Экологическое воспитание в детском саду (Из опыта работы)
статья на тему

Полезно педагогам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_zhurnala.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 7»

(Из опыта работы)

  «Любовь к природе, впрочем,

                               как и всякая человеческая любовь,

 несомненно, закладывается у нас с детства»

И.Соколов-Микитов

     На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

          Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.).

           В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она пробуждает их любознательность. Каждый ребенок хочет радоваться новому дню, приносить радость своим родителям, узнавать каждый день все больше нового и интересного, хочет познавать прекрасный мир, который его окружает. Доказано, что общение с природой благотворно сказывается на общем развитии ребенка, т.к. именно это общение, позволяет не только познать закономерности развития живой природы, но и учит ребенка жить в согласии с природой, учит ее любить, уважать, почитать и беречь.

           Дети дошкольного возраста – это самые маленькие жители Земли. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического образования детей, которое является новым направлением в дошкольной педагогике. В свою очередь, воспитание любви к природе родного края является составляющей общего экологического и, в некотором смысле, патриотического образования подрастающего поколения - нельзя жить в определенном месте, не испытывая к нему никаких нежных чувств - это противоречит человеческой природе.

Так, главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. И тогда рядом оказывается педагог, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, и дети хотят узнать еще больше.

 Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, так и взрослые должны заботиться о воспитании у своих детей чувства бережного отношения ко всему живому. У дошкольников еще мал жизненный опыт, и в силу своих способностей к подражанию, и из доверия к взрослым, малыши перенимают у них поступки.

Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами, - воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе.

Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать  что-то интересное  в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Начиная работу с дошкольниками, перед воспитателями стоит  вопрос:  Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста?  Какие навыки, умения он может усвоить?  Педагог в общении придерживается принципа «не рядом и не над детьми, а вместе», проявляет уважение к личности каждого ребенка.

Экология  - наука комплексная. «Современная экология – это наука о том, как передать Природу, наш общий дом, нашим детям и внукам, чтобы им в нём было жить лучше и удобней, чем нам».

Экологическое воспитание и образование  осуществляется в нескольких направлениях: непосредственно с главными участниками образовательного процесса — с детьми, на педагогическом уровне, во взаимодействии с родителями.

В работе по экологическому воспитанию детей в нашем детском саду используются различные методы и приёмы.

Экологическое воспитание и образование детей происходит через непосредственную образовательную деятельность.  НОД по ознакомлению дошкольников с природой даёт возможность формировать систему элементарных знаний с учетом требований программы в определенной последовательности с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения.

Разработаны  и проводятся интегрированные НОД с использованием интерактивной доски: «Путешествие в весенний лес», «В гости к солнышку» и т.д. Систематически проводятся  целевые прогулки и экскурсии.  Во время прогулок взрослому важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

И все-таки основным методом является наблюдение. Самое светлое место в каждой групповой комнате отведено для  выращивания зеленого лука, петрушки. «Огород на окошке» задействован в течение всего года. Воспитатели вместе с детьми ведут дневник наблюдения за развитием растения.

Начиная с ясельной группы,  проводится цикл наблюдений за  сезонными изменениями  в природе. Ежедневно в группах  оформляются дневники наблюдения за погодой, где  дети отмечают  погоду в течение дня.

Сейчас очень актуальна  проектная деятельность. Она объединяет в себе деятельность детей, педагогов и родителей, позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем в этой области.  В нашем детском саду разработан и реализован с детьми и родителями проект на тему:  «С терренкурами дружить – значит всем здоровым быть».

На территории детского сада созданы образовательные терренкуры – это специально организованные для детей маршруты по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, на участках, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождение экологических и оздоровительных троп.

Терренкур – технология оздоровления детей в условиях ДОУ, общение с природой, чистым воздухом. Терренкур способствует закаливанию организма, а красота природы и спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервного напряжения и расширения знаний по экологии.

Маршруты нашего терренкура включают в себя следующие остановки:

«Занимательная  грамота»                           «Веселая карусель»

«Умка – юный математик»                          «Акварелька»

«Почемучка»                                                 «Во саду ли в огороде»

«Погодка»                                                      «Здоровячок»

«Жавороночки»                                             «Сказкотерапия»

«Светофорчик»                                              «Эколожка»

«Центр игр на асфальте»                               «Спортивная»

Так на остановке «Погодка» решаются задачи:

- организация работы на метеоплощадке систематических наблюдений за погодой;

- формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты и удаленности от Солнца»

- формирования представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

- формирование представления о четырех частях света;

- ознакомление детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, анемометром, барометром, снегомером;

- ознакомление с профессией гидрометеоролога.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны,  как детей, так и их родителей. А у воспитанников вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.

