Актуальность экологического воспитания в детском саду Из опыта работы Воспитателя: Кибанова Вера Петровна
методическая разработка

Кибанова Вера Петровна

Экологическое воспитание важная часть воспитания в детском саду. Используя проектную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность экологического воспитания в детском саду

Из опыта работы

Воспитателя: Кибанова Вера Петровна

Экологическое воспитание важная часть воспитания в детском саду. Я считаю, что оно должно быть приоритетным так как  у детей нужно формировать экологическое сознание. Экологическое сознание предполагает не только наличие знаний о природе и взаимодействие человека с природой, но и соблюдение законов природы, бережное, чуткое отношение к природе, соблюдение принципа «не навреди» , осознания себя как часть природы. К сожалению, современный человек является потребителем ресурсов природы и ничего не дает природе взамен. С развитием цивилизаций и научно технического процесса человек чувствовал себя царем природы и использовал ресурсы для своих целей, не задумываясь о том, к каким катастрофическим последствиям это может привести. Сейчас мы ощущаем на себе последствия глобального вторжения в природу, изменение климата  на планете, пожары, засухи, ухудшение состояния воды, воздуха, истощение минеральных запасов, землятрисение, наводнения, исчезновение флоры, фауныи т.д. а сколько человек создал мусора, который невозможно утилизировать без вреда для природы.

В детских садах и школах мы учим детей любить природу, бережно к ней относиться, но часто бывает формально, на словах. Действенную любовь к природе нужно воспитывать на собственном примере. Считаю, что в детском саду важно учить детей правильному поведению в природе. Ребенок должен знать не только названия того или иного растения, животного, насекомого, но и то как разумно вести себя по отношению к природе, чтобы не навредить ей. Ребенок должен знать, что можно делать, а что нельзя делать в природе, и какие будут последствия из-за неправильных поступков. Суть проблемной ситуации- это осознание отношение к природе.

Цель моего опыта: формировать интерес к изучению и сохранению, бережному отношению к природе родного города.

Для реализации этой цели я использовала проектную деятельность. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования нашей экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Опыт включил в себя 3 этапа

1 этап Ознакомление с природой на территории детского сада (Проект «Экологическая тропинка в ДОУ»)

2 этап Ознакомление с природой за территорией детского сада (Проект «Наш Иртяш»)

3 этап Ознакомление с деятельностью человека по отношению к природе (Проект «Мы - Юные экологи»)

Задачи: учит наблюдать, замечать, выделять интересные объекты в природе.

Формировать представление о жизни растений и животных (рост, развитие, условия жизни)

Формировать представления о взаимосвязи живой и неживой природе, о влиянии человека на природу и природы на человека.

Формировать элементарные нормы поведения по отношению к природе, навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Формирование умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Формирование элементарных умений предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

Развивать познавательный интерес к миру природы.

Развивать грамматически правильную связную речь детей.

Развивать социально-коммуникативные навыки.

Развивать психические процессы.

Развивать словарный запас.

Развивать умение сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах.

Развивать умение видеть красоту окружающей природы.

Развивать экспериментальную деятельность с объектами природы.

Воспитывать гуманное, эмоционально- положительное, заботливое отношение к миру природы.

Предполагаемый результат: сем больше дети будут вовлечены в процесс познания, исследования природы родного края, тем бережнее  будут относится к природному окружению, сохранению природных мест.

Теоретическое обоснование

Теоретическими вопросами экологического воспитания в дошкольном образовании в основном занимаются С.Н. Николаева и  Н.А. Рыжова.  С.Н. Николаева считает, что в основе экологического воспитания находятся адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которое ставит задачу личностного развития ребенка:  заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке, красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности в природе, окружающих людях и себе самом это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

С,Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры- это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающем на ее основе материальные богатства или духовные ценности. Сформирование экологического воспитания включает два аспекта: переделу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Экологические знания формируют осознанный характер отношение и дают начало экологическому сознанию. С.Н. Николаева  так определяет  содержание экологических знаний

- связь растений и животных со средой обитания, многофункциональная приспособленность к ней, связь со средой в процессе роста и развития.

- многообразие живых организмов, их экологическое единство, сообщества живых организмов

- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающее его здоровье и нормальную жизнедеятельность.

- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды, охрана и восстановление природных богатств.

В процессе экологического воспитания могут иметь  место следующие виды деятельности:

- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых

- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), деятельность по восстановлению предметов (починка книг)

- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе.

- общение с природой, включающие наблюдение, оценочные изменения, любование, действия по уходу.

- экспериментирование с объектами природы, сопровождающиеся наблюдением, высказываниями

- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе,диалог) обмен информацией, впечатлениями.

- наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающие информации о природе и деятельности людей в природе.

- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Н.А.Рыжова предлагает понимать по экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении  к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм в системе ценностных ориентаций.

При воспитании детей Н.А.Рыжова предлагает уделять особое внимание следующим вопросам:

-пониманию самоценности природы.

