Статья "Организация волонтёрской деятельности сельским детским садом в процессе реализации проекта «Экология добрых сердец»"
статья
Статья в журнале "Дети Ярославии" октябрь 2022 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veterok_ekostatya_volonterstvo_baskova_a.v._timofeeva_yu.yu_.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация волонтёрской деятельности сельском детском саду в процессе реализации проекта «Экология добрых сердец»
Баскова Анастасия Валерьевна,
учитель-логопед МДОУ №26 «Ветерок» ЯМР,
Тимофеева Юлия Юрьевна
воспитатель МДОУ №26 «Ветерок» ЯМР
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле — каждый колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки…
Всё, что рядышком со мною, —
Это всё моё родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём!
(В.Н. Орлов)
Экологические проблемы являются одними из самых острых и масштабных проблем современного человечества. Люди планеты Земля имеют сегодня гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Но оказывается, что этого недостаточно, чтобы ликвидировать экологическое невежество. С каждым годом проблема обостряется и сегодня важно привлечь внимание к этому внимание всех взрослых и детей. Необходимо донести до детей и их родителей мысль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле. В дошкольном возрасте у детей формируется ценностно ориентированная личность, закладывается положительное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям. Именно детский сад вместе с семьей может очень активно прививать у детей любовь к планете и формировать заботу о своём родном крае и природе.
Поэтому в нашем саду мы создали клуб «Экология добрых сердец», работа которого была направлена на просветительскую деятельность в отношении экологических проблем. Родители и дети вместе с педагогами участвовали в играх, беседах и мастер-классах. Для статистики отметим, что в начале года в клуб пришли только 10% родителей, а к концу года его участниками стали 75% семей. Несколько слов о целевой составляющей проекта, которая вобрала в себя основную его идею.
Целью проекта стало развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры родителей и воспитанников. Эту цель мы достигали через комплекс эколого-педагогических задач:
1. Показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую значимость;
2. Формировать у родителей и воспитанников начальные сведения о природе и взаимодействия человека с окружающей средой, а также об ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты: место в котором мы живём;
3. Развивать познавательную, волонтёрскую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;
4. Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Проект имеет открытый и вариативный характер, включает в себя направления (игры, акции, конкурсы, беседы, развлечения, мастер классы), а его участниками являются педагоги, дети и родители.
Мы провели опрос родительской общественности и получили информацию о том, какова мотивация такой деятельности у участников нашего проекта. Ответы распределились примерно в 5 групп:
- Совместный досуг (стремление жителей села к совместному досугу со своими детьми);
- Преобразование планеты (украшение и преумножение природных богатств);
- Сохранение природы (забота о природе и животных)
- Благоустройство своей маленькой родины (стремление жителей к благоустройству села);
- Интерес к экологической ситуации через конкретные волонтерские дела (воспитание трудолюбия, любознательности и наблюдательности у детей и взрослых).
Инструментом и главной идеей проекта является детское экологическое волонтерство.
Волонтёрство – это общественно значимая деятельность на добровольной основе без получения вознаграждения за неё [1]. Данное слово было в начале совсем не понятно ребятам, которые ходят в сад. Мы взрослые должны доступно и понятно объяснить, показать пользу и необходимость данного направления.
Волонтерская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение [2].
Экологическое волонтёрство – один из самых интересных, понятных и доступных видов деятельности для детей дошкольного возраста.
В настоящее время волонтерство в РФ набирает новые обороты. Оно основывается на молодом поколении, которое способно проявлять инициативу, в сознании которого рождаются мысли о поддержке и помощи тем, кто в этом нуждается. Волонтеры играют важную роль в жизни социума, поскольку в современной жизни имеется довольно большое количество проблем, которые решение которых невозможно без помощи добровольцев. Воспитанники нашего сада с удовольствием осваивают азы данного движения [3].
