ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
статья
В системе дошкольного образования в последние годы произошли существенные изменения, связанные с принятием нового Закона «Об образовании» и внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Впервые дошкольное образование определено в качестве первого уровня образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osnovnye_napravleniya_raboty_uchitelya-logopeda.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
В системе дошкольного образования в последние годы произошли существенные изменения, связанные с принятием нового Закона «Об образовании» и внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Впервые дошкольное образование определено в качестве первого уровня образования.
Говоря о работе логопеда в рамках ФГОС ДО, хочу остановиться регламентирующих документах. В своей работе мы руководствуемся прежде всего:
- Законом РФ «Об образовании» № 273-Ф3;
- Федеральным законом «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
- Типовым положением «О дошкольном образовательном учреждении»;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начального, основного, среднего) заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Одной из целей ФГОС ДО является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования (п. 1.5.2).
Эта цель должна достигаться выполнением одной из главных задач ФГОС ДО - обеспечением равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) (1.6.2).
На сегодняшний день остро встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и правильного коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетний практический опыт работы показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы растет.
Основные направления работы учителя-логопеда в ДОУ:
- Диагностическая деятельность, позволяющая определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей. Она включает в себя:
а) комплексное логопедическое и психолого-педагогическое обследование, в ходе которого выявляется:
- уровень сформированности всех компонентов речевой системы (фонетики, фонематического восприятия, слоговой структуры, лексики, грамматики, связной речи);
- состояние познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения);
- состояние общей и мелкой моторики (артикуляционной и пальчиковой);
- личностные особенности (интерес и мотивация к учебной деятельности, контактность, поведение, активность, реакции, усидчивость, работоспособность, критичность).
Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).
б) сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии;
в) динамическое наблюдение в процессе обучения с целью анализа результативности коррекционно-педагогического процесса.
- Коррекционно-логопедическая и педагогическая работа на групповых и индивидуальных занятиях по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.
Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда в рамках логопедической группы включает:
- занятия с детьми по совершенствованию разных сторон речи;
- совместную деятельность с педагогом-психологом по стимулированию психологической базы речи;
- совместную деятельность с воспитателями;
- совместную деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
- дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
- артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
- пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
- коррекция звукопроизношения разными способами;
- автоматизация звуков в речи;
- дифференциация звуков в речи;
- обогащение словарного запаса;
- закрепление знаний, полученных детьми на групповых логопедических занятиях.
- Консультативная и просветительская работа среди родителей состоит в оказании им консультативной помощи, предоставлении родителям полной информации о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка.
Просветительская деятельность логопеда ДОУ подразумевает проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.
Консультативная работа логопеда ДОУ - это консультирование родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Основными направлениями консультативно-просветительской работы логопеда с родителями являются:
- формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи;
- выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей;
- формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития детей разных возрастных групп и речевых расстройств;
- обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.);
- ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
В течение учебного года консультативно-просветительская работа учителя-логопеда включает:
- участие в родительских пятиминутках, экспресс–выступления на родительских собраниях, рекомендация игр и упражнений для развития речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики ребенка, а также для развития психических процессов;
- проведение индивидуальных и групповых логопедических консультаций для родителей;
- оказание помощи родителям в порядке выполнения домашних рекомендаций;
- участие в проведении тематических встреч, лекций, вечеров, «Дня открытых дверей».
- Профилактическая, просветительская, консультативная работа с воспитателями и педагогическим коллективом включает:
- проведение в течение учебного года консультаций для воспитателей по профилактике речевых нарушений;
- участие в семинарах, педсоветах, проведение мастер-классов;
- участие в подготовке детей к конкурсам, проведению праздников, кукольных спектаклей, театрализованных представлений;
- взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. В...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Всестороннее использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю-логопеду и воспитателям улучшить и усовершенствовать коррекционный процесс по развитию речи воспитанников, сдела...
Основные направления деятельности учителя-логопеда.
Основные направления деятельности учителя-логопедаКоррекционная работа учителя - логопеда в дошкольном образовательном учреждении направлена на преодоление речевых и психофизических нарушени...
Основные направления деятельности учителя-логопеда в ДОУ
Основные направления деятельности учителя-логопеда: формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звуков...
Основные направления работы учителя-логопеда и воспитателя
В консультации говорится о роли учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с ТНР...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Дошкольное образование, является первой ступенью образования, обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС.Совокупность требований при реализации образовательных про...
Памятка для родителей "Основные направления работы учителя-логопеда в ДОУ"
К чему приводят речевые нарушения? Чем, кроме коррекции звукопроизношения, занимается логопед в ДОУ?...