- осознанию ребенком себя как часть природы.

Воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне деятельности от наших симпатий и антипатий.

- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.

- пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связи ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»

- понимания того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать.

-формированию у детей желание сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить)

- усвоению азов экологической безопасности.

- усвоению первоначальных сведений о рациональном непользовании природных ресурсов на примере использовании воды, энергии в быту.

- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Для экологического образования Н.А.Рыжова предлагая сотрудничество детского сада с другими организациями, имеющими отношение к экологии, например, большую поддержку детским садам оказывают эколого- биологические центры, сотрудники которых не только консультируют воспитателей, но и ведут работу с детьми. Особое внимание Н.А.Рыжова уделяет созданию на территории ДОУ развивающей среды. Для экологического образования одним из элементов развивающей среды является создание экологической тропинки. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Для выполнения задач я использовала следующие проекты:

1проект «Экологическая тропинка»

Я заинтересовалась тем как можно организовать развивающую предметную среду в условиях детского сада.

Рыжова предлагает использовать в качестве развивающей предметной среды следующие элементы: экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, зимний сад, библиотеку, экологическую тропинку, огород, сад на территории детского сада, изостудию, театральную студию, музыкальный зал, физкультурный зал, бассейн, компьютерный класс, кабинет труда, уголки в группах.

В нашем детском саду есть зимний сад, где есть живой уголок, есть огород, музей, но не было экологической тропинки. Я заинтересовалась экологической тропинкой. Тем более, что создать экологическую тропинку можно на территории учреждения, причем без особых затрат. В нашем детском саду больше, чем в других детских садах представлены разные деревья, кустарники, травянистые растения, есть также мхи, грибы. В нашем детском саду растут 9 видов лиственных пород,  4 вида хвойных пород, 6 видов кустарников, 10 видов сорных дикорастущих трав. Я составила маршрут с указаниями видовых точек.  В качестве видовых объектов я выбрала разные деревья и кустарники, подобрала рисунки-символы для обозначения этих символов. Составила картосхемы с указанием объектов: одну для воспитателя, другие для детей. Родители помогли в подборе информационного материала по каждому объекту. В информационный материал по каждому объекту входили следующие компоненты: биологические особенности, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы, песни, стихи, использование в пищевых, медицинских, косметических целях). Вместе с детьми мы выбрали «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. Им стал Шишковичок, который приглашал их в гости и давал им задания.  Использование приема с выбором персонажа, помог повысить интерес детей к занятиям на тропе. Вместе с детьми на картосхеме мы составляли маршрут по предложению Шишковичка и на прогулке отправлялись по этому маршруту.

Данный проект с использованием экологической тропинки помог продуктивно использовать обычные прогулки с детьми  для наблюдений, экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Дети с удовольствием исследовали растении, собирали плоды (семена, шишки) потом эти плоды и семена использовали для поделок, в сюжетно-ролевых играх, узнавали о пользе растений, их влиянии на жизнь человека. У детей появился интерес к изучению объектов природы. Знание того, что нельзя рвать, ломать растения, потому что они живые. К окончанию средней группы почти все дети не отрывали листья, как это часто делают дети младшего возраста. Свои  любимые объекты тропинки дети изобразили на рисунках, информационный материал о растениях понравился не только детям, но и родителям, ведь они узнали много нового и интересного о тех растениях коорые растут в нашем городе. Особенно родителям понравилось информация об использовании плодов, листьев в медицинских, пищевых, косметических целях. Данный проект показал, что использование экологической тропинки помогает решению задач экологического образования. Экологическая тропинка является как и методом, так и средством в экологическом образовании. Она способствует:

- познавательному развитию ребенка (наблюдения, исследовательская деятельность, появление познавательных интересов).

- эколого-эстетическому развитию(любование формами, красками природы, умение видеть красоту природы).

-оздоровлению ребенка (занятия на свежем воздухе, двигательная активность во время прохождения маршрута).

- формированию нравственных качеств (чувство ответственности, желание сохранить окружающий мир природы).

- формированию экологически грамотного поведения в природе (нельзя ломать, рвать, топтать растения, насекомых).

Данный проект ценен и тем, что может использоваться другими воспитателями, особенно молодыми. Для проведения прогулок на картосхемах специально не указаны стрелками маршруты, чтобы каждый мог их составить по своему усмотрению. Картосхема для детей помогает детям старшего дошкольного возраста ориентироваться на плане. Сделанные мною картосхемы могут творчески использовать другие педагоги, чтобы сделать другой маршрут экологической тропинки, выбрать свои объекты.  Хотя я постаралась использовать в создании видовых точек почти все произрастающие деревья и кустарники на территории детского сада.

