Статья "Тематические зоны в старшей группе"
статья (старшая группа)

Загородская Светлана Викторовна

Виды уголков и центров в старшей группе

При планировании размещения оборудования и мебели в помещениях детского сада необходимо учесть гибкое деление пространства на отдельные зоны с целью обеспечения разного вида деятельности дошкольников. В помещениях для детей старшей группы можно выделить несколько областей.

Спортивный уголок

Здесь находится спортивный инвентарь как фабричного производства (скакалки, мячи, верёвки, клюшки, обручи), так и подготовленные воспитателями совместно с родителями (флажки, ленты, мешочки, набитые песком, платочки). Необходимо предусмотреть спецоборудование для индивидуальных упражнений с детьми по предотвращению плоскостопия (массажная дорожка), улучшению осанки, развитию глазомера.

Уголок продуктивной деятельности

Этот уголок должен иметь хорошее освещение. На стеллажах или в шкафах находятся инструменты для детского творчества:бумага разнообразного вида,

  •    стаканчики с карандашами и фломастерами,
  •    краски,
  •    разноцветные восковые мелки,
  •    пластичный материал для лепки,
  •    кусочки разных тканей для аппликаций,
  •    всевозможные материалы для выполнения поделок,
  •    разные ножницы,
  •    дыроколы,
  •    степлеры.

Важно, чтобы все материалы были ярко и привлекательно оформлены, аккуратно разложены. Дети должны иметь возможность использовать любой материал в своём творчестве. Для старших дошкольников расстановку столов делают так, чтобы ребята могли при желании заниматься совместной работой. Здесь же должны находиться образцы для рисования, схемы изготовления поделок, образцы для лепки. Обязательно нужно предусмотреть стенд для демонстрации выполненных работ воспитанников. 

Центр сюжетно-ролевых игр

Играя, дошкольники развивают воображение, творчество, смекалку. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Игра со сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, воспитанию дружественных и уважительных отношений в группе. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек. Периодически состав предметов меняется, чтобы поддерживать интерес ребят.

Театральная зона

В старшей группе можно организовать разные виды театра:

пальчиковый,

  •    настольный,
  •    ладошковый,
  •    театр на тарелках,
  •    театр на ложках или на палочках,
  •    театр варежек или перчаток,
  •    театр на фланелеграфе,
  •    театр шапочек,
  •    теневой театр,
  •    использование кукол Бибабо,
  •    кукольный театр,
  •    постановки сказок самими детьми.

Кроме кукол для постановок, в театральной зоне должны находиться 2 ширмы: маленькая и большая. В качестве декораций можно использовать ширму или большое зеркало. Для настольных спектаклей это могут быть панорамные книжки.

Дошкольники с удовольствием участвуют в инсценировке сказок или рассказов, могут импровизировать действия любимых персонажей, придумывать игру для повторения действий взрослых или обыгрывать прочитанные произведения о сказочных животных. Участие в театрализованных представлениях развивает речь, мелкую и крупную моторику, тренирует память, воображение. Опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует формированию коммуникативных навыков и социализации дошкольников.

Театральную зону удобно располагать рядом с музыкальной.

Музыкальный уголок

Для занятия музыкой иногда требуется уединение, сосредоточенность. Желательно, чтобы была возможность при необходимости изолировать эту часть группы лёгкой ширмой. Оформление этой зоны должно быть привлекательным для детей и доступным для рассмотрения. В то же время нужно приучать воспитанников к аккуратному и бережному отношению к оборудованию, так как оно может прийти в негодность.

Кроме непосредственно музыкальных инструментов, в этом уголке размещаются аудио- и видеосредства (слайды, диафильмы, аудиокассеты) и техническая аппаратура (магнитофон, телевизор, музыкальный центр). Здесь же находятся пособия для дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха. Можно положить альбом песен с иллюстрациями (изображения соответствуют тексту песни), разместить портреты известных композиторов. Так же, как и в других зонах, материал периодически меняется для сохранения детьми новизны восприятия.

Зона речевого развития

Эта зона должна иметь подборку сюжетных и предметных иллюстраций для пересказов, дидактические игры на развитие звуковой культуры и грамматического строя речи, повышение словарного запаса, мнемотаблицы. Дидактический материал может быть как фабричного производства, так и подготовленный воспитателем. Для отработки правильного произношения приобретаются альбомы с артикуляционными упражнениями и скороговорками. Для индивидуальных занятий детей по артикуляции должны быть зеркала. В старшей группе в этой зоне располагается магнитная доска с азбукой.

Книжный уголок

Книжный уголок часто совмещается с зоной речевого развития. В нём одновременно размещают 10–12 книг, имеющих следующую тематику:

  • сказки,
  • стихи и рассказы на патриотическую тему,
  • рассказы о животных и растениях,
  • книги, изучаемые на занятиях,
  • юмористические книги,
  • книги, которые дети приносят из дома.

