Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. Вместе с тем, эта форма работы является одной из сложных сторон профессиональной педагогической деятельности, так как в последние годы изменился социум нашего государства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
И.Н.Сизова
Учитель-логопед МБДОУ №27
Верх-Исетский р-он
Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи.
Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. Вместе с тем, эта форма работы является одной из сложных сторон профессиональной педагогической деятельности, так как в последние годы изменился социум нашего государства.
В законе РФ «Об образовании», «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» сказано, что одна из основных задач детского сада – «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому у родителей и педагогов, работающих на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, должна быть единая общая цель – воспитание и развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья адекватно его индивидуальным психо-физическим возможностям. И если поставленные задачи мы решаем сообща, согласованно, объединяем совместные усилия для того, чтобы речь детей соответствовала своей возрастной норме, то к выпуску их в школу достигаются положительные результаты.
Первое знакомство с родителями происходит после зачисления детей в логопедическую группу, на первом родительском собрании, в сентябре месяце. Это очень важный этап в жизни и родителей, и логопеда. Обычно, многие родители очень волнуются, так как их пугает неизвестность, им ещё многое непонятно, они не достаточно хорошо представляют, что это за группа, как строится система коррекционного обучения детей. Поэтому желательно на первом родительском собрании дать общую информацию о группе, рассказать обо всех преимуществах посещения детьми такой группы, приводятся примеры положительной динамики развития детей с тяжёлыми нарушениями речи, т.е. родители получают только позитивную информацию. И как результат – от родителей начинает исходить положительная энергетика, а на лицах появляются улыбки. Учителям - логопедам всегда радостно слышать от родителей: «Мы вам доверяем». Это главный стимул качества коррекционной работы – ответственность за детей и доверие родителей.
Основные направления взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи:
Познавательное. При поступлении детей в группу необходимо помочь родителям в осознании особенностей и проблем их ребёнка. По истечении некоторого времени с начала обучения в группе, когда учитель-логопед достаточно хорошо изучил ребёнка в результате обследования, увидел его возможности, потенциал, родители приглашаются на беседу, консультацию. В ходе этой консультации необходимо остановиться на том положительном, что есть у ребёнка и на проблемах, которые предстоит преодолевать в тесном сотрудничестве с родителями. Важно разговаривать, не задевая самолюбия родителей, так как, обычно, они очень болезненно реагируют на то, что у их ребёнка не всё благополучно. Существует такой термин «культура общения». Видя волнение и беспокойство родителей, надо стараться правильно выстраивать свой стиль общения. Это важное умение для педагогов, которое совершенствуется с опытом работы.
Конструктивное. Сотрудничество с родителями должно быть результативным. Это может быть достигнуто при установлении доброжелательных, доверительных отношений между родителями и педагогами. Когда логопеду доверяют, убеждаются в его компетентности, в том, что он всё сделает для ребёнка, с ним будут плодотворно сотрудничать. Родители, в свою очередь, являются авторитетом для ребёнка. Они ежедневно могут закреплять речевые навыки в непосредственном общении.
Информационно-аналитическое. Важно объяснить родителям особенности обучения, воспитания детей с общим недоразвитием речи. Полезно их ознакомить с перспективными планами работы, с возрастными особенностями детей дошкольников. Так же при необходимости показываются приёмы постановки звуков, чтобы родители были в курсе того, чего хочет добиться от ребёнка логопед. Это реализуется во время консультаций, индивидуальных и групповых занятий. Дети приглашаются вместе с родителями на занятия, когда специалист чувствует, что им не понятны некоторые артикуляционные упражнения, приёмы работы над автоматизацией звуков, развитием фонематического слуха, звукового анализа. Родители всегда проявляют заинтересованность, а дети в присутствии своих мам и пап рады показать свои достижения.
Очень важно в моменты совместных занятий поддерживать эмоционально - положительный стиль взаимодействия и с родителями, и с детьми. Когда есть определённые трудности, надо объяснять родителям, что добиться положительных результатов можно только при соблюдении принципа системности, а так же при выполнении всех рекомендаций учителя-логопеда.