Следующий проект «Наш Иртяш» был рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и предполагал знакомство с природой в более удаленной области, чем территория детского сада. Проект был совместный в котором участвовали воспитатель Смирнова О.В. и дети группы №22, №23 и их родители. Проект реализовывался в летнее время, когда максимально удобно изучать природу за территорией детского сада. Целью проекта было расширение представлений об озере Иртяш, его обитателях, окружающей флоре и фауне. Проект помог детям больше узнать о природе, окружающей наш город. И если раньше дети двигались по маршрутам по территории детского сада, то теперь они ходили по другим маршрутам в лес, к озеру. Нами были разработаны маршруты экскурсий. Здесь мы использовали малый туризм. В этом проекте малый туризм бесспорно является лучшим методом, в то же время и средством для экологического образования детей. И если для детей среднего возраста вызвал интерес персонажа Шишковичок, дающий задания (проект «Экологическая тропинка») то для детей старшего дошкольного возраста стало интересным то, что они будут путешественниками. И не будут просто ходить, а будут исследовать природу, будут настоящими туристами – исследователями. Когда, детям сообщают, что они будут настоящими туристами, пойдут в поход, это их сильно воодушевляет, стимулирует на развитие познавательной деятельности. Можно сказать, что это получился игровой прием. Мы не говорили детям, что идем на экскурсию, а говорили, что идем в поход. И дети специально готовились в поход. Приносили рюкзачки, в который клали бутылочки с питьевой водой, салфетки, полотенца, мешочки для сбора природного материала. Самодельные игрушки для игр с водой, которые сделали вместе с родителями в ходе проекта. Соответствующей для похода была и обувь и головной убор. В ходе познавательных походов на озеро Иртяш, в лес, знакомились с природой, окружающий наш город. Учились правильно вести себя в природе. Учились правильно исследовать объекты природы. Любовались красотой природы. Этот проект ценен тем, что позволил детям, непосредственно общаться с живой природой, а не слушать рассказы и смотреть картинки. Ни какая картинка и рассказ об растении или животном не дает той информации, которую дает общение с живым растением или с живым животным. Только живая природа дает весь спектр эмоций и ощущений, которые получает человек. И только после ощущения с живой природой у человека появляется желание сохранить окружающий мир природы. В ходе походов дети видели, как бездушно поступают люди, как они  вредят природе, оставляя мусор на пляже, в лесу. И они понимали, что так делать нельзя, что природа страдает от мусора. У детей появилась своя собственная оценка действиям людей, и они сами стали правильно вести себя в природе. Во время выхода на пляж дети с удовольствием помогали девятилетнему мальчику Ване (сыну медсестры) собрать мусор на пляже. Татьяна Ивановна медсестра, работала на пляже в медпункте, а ее сын помогал убирать мусор, брошенный отдыхающими. И наши дети, увидев, что никто не убирает специально пляж, а только Ваня, бросились ему помогать. Надо было видеть их радостные лица. Когда они увидели результат собственного труда и услышали слова благодарности и похвалы от Татьяны Ивановны и других взрослых, которые были на пляже. Главное, что не было равнодушие, которым обычно страдают взрослые. Так на собственных поступках  дети учились оказывать помощь в природе.

Таким образом проект «Наш Иртяш» помог в реализации задач по экологическому образованию детей. В ходе проекта дети не только получили знания, но и освоили элементарные нормы поведения по отношению к природе, у них появилось желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь. Данный проект  ценен еще и тем, что изготовляет интересный дидактический  материал по флоре и фауне нашего Иртяша. И он также помогает педагогам других групп использовать его на своих занятиях.

Сейчас мы реализуем следующий проект «Мы юные экологи» он для детей 6-7 лет, долгосрочный. Здесь он рассчитан на сотрудничество с ДЭБЦ. На такое сотрудничество указывает Н.А. Рыжова. Чем важно сотрудничество? В ДЭБЦ больше возможностей для экологического образования, чем в детском саду. У них есть почти все элементы развивающей предметной среды: экологические классы, лаборатория , живой уголок,  теплицы, оранжерея, огород, музей минералов, конюшня. А сколько видов животных? Здесь и дикие и домашние животные  и птицы. Наши городские дети только на картинках и по телевизору видят животных. А в ДЭБЦ настоящие живые животные, растения. Только непосредственно общаясь с живыми объектами природы дети учатся ухаживать за ними. У них появляется чувство эмпатии к объектам природы, формируется гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом. А это и есть главная воспитательная цель экологического образования.  Кроме того занятия в ДЭБЦ ведут специалисты с биологическим образованием, люди творческие, профессионалы своего дела. Они сами – настоящие экологи, они не только дают знания, но и объясняют, почему нужно беречь и защищать природу, показывают как заботиться о животных и растениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Духовно-нравственное воспитание в детском саду (из опыта работы)

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-...

Консультация для воспитателей «Сотрудничество с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду» (из опыта работы)

взаимодействие и общение с родителями - процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольно...

Выступление по теме: «Диалог культур – как средство нравственно-патриотического воспитания в детском саду» (презентация опыта работы)

Материал муниципального конкурса "Учитель года Мясниковского района" в номинации "Воспитатель года", в котором Мошиян Г.А. стала победителем и участником областного конкурса  ...

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...