заполните бутылку уксусом на 1/3. Поставьте воронку и засыпьте в бутылку 3-4 ч. л пищевой соды. Теперь быстро натяните воздушный шарик на горлышко и наблюдайте, как он надувается без чьей-либо помощи! После того, как шарик надуется, снимите его с бутылки, завяжите и потрите о синтетическую ткань. Благодаря этому шарик поднимется к потолку и будет держаться там несколько часов! | Воздушные шарики, пластиковая бутылка, бытовая воронка, уксус, пищевая сода | |
3 | «Мягкое яйцо» | Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом. - развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов. Необходимо взять 2 сырых яйца и положить из в разные жидкости: одно — в банку с водой, другое — в банку с уксусом. Для того, чтобы увидеть изменения, нужно подождать пол дня, когда скорлупа начнет размокать. А уже через неделю можете достать яйца и увидеть, что то, которое достали из уксуса, стало мягким и на нем нет скорлупы. | 2 куриных яйца, 2 стеклянных стакана или банки, вода, уксус. | |
4 | «Зубная паста для слона» | Закреплять навык чистки зубов; Объяснять детям важность чистки зубов; Учить детей проводить простые опыты; Развивать наблюдательность; Развивать познавательный интерес; Показывать детям реакции соединения повседневно наблюдаемых веществ. В пустую пластиковую бутылку залейте 150 мл. перекиси, добавьте средства для мыться посуды и пищевой краситель. В отдельной мисочке смешайте чайную ложку дрожжей и пару столовых ложек теплой воды. Вымешивайте смесь до однородной консистенции, затем влейте в бутылку. Из нее тут же начнет появляться пенистая субстанция, которая очень похожа на пасту из огромного тюбика. | Пластиковая бутылка, поднос или стеклянная форма для запекания, сухие дрожжи, перекись водорода (6%), пищевой краситель, средство для мытья посуды, вода | |
Декабрь | 1 | «Секретное послание» | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка, развивать самостоятельность. Предложите ребенку сделать волшебное секретное послание для друга или кому-то на подарок. Выдавите сок лимона в небольшую мисочку, пусть ребенок мокает в него ватную палочку и пишет ею на листе бумаги. Сок высохнет и на бумаге ничего не будет видно, но с помощью духовки или утюга ее можно будет проявить! Для этого достаточно прогладить лист или подержать в тепле некоторое время. | Лимон, ватные палочки, бумага, утюг. |
2 | Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон? | Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения. Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги — на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон? | Грифель от карандаша, скотч, белая бумага. | |
3 | «Танцующая фольга» | Познакомить детей с разноименными статическими зарядами, которые притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут “танцевать”. Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды. | Фольга, ножницы, расческа | |
4 | «Чудесные спички» | Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярность. Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться. | 5 спичек, вода, пипетка. | |
Январь | 1 | «Пизанская башня» | Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями. Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет. Что происходит: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. | Глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды. |
2 | «Волшебные бутылочки» - «Орган из бутылок» | Обобщить представлений детей о звуке (звук слышим с помощью уха); дать понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки. Развить первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) Продемонстрировать зависимость изменения звука бутылки от объёма воды в ней. Чем больше воды в бутылке, тем выше будет звук, так как колеблется меньший объём воздуха.. | 7 одинаковых бутылочек, ёмкость с водой, пищевые красители | |
3 | «Безопасный светильник-лава» | Познакомить детей с понятиями плотность и межмолекулярная полярность. Ёмкость на 2/3 наполнить водой, добавить стакан растительного масла, краситель, всыпать 1 чайную ложку соли. Масло легче воды, но под тяжестью соли оно начинает опускаться на дно банки, но когда соль распадается, то отпускает масло и оно снова всплывает. Это повторяется без конца. Можно добавить лёгкий бисер, блеск. Вода и масло не будут смешиваться, потому что у них разный “вес”, это разные вещества Теперь добавьте каплю пищевой краски (которая тяжелее масла) и смотрите, как пузыри воздуха поднимают краску на вершину. | Соль, вода, пищевые красители, растительное масло, стеклянная банка. | |
4 | «Волшебная сила магнита» | Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества, способность притягивать к себе железные предметы помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов. | Магнитики, металлические предметы (скрепки, гвозди, болтики, шурупы, монетка), стакан с водой, дощечка бумага, картон, ткань, фанера, стекло, набор картинок к игре, компасы. | |
Февраль | 1 | «Проявляющийся и пропадающий цвет» | Познакомить детей с физическим явлением проявления и исчезновения цвета через опыт. В воде сделайте раствор йода и крахмала и наблюдайте, как вода начнёт окрашиваться в насыщенный синий цвет. Если нагреть эту синюю жидкость, то эта окраска постепенно пропадёт. При остывании синий цвет вернётся. | Йод, крахмал, вода, вода, стакан. |