Книги должны иметь много иллюстраций, быть красочно оформленными, можно использовать книжки-игрушки. В среднем срок пребывания книги в уголке — 2 недели, но он может корректироваться в зависимости от интереса детей. Здесь же располагаются альбомы для рассматривания, детские журналы, портреты писателей. Можно организовать небольшую библиотеку из книжек-малышек. Для детей старшей группы можно оформлять выставки, рассказывающие о творчестве отдельного писателя, какого-то определённого жанра (сказка, юмористический рассказ, стихи) или даже одной книге.

 

Математический уголок

В этом уголке располагается дидактический материал для формирования математических знаний и развития логики. Он может содержать:

  • коврограф «Ларчик» по Воскобовичу,
  • логические блоки Дьенеша,
  • наборы цветных счётных палочек Кюизенера,
  • кубики Никитина,
  • различные конструкторы и настольные игры для решения логических задач и счёта.

В настоящее время есть выбор рабочих тетрадей на печатной основе, много развивающих пособий для дошкольников. Можно использовать материалы, сделанные своими руками.

Центр экспериментальной деятельности

Исследовательский центр группы размещается на удалении от спортивной и игровых зон. Здесь должно быть отведено место для постоянной выставки редких предметов (ракушки, камни, кристаллы), необычного природного материала, коллекций. Такой центр должен быть обеспечен защитной одеждой для дошкольников, оборудованием и материалами для проведения экспериментов

В центре экспериментирования дошкольники проводят простые опыты, что развивает логическое мышление ребят и стимулирует познавательную активность.

Фотогалерея: оснащение центра экспериментирования

Оснащение центра экспериментирования должно быть разнообразным, но главное — безопасным

В центре экспериментирования у дошкольников развиваются первичные естественно-научные представления

Все опыты дошкольники проводят под строгим контролем педагога

 

 

Зона конструирования

В этой зоне представлено большое количество разнообразных конструкторов. Дошкольники могут самостоятельно создавать различные постройки согласно своим схемам и идеям. Эту зону можно совместить с уголком для изучения правил дорожного движения, для оформления которой необходимы макеты домов и улиц, светофоры, знаки дорожного движения. Для сюжетно-ролевых игр по правилам ПДД удобно, если разметка пешеходного перехода есть на специальном коврике или покрытии пола.

Уголок природы

Организация этой зоны предназначена для экологического воспитания дошкольников. Такой уголок пробуждает интерес детей к живой природе и её обитателям. Ежедневное наблюдение за растениями и животными, участие в уходе за ними развивает чувство эмпатии детей к живым существам, создаёт более благоприятную атмосферу в группе и повышает психологический комфорт воспитанников

Зона организации трудовой деятельности

Дети старшей группы имеют трудовые обязанности. Они сами себя обслуживают: одевание, раздевание, готовят рабочее место для занятий, помогают в столовой, могут выполнять какие-то поручения воспитателя. Кроме этого, организуется дежурство в группе. Дежурство не только формирует навыки практической работы, но и воспитывает ответственность, умение работать в команде и приучает детей к самостоятельности. Можно организовать дежурство по столовой, по уходу за растениями и животными, по организации занятий. В уголке по организации трудовой деятельности должен размещаться экран дежурств, защитная одежда (фартуки, нарукавники, платочки), приспособления для выполнения обязанностей дежурного (ёмкости для полива растений, губки для уборки).

При изменении рабочей обстановки в группе старших дошкольников необходимо привлекать к участию в преобразовании среды. С помощью ширм или экранов дети по своему плану могут менять пространственную организацию помещения, выделяя ту зону, в которой будет проходить занятие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оборудование зоны самостоятельной музыкальной деятельности в старшей группе

Рекомендации по оснащению музыкального уголка в старшей группе...

Развивающие зоны в старшей группе (10.2017)

Развивающие зоны в старшей группе (10.2017)...

Практическая зона в старшей группе

Группа "Лучики" готова презентовать вам свою новую зону - практических умений и экспериментов. Мы успешно используем её с ноября, и теперь можно с уверенностью делать первые выводы о ц...

Тема: Открытое занятие Природная зона " Пустыня и полупустыня" Старшая группа №6

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Развивать интерес к природной зоне  " Пустыня , полупустыня. Развивать у детей елкую маторику пальцев рук...

Викторина для старшей группы. "Путешествие по природным зонам".

Познавательная викторина для детей старшего дошкольного возраста«Путешествие по природным зонам» Цель: Обобщение и закрепление представлений детей об обитателях природных зон: Ар...

Проектирование речевой зоны в старшей группе детского сада

Проектирование центра грамотности и развития речи «Раз словечко, два словечко» Возрастная группа: Старшая группаЦель: Создание условий для расширения представлений детей о сезонных изменен...