Познавательный проект "Природные зоны России " для детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Березка»
Проект
для детей старшей группы «Сказка»
« Природные зоны России »
Составила: Абелькенова Б.С.
2018 учебный год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Вид проекта: познавательный, творческо – информационный.
Длительность: с 12.11.2018 по 23.11.2018.
Участники: дети, родители, воспитатели
Разработчик проекта : воспитатель – Абелькенова Б.С.
Актуальность: Безгранична и многообразна природа нашей страны. Много удивительного можно узнать о животном и растительном мире родного края. У нас есть горы, реки, болота и озера, леса и пустыни, богатейший растительный и животный мир.
Дошкольника интересует тема природы, но часто мы взрослые можем рассказать только самые простые темы, дать поверхностную информацию. И это не по тому, что взрослый мало знает. Мы думаем, что ребенок - дошкольник это не поймет, да и зачем ему такие темы как: природные зоны, что такое погода, свойство воды и многое другое.
Анализируя многолетнюю работу с детьми, мы приходим к выводу, что при знакомстве с новым, главное дать возможность ребенку сделать умозаключение, вывод, что все окружающее взаимосвязано, растения не могут жить без животного мира и, наоборот, на образ жизни животных влияют климатические условия. Это вызывает внимание у дошкольника, ему интересно, когда он самостоятельно или с помощью взрослого приходит к такому выводу, умозаключению.
Цель: ознакомление старших дошкольников с природно-климатическими зонами земли
Задачи:
- образовательная: формировать в воображении дошкольников положительный образ Родины, представления о России как о родной стране; продолжать знакомить детей с климатическими зонами России (тундра, тайга, степь, лесная зона ,арктическая пустыня, пустыня, зона субтропиков); учить пользоваться географической картой; упражнять в умении устанавливать взаимосвязи в природе и взаимозависимости человека и природы; закрепить названия животных и растений разных климатических зон; формировать системы элементарных знаний о природе России.
- воспитательная: воспитывать у детей любовь к родному краю, воспитывать любовь и уважение к природе, формировать эмоциональное отношение к миру, в котором живешь.
- развивающая: развивать наглядно-образное мышление, умение сравнивать, анализировать и обобщать.
Методы и приемы: беседа, словесная инструкция, наглядный показ, игровые ситуации, художественное слово, вопросы, пояснения, педагогическое объяснение
Предварительная работа: работа по карте России и карте мира, заучивание стихов о Родине, чтение познавательного материала о природе России, рассматривание картин, иллюстраций о растительном мире, загадывание загадок.
Оборудование: макеты природных зон на участке, плакаты с изображением разных климатических зон, карта России, фотографии природы.
Домашнее задание: подбор иллюстраций и познавательной литературы о природных зонах России, изготовление макетов природных зон, фотографий, рисование природных зон.
Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Итоговое проектное мероприятие: «Путешествие по природным зонам России»
Разработка плана деятельности по достижению цели:
При знакомстве с природными зонами ребенок должен обладать базовыми данными:
1.Признаки всех четырех сезонов.
2.Природный мир делится на живую природу (растительный и животный) и неживую (явления природы, земля, вода)
3.Образ жизни животных и растений зависит от сезона.
Зона Лесов.
На первом этапе мы знакомим дошкольников с тем, что природа нашей Родины многообразна и сопровождаем свой рассказ наглядным материалом. Для начала предлагаем рассказать о лесной зоне, так как наши дети растут в зоне лесов.
Знакомство с животным миром более глубоко происходит с раннего возраста, поэтому животный мир уже хорошо знаком дошкольнику, а новым для него будет знакомство с растительным миром. Чтобы ребенок лучше запомнил растения леса покажите ему картинки с деревьями: например сосны и березы, кустарника лещины, волчьего лыка, жимолости, шиповника, травы и цветов борщевика, клевера, лилии, полыни, кислицы, Иван-чая, зверобоя, медуницы, колокольчика, сон – травы. Обязательное правило при этом не перегрузить информацией ребёнка, иначе все ваши труды будут напрасны, поэтому выберите по 1-2 объекта (деревья, кустарники, травы, цветы).
