Самообразование
методическая разработка
«Овладение письменной речью возможно только при условии, если ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи».
Л.С. Выгодский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_podgotovka_ruki_k_pismu.docx | 26.68 КБ |
plan_samoobrazovaniya_vimmelbuh.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию педагога
Хадисовой Тамилы Шихзадеевны
Тема: Подготовка руки детей к письму, посредством дидактических игр и упражнений.
2019 -2020 учебный год
2019 г.
Тема: «Подготовка руки детей к письму, посредством дидактических игр и упражнений»
Актуальность
«Овладение письменной речью возможно только при условии, если ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи».
Л.С. Выгодский
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками.
У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв, и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.
Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение
профессиональной компетентности в вопросах подготовки руки детей старшего дошкольного возраста к письму, посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Построить систему взаимодействия с учителем-логопедом по созданию условий для наиболее качественного развития руки дошкольника
- Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Подготовка детей к обучению письму, посредством дидактических игр и упражнений»
- Подготовить материал и провести мастер класс для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму».
План работы по самообразованию на 2019 -2020 учебный год
Месяц | Цель | Содержание работы | Форма представления результатов |
Сентябрь | Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы | Изучение современной литературы по теме самообразования | Аннотация на методическую литературу Альбом «Осенняя графомоторика» Картотека «Графические диктанты для дошкольников» |
Октябрь | Знакомство с инновационными технологиями | Обзор информации в интернете по изучаемой теме | Перспективное планирование воспитательно- образовательной работы Реализация проекта «Ловкие пальчики» |
Ноябрь | Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива | Ознакомление родителей с играми, направленными на подготовку руки детей старшего дошкольного возраста к письму | Консультация для родителей «Упражнения для подготовки руки к письму», «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Папка передвижка «Подготовка руки ребенка к письму в школе» |
Декабрь | Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности | Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных технологий в процесс подготовки руки детей к письму | Консультация для педагогов на тему «Подготовка детей к обучению письму, посредством дидактических игр и упражнений» |
Январь | Укреплять взаимодействие детского сада и семьи | Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки руки детей старшего дошкольного возраста к письму в домашних условиях | Родительское собрание по теме: «Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму» |
Февраль | Систематизация знаний по изучаемой теме | Разработка конспектов по теме | Размещение материала на личном сайте воспитателя |
Март | Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе | Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки руки детей старшего дошкольного возраста к письму в домашних условиях | Пополнение картотеки дидактических игр и пособий Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму». |
Апрель | Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду | Организация выставки книг и пособий для родителей по теме | Открытое занятие по графомоторике «Цветочная поляна» |
Май | Подведение итогов | Анализ работы по теме самообразования | Отчет |
Выход темы:
- Оформление картотеки «Графические диктанты для дошкольников» (сентябрь)
- Реализация краткосрочноего проекта «Ловкие пальчики» (октябрь)
- Оформление папки передвижки «Подготовка руки ребенка к письму в школе» (ноябрь)
- Сборник консультаций для родителей «Упражнения для подготовки руки к письму», «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» (ноябрь)
- Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Подготовка детей к обучению письму, посредством дидактических игр и упражнений» (декабрь)
- Подготовить материал и провести родительское собрание по теме: «Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму» (январь)
- Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму». (март)
- Проведение открытого занятия по графомоторике «Цветочная поляна» (апрель)
- Отчёт о проделанной работе за учебный год (май)
Литература:
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.- М :ООО «Издательство АСТ», 2000;
- Грищук Л.А. Школа дошкольников.- Волгоград.: издательство «Панорама», 2006;
- Миронова С. А. Развитие письма дошкольников на занятиях в детском саду.- М., 1991;
- Морозова Т.Н. Обучение детей грамоте. Тула, 1993.
- Невская Л.Н., Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте.- М.: Школьная пресса, 2004.