Так происходит оказание информационной помощи, так как родителям не хватает опыта, знаний. Можно дать рекомендации о прочтении какой-либо литературы, использовании дома конкретных дидактических игр для развития внимания, памяти, мышления, игрушек на развитие мелкой моторики, дыхания, силы воздушной струи. Основная информация даётся во время индивидуальных консультаций. При необходимости родителям рекомендуется посетить с ребёнком врача-психиатра или невролога, которые назначают нужное лечение. При этом надо уметь объяснить родителям, зачем это важно сделать.
Таким образом, родителей надо привлекать к активному участию в обучении с первых месяцев пребывания их ребёнка в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью следующих форм работы:
Родительские собрания. В течение учебного года проводится несколько родительских собраний (3-4), тематика которых планируется в зависимости от возраста детей. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что какие бы значительные позитивные изменения в речи ребёнка не происходили на логопедических занятиях, они приобретут значение для ребёнка при условии применения их в повседневной жизни.
Консультации. Это важная форма взаимосвязи в работе учителя-логопеда и родителей. Темы определяются заранее, но они при необходимости могут меняться.
Открытые индивидуальные и фронтальные занятия для родителей. Во время таких мероприятий мамы и папы могут видеть, как работают все дети и их ребёнок в частности. Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и на личность в целом. А взрослые всегда должны видеть в ребёнке, прежде всего, хоть и маленького, но человека.
Наглядно-информационная форма работы. В группе обязательно оформляется речевой уголок, где демонстрируется различный материал, несущий информационную направленность. Обычно, в таких уголках освещаются особенности педагогического процесса. Она представлена в виде различных рекомендаций по развитию общей и мелкой моторики, графических навыков, подвижности органов артикуляции. Так же родители узнают о том, какую лексическую тему дети изучают в течение недели, даются рекомендации для лучшего усвоения детьми лексико-грамматических категорий и развития связной речи. Выкладываются на стенд тематические памятки для родителей. Экран звукопроизношения отражает динамику постановки, автоматизации и дифференциации звуков.
Логопедические утренники. Это праздничное мероприятие, которое имеет особую значимость. Проходит оно в конце учебного года и является своеобразным отчётом логопеда о развитии речи детей. Дети демонстрируют свои возможности перед родителями, педагогами. Ситуация успеха является мощным стимулом для развития личности детей. Готовятся такие мероприятия совместно с родителями.
Библиотека игр и упражнений. Эта форма работы так же привлекает родителей к активному участию в коррекционной работе. Родители всегда откликаются на просьбы в оказании помощи по изготовлению пособий. Руками родителей и детей сделаны «звуковые линейки», «звуковые экраны», сделаны фишки для звукового анализа, сшиты «кассы букв». Родители могут воспользоваться подбором практического материала, который, в основном, собран по конкретной лексической теме.
Описанные формы взаимодействия с родителями эффективно применяются мною в течение ряда лет, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. На методических объединениях учителей-логопедов педагоги часто делятся своими идеями о разнообразных формах работы с родителями. Это ещё раз подтверждает важность такого сотрудничества в целях повышения эффективности воспитания и развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
Презентация...
Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи дошкольника с общим недоразвитием речи.
Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи дошкольника с общим недоразвитием речи....
Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня
Статья посвящена взаимодействию учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня. Из опыта работы в статье описываются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы...
Практическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Мебель".
Данный материал поможет учителю- логопеду организовать качественное взаимодействие с воспитателями при систематизации детских представлений в лексическом цикле "Мебель". В данном материале п...
Практическое взаимодействие учителя-логопеда с родителями при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Мебель".
Данный материал поможет учителю- логопеду оформить для родителей папку-передвижку в период изучения лексического цикла "Мебель", при организации единого образовательного пространства для дет...
Практическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Продукты питания".
Данный материал поможет учителю- логопеду качественное взаимодействие с воспитателями при систематизации детских представлений в лексическом цикле: "Продукты питания". В данном материале под...
Практическое взаимодействие учителя-логопеда и родителей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Продукты питания".
Данный материал поможет учителю- логопеду оформить для родителей папку- передвижку в период изучения лексического цикла: "Продукты питания", при организации единого образовательного простран...