После того как ребенок познакомился с обитателями леса, нужно перед ним поставить проблемный вопрос, например: почему именно эти растения и животные растут и живут в лесу? Ребенок должен прийти к выводу, что они приспособились к таким условиям. А именно деревья нуждаются во влаге, солнечном, умеренном свете, трава и цветы любят тень и влагу. Животные нуждаются в таком корме, который растет в лесах, а так же осенью готовятся к холодной зиме.
Можно вспомнить какой образ жизни ведут животные в разное время года. Например:
МЕДВЕДЬ.
Зима - спит, появляются медвежата;
Весна - выводит медвежат из берлоги и учит добывать корм;
Лето – растит своих медвежат;
Осень – нагуливает жир, готовит место для берлоги.
Зона Арктической пустыни
Далее ребенка следует познакомить с контрастной природной зоной «Арктическая пустыня», для детей ее лучше называть «Царство снега и льда».
Знакомство происходит по такому же принципу, как и с природной зоной «Лес».
Характеристика арктической пустыни.
Арктические пустыни – бесплодные, покрытые вечным снегом. Растительность здесь практически отсутствует – выживают редкие лишайники. Животный мир тоже небогат, в основном тут обитают белые медведи, белухи, нарвалы, моржи и тюлени, а также приморские птицы. Расскажите ребёнку, почему именно эти животные здесь обитают: все они приспособлены к холоду и защищены толстой шкурой и толстым слоем жира, питаются в основном рыбой, которой здесь предостаточно.
Зона Степи.
Далее ребёнка мы знакомим с природной зоной степи.
Характерная черта степи — безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др.
В степи – растения солнцелюбивые, листья видоизменены в колючки, не нуждаются во влаге, корни близко к поверхности.
Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Зимой в степи часто бывают сильные холода, и обитающим животным и растениям приходится приспосабливаться, помимо высоких, ещё и к низким температурам. Животные активны летом преимущественно ночью. Растения также приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы, либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы; из грызунов — строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.
Зона Тайги
В зоне тайги сосредоточено большое количество болот, озер и крупных водохранилищ (Рыбинское, Камское, Братское, Вилюйское и др.). Тайга богата подземными водами. Таким образом, все природные комплексы тайги имеют достаточное и избыточное увлажнение. Соотношение тепла и влаги в значительной мере определяет развитие растительности и почв.
Главный тип растительности зоны — леса светлохвойные и темнохвойные. Господствуют леса из лиственницы, менее распространены леса из сосны, ели, пихты и сибирского кедра. К хвойным в тайге примешиваются лиственные породы, прежде всего береза, осина, ольха. Достаточно широко распространены на вырубках и гарях вторичные мелколиственные леса. Среди лесов обычны луга и различные болота .
Животный мир таежных лесов неоднороден. Восточная тайга более богата животными по сравнению с западной. К востоку от Енисея господствуют типичные сибирские таежные виды — соболь, кабарга, каменный глухарь, рябчик и др. В обводненной западно-сибирской тайге наряду с коренными таежными видами много водоплавающих птиц и рыб. В европейской тайге широко представлены лось, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик, местами тетерев. Широко распространенными таежными видами являются бурый медведь, росомаха, рысь, белка и др. Богата тайга и насекомыми.
Зона пустыни.
Пустыня — природная зона, характеризующаяся практическим отсутствием флоры и фауны. Самая большая песчаная пустыня Земли – Сахара.
За год в пустыне выпадает очень мало осадков. Почвы пустынь развиты слабо. Растительный покров занимает обычно менее половины поверхности почвы, причём может совсем отсутствовать на протяжении нескольких километров.
Из растений распространены в основном безлистные колючие кустарники, из животных — пресмыкающиеся (змеи, ящерицы) и мелкие грызуны. Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов – мест с густой растительностью и водоёмами, а также в долинах рек. В оазисах распространены лиственные деревья: туранговые тополя, ивы, а в долинах рек — пальмы, олеандры.
Зона субтропиков
В России территория субтропиков небольшая – это узкая часть прибрежной суши у Черного моря до гор Кавказа. В этой зоне - тропическое лето, зимы практически нет.
Российские субтропики по климатическим условиям делятся на сухие и влажные. От южного берега Крыма до города Геленджика - сухие субтропики. Лето сухое, и выживают только засухоустойчивые растения: колючая ежевика и шиповник. Здесь растет сосна пицундская, кустарники: можжевельник, алыча.