2 | «Опыт с окрашиванием ромашки или капусты» | Наглядно показать детям естественный процесс питания растения, движение воды по мелким капиллярам; - поощрять стремление детей принимать самое активное участие в экспериментальной деятельности. Подкрасьте воду в стаканах разными цветами. Для опыта лучше берите жидкие красители. Гуашь, акварель или сухие краски в таблетках не подойдут. 2. Вставьте цветы в стаканы и наблюдайте. В течение часа можно увидеть, как ромашки начинают окрашиваться. А в течение двух часов цвет станет ещё более насыщенным. Если проводите эксперимент с пекинской капустой, то можно поэкспериментировать и подрезать лист снизу на две части. Первую часть опустить в один стакан, вторую – в другой. Что произойдёт? Лист начнёт окрашиваться с двух сторон. | 3 стакана воды. Жидкие натуральные красители. | |
3 | «Электричество вокруг нас» | Расширить знания детей об электричестве и электроприборах. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества. | Картинки для игры «Эволюция электрической лампочки», воздушные шары, кусочки шерстяной и шелковой ткани, пластмассовые линейки на каждого ребенка, тарелка со смесью перца и соли | |
4 | «Дырявый пакет» | Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опыта с полиэтиленовым пакетом. Заполните пакет водой примерно наполовину. Воткните в него карандаши. | Полиэтиленовый пакет. Вода. Карандаши. | |
Март | 1 | «Движущаяся вода» | Упражнять навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с посудой стеклянной и прозрачной. Закреплять умение работать с растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы. Сворачиваем салфетки в полосочки одинакового размера; Выставляем стаканы по кругу и наполняем водой примерно на 75%; В каждый второй стакан капаем краску и смотрим, чтобы жидкость полностью изменила оттенок; Соединяем стаканы салфетками и смотрим, как постепенно вода поднимается, а в чистых стаканах формируются цвета | Набор акварельных красок, маленькие стеклянные стаканчики по количеству цветов, вода, обыкновенные влажные салфетки. |
2 | «Бумажная Фея» | Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание); с использованием бумаги в жизни человека. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать любознательность, бережливость. | Кукла «Бумажная Фея», листочки бумаги различных видов, ёмкость с водой, предметы изготовленные из бумаги. | |
3 | «Как опустить бумагу на дно, не замочив её» | Систематизировать знания о свойствах воды, познакомить детей с некоторыми неизвестными им свойствами воды и их практическим применением в обыденной жизни. Возьмите лист бумаги, сверните его и положите на дно стакана так, чтобы он не падал вниз при переворачивании. | Стакан. Кусочек бумаги. Ёмкость с водой. | |
4 | «В гостях у Золушки» | Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знание детей об одежде. | Различные лоскутки ткани (шелк, шерсть, лен). Нитки, вода, утюг. | |
Апрель | 1 | «Волшебная соль» «Опыт с соленой водой и яйцом» | Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
| Тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки. |
2 | «Волшебное яйцо» | Развивать интерес дошкольников к опытно – экспериментальной. В бутылку киньте подожжённую бумажку, а на горлышко бутылки поставьте обычное куриное или перепелиное яйцо. Яйцо нужно предварительно сварить вкрутую и очистить от скорлупы. Спустя время, яйцо окажется в бутылке. | Бутылка, вареное яйцо, бумага, спички. | |
3 | «Самозатухающая свеча» | Познакомить детей, как образуется и действует углекислый газ. Этот опыт наглядно показывает эффект давления. Положите свечку в центр блюдца; Заполните блюдце водой так, чтобы она доходила до бортиков свечи; Зажгите фитиль и дайте ему разгореться; Накройте свечу стаканом; Смотрите, как огонь гаснет, а вода быстро собирается из блюдца в стакан. | Стеклянный стакан, блюдце, свеча в алюминиевой гильзе, вода и зажигалка. | |
4 | «Удивительные свойства мыльных пузырей» | Формировать представления детей о свойствах мыла. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах. Развить творческое воображение и мышление. | Набор каждому ребёнку: кусочек мыла, лупа, коктельная трубочка, губка, баночка для воды, игра “Мыльные пузыри”, жидкое мыло, гуашь или акварель. | |
Май | 1 | «Лаборатория молока» «Разноцветное молоко, которое движется» | Формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека; обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности; Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев; С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов; Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит; Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски; Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки. | Тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды. |
2 | «Радуга на столе» | Закрепление знаний детей об основных цветах. Поместите на дно емкости с водой зеркало; Начните под небольшим углом светить на стекло; Аккуратно меняйте положение руки, чтобы размер и четкость радуги менялись. | Ёмкость с водой, фонарь, зеркало, бумага. | |
3 | "Путешествие по стране" | Познакомить детей с глобусом. Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности. | Интерактивный глобус. | |
4 | «Секреты «Кока-колы»» | Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с «Кока-Колой»; закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека. Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формировать навыки исследовательской деятельности. | Лупы, бутылки с «Кока-Колой», прозрачные пластиковые стаканчики и мисочки, пластиковые ложки, салфетки, ржавые и тусклые металлические предметы, чашка со следами от чая, конфеты «Ментос». |
2.3. Взаимодействие с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в её реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском саду.
