Роль сюжетно – ролевых игр в ранней профориентации дошкольников
статья
Статья посвящена актуальной теме – ранней профориентации дошкольников. Это направление становится одним из приоритетных в развитии образовательной политики государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_syuzhetno-rolevyh_igr_v_ranney_proforientatsii_doshkolnikov.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Журавлик» Зерноградского района
«Роль сюжетно – ролевых игр в ранней профориентации дошкольников»
Подготовила:
старший воспитатель
Романченко Л.Н.
х. Гуляй - Борисовка
2023 г
«Роль сюжетно – ролевых игр в ранней профориентации дошкольников»
Большое значение в формировании
образа мира ребенка имеет игра.
Именно в игре закладываются первые
основы профессиональной деятельно-
сти.… Образно говоря, детская игра –
это профориентатор ребенка.
А. Г. Асмолов
Детство – это тот удивительный мир, где, еще, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Сегодня мы собрались с Вами, чтобы обсудить тему «профориентации в детском саду». Тема выбрана не случайно. Возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям. Процессом формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса воспитания и обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
В современных нормативных документах в сфере образования большое внимание отводится социальному развитию личности, формированию личности инновационного типа, готовой развиваться и активно включаться в процесс развития общества. Сегодня государство делает ставку на человека труда. И вся система общего образования ставит целью формирование личности, готовой к труду. Это в полной мере может быть отнесено и к системе дошкольного образования детей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (раздел 4, п. 4.6.) обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Что такое профессиональная ориентация?
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.
Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, когда профессии будут рождаться и умирать очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, который сегодня является воспитанником детского сада, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности.
Для всестороннего развития личности детей дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Знания человека закладываются с детства, в том числе и профессиональная направленность.
Ребёнок, который с раннего возраста знает, чем занимаются представители тех или иных специальностей, уже в детстве понимает, какой труд ему по душе, а какой – нет. Важно, чтобы дети могли примерить на себе новые социальные роли, что в будущем поможет им в выборе будущей профессии.
Одним из наиболее эффективных средств «примеривания социальных ролей» можно считать сюжетно- ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра – хозяйка игрового процесса и незаменимый помощник в приобщении детей дошкольного возраста к миру профессий.
Сюжетно-ролевая игра – не только ведущий вид деятельности дошкольника, но и средство для решения поставленных задач по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Ранняя профориентация детей, по мнению многих педагогов и психологов, должна начинаться с младшего дошкольного возраста. Так как в ходе сюжетно-ролевой игры начинают формироваться определенные отношения к людям, к деятельности взрослого, к профессиям. Именно в сюжетно-ролевой игре со сверстниками или взрослыми дети обмениваются новыми знаниями, учатся договариваться друг с другом, выслушивать других детей, развивают психические процессы: свою речь, обогащая словарь, развивают произвольное внимание, воображение, восприятие. Сюжетно-ролевая игра охватывает все образовательные области дошкольного образования.
Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игрЫ имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.
В младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда.
Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр:
- воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар);
- принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге;
- правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»);
- передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно);
- самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса);
- договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:
- строить сюжет из 4- 6 смысловых эпизодов;
- исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета;
- самостоятельно распределять роли с учётом возможностей, интересов и желаний друг друга;
- находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику.
В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:
- вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;
- вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);
- расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека» и др.).
Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в мир профессий. Данный вид игр способствует практическому переживанию окружающей действительности. В её процессе дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. О том, что эти знания достаточно сформированы говорит поведение детей в игре: они охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Сюжетно-ролевая игра дает ребёнку радостное осознание того, что он стал взрослым, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.
Используемая литература:
Эльконин Д. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 2008. – №8 2008. – С. 17-23.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. - СПб: Питер, 2011. - 512 с.
Введение ребенка в социальный мир взрослых через сюжетно-ролевые игры. Опыт работы негосударственных дошкольных образовательных учреждений ОАО «РЖД» // Москва 2018г.
Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005г.
Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: В.П.Кондрашов. - Саратов: Изд-во СГУ, 2011г.
Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников». СПБ, 2020г.
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Информационные материалы к комплексу «Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии».
Нормативно-правовое обеспечение в области профориентации
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.03.2020) (п.3 ст.66; п.1 ст. 75).
[Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Постановление Правительства РФ от 27.08.1996 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации».
[Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/136694/
- Распоряжение Минпросвещения России от 23.09.2019 N Р-97 “Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».
[Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334897/
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
[Электронный ресурс] – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сюжетно - ролевой игры в ранней профориентации
Сюжетно – ролевая игра хозяйка игрового процессаи не заменимый помощник в приобщении детей дошкольного возрастак миру профессий...
Конспект ООД с элементами сюжетно – ролевой игры по ранней профориентации. Тема: «Путешествие в город Мастеров». Возрастная группа: дети 5-7 лет с задержкой психического развития.
Конспект ООД с элементами сюжетно – ролевой игры по ранней профориентации. Тема: «Путешествие в город Мастеров». Возрастная группа: дети 5-7 лет с задержкой психического развития....
Положение о конкурсе модулей сюжетно-ролевой игры по ранней профориентации «Мир профессий» в ДОУ
Конкурс модулей СРИ по ранней профориентации детей дошкольного возраста предполагает изготовление мобильных, переносных модулей СРИ, посвященных профессиям. Конкурс проводится среди воспитателей....
Картотека сюжетно – ролевых игр по ранней профориентации дошкольников
Картотека сюжетно – ролевых игрпо ранней профориентации дошкольников...
Сюжетно-ролевая игра - средство ранней профориентации детей дошкольного возраста.
В данных тезисах раскрывается тема ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Делается акцент на том, что сюжетно-ролевая игра является связующим звеном между д...
Конспект сюжетно-ролевой игры по ранней профориентации «Морской флот»
Цел Цель: Создать условия для ранней профориентации дошкольников.Задачи:Продолжать развивать умения детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.Расширять знания детей о ...
Методическая разработка по проведению сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации дошкольников
Возможна ли профориентация в дошкольном возрасте? Конечно, да! Дошкольный возраст ранимый, чуткий и отзывчивый, и что мы донесем этим маленьким дет...