Дальше по побережью количество осадков летом увеличивается и от Геленджика до границы с Грузией, включая регион Сочи, - это влажные субтропики. Растительный мир очень разнообразный и богатый.
Растительный мир
Горы покрыты густым зелёным ковром деревьев и кустарников. Присутствуют широколиственные деревья - дубы, каштаны бук, примечателен хвойный тис, растут вечнозелёные кустарники: лавр, рододендрон и самшит.
Типичные птицы и животные
В лесах близ Сочи можно встретить медведей, волков, лесных котов, барсуков, шакалов. В лесах много грызунов - белок, мышей, есть змеи. На побережье множество моллюсков: улиток, слизней. В горах селятся птицы - коршуны, орлы, совы
Итак, знакомство ребёнка – дошкольника с природными зонами даёт ему возможность самому сделать вывод, что все окружающее взаимосвязано: и на образ жизни животных и растений влияют климатические условия
Ход экскурсии по природным зонам России.
Россия……как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа!
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю все то, что называют
Одним широким словом – Русь!
Воспитатель: Ребята, ни одна в мире страна не имеет такой богатой природы, как Россия. Как вы думаете, почему?
Дети: Наша страна самая большая в мире.
Воспитатель: Её границы протянулись от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря; от Балтийского моря до Тихого океана. Мы с вами все россияне. Давайте сегодня мы совершим путешествие по нашей стране и увидим все своими глазами! А на чем можно путешествовать?
Дети: На самолете, на машине, на поезде, пешком.
Воспитатель: Верно. Давайте отправимся в путешествие по природным зонам нашей Родины – России. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Закройте глазки и представьте бескрайние просторы нашей Родины и самые ее заповедные уголки. На путешествие настроились?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда пора отправляться в путь!
Зона лесов
Лес- это место, в котором растут деревья и травы, живут птицы и животные, насекомые и микроорганизмы. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему, с цепочками питания и совместного обитания на одной территории. Ну а вся эта экосистема в совокупности со множеством таких же действительно является легкими нашей планеты. А какая функция легких? Ответ простой - дышать, обогащать кислородом организм человека или животного. Этим занимаются леса, они очищают загрязненный воздух, высвобождают кислород, что очень ценно и полезно для нас с вами. Замечали ли вы, какой чистый и свежий воздух в лесу? Как приятно и легко там дышать? Поэтому прогулки в лесу так полезны в наше время развития промышленности и химических отраслей.
Растения, растущие в лесу (травы, цветы, ягоды), составляют его нижний ярус. Средний ярус - это кусты, а высокий - деревья. В основном это ясени и вязы, дубы и липы, березы и ольха. В траве (нижнем ярусе) и почве обитает множество мелких насекомых и их личинок, а также вездесущие мыши. Животный мир лиственных лесов не очень разнообразен, но интересен. Составляют его колючие ежики, быстрые белки, лисы и волки, дикие кабаны и лоси, лесные куницы и бурундуки, барсуки и хорьки. В высоких кронах деревьев вьют свои гнезда дятлы и щеглы, соловьи и чижики. Растут здесь лесные ягоды, названия и описание которых стоит знать, чтобы случайно не сорвать несъедобную ягодку и не отравиться. Съедобные здесь брусника и земляника, также можно найти чернику и уже не в траве, а на низкорослых кустах ежевику и рябину. То, что в лесу растет, может быть весьма полезным и вкусным. Лиственный лес дает много видов съедобных грибов. Есть в нем и несъедобные, поэтому нужно быть осторожным, и не собирать грибы, если плохо знаете их. Ягоды в лиственном лесу тоже есть. Весной и летом это земляника, осенний лес угощает спелой ежевикой и очень полезным шиповником. К осени спеют также лесные орехи - вкусное и, к сожалению, уже довольно редкое лакомство. Ну и, конечно, лекарственные растения, например, тысячелистник, пустырник. Таежный лес (или хвойный) богат кедровыми орешками. Они очень вкусные, легко усваиваются и богаты питательными веществами. Сосновый бор дает нам такие ценные и полезные растения, как тимьян (именно из него делают вкусную и эффективную микстуру от кашля) и кладония, которую называют еще оленьим лишайником.