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
- Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
- Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно экспериментальной активности детей»
- Родительские собрания:
«Значение детского экспериментирования в развитии ребенка»,
«Проведение экспериментов летом»,
«Растим любознательных детей».
- Открытый показ кружковой работы.
- Консультации:
«Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»;
«Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». отчеты кружковой работы.
«Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»
- Привлечение к участию в исследовательской деятельности (домашние задание: сбор информации, наблюдения, сочинение сказок);
- Организация тематических выставок совместного с детьми творчества.
- Организация фотовыставки «Мы экспериментируем»
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации программы.
Занятия проводятся в групповой комнате детского сада.
Кружковая работа проводятся с подгруппой детей (8-10 человек) старшего дошкольного возраста.
Длительность работы – 25минут, в вечернее время.
Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуация выбора.
Программа предполагает широкое использование
- иллюстративного, демонстрационного материала;
- использование методических пособий,
- дидактических игр,
- мультимедийного оборудования,
- информационных стендов для родителей.
Программа предполагает систематическую работу кружков, проводимых 1 раз в неделю.
Учебный базисный план.
Количество в неделю | Количество в месяц | Итого в год |
1 занятие 25 минут | 4 занятия 100 минут | 36 занятий 900 минут |
Сетка занятий.
1 неделя месяца (четверг) 15.35-16.00
2 неделя месяца (понедельник) 15.35-16.00
3 неделя месяца (четверг) 15.35-16.00
4 неделя месяца (понедельник) 15.35-16.00
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Здесь дети творят, мыслят и общаются.
Мини-лаборатория (центр науки). Здесь могут быть выделены:
- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
- место для приборов;
- место для хранения материалов (природного, "бросового");
- место для проведения опытов;
Приборы и оборудование мини-лабораторий:
Наглядно-демонстрационный материал | Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов |
Специальная посуда | разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки) |
Природный материал | камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.) |
Утилизированный материал | проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др. |
Приборы – помощники | лупы, зеркала, песочные часы, линейка, шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки |
Мир материалов | виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы |
Полезные ископаемые | песок, глина, торф, известняк |
Технический материал | гвозди, шурупы, болты и т. д. |
3.3. Формы проведения итогов реализации программы
Мониторинг усвоения знаний воспитанников ДОУ по опытно-экспериментальной деятельности осуществляется два раза в год (сентябрь, май).
Результаты педагогической диагностики позволяют выделить достижения и индивидуальные проявления ребенка, требующие педагогической поддержки, определить слабые стороны (проблемы) освоения образовательной программы, наметить задачи работы и спроектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Овладение детьми указанными ниже знаниями, умениями, навыками фиксируется в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализа выполненных заданий.
№ п/п | Оцениваемые знания, умения, навыки | Количество детей овладевших содержанием деятельности | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умеет проводить эксперименты с неживой природой | ||
2. | Умеет проводить эксперименты с живой природой | ||
3. | Умеет проводить эксперименты с электричество | ||
4. | Умеет проводить эксперименты со светом | ||
5. | Умеет проводить эксперименты с магнитом | ||
Количество детей в группе |
Оценка результатов
Уровни | Начало года | Конец года |
2 балла — ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. | ||
1 балл – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого или второй попытки. | ||
0 баллов — ребёнок не справился с заданием | ||
Количество детей в группе |
Формы проведения итогов реализации программы:
1. Заполнение диагностической карты
2.Выполнение экспериментов.
3.Отчёт воспитателя — руководителя кружка на педсовете.
4.Систематизация работы воспитателя — руководителя кружка и обобщение опыта.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
- Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»// «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»; М., 2012
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
- О.В Дыбина « Из чего сделаны предметы» Сценарий игр – занятий дошкольников. М 2004.
- Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
- Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Мир оригами» для детей подготовительной группы
Конструирование из бумаги...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"
Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»Аннотация к программе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный Футболист» для детей 5-6 лет
Программа секции по мини-футболу "Юный футболист" разработана для оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста, путем обучения их игре в футбол в спортивном зале (мини-футб...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаестественно-научной направленности «Юные исследователи»...