Картотека сюжетно – ролевых игр по ранней профориентации дошкольников
методическая разработка

Картотека сюжетно – ролевых игр

по ранней профориентации дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пучкина Ольга Павловна

Воспитатель

ГБОУ  школа 131

Картотека сюжетно – ролевых игр

по ранней профориентации дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам,

воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести

понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в

магазине, расположенные на витрине, деньги.

Возраст: дошкольный, 3 – 7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный

супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и

прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли

продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по

отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т.

д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают

товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу

необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и

покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в

супермаркете.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает

лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы

и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей:

«лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке,

чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от

населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили

лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям

разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам.

Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Сюжетно-ролевая игра «Строим дом»

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на

роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку

несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе,

расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный

запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран»,

«строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран,

игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной

профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: дошкольный, 3-7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка

стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется ...? (дом)».

Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли

поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем

заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают

об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются

роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они

подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе

строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом

готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская»

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру

общения, расширить словарный запас детей.

Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты

парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.

Возраст: дошкольный.

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со

всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них

расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают

сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский,

мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут

прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места.

В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее

прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту

парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера –

стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно - ролевая игра «Детский сад»

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех

людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника,

воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к

своим воспитанникам.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Возраст: дошкольный.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию

назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве

воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за

взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Сюжетно - ролевая игра «Поликлиника-аптека»

Цель: закрепить умение принимать на себя и обыгрывать роли врача, больного,

аптекаря, кассира, медсестры. Продолжать учить детей сопровождать игру речью.

Оборудование: атрибуты игр «Поликлиника» и «Аптека».

Возраст: дошкольный.

Ход игры: Педагог беседует с детьми о работе врача и аптекаря, предлагает ход

игры, помогает распределить роли.

Перед кабинетом врача в поликлинике рассаживаются посетители. Врач

вызывает по очереди больных. Он беседует с пациентом о его болезни, слушает,

смотрит, назначает лечение, выписывает рецепт, дает указания медсестре. Затем

больной-ребенок отправляется в аптеку, покупать лекарство. В это время врач

принимает следующего посетителя. Далее игра «Поликлиника» идет параллельно с

игрой «Аптека».

Сюжетно - ролевая игра «Ветеринарная лечебница»

Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать

чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру

общения.

Оборудование: халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, игрушки

разных животных.

Возраст: дошкольный 4-6 лет.

Ход игры: в ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных.

Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их

хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает

фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает

рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы,

обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью. Санитарка убирает кабинет,

меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную

аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.

Сюжетно - ролевая игра «Салон красоты»

Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать

желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах,

уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

Оборудование: набор парикмахера: расческа, ножницы, фен, бутылочки с

шампунем и т.д.

Возраст: дошкольный 4-6 лет.

Ход игры: Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит

волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает

ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета

делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза. Кассир

выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки.

Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу,

советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

Сюжетно - ролевая игра «Моряки»

Цель: формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельное

сюжетную игру детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство

коллективизма.

Словарная работа: кок, якорь, капитан, корабль, штурвал, трап, рулевой.

Оборудование: атрибуты для игры: морской воротник, фуражка капитана,

медицинский халат, медицинский набор, радио наушники, якорь, штурвал, бинокли,

швабра.

Возраст: дошкольный 4-6 лет.

Ход игры: Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе

размещают штурвал, устанавливают трап, якорь, места для пассажиров. Вот корабль и

готов. А кто бывает на корабле? Кому что надо для работы? (Дети договариваются,

кто кем будет) Дети: Капитану - бинокль, матросам - бескозырки, для врача -

чемоданчик с инструментами, лекарством, для кока - плиту, посуду, для радиста -

наушники. Капитан даёт команду: «Пассажирам занять свои места! Звучит гудок

корабля, пассажиры танцуют танец «Гудок, отчалил...»

Занимают места на корабле. Капитан отдает команду: «Поднять якорь! Поднять

трап! Полный вперёд!». Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный

вперёд! Лево руля!» Рулевой после каждой команды отвечает о её выполнении. Он

ведёт корабль. Капитан просит кока приготовить обед для команды. Все отправляются

в плавание. После возвращаются домой, покидают корабль сначала пассажиры,

доктор, матросы, последним уходит капитан.

Сюжетно - ролевая игра «Пожарные»

Цель: продолжать знакомить детей с профессией пожарник. Формировать

умения детей использовать атрибуты игры по назначению.

Оборудование: накидки – плащи пожарников, руль, пожарный шланг, ведра.

Возраст: дошкольный 4-5 лет.

Ход игры: Педагог предлагает детям ситуацию: "Прибегает Зайчик в гости и

рассказывает историю о том, что у них в лесу волк и лиса развели костер и забили его

затушить. Из-за этого в лесу начался пожар, и зайчик просит детей помочь потушить

пожар..."

Распределение ролей: пожарная команда разбирают необходимые атрибуты:

шланги, ведра, надевают пожарную форму. Рассаживаются в пожарной машине по

местам. Обыгрывание с помощью педагога. Беседа. Подведение итога игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно - ролевой игры в ранней профориентации

Сюжетно – ролевая игра хозяйка игрового процессаи не заменимый помощник в  приобщении детей дошкольного возрастак миру профессий...

Конспект ООД с элементами сюжетно – ролевой игры по ранней профориентации. Тема: «Путешествие в город Мастеров». Возрастная группа: дети 5-7 лет с задержкой психического развития.

Конспект ООД с элементами сюжетно – ролевой игры по ранней профориентации. Тема: «Путешествие в город Мастеров». Возрастная группа: дети 5-7 лет с задержкой психического развития....

Положение о конкурсе модулей сюжетно-ролевой игры по ранней профориентации «Мир профессий» в ДОУ

Конкурс модулей СРИ по ранней профориентации детей дошкольного возраста предполагает изготовление мобильных, переносных модулей СРИ, посвященных профессиям. Конкурс проводится среди воспитателей....

Сюжетно-ролевая игра - средство ранней профориентации детей дошкольного возраста.

В данных тезисах раскрывается тема ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Делается акцент на том, что сюжетно-ролевая игра является связующим звеном между д...

Конспект сюжетно-ролевой игры по ранней профориентации «Морской флот»

Цел Цель: Создать условия для ранней профориентации дошкольников.Задачи:Продолжать развивать умения детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.Расширять знания детей о ...

Роль сюжетно – ролевых игр в ранней профориентации дошкольников

Статья посвящена актуальной теме – ранней профориентации дошкольников. Это направление становится одним из приоритетных в развитии образовательной политики государства....

Методическая разработка по проведению сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации дошкольников

        Возможна ли профориентация в дошкольном возрасте?   Конечно, да!  Дошкольный возраст ранимый, чуткий и отзывчивый, и что мы донесем этим маленьким дет...