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу.( белка)
На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк)
Из иголок колобок. Кто свернулся здесь в клубок? Не поймёшь, где хвост, где носик, На спине продукты носит. В общем, сразу не поймёшь. Кто же это всё же? (ёжик)
Зимой беленький, А летом серенький. Никого не обижает, А всех сам боится. (заяц )
Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала. (лиса)
Арктические пустыни
Арктика — это крайний север, царство льдов и снегов. Земля и поверхность океана здесь покрыта льдом.
Там деревьям не растется,
Там и речкам не течется,
Лишь косматая пурга
Кружит белые снега.
Под промерзшим небосводом
Ледники сползают в воду,
И плывут потом вдали
Ледяные корабли.
По Северно-Ледовитому океану плавают айсберги. Айсберги – это огромные глыбы льда.
Зимой здесь совсем нет солнца, это время называют полярная ночь. Снежные просторы освещаются только светом луны и звезд.
А лето здесь очень короткое и холодное.
Весной в Арктике можно увидеть северные сияния. Это светящиеся частицы воздуха, которые переливаются разными цветами: желтым, зеленым, красным. Лучше всего северное сияние видно в полярную ночь.
Кажется, что на Северном полюсе, где все покрыто льдом, никто не живет, но это не так. Здесь живут самые разные животные. Самый известный обитатель Арктики – белый медведь.
На Севере Белый мишутка живет,
Но только как бурый , он мед не сосет,
Наш Умка пытается рыбку ловить ,
Чтоб вкусно покушать,
И жить – не тужить.
Медведь больше всего любит есть рыбу, которую ловит сам. Он отлично плавает. А иногда он даже нападает на тюленей или моржей.
Зимой медведь роет в снегу берлогу и спит в ней самые холодные месяцы зимы.
В Арктике можно повстречать и северного оленя. Олень любит есть траву и лишайники, он находит их под слоями снега. У оленя очень широкие копыта, поэтому он легко может ходить по глубокому снегу.
А разводят оленей чукчи. Это люди, которые живут на Крайнем Севере. Олени помогают чукчам передвигаться по снежным просторам.
Также чукчи едят оленье мясо, а из шкур оленя шьют одежду и даже строят дома. Дом чукчи называется чум.
На Северном полюсе живет песец. Это хищное животное похоже на лисицу, но немного поменьше. Часто песец ходит за белым медведем и доедает остатки его пищи.
В Арктике обитают тюлени, морские котики, моржи. Их всех называют ластоногими, потому что их лапы похожи на ласты. Благодаря таким ластам они могут очень быстро плавать под водой. Все они очень любят есть рыбу, поэтому живут на берегу океана.
Вот лежит огромный морж,
Он похож на толстый корж.
Его бивни устрашают,
Жир от холода спасает,
Ну, а если закаляться,
В ледяной воде купаться,
То когда-нибудь потом
Назовут тебя моржом.
+Самой свирепой и крупной среди северных птиц является полярная сова. Это безжалостный хищник с желтыми глазами и белым опереньем. Она нападает на птиц и грызунов, и даже может съесть детеныша песца.
О том, кто живет в Арктике, что там растет и какая там погода, мы узнаем благодаря путешественникам и ученым. На Северный полюс ученые плавают на ледоколах. Это большие корабли, которые раскалывают лед, чтобы проплыть по океану. Ученые привозят с собой различные приборы, измеряют температуру и другие показатели, исследуют и фотографируют жизнь животных.
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (белый медведь)
***
У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький … (тюлень)
***
Сильное животное, живет в холодном крае,
Огромными клыками сражается с врагами,
Мороза не боится, он гладок, толстокож,
На льдине обожает спать неуклюжий… (морж)
Зона степей
Степи это покрытые травами равнины. Деревья здесь редки – для их роста не хватает влаги.
Зимой здесь мороз, а лето в степи засушливое, дуют частые ветры, осадков выпадает мало. Для растений степи самым благоприятным временем года является весна, когда в почве еще достаточно влаги от растаявшего снега. Тогда пышно разрастается разнотравье степи. Желтый гусиный лук, сиреневые колокольчики, фиолетовые цветки шалфея, пламенные маки - степь напоминает красочный ковер. Однако со средины лета начинается засуха, трава выгорает, землю высушивают сухие ветра.