- Новоторцева Н.В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома.- Ярославль: «Академия развития», 1998;
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно.- СПб, 1996;
- Интернет ресурсы
Предварительный просмотр:
План по самообразованию педагога
Хадисовой Тамилы Шихзадеевны
Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через технологию Виммельбух»
2020 - 2022 учебный год
2020 г.
Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через технологию Виммельбух»
Актуальность
ФГОС предъявляет определенные требования к дошкольному образованию. Для этого были определены основные направления в работе – образовательные области. Одна из образовательных областей – речевое развитие.
Речь - является средством общения, познания и социального взаимодействия и в зависимости от формы общения делится на устную и письменную. В соответствии с ФГОС речевое развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:
- Овладение речью как средством общения и культуры;
- Обогащения активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- Развитие речевого творчества;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Формирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — "важнейшее средство человеческого общения".
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду: обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение развивается постепенно.
В настоящее время все большей популярностью пользуются книги с иллюстрациями, так называемые виммельбухи.
Виммельбух — в переводе с немецкого языка «мельтешащая книга». Книга-виммельбух — это книжка, на страницах которой множество мелких изображений, а задача ребенка — рассмотреть их. Далее педагогу предоставляется простор для творчества. Меня заинтересовали эти книги, как что-то новое, интересное, которое поможет развивать речь ребенка.
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение
профессиональной компетентности в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Оформить в группе уголок речевого развития
- Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Технология Виммельбух»
- Подготовить материал и провести родительское собрание по теме: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
План работы по самообразованию на 2020 -2022 учебный год
Месяц | Цель | Содержание работы | Форма представления результатов |
Сентябрь | Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы | Изучение современной литературы по теме самообразования | Аннотация на методическую литературу Картотека сборников Виммельбух |
Октябрь | Знакомство с инновационными технологиями | Обзор информации в интернете по изучаемой теме | Перспективное планирование воспитательно- образовательной работы |
Ноябрь | Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива | Ознакомление родителей с играми, направленными на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста | Консультация для родителей «Что такое виммельбух», «Активизация и обогащение активной речи детей через рассматривание сюжетных картин» Папка-передвижка «Развиваем речь детей» |
Декабрь | Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности | Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных технологий в речевое развитие детей старшего дошкольного возраста | Консультация для педагогов на тему «Технология Виммельбух» |
Январь | Укреплять взаимодействие детского сада и семьи | Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях | Родительское собрание по теме: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» |
Февраль | Систематизация знаний по изучаемой теме | Разработка конспектов по теме | Размещение материала на личном сайте воспитателя |
Март | Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе | Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий. Повысить компетентность родителей в вопросах речевого воспитания детей | Пополнение картотеки дидактических игр и пособий Мастер-класс для родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии виммельбух» |
Апрель | Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду | Организация выставки книг и пособий для родителей по теме | Открытое занятие по речевому развитию «Путешествие в деревню» |
Май | Подведение итогов | Анализ работы по теме самообразования | Отчет |
Выход темы:
- Оформление папки передвижки «Развиваем речь детей» (ноябрь)
- Сборник консультаций для родителей «Что такое виммельбух», «Активизация и обогащение активной речи детей через рассматривание сюжетных картин» (ноябрь)
- Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Технология Виммельбух» (декабрь)
- Подготовить материал и провести родительское собрание по теме: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» (январь)
- Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии виммельбух» (март)
- Проведение открытого занятия по речевому развитию «Путешествие в деревню» (апрель)
- Отчёт о проделанной работе за учебный год (май)
Литература:
- Али Митгуш «Моя большая книжка-картинка. Виммельбух» Росмэн-пресс 2016
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997
- 2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год
- Ротраут Сюзанне Бернер «Зимняя книга», «Весенняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга». Из-во Самокат - 2018
- Саввушкина Т. «Однажды в деревне. Виммельбух» Росмэн-пресс 2016
- Саввушкина Т. «Однажды в городе. Виммельбух» Росмэн-пресс 2016
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...