Духовно-нравственное воспитание в детском саду (из опыта работы)
консультация по теме
Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, жестокости, алчности, отрицание семейных ценностей нелегким бременем ложатся на неокрепшую душу ребёнка. Слово Божие испокон веков звучало на Руси, ведь Русь часто называли Святой. Шли годы, и люди вновь обращаются к духовным ценностям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.Именно поэтому, Цель духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду №7 «Золотая рыбка» - развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_detskom_sadu_iz_opyta_raboty.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №7 «Золотая рыбка»
г.о. Краснознаменск
Духовно-нравственное воспитание в детском саду
(из опыта работы)
Составили: Рожкова Н.Ю.
Сомова И.В.
Топильская Е.М.
2014 год
Хочется крикнуть людям: В мире без ласки, знайте,
Будьте щедрей на ласку, Слёзы, дожди, ознобы...
Путь человека труден, Взрослым и детям, знайте,
Мало похож на сказку! Ласка нужна - не злоба.
Цель духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду №7 «Золотая рыбка» - развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
- Формировать у детей основополагающие морально-нравственные идеалы, установки, ценности, нормы, обеспечивающие осознанный нравственный выбор.
- Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей.
- Создание условий творческого развития.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
- Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе досуговой или факультативно-кружковой деятельности детского сада.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла и жестокости.
Слово Божие испокон веков звучало на Руси, ведь Русь часто называли Святой. Шли годы, и люди вновь обращаются к духовным ценностям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.
Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, жестокости, алчности, отрицание семейных ценностей нелегким бременем ложатся на неокрепшую душу ребёнка.
В нашем детском саду с момента открытия некоторое время существовал православный кружок «Зёрнышко», который и заложил основы духовно - нравственного воспитания, ведь духовный патриотизм надо прививать с раннего детства.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству.
Создавая бумажного ангела или Вифлеемскую звезду, раскрашивая пасхальное яйцо, вылепливая из пластилина свечу, ребёнок вкладывает свой труд, получает духовное удовлетворение от сопричастности с миром православия.
Доброй традицией в нашей большой семье стало проведение акций милосердия:
- наши дети с большим удовольствием помогают сиротам Никитского приюта,
- мы не оставляем без внимания и пожилых людей: мы делаем своими руками для них подарки, традиционно поздравляем их с Рождеством.
- цель духовного обогащения человека - это беречь то, что его окружает (родную природу, свой город, нашу страну). Православное воспитание несёт в себе искреннее желание помогать. Не важно, подкармливаем ли мы птиц, сажаем деревья, сохраняем природу в чистоте - мы стараемся сохранить наше национальное богатство.
- к тяжёлой ситуации на Украине мы тоже не остались равнодушными: собрали помощь, выступили против вооружения, провели концерт. Мы за мир!
Немаловажную роль в сохранении семейных ценностей и реликвий играет организация тематических выставок и мини- музеев:
- святая Пасха,
- музей ёлочных украшений,
- музей народной игрушки, особенно ценными экспонатами музея являются те, которые сделаны своими руками
- в саду существует музей русской избы.
Конституция России – главный закон нашей страны – начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Эти строки говорят о том, что в России много национальностей, но все они – один народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история. Мы об этом не забываем и организовали замечательную выставку «Родники России», которая нашла отклик в душах родителей и они с удовольствием приносили национальные реликвии, представлены были костюмы народов и предметы быта, но самым главным украшением стали жилища народов России, сделанные руками детей.
Самое важное - это возрождение духовности и нравственности в семье. Для того, чтобы объединить родителей и детей, научить их общению, умению разрешать конфликты, совместному творчеству работает детско - родительский клуб «Пчёлка».
Готовясь к празднику, мы знакомим детей с его историей, традициями, национальными особенностями празднования, а также говорим о нравственных нормах поведения в духе Православия.
Праздники проводятся в форме игры, беседы, кукольного спектакля, либо посредством драматизации, в котором непосредственное участие принимают зрители. Слушаем колокольные звоны, песнопения в Пасхальные дни. Учимся правильно вести себя в Храме. Детям читаем художественные произведения к празднику, учим стихи, беседуем о семейных традициях Православного праздника, рассматривают картины, иллюстрации, иконы. Заканчивается праздник угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т.д.
Придумываем к ним продолжение, рисуем свои впечатления о празднике. Но на этом всё не заканчивается, ведь потом дети рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома.
Атмосфера веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо. Нужно отметить, что наши праздники не перегружены назидательностью, содержат доступный, понятный ребятам информационный минимум.
Стараемся закрепить впечатления детей экскурсией к Храму (по письменному разрешению родителей). Главной для себя ставим цель: оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.
Анализируя проведённую в детском саду работу по духовно-нравственному воспитанию, мы видим, что приобретение культурологических знаний необходимы для разностороннего развития детей, повышение уровня их духовно-нравственного развития.
А также мы пришли к выводу, что духовно-нравственное воспитание способствует:
- формированию приобщённости детей к традициям православной духовной культуры и традиционному нравственному укладу жизни русского народа;
- созданию у дошкольников представлений о традиционных праздниках и основных событиях отечественной истории;
- формированию уважения и интереса к родному краю, его истории, к своей родословной, отечественной духовной культуре и её ценностям;
- воспитанию заботливого и бережного отношения к рукотворному, растительному и животному миру, к окружающему миру, чувства ответственности перед людьми (семьей, группой, обществом);
- формированию благоговейного и бережного отношения к семейным реликвиям;
- развитию чувства благодарности, любви и уважения к Родине, её народу, культуре, чувство благоговения перед святынями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Консультация для воспитателей «Сотрудничество с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду» (из опыта работы)
взаимодействие и общение с родителями - процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольно...
Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)
В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...
Экологическое воспитание в детском саду (Из опыта работы)
Полезно педагогам ДОУ....
Выступление по теме: «Диалог культур – как средство нравственно-патриотического воспитания в детском саду» (презентация опыта работы)
Материал муниципального конкурса "Учитель года Мясниковского района" в номинации "Воспитатель года", в котором Мошиян Г.А. стала победителем и участником областного конкурса ...
Актуальность экологического воспитания в детском саду Из опыта работы Воспитателя: Кибанова Вера Петровна
Экологическое воспитание важная часть воспитания в детском саду. Используя проектную деятельность....