Изредка степь пересекает река, вблизи которых растительный мир богат, встречаются деревья и кусты.
С древних времен люди используют степь для выпаса скотоводства и высадки плодородных культур.
Зона тайги
Что такое болото?
Это чрезмерно увлажненный участок почвы. Небольшие болотца часто располагаются возле реки или озера.
Болота возникают в низинах, где застаивается дождевая вода, или там бьют из-под земли небольшие роднички. Иначе говоря, болотам дают жизнь подземные воды.
Кто живет на болоте?
Длинноногие журавли и цапли любят селиться на болотах. Здесь они легко находят корм: жучков, слизняков, маленьких головастиков и лягушат.
Многие водоплавающие птицы в зарослях устраивают гнезда и выводят на болоте птенцов: дикие утки, гуси, чирки и другие птицы.
В болотных травах прячется множество жучков и их личинок. На длинных тонких ножках бегают по воде жуки-плавунцы, облюбовали болотную пищу и жуки-водолюбы и ручейники. Над болотами обычно вьются стаи мошек и комаров.
Весной на болоте громко заливаются лягушки. Слышатся лягушачьи хоры и отдельные «песенки».
Какие растения растут?
Растут болотные травы — осока, камыши, кое-где голубеют прелестные незабудки, благоухает белыми пышными шапками таволга, вокруг болота разрослись ивы.
Все эти растения любят влагу и поэтому чувствуют себя здесь очень хорошо.
В сентябре на болотах созревают темно-красные крупные ягоды клюквы. После созревания клюква не осыпается, а остается на кустиках на всю зиму.
Через болото пробраться нелегко! Вода в нем неглубокая, но есть трясины, которые могут и засосать. Такие болота считаются опасными. Под свежей травой и водой есть еще слой полусгнивших корней растений, густо переплетенных и образующих трясину.
Именно из-за опасности и коварности болотной трясины люди стараются обходить болото, если оно встречается на пути. А те смельчаки, которые идут напрямик, перепрыгивают с кочки на кочку, не наступая на ровные, затянутые травой участки болота. Ведь они — самые опасные! Еще люди пользуются длинной палкой, которую втыкают в вязкую жижу перед собой, прощупывая таким образом дорогу. Если палка опускается неглубоко — можно ступать, если же проваливается далеко в глубь вязкой почвы — на пути опасная трясина!
Загадки:
Не вода, не суша —
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
(Болото)
Любит он лягушек,
Квакушек-попрыгушек.
Живет на болоте,
Всегда готов к охоте.
(Журавль)
Скачет по болоту
Зелёная квакушка.
Зелёненькие ножки,
Зовут её...
(Лягушка)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
(Заяц)
Длинноухий, длинноногий
По лесной спешит дороге.
Кто зимою цветом белый,
Скачет, словно угорелый?..(Заяц)
Пустыни и полупустыни России
Чтобы побывать в пустыне, не обязательно ехать в Африку или Австралию. Пустыни и полупустыни находятся и на территории России. Наиболее пониженную часть Прикаспийской низменности занимают пустыни, где плоские поверхности чередуются с песчаными отложениями. Климат здесь резко континентальный: очень жаркое и сухое лето, холодная и малоснежная зима. Кроме Волги и Ахтубы, других источников воды здесь нет. В дельтах этих рек имеется несколько оазисов.
Полоса полупустынь России расположилась на юго-востоке европейской части страны, начинаясь в районе левобережья Волги и достигая предгорья Кавказских гор. Это западная часть Прикаспия и возвышенность Ергени. Здесь также резко континентальный и сухой климат. Водные артерии зоны полупустынь – Волга и Сарпинские озера.
На территории пустынь и полупустынь выпадает незначительное количество осадков – до 350 миллиметров в год. В основном почвы здесь песчаные и пустынно-степные. Слово «пустыня» наводит на мысль, что здесь нет никакой жизни. Но это не совсем так.
