Основные направления деятельности учителя-логопеда.
консультация по логопедии
Основные направления деятельности учителя-логопеда
Коррекционная работа учителя - логопеда в дошкольном образовательном учреждении направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
1. Основные цели деятельности учителя – логопеда
- Выявление детей, имеющих речевые нарушения.
- Коррекция речевых нарушений.
- Профилактика возникновения речевых нарушений у дошкольников.
- Преодоление вторичных проявлений речевой недостаточности: затруднения в общении с окружающим миром нередко препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
2. Основные направления деятельности учителя – логопеда
- Оказание коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии.
- Консультирование педагогов по вопросам, связанным с развитием речи детей.
- Консультирование родителей по вопросам развития речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
К основным направлениям деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении относятся:
- Диагностическая деятельность
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Консультативная работа с родителями и педагогами
- Методическая деятельность
- Аналитическая деятельность
Диагностическая деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении определяет тактику коррекционно-развивающего воздействия, выбор методов, приемов и способов достижения поставленных целей.
Диагностическая деятельность представляет :
Раннее выявление детей нуждающихся в помощи.
Обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи. Результатом проведенной диагностики является подготовка материалов для психолого- педагогического консилиума ( ППк) с целью комплектования групп для детей с тяжелым нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей.Подразумевает изучение речевого (артикуляционный аппарат, дыхание, звукопроизношение, слоговая структура слов, фонематическое восприятие, анализ, синтез, лексико-грамматическая сторона речи, особенности связной речи, темпо-ритмическая характеристика, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
Наблюдение в процессе обучения, диагностика.
Анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.
Коррекционно-развивающая деятельность в дошкольном образовательном учреждении представляет собой интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив , родители ребенка-логопата.
В рамках логопедической группы коррекционно-развивающие направления деятельности учителя-логопеда :
- Занятия учителя-логопеда с детьми по утвержденным лексическим и грамматическим темам.
- Индивидуальные занятия с детьми по звукопостановке и совершенствованию всех компонентов речи.
- Совместная деятельность с педагогом-психологом.
- Совместная деятельность с воспитателями.
- Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя.
- Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
- Артикуляционная гимнастика ;
- Дыхательная гимнастика ;
- Пальчиковая гимнастика ;
-Упражнения на развитие фонематических процессов;
- Коррекция звукопроизношения разными способами;
- Автоматизация звуков в слогах, словах и в речи;
- Дифференциация звуков в слогах, словах и в речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве.
В основу работы положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.
Результаты коррекционной работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.
Просветительская деятельность учителя-логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.
Пропаганда логопедических знаний осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.
Консультативная работа учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения-это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.
Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров.
Основными направлениями консультативно–просветительской работы учителя-логопеда с родителями являются :
- Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
- Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
• Формирование компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
- Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т. д.).
- Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Методическая деятельность учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения включает в себя :
- разработку методических рекомендаций для воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
- перспективное планирование;
- изучение и обобщение передового опыта;
- участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
- обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
- поиск наилучших средств коррекции речи детей;
- изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
- самообразование;
- изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.
Аналитическая работа позволит учителю-логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:
-Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
-Выпускные собеседования .
-Подведение итогов работы за учебный год.
Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
Актуальность логопедической работы растет с каждым годом, т. к. увеличивается количество детей с речевыми проблемами. Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью. Без речевой функции психика не будет полноценно развиваться. Ученые доказали , что эффективнее всего работать с устранением нарушением в дошкольном возрасте. Без овладения устной речи не будет письма и чтения. Ограничение социальных контактов негативно сказывается на развитии личности. Должно быть, правильное комплексное воздействие на проблему. Чтобы выходя из детского сада, дети были полноценно готовы к следующей ступени своей жизни – школе, умели разговаривать, понимали, что они говорят и для чего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. В...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
В системе дошкольного образования в последние годы произошли существенные изменения, связанные с принятием нового Закона «Об образовании» и внедрением федерального государственного об...
Основные направления деятельности учителя-логопеда в ДОУ
Основные направления деятельности учителя-логопеда: формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звуков...
Основные направления деятельности учителя-логопеда
Основные направления деятельности учителя-логопеда ...
Основные направления работы учителя-логопеда и воспитателя
В консультации говорится о роли учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с ТНР...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Дошкольное образование, является первой ступенью образования, обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС.Совокупность требований при реализации образовательных про...
Памятка для родителей "Основные направления работы учителя-логопеда в ДОУ"
К чему приводят речевые нарушения? Чем, кроме коррекции звукопроизношения, занимается логопед в ДОУ?...