Рабочая программа "Мы - патруль"
рабочая программа по обж (старшая группа)

Татьяна Сергеевна Адуллина

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma_yuid.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Обеспечение здоровья детей - основная цель. Главная задача цивилизованного общества.

      Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

     Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна приносить ощутимые результаты.

     В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

     Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков. Растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно - транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению являются и дети.  Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

    Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки  правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

    Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.

     В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое  значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

Актуальность проблемы.

 Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

2.1. Новизна и оригинальность

Заключается в возможности дошкольников общаться с сотрудниками ГИБДД, принимать участие в городских конкурсах, беседовать и играть на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.

2.2. Принципы организации работы

1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса дошкольника.

2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.

3. Предполагает постепенное усложнение материала.

4. Добровольность участия в данном виде деятельности.

5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.

6. Доброжелательная и непринуждённая обстановка работы кружка.

2.3. Содержание программы. Цель и задачи программы

2.3.1. Первый год обучения 5-6 лет

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Цель: совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи программы: 

1. Повысить собственный уровень профессионального мастерства и компетентности.
2. Разработать перспективный план работы с детьми. 3.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года 4. Помочь усвоить дошкольникам первоначальные знания о правилах безопасного поведения на улице.
5. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей
дорожной среды.
6. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
7. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и
безопасности детей.
8. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и
слуховое восприятие, творческую активность.

9. Сплотить детский коллектив.

Ожидаемые результаты

- овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- развитие творческих способностей;

- формирование устойчивого познавательного интереса.

- формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

- формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

2.3.1. Содержание программы. Цель и задачи программы

Второй год обучения 6-7- лет

Цель: Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса, а так же правил поведения на дорогах.

Задачи программы:

            Обучающие:

  • Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
  • Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  • Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
  • Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице;
  • Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус);
  • Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

Развивающие:

  • Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
  • Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского;
  • Повысить интерес дошкольников к велоспорту;
  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

      Воспитательные:

  • Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • Выработать у детей культуру поведения в транспорте и дорожную этику.

Ожидаемые результаты

Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;

Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;

Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;

Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.

 

2.4 Отличительные особенности данной дополнительной программы с другими образовательными областями

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.

Отличительными особенностями данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности.

Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж лёгкое дело, а главное интересное..

Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

2.5 Условия реализации программы

  Программа реализуется в следующих направлениях: 

- работа с детьми;

- работа с родителями.

   Определены следующие задачи работы с  детьми:

- формирование умений и навыков по ПДД;

- формирование привычки и интереса к систематическим занятиям по ПДД;

- привитие организационных навыков;

- воспитание воли, смелости, дисциплины;

- адаптирование детей к транспортной среде;

- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

  Формы работы с детьми:

- занятия в кружке по ПДД;

- беседы - диалоги;

- целевые прогулки;

- чтение литературы;

- просмотр видеофильмов.

Определены следующие задачи работы с родителями:

 - повышение педагогической культуры родителей;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

- консультации;

- семинары;

- родительские собрания;

- организация совместной деятельности;

2.6 Учебный план

Возраст

Количество       занятий в месяц

Количество занятий в год

Продолжительность занятий (мин.)

Итого занятий в год (мин)

5-6 лет

4

34

25

850 мин

6-7 лет

4

34

30

1020 мин

2.7 Этапы организации работы с детьми

I Диагностический этап работы над темой самообразования:

1. Изучение методической литературы по теме:

2. Диагностика детей.

II Прогностический этап.

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.

3. Разработка перспективного плана на октябрь – май по ПДД

III Практический этап:

1. Работа с детьми по плану.

2. Разработка конспектов занятий, развлечений для детей.

3. Подготовка наглядного материала для детей:

4. «Дорожные знаки»

5.Основы личной безопасности на дорогах для дошкольников.

6.«Осторожно – гололед!»

2. Содержательный раздел

2.1 Способы и направления поддержки детской инициативы

                Задача педагогов – поддержать инициативу во всех сферах и специфичных видах деятельности.

Поддержка детской инициативы осуществляется путем:

  • Создания развивающей предметно-пространственной среды. Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей.

Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых

Идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки ребенка. Педагог занимает позицию уважения к ребенку. Уважать ребенка – значить считаться с ним, учитывая, насколько то или иное дело важно для него здесь и сейчас, и на сколько то, что он делает,

соответствует содержаниям, заложенным в культуре.

  • Выбора педагогов культурных практик с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

              Просветительская работа с родителями как фактор повышения культуры безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах населенного пункта.

              Формы работы с целью просвещения родителей по вопросам безопасности детей участников дорожного движения: родительский лекторий, круглый стол, консультация, привлечение родителей к совместной работе по организации и проведению соревнований на тему безопасности дорожного движения. Особенности организации работы с родителями.

               Взаимодействие с критически настроенными родителями, создание атмосферы сотрудничества.

2.2 Учебно-тематический план

Октябрь

  1. Мониторинг
  2. «Для чего нужны правила дорожного движения?»
  3. «Дорога и ее основные части»
  4. «Как устроен светофор?»