Климатические условия пустынь и полупустынь повлияли на формирование особенной флоры и фауны. Растительность в этой зоне разместилась мозаичным образом. Преимущественным образом в полупустынях распространились многолетние травы – эфемероиды. Еще здесь растут эфемеры, жизненный цикл которых составляет два-три месяца. В целом растения небольшие, но имеют мощную корневую систему. В районе полупустынь растет черная полынь и солянка, мятлик луковичный и хвойник двухколосовый, верблюжья колючка и типчак. Ближе к Каспийскому морю, полупустыня переходит в пустыню, где растительность встречается все реже. Иногда здесь можно заметить элмиус, полынь или волоснец.
В противовес бедной флоре, в пустынях и полупустынях обитает достаточно много животных: грызуны, хищники, крупные животные. Здесь проживают суслики и тушканчики, хомяки и полевые мыши, степные сурки и корсаки, гадюки и полозы, сайгаки и ушастый еж, а также множество птиц, например розовый пеликан.
ЗАГАДКИ:
- Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан.
Тут без дождика тоска,
Всюду горы из песка. (Пустыня)
- Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто (Полынь) - Какую ужасную злючку
Без всяких последствий и бед,
Верблюд собирает не в кучку,
А ест по утрам и в обед? (Верблюжья колючка)
- Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду - свои запасы
Он хранит в большой норе (Суслик) - Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки.
Боится кошки. (Полевая мышь) - Греется на солнце днём,
Ночью прячется под пнём
Эта гадкая змеюка
Ядовитая…… (Гадюка)
Зона субтропиков
Природа Кавказа разнообразна и необычайно живописна. Горы большого
Кавказа расположились между Черным и Каспийским морями. Кавказские горы – самые высокие горы России.
Кавказ богат минеральными водами, курортами. Курорты Кавказа, богаты разнообразными минеральными источниками и лечебными грязями.
Животный мир Северного Кавказа
Дикие животные, которые постоянно проживают на территории Кавказа, –кабаны, горные козлы, а также более тысячи беспозвоночных (пауков). Из хищников встречается рысь, которая кормится, нападая на косуль и оленей, встречаются и дикие медведи, более мелкие, чем бурые, проживающие в средних районах России. Они ведут себя абсолютно миролюбиво и питаются созревшими плодами дикой груши, каштана.
Выдры, обитают недалеко от рек, где охотятся на рыбу. Птичье «семейство» представлено примерно 200 видами: горная индейка, кавказский тетерев, жаворонок, альпийский тетерев.
Климат на Северном Кавказе
Северный Кавказ считается теплым краем: летний период при средней температуре выше 20 градусов, продолжается от 4,5 до 5,5 месяцев, а январская температура в среднем не опускается ниже -6 градусов, фактически зимняя температура держится не более 2 месяцев.
Загадки.
Дружбу водит лишь с лисой,
этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый…. (волк)
Бык в лесу живет лохматый
Рогом острым чешет дуб.
Головастый, бородатый
Сильный, быстроногий …. (зубр)
На суку таится кошка
Но она совсем не крошка
И нельзя сказать ей брысь
Потому что это?.....(рысь)
Как ослик может упираться
Хрустеть капустой и бодаться
А разозлится так гроза
Зовут упрямицу….(коза)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Наша Родина – Россия» для детей старшей группы.
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Наша Родина – Россия» для детей старшей группы....
Конспект открытой НОД по познавательному развитию "Моя Родина Россия" для детей старшей группы
Патриотическое воспитание старших дошкольников....
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познавательному и физическому развитию) На тему: «Путешествие по России» для детей старшей группы
Задачи: Формировать представления детей о России;совершенствовать навык сохранения равновесия на уменьшеннойи неустойчивой площади опоры;развивать фантазию детей;воспитывать уверенность в своих ...
Развлечение "Россия - Родина моя!" ко Дню независимости России для детей старших групп
Развлечение содержит стихи о Родине, о государственных символах, загадки, игры, песни. Много полезной информации о гимне, флаге, гербе....
Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Занятие по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....
Презентация по познавательному развитию "Служу России" для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:- расширять представления детей о Российской Армии, о видах войск, о людях военных профессий, вызвать интерес к истории своей страны, познакомить с современными качествами защитника Отечества в...
Конспект ОД (итоговое) По образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Россия – Родина моя» (старшая группа)
Цель: Формировать у детей нравственно-патриотические чувства, любовь к Родине.Образовательные задачи:Расширять и уточнять представления о Родине – России, малой Родине.Развивать представления о ...