На остановке «Эколожка» у детей

- формируются реалистические представления о природе, расширяется кругозор,

- обогащается словарный запас;

 - активизируются память и внимание;

- развивается интерес к окружающему нас миру;

- закрепляются названия деревьев и кустарников и знания о том, какую пользу  они  приносят человеку;

- формируется доброе и заботливое отношение к флоре и фауне;

- вырабатываются умения замечать изменения в природе (времена года, перелетные птицы), правильно отвечать на вопросы педагога.

- изучаются  и закрепляются  правила поведения на природе: нельзя шуметь в парках, мусорить в лесу, нельзя разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать птиц и зверушек.

Здесь предполагается деятельность ребятишек: уборка территории от  бумажек, веточек; участие в посадке и поливе деревьев, кустарников, цветов; установление кормушек для птиц, наблюдение за прилетом первых грачей, скворцов, ласточек  весной на территорию детского сада;  сбор и оформление гербариев; фотографирование сюжетов природы и животного мира, оформление фотоальбомов.

На остановке  «Во саду ли в огороде» созданы условия   для исследовательской деятельности. Здесь дети вовлекаются в практическую деятельность по выращиванию огородных  культурных растений. Дети узнают об их  многообразии и их отличительных особенностях, об условиях жизни растений и способах ухода за ними, о значимости овощей, фруктов и ягод в жизни человека. Дети совместно с родителями активно принимают участие в выставках  праздника  урожая. Например, к осенним праздникам – выставки поделок из природного материала, гербарии.

Здесь имеется детский инвентарь: лопаты, грабли, палочки для рыхления почвы, ведра, лейки, корзинки для сбора урожая, а также веники, совки для уборки территории, посадочные семена, увеличительные стекла для наблюдения за ростом растений; огородное пугало, комплект одежды к нему с целью переодевания, а также бусы, шляпы.

Остановка «Почемучка» подразумевает расширение перспектив в поисковой и познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы и любознательности, сообразительности и самостоятельности, критичности, умения высказывать  и защищать свою  точку зрения.

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления, обобщить результаты, полученные действенным путем, сопоставить их, классифицировать, сделать выводы.

Здесь имеется оборудование: микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, компас, магниты;

сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);  

водяная мельница, флюгер, емкости для воды, песка, земли;

медицинские материалы: деревянные палочки, шприцы, мерные ложки;

разные виды бумаги: обычная,  картон, наждачная, копировальная;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель), а также воздушные шары и крупы.

Здесь предполагается деятельность: знакомство детей со свойствами песка, воды, почвы и воздуха.

Приведем несколько примеров экспериментальной деятельности детей:

          1.«Вдунь шарик в бутылку».  Скомкать небольшой кусочек газеты в шарик. Положить бумажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно подуть на него. Бумажный шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу.  Вывод:  Вдуваемый воздух обтекает шарик и в бутылке повышается давление воздуха, который выталкивает его.

2. «Звук». За ширмой слышны различные звуки. Педагог выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки. Затем педагог убирает ширму, просит детей рассмотреть на столе предметы, а затем выбрать из них те, с помощью которых можно издавать услышанные ими звуки. Материалы:                        дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

3.«Свойства песка». Воспитатель раздает детям пластиковые бутылочки, наполненные сухим песком и мокрым песком, и показывает, как можно создавать из песка дорожки и узоры на земле.  Вывод: Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой песок свободно высыпается.

4. «Что будет, если огород не пропалывать?»  Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения.  Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте. Чтобы увидеть посеянные семена, придется долго искать их в траве.  Вывод:           Сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.

5. «Потребность растений в воде». Из вазы с цветами выбирается один цветок и оставляется без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставленный без воды, и цветы в вазе. Вывод:  Вода необходима растениям, без нее они погибают.

6. «Муравейник» Положить на муравейник кусочек сахара. Муравьи сразу же облепят его и постараются унести внутрь (они любят сладкое). Вывод:  Муравейники нельзя разорять, наступать на них.

         7. Опыт о свойствах снега.  Вырыть в снегу глубокую лунку и положить в нее уличный термометр. Забросать его снегом и слегка разровнять снег лопаткой. Через 30 минут достать термометр и отметить фломастером, до какого уровня поднялся столбик термометра. Затем закрепить термометр на дереве. Что стало с высотой столбика?  Вывод:  Температура под снегом выше, чем температура воздуха. И так далее.

         Ценность эксперимента заключается в том, что у ребенка стимулируется развитие творческого потенциала, его эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств.

Экологическое воспитание детей строится на игровой основе – с большим включением в образовательный процесс разных видов игр: дидактических, предметных, настольно-печатные игр, словесных, подвижных, творческих, строительных, сюжетно-ролевых:  «Сбор  урожая»,  «Спрячь мышку», «Разноцветные поляны», «Обед для матрешек»,  «Бывает – не бывает?», «Дома зверей»,  «Разноцветная вода», «Что изменилось?», «Рыба, птица, зверь», «Куда залетела пчела?», «Кто в домике живет?», «Шкатулка со сказками», «Что плавает, что тонет?», «Волшебный лес», «Чудесные превращения».