Ноябрь

      1. Просмотр мультфильма по ПДД «Тетушка Сова»

      2. Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат»

      3. Разучивание стихов по ПДД

      4. «Изготовление книжки-малышки по ПДД»

Декабрь

      1. Подвижные игры по обучению ПДД

      2. «Наш новый друг»

      3. « Дорожные знаки»

      4. «Загадки»

Январь

      1. «Кто есть кто на дороге»

      2. «Правила поведения в транспорте»

      3. Беседа: «Знаю и выполняю ПДД»

Февраль

       1.Беседа «Если ты потерялся в городе»

       2. Беседа «История транспорта, виды транспорта»

       3. Чтение Н. Носова «Автомобиль»

       4. Развлечения « Веселые старты Папа, мама, я – лучшие пешеходы»

Март

       1. Беседа «Как устроен светофор»

       2. Дидактические игры по ПДД

       3. Коллективная лепка из пластилина « Участники дорожного движения»

       4. «Наблюдение за движением машин, работой водителя»

Апрель

       1. Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто»

       2. Беседа «Пешеходный переход» (надземный и подземный)

       3. Беседа «Мы пассажиры»

       4. Аппликация «Светофор»

Май

       1. Чтение А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

       2. Развлечение «Чтобы у всех было хорошее настроение необходимо соблюдать ПДД»

Работа с родителями

  1. Памятка для родителей-водителей «Правила перевозки детей в автомобиле»
  2. Консультация « Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости»
  3. Рекомендации для родителей « Правила Дорожного Движения»
  4. Беседа « Правила безопасности детей на дорогах»
  5. Рекомендации родителям по обучению детей « Правилам Дорожного Движения»
  6. Развлечение по ПДД детей совместно с родителями « Путешествие в страну Светофорию»
  7. Веселые старты « Мама Папа и Я - лучшие пешеходы»

1. Беседа с детьми о запрещающих знаках.

2. Чтение стихотворения "Для чего нам светофор" О. Тарутина.

3. Рассматривание рисунков со знаками "Движение запрещено",

"Опасность", "Поворот. Рассматривание картин с изображением

грузовых и легковых. автомобилей. Сравнение грузового и

легкового автомобиля.

4. Беседа " Поведение детей на дорогах и улицах".

5. Беседа с детьми о специальных транспортных средствах. Чтение

и отгадывание загадок о специальных транспортных средствах.

декабрь

1. Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые

могут встретиться на дороге.

2. Рисование дорожных знаков по желанию.

3. Постройка из строительного материала «Железнодорожный

вокзал» и обыграть его.

4. Беседа "Правила перехода улиц и дорог".

5. Беседа «Новогодние фейерверки. Правила безопасности.»

Январь

1. Беседа «Работа сотрудника ГИБДД».

3. Беседа «Зачем нужен регулировщик?».

5. Беседа о информационно-указательных знаках.

7. Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков.

8. Дидактические игры "Узнай дорожный знак", "Умелый пешеход"

Февраль

1. Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу?»

2. Беседа о том, где можно и где нельзя играть.

3. Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка».

4. Подвижные игры "Стоп", "Не ошибись".

5. Заучивание стихотворения Михалков С. "Постовой".

Март

1. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

2. Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В.

Семурина.

3. Рассказ об опасных ситуациях на дороге и объяснение, где

должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям,

используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте.

Апрель

1. Беседа «Я и мой велосипед».

2. Загадывание загадок по правилам дорожного движения.

3. Рисование различных видов пешеходных переходов.

4. Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного

Май

1. Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».

2. Беседа «Виды дорожных знаков».

3. Рисование дорожных знаков: "Пешеходный переход",

"Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный

переход", "Движение пешеходов запрещено.

Работа с родителями

Октябрь

1. Консультация «Совместная прогулка детей и родителей».

Ноябрь

1. Памятка для родителей «Дети и дорога».

Декабрь

1. Консультации для родителей по формирование у детей дошкольного

возраста навыков безопасного поведения по ПДД.

Январь

1. Консультация «Как сделать детей дисциплинированными

пешеходами».

Февраль

1. Беседа «Зимние игры на улице: чем они опасны?»

Март

1 Рекомендация для родителей: «Если вы куп или ребёнку

велосипед».

Апрель

1. Консультация «Безопасность ребёнка в твоих руках!»

Май

1. Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного

движения).

Гипотеза состоит в предположении того, что положительная

эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию

навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в

разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно

образовательной) будет включена информация по безопасности движения.

Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле

пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск

новых эффективных форм работы, по правилам безопасного поведения

детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ЮИД «Мы - патруль»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ЮИД«Мы - патруль»на 2012-2013 учебный год в подготовительной к школе группе....

Рабочая программа кружка ЮИД «Мы - патруль»

Рабочая программа кружка ЮИД«Мы - патруль»...

Сюжетно-ролевая игра «Экологический патруль»

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Экологический патруль» для детей подготовительной группы...

Проект "Зеленый патруль"

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдения объекты: деревья, травы, насекомые, птицы, реки. И не мало из них нуждаются в помощи и занесены в Красную книгу республики Хакасия и России. Есть...

Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"

Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...

Рабочая программа ЮИД "Дорожный патруль"

1.Оглавление1.1 Паспорт программы. Наименование программы.Рабочая программа юный инспектор движения «Дорожный патруль»   по обучению дошкольников правилам дорожного движения...