Одной из формы экологического волонтёрства с родителями и детьми стала акция «ЯрЭкомобиль», это передвижная станция приёма вторсырья для переработки, оборудованная в небольших автомобилях. Представитель «ЯрЭкомобиля» ежегодно проводит встречи-беседы с родителями, детьми, педагогами, на которых помогает понять гражданам что такое сортировка, а также внести свой вклад в заботу о природе. С каждым годом участников по сортировке вторсырья становиться все больше. Во 2-ой год работы с «ЯрЭкомобилем» в акции приняло участие более 50% родителей. С каждым новым приездом «ЯрЭкомобиля» на акцию приходят все больше жителей посёлка, школьники и взрослое население, а не только воспитанники детского сада с родителями.
В рамках экологического волонтерства в поселке Сарафоново в 2020-2022 гг. были проведены эко-акции «Вырасти рассаду для детского сада», «Подари птице дом» (весной в селе появилось 15 новых скворечников), «Семейный субботник», «Кормушки для птиц» (с любовью сделанные руками родителей совместно с детьми кормушки были размещены по территории нашего села, а дети с удовольствием подкармливали зимующих птичек пшеном, крошками хлеба, семечками и наблюдали, как стайки птиц дружно прилетали к кормушкам, склевывая приготовленный для них корм).
Несколько лет назад мы начали проводить акцию «Накорми бездомных животных», в результате которой нашим социальным партнером стал приют "Ковчег" (г. Ярославль). Педагоги на занятиях по ознакомлению с окружающим миром провели с детьми предварительную просветительскую работу, а для родителей на сайте и на стендах в группах разместили информацию о приюте и проводимой акции. Все вместе – дети, родители, педагоги и сотрудники детского сада - приносили из дома постельное белье, корм и миски для собак, содержащихся в приюте. Желающие семьи могли посетить «Ковчег» и помочь волонтерам приюта выгуливать животных. В ходе реализации акции педагоги, дети и родители проявили высокую активность. В последней акции приняло участие более 50 семей.
Несколько лет подряд еще одна акция детского сада «Мусору-НЕТ!» помогает сохранять порядок в нашем селе. Мы вместе с семьями воспитанников изготовили и разместили агитационные таблички с призывами не мусорить. Очень эффективно, когда дети, проходя по территории села, видят чистоту, сами отмечают самые чистые дворы, приводят в порядок детские площадки. Важно было установить урны и научить жителей села пользоваться ими. Самых активных жителей и самые лучшие эко-семьи мы отметили благодарственными письмами.
Результаты совместной работы детского сада и семьи видны в поселке. Постоянный рост количества участников экологических акций, детей-волонтеров говорит о том, что эта деятельность важна и востребована. Дети проявляют заботу и интерес к окружающей среде. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей помогает решать социально значимые проблемы не только детского сада, но и всего сельского поселения.
Учебный год закончен, но экологическая работа продолжается в нашем детском саду и летом. Педагоги не останавливаются на достигнутом, предлагая новые формы работы для привлечения детей и родителей к волонтерской деятельности в течение всего года. Это помогает формировать у детей дошкольного возраста желание участвовать в различных формах социальной активности, смысл которых и в том, чтобы перейти от простого пассивного неодобрения экологической неграмотности и проявления безразличного отношения к здоровью планеты - к активным действиям в сообществе детей и взрослых.
Список источников и литературы:
- Волонтёрство. https://www.profguide.io/article/chto-takoe-volonterstvo-i-kto-takie-volontery.html
- Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации : метод. пособие. М. : Вентана-граф, 2015. 184 с.
- Чижмакова В. И., Кудряшова Н. А., Костина С. Б. Технология «Дети-волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников // Молодой ученый. 2018. № 46.п. С. 1О6 111.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в детском саду как метод реализации ФГОС
Развивать у дошкольников познавательный интерес к окружающему миру, желание что-то узнавать, изучать, воспитание желания учиться поможет метод проектов....
Презентация для педагогов «Технология проектной деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»
В презентации представлен теоритечиский материал о разработке и реализации проектов в деятельности педагога. ...
деловая игра «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования с одарёнными детьми»
Деловая игра для педагогов...
доклад "Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
"Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в прцессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практический заданий - методов ...
Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования....
Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоят...
Образовательные области, направленные на решение задач ООП детского сада в рамках реализации проекта виртуальный детский сад «мы вместе»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ВИРТУАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «МЫ ВМЕСТЕ»...