      В процессе дидактических  игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.  Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

     В нашем детском саду проводятся Дни экологии. Вот программа одного такого дня:

8.30      Гимнастика в подготовительной группе № 1 «Утро в лесу»

8.45      Подвижная игра в ясельной группе  «Зайка серенький сидит»

9.00      Наблюдение за золотой рыбкой во 2 младшей группе

9.20      Дидактическая игра в средней группе № 1 «Времена года»

9.40      НОД по экологии в старшей группе № 2 «Дождевые черви»

10.10    Развлечение в подготовительных группах «Поле чудес»

10.50    Работа с природным материалом в изостудии «Черепашка»

             (коллективная работа)

11.20    Экскурсия детей средней группы № 2 в парк

11.40    Наблюдение детей старшей группы № 1за деревьями на прогулке

12.00    Наблюдение детей подготовительной группы № 1 за насекомыми

             «Маленькие труженики леса»

13.00    Педагогический совет «Экологическая гостиная»

                        Повестка  дня:

          1. «Природа – источник красоты»

          2. «Природа – источник доброты»

          3. «Природа – источник познания»

          4. «Природа – источник укрепления здоровья»

          5. Блиц – игра «Экологическое лукошко».

15.10   Беседа в старшей группе №3  «Комнатные растения»

15.25   Труд в природе «высадка рассады цветов» детьми подготовительной

            группы № 1

15.50   Опытническая работа в подготовительной группе № 2

       На территории нашего детского сада имеются различные деревья и кустарники, где организуются  ежедневные наблюдения за природой. На участке отведено место для огорода. На огороде  старшие дошкольники выращивают овощные культуры: щавель, укроп, мяту, лук репчатый, кабачок, томат, перец, морковь. Дети с удовольствием занимаются посадкой и прополкой, поливом овощных культур. Они гордятся собранным урожаем осенью.

В весенний период  коллектив вместе с родителями разрабатывает план по озеленению территории детского сада, совместно с детьми высаживаем цветы в клумбы.

На территории ДОУ разбиваются клумбы различной         конфигурации  из однолетних культур.

Имеются на участках групп и цветники с использованием камней, которые в сочетании с растениями повышают декоративность территории в любое время года.

Каждое лето на наших клумбах цветут цветы, за которыми ухаживаем и любуемся их красотой.

Таким образом,  именно последовательная работа детского сада и родителей

поможет воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, к людям, окружающему миру, что составляет экологическую культуру.

«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из    элементов     нравственности, частица мировоззрения», - писал К.Г.

    Паустовский.

Подготовить молодое поколение современной России к разумной  и счастливой жизни – трудная задача педагогов и родителей. Решать ее необходимо сегодня всеми доступными средствами, невзирая на политическую, финансовую и экономическую нестабильность. И мы стремимся идти в ногу со временем.

                                         Учитель-логопед I КК     Гречкина Татьяна Ивановна

                                         Воспитатель ВКК            Дремина Елена Алексеевна

Список используемой литературы

1. Казаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании    

    старших дошкольников / Г.Н. Казаручик // Ребёнок в детском саду.

    2005.-№3

2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в  детском

    саду. Мир растений. М.: Сфера, 2008.- С.240

3. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. Пособие для

    воспитателей детского сада.- М.:Просвещение,1984.- С160.

4.Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия её реализации в

   детском саду.-М.:Мозаика-Синтез,1999.

5. Рыжова Н.А. В гости к деревьям. //Дошкольное воспитание. 1994.№7

6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.:

    Карапуз, 2000.

7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.:

    Линка-Пресс,2003.

8.Рыжова Н.А.Почва –живая земля. М.:Карапуз-Дидактика,2005.

9.Рыжова Н.А. Что у нас под ногами ( Блок «Песок. Глина. Камни»).М.:

    Карапуз- Дидактика,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в детском саду (из опыта работы)

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-...

Консультация для воспитателей «Сотрудничество с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду» (из опыта работы)

взаимодействие и общение с родителями - процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольно...

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

Выступление по теме: «Диалог культур – как средство нравственно-патриотического воспитания в детском саду» (презентация опыта работы)

Материал муниципального конкурса "Учитель года Мясниковского района" в номинации "Воспитатель года", в котором Мошиян Г.А. стала победителем и участником областного конкурса  ...

Экологический проект в младшей группе детского сада (из опыта работы).

Вашему вниманию  предлагается практические наработки по реализации экологического проекта для детей 3-4 лет в детском саду....

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...

Актуальность экологического воспитания в детском саду Из опыта работы Воспитателя: Кибанова Вера Петровна

Экологическое воспитание важная часть воспитания в детском саду. Используя проектную деятельность....